Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Механизм образования монопольной прибыли

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение....................................................................................... 3

Механизм образования монопольной прибыли    5

2. Монополизация как фактор максимизации прибыли.................................................................................................................... 12

3. «Чистые» потери при монополизации............... 19

Ограничение прибыли естественных монополий 24

Заключение.............................................................................. 26

Литература................................................................................ 27

 

                                

 Введение

В данной работе анализируется явление монополизации как фактор максимизации прибыли. Возникающая наряду с этим проблема чистых потерь имеет ряд особенностей в попытках их преодоления и разрешения. Общий подход к теме работы формулируется в следующих положениях.

Cмысл организации крупного произ­водства был бы минимален, если бы пришлось в неболь­шом числе изготовлять продукты с сильно отличающимися свойствами, поскольку для каждого их сорта понадобились бы но­вые технологии, новое оборудование, заново обученный пер­сонал. Даже если крупная фирма была бы создана, в техноло­гическом отношении она в таких условиях представляла бы плохо связанный конгломерат мелких производств.

Поскольку рынок по большей части требует примерно одинаковых товаров, их выпуск большими сериями может быть налажен исключительно рационально. При этом наблюдается следующая закономерность: появление в отрасли крупных фирм и ее переход в олигополистическое состояние обычно со­провождается резким увеличением производительности (олигополией, собственно, и называется такое состоя­ние рынка, когда на нем действуют лишь несколько крупнейших фирм). Наиболее известные примеры способны прояснить результат исследуемого процесса.

Создание Дж.Д.Рокфеллером гигантского нефтяного тре­ста "Стандарт ойл" привело к 6-кратному снижению (а не к росту) цены!) 1 галлона керосина (с 2,5 до 0,4 ц.) всего за 6 лет. Будучи монополистом, фирма Рокфеллера была гигантом, каких в истории мало, тем не менее снижала цены, вместо того, чтобы их взвинчивать. Точно так же и монополизация (олигополизация) черной металлургии вызвала стреми­тельное сокращение издержек и цен. Основанный Э. Карнеги гигант продавал в 1889 г. 1 т рельсов за 29 $, тогда как еще в 1880 г. она стоила 68 $. Формирование до ныне остаю­щегося лидером германской химической промышленности концерна "Байер" вызвало падение цены 1 кг анилиновых красителей с 200 до 9 марок. А век спустя столь же драмати­ческим ростом производительности труда (и падением цен) сопровождалось вторжение крупнейших электронных фирм на рынок персональных компьютеров и вытеснение с него мелких фирм-изобретателей этой популярной разновиднос­ти вычислительных машин.

В основе столь впечатляю­щего прогресса лежит несколь­ко факторов, исследуемых в настоящей работе.


Механизм образования монопольной прибыли

 

В условиях свободной конкуренции происходит образо­вание средней нормы прибыли. Однако в эпоху монополи­стического капитализма свободной конкуренции не суще­ствует, господствующее положение в экономике и бизнесе принадлежит монополиям. Монополии сосредотачивают в сво­их руках огромную экономическую мощь. Это позволяет получать им такие прибыли, уровень которых значительно превышает среднюю норму прибыли. Высокие прибыли мо­нополий включают в себя следующие элементы:

1) среднюю прибыль. Ее участники монополий присваи­вают не потому, что они монополисты, а просто потому, что они предприниматели;

2) сверхприбыль как разницу между общественной и ин­дивидуальной стоимостью товаров. Положительной эта раз­ность складывается на лучших предприятиях. Монополии, обладая значительными капиталами, имеют более широкие возможности использовать лучшую технику, технологию и менеджмент;

3) монополистическую сверхприбыль, связанную с уста­новлением монопольных цен выше стоимости товаров. Мо­нополистическая сверхприбыль есть специфическая эконо­мическая форма, в которой реализуется господство монопо­лий[1].

Под монопольной прибылью понимается вся прибыль, присваиваемая монополиями и входящая в цены продавае­мых ими товаров. Монопольная прибыль отличается от средней прибыли по следующим направлениям:

1) по получателям. Среднюю прибыль получает любой предприниматель, который осуществляет производство и сбыт продукции в общественно нормальных условиях производства. Монопольную прибыль присваивают только участники монополистических союзов;

2) по величине. Монопольная прибыль превышает сред­нюю прибыль. Она намного больше прибыли немонополизированных предприятий. Монополии присваивают все возра­стающие прибыли;

3) по источникам. Единственным источником средней прибыли служит прибавочная стоимость. Монопольная при­быль также имеет своим источником прежде всего приба­вочную стоимость. Однако монопольная прибыль черпается не только из прибавочной стоимости, но и из стоимости, создаваемой трудом других социальных групп населения.[2]

Монопольно высокие прибыли имеют следующие глав­ные источники:

1) прибавочная стоимость, создаваемая наемными рабо­чими, а также частично и стоимость рабочей силы. На моно­полизированных предприятиях является очень высокой ин­тенсивность труда, применяются различные потогонные си­стемы труда. Монополии эксплуатируют не только соб­ственных рабочих, но и рабочих немонополизированных предприятий через механизм продажи им товаров выше сто­имости. Подъем монополиями цен на предметы потребления ведет к падению реальной заработной платы ниже стоимости рабочей силы. В итоге монополии эксплуатируют наем­ных рабочих как путем присвоения их прибавочного труда, так и путем присвоения части их необходимого труда;

2) стоимость, созданная трудом мелких товаропроизво­дителей в развитых странах. Монополии эксплуатируют не только наемных рабочих, но и мелких производителей де­ревни (крестьян) и города (ремесленников). Эта эксплуата­ция осуществляется через механизм установления монопо­лиями высоких цен на товары монополизированных пред­приятий и низких цен на товары, которые они покупают у мелких производителей;

3) стоимость, созданная трудящимися в экономически слаборазвитых странах. Монополии получают свои прибы­ли не только внутри страны, но и извне за счет эксплуата­ции народов экономически слаборазвитых стран. Достаточ­но указать на неэквивалентный обмен, заключающийся в том, что монополии продают свои товары на рынках разви­вающихся стран по ценам выше стоимости, а покупают то­вары этих стран по ценам ниже стоимости;

4) перераспределенная прибавочная стоимость между предпринимателями в пользу монополистов. Когда монопо­листы продают свои товары выше их стоимости немонопо­лизированным предпринимателям, а последние не могут от­ветить тем же, то происходит перераспределение части при­бавочной стоимости от немонополистической к монополи­стической буржуазии. Здесь источником монопольной при­были служит тоже прибавочная стоимость, но прибавочная стоимость, созданная рабочими на немонополизированных предприятиях.

Средняя прибыль выражает прежде всего отношения между наемными рабочими и предпринимателями, а также отношения между предпринимателями. Монопольная при­быль выражает более сложный комплекс производственных отношений, а именно:

1) между монополистами и рабочим классом;

2) между монополистами и мелкими производителями в развитых странах;

3) между монополистами и трудящимися массами эконо­мически слаборазвитых стран;

4) между монополистами и немонополистами, а также между самими монополиями, каждая из которых конкури­рует с другими монополиями, стремясь получить в свою пользу максимальную прибыль.[3]

Естественная монопольная прибыль — это форма реали­зации естественной промышленной монополии, возникшей в результате присвоения и хозяйственного использования ка­питалом редких и свободно невоспроизводимых элементов производительных сил. Сюда относится, например, моно­польная рента.

Искусственная монопольная прибыль возникает в ре­зультате монополизации рынка или производства и рынка сбыта какого-то продукта. Ее возникновение связано с появ­лением монополий. По мере развития капитализма искус­ственная монопольная прибыль принимает следующие все более развитые формы:

1) случайная форма монопольной прибыли. Она образу­ется для покупателя или продавца благодаря случайному соотношению спроса и предложения, а также благодаря случайно возникшей монополии на определенный вид про­дукции, на лучшую в данной отрасли технику, технологию или рабочую силу. У других капиталов данной отрасли или других отраслей возникают такие же по величине потери, вычеты из средней прибыли. Случайные монопольно высо­кая прибыль одних капиталов и монопольно низкая при­быль других капиталов выступают как два полюса выраже­ния средней нормы прибыли;

2) устойчивая (развернутая) форма монопольной прибы­ли. Она получает массовое развитие в конце XIX — начале XX в. в результате возникновения устойчивой монополии на некоторые виды товаров, на лучшую в отдельных отраслях технику, технологию и рабочую силу. Монополии за­труднили перелив капитала и обеспечили себе за счет немо­нополизированного сектора большие сверхприбыли. На них не распространяется процесс выравнивания прибылей.

Обычная средняя прибыль монополий закрепляется и прини­мает характер постоянной ренты. А над нею образуется ус­тойчивое приращение — добавочная прибыль, реализуемая в монопольной цене. Она и становится сверхприбылью. Отрас­ли — покупатели товара, произведенного монополией, вна­чале несут потери, равные монопольной прибыли. Они включают эти потери в издержки производства и цены сво­их товаров. Тем самым перекладывают свои убытки на ос­тальные отрасли. В итоге масса и норма средней прибыли совокупного капитала снижаются на величину монопольной прибыли. А сумма цен повышается в результате роста издер­жек производства многих товаров. Чем выше монопольная прибыль, тем ниже масса и норма средней прибыли. Таким образом, устойчивая монопольная прибыль не выступает формой проявления средней прибыли. Наоборот, она отри­цает последнюю, искажает и затрудняет действие механиз­ма цен производства в немонополистическом секторе произ­водства. Развитие устойчивой монопольной прибыли проис­ходило путем распространения акционерных компаний;

3) всеобщая форма монопольной прибыли. Она возника­ет в условиях, когда монополии всесторонне подчинили себе экономику и в результате этого оказались на большинстве рынков и основными продавцами, и основными покупателя­ми. Б монополистическом секторе конкуренция эффективно устраняет обогащение одних отраслей за счет других. Нор­ма прибыли различных по уровню доходов отраслей отли­чается не более чем на 1—2%.

Эффективное выравнивание прибыли в монополистиче­ском секторе не означает восстановления действия в нем закона средней прибыли в его прежней форме. Усредненная прибыль монополизированных отраслей — это и есть не что иное как средняя монопольная прибыль. Чем больше масса монопольной прибыли поступает в распределение между монополизированными отраслями за счет сокращения при­былей немонополизированных отраслей, тем выше масса и норма средней монопольной прибыли.[4]

Формой реализации монопольной прибыли выступает монопольная цена. Это связано с тем, что прибыль монопо­лий равняется разности между суммой цен проданных ими товаров и суммой их издержек производства.

Монопольные цены — это цены, устанавливаемые моно­полиями. Монопольные цены отклоняются от стоимости (цены производства) товаров и обеспечивают получение монопольной прибыли. Различают два вида монопольных цен:

1) монопольно высокие цены, т. е. цены, устанавливае­мые монополиями на продаваемые ими товары;

2) монопольно низкие цены, т. е. цены, устанавливаемые монополиями на покупаемые ими товары. К последним от­носятся: а) товары, производимые крестьянами и ремеслен­никами в развитых странах, б) товары, производимые в эко­номически слаборазвитых странах.

Два вида монопольных цен представляют собой экономи­ческую реализацию двоякого господства монополий. Во-пер­вых, господство монополий в производстве и сбыте своих товаров реализуется путем установления ими монопольно высоких цен на эти товары. Во-вторых, господство монопо­лий на рынке при покупке товаров у крестьян и ремесленни­ков в своей стране, а также при покупке товаров экономиче­ски слаборазвитых стран реализуется путем установления монопольно низких цен на эти товары.

В результате установления монопольно высоких и моно­польно низких цен возникают так называемые ножницы цен. Это прежде всего ножницы цен на промышленные и сельскохозяйственные товары. Как правило, цены на про­дукцию промышленности растут быстрее, чем на сельскохо­зяйственное сырье.

Ножницы цен имеются также между ценами экспорти­руемых из развитых стран товаров и ценами товаров, им­портируемых ими из слаборазвитых стран. С течением вре­мени предприниматели развитых стран за свои товары при­обретают все больше продукции, закупаемой за рубежом.

Как известно, цена производства представляет собой из­держки производства плюс средняя прибыль.

Монопольно высокая цена равняется издержкам произ­водства плюс средняя прибыль и плюс монополистическая сверхприбыль. Поэтому монопольно высокая цена всегда превышает цену производства и обычно превышает также стоимость монополизированных товаров,

В погоне за сверхприбылью монополии систематически повышают цены на товары. А возникновение новых круп­ных монополий в той или иной отрасли промышленности приводит к повышению цен. Это важнейший путь увеличе­ния прибыли монополий.[5]

Монопольно высокие цены представляют собой особую разновидность рыночных цен. Цены на продукцию монопо­лизированной промышленности длительно отклоняются вверх от цены производства и стоимости. И конечно, здесь дело не только в желании монополистов вздувать цены. К объективным условиям, дающим монополиям возмож­ность удерживать цены на повышенном уровне, необходимо отнести:

1) искусственное ограничение предложения товаров, производимых самими монополистами;

2) доведение до разорения немонополизированных пред­приятий, что также ограничивает предложение товаров;

3) ограничение ввоза товаров из-за границы с помощью протекционистской политики государства.

Хотя монопольная цена, как правило, превышает их стоимость, это не означает, что закон стоимости в эпоху монополистического капитализма перестает действовать. Действительно:

1) и в эпоху монополистического капитализма закон сто­имости определяет общую сумму товарных цен. Правда, об­щая сумма монопольно высоких цен превышает общую сум­му стоимости монополизированных товаров. Но продаже этих товаров выше их стоимости противостоит продажа ниже стоимости товаров немонополизированных предприя­тий. Монопольно высокие цены не увеличивают общую сумму товарных стоимостей, но ведут к перераспределению этой суммы в пользу монополистов;

2) закон стоимости через механизм конкуренции ставит границы повышению цен монополиями. Обострение конку­ренции нередко ведет к срыву монопольных цен. Например, в конце 20-х годов XX в. цены на медь, которые вначале были сильно подняты международным медным синдикатом, упали под давлением конкуренции со стороны алюминия и других заменителей;

3) монополии не в состоянии постоянно удерживать цены на высоком уровне вследствие циклических колебаний производства. Факт падения цен во время кризисов свиде­тельствует о том, что монополии не могут по своему произ­волу регулировать цены на товары. Закон стоимости про­должает действовать и в. эпоху монополистического капита­лизма.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...