Главная | Обратная связь
МегаЛекции

Информационное взаимодействие в образовательном процессе





Лекция 3. Особенности применения информационных и коммуникативных технологий в образовательном учреждении

1.Информационное взаимодействие в образовательном процессе.

2. Методы и организационные формы образования с использованием средств информационных и коммуникационных технологий

Информационное взаимодействие в образовательном процессе

Введем новые понятия и термины, которые привносит в образовательную практику использование различных средств ИКТ. В первую очередь к ним относятся такие понятия, как информационное взаимодействие образовательного назначения, информационно-коммуникационная предметная среда и др.

Информационное взаимодействие образовательного назначения (ИВ ОН) в условиях использования средств информационных и коммуникационных технологий — деятельность, направленная на сбор, обработку, применение и передачу образовательной информации, осуществляемая субъектами образовательного процесса с использованием образовательного средства, функционирующегося на базе ИКТ и обеспечивающая: психолого-педагогическое воздействие, ориентированное на развитие креативного (творческого) потенциала индивида; формирование системы знаний определенной предметной области; формирование комплекса умений и навыков осуществления познавательной деятельности, в том числе по изучению закономерностей предметной области.

Под технологией информационного взаимодействия образовательного назначения будем понимать совокупность средств и методов, реализуемых на базе средств ИКТ, применение которых обеспечивает заданный результат (в рассматриваемом нами случае — педагогическое воздействие, направленное на достижение определенных образовательных целей).

Рассмотрим условия формирования и функционирования информационно-коммуникационной среды.

Для современного общества этапа информатизации и глобальной массовой коммуникации характерен процесс активного использования информации в качестве общественного продукта в условиях функционирования всемирной информационной среды («сетевого пространства»), позволяющей формировать информационный поток сообразно интересам и предпочтениям конкретного потребителя информации. Это значительно расширяет сферу применения информационных ресурсов, обеспечивая не только доступ к крупнейшим библиотекам мира, телестудиям, полнотекстовым базам данных или копиям реальных исторических документов, но и непосредственное информационное взаимодействие с партнерами, единомышленниками, коллегами по работе.



В настоящее время в образовании все шире применяются средства ИКТ, обладающие интерактивностью, возможностью осуществления сбора, обработки, продуцирования, передачи, тиражирования информации, в том числе на базе информационного ресурса, распределенного в глобальной сети Интернет, возможностью представления учебной информации средствами компьютерной графики и анимации и т. п. Современные средства информационных и коммуникационных технологий практически снимают ограничения по объему и скорости транслируемой информации, в том числе аудио- и видеоинформации, а средства навигации сетевого пространства обеспечивают возможность обращения к любому, сколь угодно удаленному источнику информации. Более того, современные средства информационного взаимодействия в «сетевом пространстве» позволяют создавать информационный продукт специалистам, находящимся в разных регионах и странах.

Стремительное развитие информационных и коммуникационных технологий, характерное для конца прошлого — начала нового века, создает невиданные ранее условия интерактивного информационного взаимодействия с использованием распределенного информационного ресурса глобальной сети Интернет, что определяет появление нового понятия «информационно-коммуникационная среда».

Информационно-коммуникационная среда — совокупность условий, обеспечивающих осуществление деятельности пользователя с информационным ресурсом (в том числе распределенным), с помощью интерактивных средств ИКТ и взаимодействующих с ним как с субъектом информационного общения и личностью. Информационно-коммуникационная среда включает: множество информационных объектов и связей между ними; средства и технологии сбора, накопления, передачи (транслирования), обработки, продуцирования и распространения информации; собственно знания; средства воспроизведения аудиовизуальной информации; организационные и юридические структуры, поддерживающие информационные процессы и интерактивное информационное взаимодействие.

В настоящее время в образовании все шире используется свободный доступ педагога/преподавателя/учителя, ребенка/студента/ученика к распределенному информационному ресурсу образовательного назначения. При этом методически эффективно организованное информационное взаимодействие даст возможность ученикам учиться когда угодно и где угодно путем обеспечения доступа к образовательной информации и материалам; обеспечит индивидуальную помощь педагогов и общение со сверстниками в режиме реального времени; даст возможность хранения, сдачи и оценки домашнего задания в режиме онлайн; обеспечит поддержку связи со сверстниками и педагогами вне ОУ. Широкополосные каналы позволят осуществлять эффективный доступ к качественным ресурсам именно тогда, когда это требуется; организовать распределенное обучение, включая проведение мастер-классов в нескольких школах одновременно; повысить скорость передачи информации. Дома широкополосные каналы позволят получить доступ к цифровым образовательным ресурсам ОУ, передавать насыщенные графикой, музыкой и видеоинформацией презентации.

Информационное взаимодействие в данном случае не имеет общих правил пользования информационным ресурсом. Здесь можно вести речь об открытых образовательных системах, не ориентированных на какую-то предметную область (области).

Рассмотрим особенности таких открытых образовательных систем. Пользователь имеет неограниченный какими-либо содержательными или иного рода рамками выбор информационного ресурса. Ученик, по своему усмотрению (или по поручению учителя), производит отбор интересующего его учебного материала из распределенного информационного ресурса. Следует отметить, что успешность поиска нужной информации в этом случае будет зависеть от грамотной навигации в «море» информационного ресурса Интернета. В противном случае «открытость» образовательной системы сведется к длительным поискам нужной информации, а информационное взаимодействие — в «вопросно-ответную систему».





Рекомендуемые страницы:

Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015- 2019 megalektsii.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.