Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Единая информационная образовательная среда

Под информационной образовательной средой будем понимать совокупность условий, обеспечивающих единые подходы к осуществлению информационной деятельности и информационного взаимодействия при использовании распределительного информационного ресурса в области образования, науки и культуры. В рассматриваемом контексте «единство» понимается следующим образом:

  • единство способов доступа к информационным ресурсам, обмена информацией, ее передачи, транслирования;
  • единство средств самопредставления пользователя, его самоидентификации;
  • единство форм и методов осуществления информационного взаимодействия как с партнерами по общению, так и с интерактивным источником информационного ресурса;
  • наличие распределенной базы данных научно-педагогической, методической, инструктивной, хрестоматийной, технической информации, предназначенной для образовательных целей.

Функционирование Единой информационной образовательной среды предполагает доступность информации и информационных технологий, вовлеченность детей и педагогов в процессы педагогически значимого информационного взаимодействия с использованием телекоммуникационных ресурсов. В данном случае информационное взаимодействие обеспечивает, во-первых, личностно ориентированный подход к каждому обучаемому как в процессе обучения, так и в процессе в не учебной деятельности, во-вторых, дифференциацию информации по культурным, профессиональным, индивидуальным интересам и предпочтениям пользователей.

Создание высококачественной и высокотехнологичной Единой информационной образовательной среды позволит коренным образом модернизировать систему образования, осуществить переход к открытой образовательной системе, отвечающей требованиям информационного общества.

Рассматривая вопросы информационного наполнения Единой информационной образовательной среды, необходимо выделить в качестве отдельных ее составляющих информационно-коммуникационные предметные среды.

Информационно-коммуникационная предметная среда представляет собой совокупность условий, обеспечивающих информационное взаимодействие между пользователями и интерактивными образовательными средствами некоторой предметной области. В этом случае ученик получает доступ к распределенным информационным образовательным ресурсам конкретной предметной области и, работая с ними, изучает теоретический материал, проводит опыты, отвечает на вопросы, общается с другими учениками, обсуждает изучаемые вопросы.

Рассмотрим особенности распределенного информационного ресурса некоторой предметной области.

Поиск учеником информационного ресурса осуществляется в соответствии с определенными методическими принципами и определяется авторскими подходами того или иного методиста (или группы методистов), ответственного (ответственных) за создание и наполнение этой системы.

Поиск необходимого материала осуществляется с помощью детально продуманной системы навигации.

Информационный ресурс может быть расположен на едином накопителе (сервере), содержащем все основные приложения, необходимые для изучения определенной предметной области, либо на нескольких серверах, расположенных в разных городах и странах. В любом случае за внесение изменений в систему отвечает строго ограниченный круг лиц, однако выслать свои материалы или принять участие в обсуждении любого вопроса могут все желающие.

Бурное развитие техники и технологии приводит к постоянным изменениям структуры и содержания информационного взаимодействия образовательного назначения, видов учебной деятельности обучаемого, функций субъектов учебного процесса. Рассмотрим изменение структуры информационного взаимодействия между компонентами учебного процесса (учеником, учителем и средством обучения, функционирующим на базе средств ИКТ).

Информационное взаимодействие в традиционной системе обучения

Традиционно обмен информацией осуществлялся между двумя субъектами образовательного процесса — учеником и учителем (рис. 1).

Как видно из рисунка 1, структура информационного взаимодействия не предполагает использования средства обучения (например, демонстрационной таблицы, натурной модели, прибора, учебной книги и пр.). В данном случае налицо обратная связь только между двумя участниками образовательного взаимодействия — учеником (обучаемым, обучающимся) и учителем (обучающим).

Рис. 1. Информационное взаимодействие в традиционной системе обучения без использования средств обучения

Стрелки показывают направление информационного потока, информационного сообщения.

В случае применения в учебном процессе традиционных средств обучения (например, демонстрационная таблица, натурная модель, прибор, учебная книга и пр.), не обладающих интерактивностью и, следовательно, не обеспечивающих обратную связь ни с обучаемым, ни с обучающим, мы также имеем дело с наличием обратной связи только между двумя участниками образовательного взаимодействия — учителем и учеником (рис. 2).

Рис. 2. Информационное взаимодействие в традиционной системе обучения с использованием средств обучения

В этом случае традиционное средство обучения, не обладая интерактивностью, является либо источником определенной учебной или учебно-методической информации, которую может использовать ученик или учитель, либо выполнять определенные методические, организационные функции под руководством учителя. Примером этого взаимодействия могут служить лекционные занятия, осуществляемые с привлечением настенных демонстрационных таблиц, раздаточного материала, учебных или демонстрационных видеофильмов, практические занятия с использованием лабораторного оборудования, стендов, приборов и пр.

В рассмотренных вариантах информационного взаимодействия образовательного назначения ученик пользуется только той информацией, которую ему предоставляет учитель или средство обучения, не обладающее интерактивностью. Сам ученик является «потребителем» учебной информации даже в случае самостоятельной работы с книгой или другим средством обучения. Его активность ограничивается лишь возможностью поиска информации из книг или других традиционных средств обучения, не обладающих возможностью отвечать на его вопросы или каким-то образом реагировать на его неправильные действия.

Информационное взаимодействие с использованием средства обучения, функционирующего на базе информационных и коммуникационных технологий

С появлением средств обучения, функционирующих на базе ИКТ, в информационное взаимодействие включается третий субъект — интерактивное средство обучения (рис. 3).

 
 

 


Рис. 3. Информационное взаимодействие между учеником, учителем и средством обучения, функционирующим на базе информационных и коммуникационных технологий

В этом случае наблюдается активное информационное взаимодействие образовательного назначения между учеником, учителем и средством обучения, функционирующим на базе ИКТ Отметим, что в данном случае активность возможна и со стороны средства обучения, которое может «задавать вопросы», «отвечать на вопросы», «предлагать» различные режимы работы с информационным ресурсом, корректировать действия ученика и даже учителя, осуществлять обратную связь в ре жиме интерактивного диалога.

Развитые средства ведения диалога позволяют ученику задавать вопросы системе в произвольной форме или с использованием ключевого слова. Если ученик работает в режиме контроля-коррекции обучения, система помогает ему, генерирует различные подсказки, рекомендации по исправлению ошибок, акцентирует его внимание на допущенных ошибках, обеспечивает контроль или самоконтроль результатов обучения, тренировку на запоминание определенных знаний или умений, коррекцию в процессе приобретения нового знания.

Как видно из рисунка 3, структура информационного взаимодействия образовательного назначения изменяется — появляется интерактивный «собеседник» для ученика и учителя, меняется роль учителя и ученика. Рассмотрим более подробно, как меняется эта роль.

Учитель. Роль учителя как единственного источника учебной информации смещается в направлении кураторства или наставничества. Педагог уже не тратит время на передачу учебной информации, на пересказ учебных материалов, на сообщение «суммы знаний». Это время высвобождается для решения творческих и управленческих задач.

Ученик. Роль обучаемого как «потребителя» фактографической учебной информации или, в лучшем случае, участника проблемно поставленной учебной ситуации также меняется. Он переходит на более сложный путь поиска, выбора (например, по определенным признакам, представленным учителем) информации, ее обработки (возможно в больших объемах за сравнительно малый промежуток времени) и передачи.

Применение учебной информации, «добытой» самостоятельно, переводит процесс обучения с уровня «пассивного потребления информации» на уровень «активного преобразования информации», а в более совершенном варианте — на уровень самостоятельной постановки учебной задачи (проблемы), выдвижения гипотезы для ее разрешения, проверки ее правильности и формулирования выводов и обобщений по искомой закономерности. При этом важна организация как индивидуальных, так и групповых, а также коллективных форм и видов учебной деятельности с использованием средств информатизации. Представим это структурой, изображенной на рис. 4.

Анализируя структуру информационного взаимодействия, представленную на рис. 3 и 4, отметим, что впервые за всю историю развития педагогики активность в учебном процессе проявляют не только ученики и учителя, но и принципиально новое средство обучения.

Активность этого средства определяется тем, что ему при необходимости можно частично передать функции учителя: сбор, обработка, хранение, тиражирование, передача информации; управление учебной деятельностью; контроль результатов обучения; предоставление заданий, адекватных уровня ученика; формирование определенных умений и навыков; организация разнообразных форм деятельности по самостоятельному извлечению и представлению знаний.

 
 

 

 


Рис. 4. Информационное взаимодействие между учениками, учителем и средством обучения, функционирующим на базе информационных и коммуникационных технологий

Эта особенность является одним из существенных признаков информационно-коммуникационной предметной среды и определяет суть инноваций, реализуемых с использованием средств информатизации и коммуникации.

Проявление активности со стороны средства обучения обусловлено уникальными возможностями средств информационных и коммуникационных технологий, использование которых в учебном процессе позволяет реализовать основные функции этих средств.

В представленной на рисунках 3 и 4 структурной схеме педагог выполняет следующие функции-.

организует обучение и управляет учебным процессом, планирует собственную деятельность и деятельность обучаемых, осуществляет контроль за ходом учебного процесса;

разрабатывает, адаптирует, модернизирует программные средства учебного назначения; осуществляет подбор и компоновку учебного материала, текста, формул, схем, таблиц, рисунков;

разрабатывает методику использования средства обучения, реализованного на базе средств ИКТ в процессе обучения;

адаптирует методику проведения занятия к условиям конкретной учебной группы; выбирает режим работы; обновляет и дополняет учебный материал в банках данных учебной информации;

разрабатывает инструктивно-методическую документацию;

автоматизирует процесс оценки знаний, умений и навыков обучаемых;

разрабатывает вопросы, упражнения и задания для автоматизированного контроля знаний;

выявляет ошибки в ответах обучаемых после проведения автоматизированного опроса, если это не предусмотрено в системе;

анализирует наиболее часто встречаемые затруднения и ошибки с целью коррекции методики преподавания, изменения учебных планов или учебных программ;

прогнозирует направления личностного развития обучаемых.

Отметим, что не смотря на то, что функции учителя в новых условиях действительно изменяются, однако педагог не отходит на второй план, его роль остается ведущей. Компьютер выполняет рутинные функции, а за учителем сохраняются функции управления обучением и воспитанием как конкретного обучаемого, так и всей учебной группы. Следует отметить и тот очевидный факт, что функции педагога зависят от изучаемого предмета и методики проведения конкретного учебного занятия.

Информационное взаимодействие

с использованием распределенного информационного

ресурса образовательного назначения

Как только в учебном заведении появляется возможность использования распределенного информационного ресурса (например, образовательных сайтов), информационное взаимодействие может осуществляться с несколькими партнерами[1], в различных режимах работы в Интернете. В перспективе информационное взаимодействие может осуществляться в рамках открытого образования — в образовательном пространстве.

Рассмотрим вариант информационного взаимодействия учеников и учителя в информационно-коммуника ционной предметной среде. Организация учебного процесса в информационно-коммуникационной предметной среда предполагает, что любой ученик непосредственно на уроке или при выполнении домашнего задания имеет возможность выхода во Всемирную информационную сеть Интернет для работы с информационным ресурсом некоторой предметной области. Ученик получает возможность поиска, отбора, передачи информации — из практически неограниченного информационного ресурса, а главное, самостоятельного выбора «траектории» обучения.

Учитель, помимо перечисленных выше функций, разрабатывает, модернизирует или адаптирует электронные средства образовательного или учебного назначения, представленные в сети Интернет, подбирает учебный материал для занятий, разрабатывает структуру и принципы информационного взаимодействия обучаемого, педагога и системы. На уроках учитель выполняет роль куратора продвижения ученика на пути освоения знания, в некотором роде «навигатора» в информационной среде.

Рассмотрим структуру информационного взаимодействия, содержание учебной информации и виды информационной деятельности ученика в информационно-коммуникационной предметной среде с использованием распределенного информационного ресурса образовательного назначения.

1. Структура информационного взаимодействия как между учениками в классе, учениками и учителем, так и каждого из них с распределенным информационным ресурсом некоторой предметной области показана на рисунке 5.

В учебном процессе ученик и учитель могут либо произвольно использовать потенциал сети Интернет, либо они получают доступ только к заведомо известным источникам учебной информации.

В первом случае реализуется идея открытого образования и

использования всего информационного потенциала глобальной сети Интернет. Данный подход рекомендуется использовать для поиска дополнительной информации при написании рефератов или докладов; для проведения телеконференций, лекций, семинаров, в которых могут принимать участие преподаватели и обучаемые из разных регионов и стран; для организации разного рода совместных исследовательских работ учеников из различных учебных заведений, а также нескольких регионов и стран. Однако и в этом случае не стоит забывать, что ученика необходимо оградить от нежелательной информации.

Рис. 5. Информационное взаимодействие с использованием распределенного информационного ресурса образовательного назначения

Во втором случае ученик и учитель получают доступ только к информационному ресурсу образовательного назначения, хранящемуся на определенных сайтах или порталах.

Например: на уроке используется электронное средство образовательного назначения, реализованное на CD-ROM, а непосредственно в тексте, предъявляемом ученику, имеются ссылки на сайты, где хранится большой объем дополнительной информации (примеры, задания, видео- и аудиоинформация). Это позволит ученикам быстро найти информацию по интересующим вопросам и использовать ее в учебных и научных целях.

В любом случае при использовании интерактивных обучающих систем, предполагающих использование распределенного информационного ресурса, у учеников формируется ряд умений и навыков, например, умение добывать информацию из разнообразных источников, банков знаний, банков данных, хранить ее, передавать и обрабатывать; формируются социальные и коммуникативные способности, культура общения, умение кратко и четко формулировать собственные мысли, вести дискуссию, доказывать свою точку зрения, уважать мнение партнеров; формируются навыки исследовательской деятельности; развивается интеллект.

В этом случае наблюдается активное информационное взаимодействие образовательного назначения между учеником, учителем и средством обучения, функционирующим на базе ИКТ Отметим, что в данном случае активность возможна и со стороны средства обучения, которое может «задавать вопросы», «отвечать на вопросы», «предлагать» различные режимы работы с информационным ресурсом, корректировать действия ученика и даже учителя, осуществлять обратную связь в ре жиме интерактивного диалога.

Развитые средства ведения диалога позволяют ученику задавать вопросы системе в произвольной форме или с использованием ключевого слова. Если ученик работает в режиме контроля-коррекции обучения, система помогает ему, генерирует различные подсказки, рекомендации по исправлению ошибок, акцентирует его внимание на допущенных ошибках, обеспечивает контроль или самоконтроль результатов обучения, тренировку на запоминание определенных знаний или умений, коррекцию в процессе приобретения нового знания.

 

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1.Какую деятельность, осуществляемую субъектами образовательного процесса, можно назвать информационным взаимодействием образовательного назначения?

2.Что понимается под технологией информационного взаимодействия образовательного назначения?

3.Что понимается под информационно-коммуникационной средой?

4.Каковы условия формирования и функционирования информационно-коммуникационной среды?

5. Что понимается под информационной образовательной средой в теории информатизации образования?

6.Чем принципиально отличается информационное взаимодействие между учителем и учеником без использования средств ИКТ и с использованием средств ИКТ?

7.Как изменяется роль учителя при использовании средств ИКТ в образовательном процессе? Как изменяется роль ученика?

Темы и вопросы для обсуждения

1.Попробуйте описать конкретную информационно-коммуникационную предметную среду.

2.Из каких элементов состоит информационно-коммуникационная предметная среда? Какие между ними взаимосвязи?

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...