Детские энциклопедии в сети Интернет
В.П. Балух выделяет психологические особенности применения мультимедиа. Мультимедийные средства обучения повысят продуктивность учебно-воспитательного процесса только в том случае, если воспитатель хорошо себе представляет и понимает психологические основы их применения. Проанализировав подход В.П. Балух, мы можем выделить особенности мультимедиа, которые позволят нам эффективно применять современные технологии для развития ребенка. Наглядность. Ребенок дошкольного возраста обладает наглядным мышлением, что говорит о том, что большая часть информации усваивается им посредством зрительных образов. Мультимедиа предполагает различные зрительные образы в сочетании со словом педагога.
Эмоциональное воздействие технических средств. Зрительные, слуховые образы вызывают эмоциональную реакцию ребенка, что тоже очень важно для восприятия дошкольником информации. Возможность удерживать внимание. Эта важная особенность мультимедиа, заключающая в широком диапазоне выразительных, художественных и технических возможностей, позволяющих легко усилить впечатление от излагаемого материала, выделение главного изображения средствами динамики и композиции кадра, монтажной сменой планов, так же сочетается с особенностями дошкольника, отличающимися невысоким уровнем произвольности психических процессов. Предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес; движения, звук, анимация надолго привлекает внимание ребенка; По сравнению с традиционными формами обучения дошкольников мультимедийные презентации обладают рядом преимуществ: 1. Презентация несет в себе образный тип информации, понятный дошкольникам; формирует у малышей систему мыслеобразов. Взрослый человек принципиально отличается от малыша: чтобы что - то понять, ему достаточно прослушать устное объяснение, и развитое словесно – логическое мышление сделает свое дело. Поговорка «лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать», прежде всего, о маленьком ребенке. Именно ему, с его наглядно-образным мышлением понятно лишь то, что можно одновременно рассмотреть, услышать, подействовать или оценить действие объекта. Потому - то так важно при обучении дошкольника обращаться к тем каналам получения информации, которые открыты. Мультимедийные презентации позволяют представить обучающий и развивающий материал как систему ярких опорных образов, наполненных исчерпывающей структурированной информацией в алгоритмическом порядке. В этом случае задействуются различные каналы восприятия, что позволяет заложить информацию не только в фактографическом, но и в ассоциативном виде в память детей.
2. Компьютер позволяет моделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя или сложно увидеть в повседневной жизни. Например, как показать ребенку процесс запуска ракеты или технологию производства бумаги? 3. Возможности компьютера позволяют увеличить объём предлагаемого для ознакомления материала. Многие мамы отмечают, что при этом значительно возрастает интерес детей к знаниям, повышается уровень познавательных возможностей. 4. Все родители замечают, как нравится детям многократно спрашивать об одном и том же, читать «по сто раз» одну и ту же сказку. Но не надо раздражаться: у дошкольников один и тот же программный материал должен повторяться многократно! Любимую презентацию ребенок может запускать сам, столько раз, сколько ему захочется, может повторять вслед за автором слова, выучивая их наизусть; удивлять взрослых объемом знаний, полученных самостоятельно. 5. Использование новых непривычных приёмов объяснения и закрепления, тем более в игровой форме, повышает непроизвольное внимание детей, помогает развить произвольное. 6. Осваивая детские электронные энциклопедии, дошколята активны. За счёт высокой динамики эффективно проходит усвоение материала, тренируется память, активно пополняется словарный запас, развивается воображение и творческие способности. Ребенок сам регулирует темп и количество решаемых игровых обучающих задач. Компьютер очень "терпелив", никогда не ругает ребенка за ошибки, а ждет, пока он сам исправит их. Игровые обучающие программы приучают дошкольника к самостоятельности, развивают навык самоконтроля.
Кроме этих особенностей мультимедиа, нам необходимо выделить правила для составления презентаций для обогащения социально – игрового опыта детей. Эти правила могут выражаться в следующем: 1. Сочетание в презентации отрывков видео, картинок с минимальным количеством текстовой информации;
2. Сопровождение презентации эмоциональным рассказом воспитателя 3. Презентация должна отражать сферы жизни человека, с которыми ребенка сложно познакомить в реальных условиях 4. Объем презентации должен быть 7 -10 слайдов 5. Информация должна быть доступной для восприятия ребенка 6. Презентация не должна служить только способом ознакомления ребенка с социальной действительностью, но помогать осваивать ребенку именно социально-игровой опыт, т.е. должна содержать информацию для ребенка о возможности отображения сферы жизни в игровых атрибутах, в сюжете, в роли, игровых действиях. 7. Презентация должна быть построена таким образом, чтобы для старших дошкольников была возможность соединять различные сюжетные линии, т.е. развивалась способность к сюжетосложение 8. Преподносимая информация должна быть эмоционально окрашенной и нести юмор.
Богатый опыт применения компьютера как средства обучения накоплен за рубежом: в США, Канаде, Франции, Болгарии., исследования И. Пашелите, С. Пейперт, Г. Петку, Б. Хантер позволили сделать следующий вывод: несмотря на различные подходы к организации и содержанию деятельности за компьютером, полученные результаты во многом сходятся: • Отмечаются устойчивое внимание в процессе деятельности за компьютером и огромный интерес к нему. Французские исследователи констатируют, что наибольший интерес наблюдается у детей, когда они добиваются лучших результатов в компьютерной игровой деятельности; дети более пассивны, когда сталкиваются с трудностями в решении поставленных задач. • У всех старших дошкольников наблюдаются настойчивость и терпение, не свойственные обычно детям этого возраста. • Было выделено несколько типов мотивации к деятельности детей за компьютером: а) интерес к новому, загадочному предмету – компьютеру; б) исследовательский мотив (желание найти ответ на вопросы); в) мотив успешного решения познавательных задач. • Использование компьютерных игр развивает «когнитивную гибкость» – способность человека находить наибольшее число принципиально различных решений задачи. Развиваются также способности к антиципации, стратегическому планированию, осваиваются наглядно-действенные операции мышления.
• За компьютером дети предпочитают играть вместе, находя общее решение. Взрослые только помогают детям советами. Совместные компьютерные игры позволяют снять ряд трудностей в общении детей. • Возрастает роль компьютерной игры как инструмента диагностики и реабилитации: в настоящее время компьютерные игры используются как средство помощи детям с нарушениями навыков письменной речи, в связи с трудностями обучения счету, для улучшения координации, диагностики пространственных способностей. Компьютер можно эффективно использовать для коррекции речи, зрения, в работе с детьми с задержкой умственного развития. Компьютерные игры помогают тревожным и застенчивым детям открыто выразить свои проблемы, что является важным в процессе психотерапии. • Применение компьютерных технологий способствует выявлению и поддержке одаренных детей.
Рекомендуется применять: 1- электронные презентации; 2- звуковые эффекты (пение птиц, шум моря, технические звуки и т.д.) 3- мультфильмы; 4- фотопрезентации; 5- видеофильмы; 6- познавательные игры (являются частью логических компьютерных игр) и др.
Для того, чтобы сохранить здоровье детей и самого педагога, необходимо помнить о 3 главных документах, которые обеспечивают безопасность: · СанПиН 2.2.2.542-96 "Гигиенические требования к видеодисплейным терминалам, персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы" действовали с 01.01.1997 по 30.06.2003. В этот период они были основным нормативным документом по безопасной работе на компьютере. · СанПиН 2.2.2.542-96 были разработаны на основе стандартов: ГОСТ Р 50948-96 "Средства отображения информации индивидуального пользования. Общие эргономические требования и требования безопасности" и ГОСТ Р 50949-96 "Средства отображения информации индивидуального пользования. Методы измерений и оценки эргономических параметров и параметров безопасности". · СанПиН 2.2.2.542-96 содержали санитарно-гигиенические требования к ПЭВМ вообще и к дисплеям в частности, требования к помещениям, где эксплуатируются ПЭВМ, к микроклимату, акустическим шумам и вибрациям, освещению, организации и оборудованию рабочих мест с ВДТ и ПЭВМ как для взрослых пользователей, так и для детей. [54]
Перечислим главные правила при использовании компьютера при работе с детьми: 1- Световое обеспечение должно быть максимально приближено к естественному освещению;
2- В помещении, перед использованием компьютера, должна проводится влажная уборка; 3- Экран видеомонитора должен находиться от глаз пользователя на оптимальном расстоянии 600 - 700 мм, но не ближе 500 мм с учетом размеров алфавитно-цифровых знаков и символов; 4- Помещения должны быть оснащены аптечкой первой помощи и углекислотными огнетушителями. 5- Помещения, где устанавливаются игровые комплексы, должны оборудоваться одноместными столами. 6- Не допускается вместо стульев использование кубов, табуреток, скамеек без опоры для спины. 7- Непрерывная длительность занятий непосредственно с компьютером- для детей 6 лет - 10 минут; 8- Компьютерные игровые занятия в дошкольных учреждениях следует проводить не чаще двух раз в неделю в дни наиболее высокой работоспособности детей: во вторник, в среду и в четверг. После занятий следует проводить гимнастику для глаз. 9- Не допускается проводить занятия с компьютером в дошкольных учреждениях за счет времени, отведенного для сна, дневных прогулок и других оздоровительных мероприятий
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|