Вопрос 4. К вопросу об историческом возрасте науки как культурологическом феномене
В этом вопросе лекции рассматривается проблема исторического возраста науки с точки зрения современных критериев его оценки. В основу такого рассмотрения полагается реальный процесс развития науки с позиции ее исторических корней, как удачно подчеркнул К. Маркс, с точки зрения той "писаной истории", знание которой и составляет современные научные представления. По-видимому, самые первые основания полагать о началах именно науки лежат в русле древнеегипетской цивилизации. Дошедший до нашего времени культурный "срез" с той эпохи определенно свидетельствует, что цивилизация Древнего Египта 4-го тысячелетия до нашей эры располагала весьма глубокими знаниями в области математики, медицины, географии, химии, астрономии и др. Принципиальной особенностью науки того времени был ее тайный характер, ибо знанием разрешалось владеть только Посвященным, т.е. собственно жреческой касте. Другой принципиальной особенностью этой науки было ее практическое происхождение и назначение. Так, развитие земледелия повлекло за собой развитие геометрии и географии. А зависимость Египта от временных особенностей существования главной реки Египта – Нила – повлекло за собой развитие астрономии. В этой связи, изучая характер движения Солнца, древние египтяне узнали, что Земля круглая и движется в пространстве. Основываясь на этом, они составили удобный для себя солнечный календарь, где разделили сутки на 24 часа, а каждый час – на 60 минут. Египтяне составляли карты неба, группировали и классифицировали созвездия, а также вели наблюдения за планетами. Сложившиеся священные ритуалы при бальзамировании мумий великих умерших заставили египтян скрупулезно изучить анатомию человека, а, стало быть, по этой причине они не могли не обладать серьезными медицинскими познаниями. Заметим, что египтяне умели лечить людей не только терапевтически, но и хирургически, например, делать трепанацию черепа, пломбировать зубы, чего, кстати сказать, не умели делать в Европе даже в XVIII в.
Владение указанными выше знаниями не могло быть осуществимо в достаточной мере без развитых математических знаний. К примеру, египтяне знали способы получения и практического применения числа π, производили вычисления с дробями, решали уравнения с двумя неизвестными, производили другие математические операции. Конечно, эти математические знания могли быть получены только единственным путем, а именно – через практические измерения. Безусловно, все вышеназванное не могло быть осуществлено без изобретения письменности, которая была представлена у египтян в виде иероглифов, иначе говоря "священных знаков". Так, в частности, проявляла себя объективация научных знаний, как одно из проявлений священной тайны. Впрочем, принцип секретности всегда был так или иначе сопряжен с научными исследованиями в любые исторические времена. Многое из всего этого еще предстоит, по-видимому, обнаружить современным исследователям в рассматриваемом древнем пласте человеческой культуры, к примеру, разгадать тайну Сфинкса, смотрящего как бы в небытие, тайну необходимости существования пирамид, форма которых доказала свою эффективность как архитектурных "долгожителей" и т.д. Иными словами, древние египтяне открыли как практическую необходимость науки, так и ее культуротворческое действие, ибо человек, соприкоснувшийся с наукой, становится действительно человеком-творцом. Итак, древнеегипетская цивилизация вполне может быть рассмотрена как цивилизация, открывшая науку как форму общественного сознания и форму специфической человеческой деятельности. Во всяком случае все исходные критерии научности этой человеческой деятельности ей были уже присущи.
Рассматривая вопрос об основаниях науки в ее историческом аспекте, целесообразно рассмотреть этот вопрос через призму как преднауки, так и собственно науки, понимая под преднаукой знания, являющиеся не столько самостоятельным объектом человеческого внимания, сколько обозначением самостоятельности этого объекта. Скажем, число "пять" как объект, рассматриваемый в рамках преднауки, может быть обозначено только как соответствующее ему количество предметов – "пять яблок", "пять деревьев", "пять птиц" и т.д. На этапе же собственно науки число "пять" выступает уже как самостоятельный символический объект, как элемент не эмпирической, а теоретической реальности. Знания здесь выступают уже не как некий суммарный исход практических операций, а как своего рода рецептура с точки зрения всеобщего и необходимого. В этой связи преднаука есть лишь обобщение на обыденном уровне сознания эмпирических ситуаций, предписаний для практики и только. Нетрудно видеть в свете сказанного, что научные знания, сформировавшиеся в Древнем Египте, еще не являлись наукой в строгом смысле этого слова, а были именно преднаукой. Впервые на собственно теоретический уровень люди смогли поднять знания только в Античной Греции, правда, в строгом смысле этого слова сказанное можно отнести только к таким глобальным разделам знания, как математика и философия. Здесь впервые осуществился - принципиальный интеллектуальный процесс – изгнание из науки всех антропоморфных представлений. Поэтика мифа принципиально уступила место зарождающемуся логосу, "разумному слову" о природе вещей. Личностно-образная форма мифа заменилась безличностно-понятийной формой философии, а точнее, – формой натурфилософии, где стали доминирующими не образы мифа, а рациональные понятия о первоэлементах мира – воде, огне, земле, воздухе. Вместо воображения появилось понимание. Первые древнегреческие натурфилософы, – Фалес, Анаксимандр, Анаксимен, Гераклит Эфесский, – были также и учеными. Фалес был астрономом, геометром, географом, а Анаксимандра называют едва ли не истинным творцом греческой, а вместе с тем и всей европейской науки о природе. Именно Анаксимандр высказал положение, что началом (принципом) и стихией (элементом) сущего является беспредельное (по греч. "апейрон"), бесконечное, неопределенное, обладающее всеобщей творческой силой. Так были сформулированы принципиальные основы логоса греческой натурфилософии, учения о причинах и законах строения мира. В этом смысле под логосом греки понимали и общий закон, и основы мира, и мировой разум, и само слово. На этих основаниях начала формироваться античная логика как наука о рациональном мышлении.
Натурфилософия выступила, таким образом, как исторически первая форма мышления, направленного на истолкование природы, взятой в ее целостности, и привнесла собой вместо господствующего в мифологии образа "порождения" идею причинности. Именно в рамках натурфилософии был выдвинут ряд гипотез, сыгравших значительную роль в истории науки, например, атомистическая гипотеза и гипотеза возникновения порядка из хаоса, что впоследствии воплотилось уже в наши дни соответственно в науку о микромире (квантовую физику) и в науку о самоорганизации бытия (синергетику). Основные проблемы, поставленные натурфилософией и получившие в дальнейшем глобальное научное значение, были обозначены в античной натурфилософии как "Многое есть единое" и "Единое есть многое". Из первой натурфилософской постановки вопроса случае выросла научная проблема субстанции на основе атомистических представлений, а из второй – проблема источника самодвижения этой субстанции. И все же сама по себе натурфилософия еще не могла полагаться наукой как таковой, ибо не соответствовала критериям научности – объективности, общезначимости и универсальности. Хотя натурфилософское мышление в целом и было направлено на объект, но при этом, однако, неизвестные действительные связи заменялись идеальными фантастическими связями, а неизвестные факты – вымыслами.
О собственно науке в античном мире стало возможным говорить только после того, как Пифагор (получивший от своих современников звание "отца науки") и его сподвижники поставили вопрос о числовой структуре мироздания, введя тем самым, пусть и на ложных основаниях, количественный подход к изучению действительности. "Самое мудрое – число", "Число владеет вещами", "Все вещи суть числа", – таковы были основные методологические выводы пифагорейцев. Пифагор, размышляя о "гармонии сфер", считал космос упорядоченным и симметричным целым, отчего тот не мог быть доступным познанию с помощью чувств, и мог быть доступным для познания лишь математизированному интеллекту. Как подчеркнула П. Гайденко, в Греции возникло то, что можно назвать теоретической системой математики: греки впервые стали строго выводить одни математические положения из других, иначе говоря, ввели математическое доказательство [14]. Именно математическое доказательство применил Зенон Элейский, – а именно доказательство от противного (сведение к "абсурду"), – для подтверждения идей субстанциональности бытия и тождества бытия и мышления. Формой этих рассуждений стали так называемые апории, что в переводе с греческого означает "трудно разрешимые проблемы". Именно в апориях Зенону удалось убедительно показать, что все движущееся и изменяющееся не может быть мыслимо без противоречия, следовательно, и физический мир также противоречив: движущееся тело одновременно еще и находится в данной точке пространства, и уже не находится в ней. Значительный вклад в развитие античной математики внесли софисты. Они сосредоточили свое внимание на процессе образования научных понятий, методах аргументации, логической обоснованности и способах подтверждения достоверности результатов рассуждения. Рационализм, релятивизм и скептицизм, а также конкретность в постановке задач, требующих непротиворечивого доказательства, – все это стало со времен софистов постоянными атрибутами научного поиска. К числу наиболее значимых проблем математики того времени также относится и проблема несоизмеримости отрезков прямой, а также вытекающий из нее эффект иррациональных чисел. Это было еще одно следствие рассматриваемой античными греками идеи противоречивости мироздания. Вершиной всей античной философии и науки является, по общему признанию, Аристотель – ученый-энциклопедист всемирного значения. Именно с его именем связан "парадигмальный" переход от науки математического образа мира к науке физического мироотношения. С позиции Аристотеля, не математика предшествует физике, а физика – предшествует математике, ибо незнание действительного движения ведет к незнанию причин его [15].
Под непосредственным влиянием аристотелевской концепции миропонимания сложилось "знаменитое" в настоящее время противостояние двух принципиальных воззрений на сущность взаимосвязи движения, пространства и времени: субстанциональное и реляционное (от relatio – "отношение"). Корни субстанционального воззрения на мир были заложены еще Демокритом, согласно которому мир – это атомы, а местоположение атомов – пустота, которая объективна, однородна и бесконечна. Время же, с этих позиций, – есть чистая длительность, равномерно текущая от прошлого к будущему. И если пространство есть вместилище атомов, то время есть вместилище событий. Иной позиции на этот счет стал придерживаться Аристотель. Аристотель отрицает существование пустоты как таковой. Пространство, с его точки зрения, неоднородно и конечно и представляет собой систему естественных мест, занимаемых материальными телами. Что же касается времени, то время, по Аристотелю, является не чем иным, как последовательностью "прежде", "теперь" и "после", их сменой, перечислением, счетом, "числом движения и связи предыдущего и последующего". Субстанциональная концепция миропонимания просуществовала в науке как доминирующая более двух тысячелетий и достигла своего апогея в Ньютоновой механике, где пространство было представлено как абсолютно неподвижное, непрерывное, однородное и трехмерное вместилище материи. Время же, по Ньютону, "само по себе и по своей сущности, без всякого отношения к чему-либо внешнему, протекает равномерно и иначе называется длительностью". Аристотелевский подход к сущности движения, пространства и времени был не столь востребован в указанное историческое время. Лишь Декарт и Лейбниц настаивали на том, что не существует ни однородной пустоты, ни чистой длительности как самостоятельных и независимых начал бытия. С этих позиций указанных мыслителей, пространство есть порядок взаиморасположения тел, время есть порядок последовательности сменяющих друг друга событий. Протяженность объектов и длительность процессов – не первичные свойства, они обусловлены силами притяжения и отталкивания, внутренними и внешними взаимодействиями, движением и изменением. В дальнейшем, уже в наши дни, на этих представлениях был осуществлен грандиозный прорыв в познании сущности мироздания в формах эйнштейновской и боровской научных концепций. А. Эйнштейн заложил основы современного миропонимания о движении, пространстве и времени, а Н. Бор – основы миропонимания о сущности микромира. Общий вывод здесь таков: Античная Греция, как "детство человечества" осуществила процесс рождения науки в виде "отпочкования" собственно научного знания от общего философского "древа": наука приобрела контуры современного ее видения. Значительный период в развитии науки пришелся на время позднего средневековья в Европе XII-XIV вв. И хотя Европейское Средневековье отличалось тоталитарно-богословским отношением к миру, все же благодаря исследованиям ряда мыслителей и прежде всего английского епископа Роберта Гроссетеста (1175-1253) и английского францисканского монаха Роджера Бэкона (ок. 1214-1292) была по-новому осмыслена роль опытного познания в отношении всего человеческого знания. Вот характерные названия работ Гроссетеста – "О тепле Солнца", "О радуге", "О линиях угла и фигурах", "О цвете", "О сфере", "О движениях небесных тел", "О кометах". В этих работах Гроссетест и описывает методы наблюдения за фактами, и обращается к методу дедукции в процессе теоретической систематизации познанных истин, и формулирует метод научной композиции. Что же касается Роджера Бэкона, то ему принадлежат, в частности, такие идеи, как идея подводной лодки, идея автомобиля и идея летательного аппарата, а в лабораторных условиях он пытается моделировать радугу. В условиях доминирования богословской догматики он призывает переходить от авторитетов к вещам, от мнений к источникам, от диалектических рассуждений к опыту, от трактатов к природе. Как говорится, это ему даром не прошло: Роджер Бэкон был заточен в тюрьму, где и умер, а его работы были сожжены. К средневековью относятся и многочисленные манипуляции алхимиков, всеми возможными способами пытавшимися получить золото, ибо они полагали, что все существующие металлы представляют собой лишь неосуществленное золото. Конечно, такие представления в научном смысле были всего лишь химерами. Но именно алхимики и сформировали лабораторный арсенал химии как науки, открыли и проклассифицировали многообразные химические реакции и это не могло не сказаться положительно в дальнейшем развитии химии как науки о превращениях вещества. Особое положение во времена Средневековья стала занимать логика. Опираясь на дедуктивное учение Аристотеля, схоласты позднего Средневековья довели это учение до совершенства и сформировали фактически полную дедуктивную логику как науку о строгих доказательствах в рассуждениях. Именно плодотворные попытки в научном поиске, свершившиеся в эпоху Средневековья, – пусть и ограниченные, – привели в последующем мыслителей эпохи Возрождения, и прежде всего Леонардо да Винчи, к выдающимся открытиям в отношении синтеза науки и искусства. Именно Леонардо подошел к необходимости органического соединения эксперимента и его математического осмысления, что и составило, в конечном счете, суть того, что в дальнейшем получит название современного естествознания. Этими и многими другими достижениями ученых указанного периода была заложена первая фундаментальная наука, которая утвердилась в истории науки как классическая механика. По общему признанию, наука в полном смысле этого слова сформировалась в период XVI-XVII вв., получив в качестве "точки отсчета" "коперниканский переворот", а также законы классической механики и научную картину мира, основанную на достижениях Галилея и Ньютона. Польский астроном Николай Коперник (1491-1496) учился в Краковском университете. Затем он приехал в Италию для постижения основ астрономии, медицины, философии и права, где изучил также древнегреческий язык и космогонические учения древних авторов. Он рано пришел к убеждению о ложности теории Аристотеля-Птолемея и в своем небольшом произведении "Очерк нового механизма мира" (1505-1507) попытался математически конкретизировать эту идею. Главным делом его жизни стал труд "Об обращении небесных сфер", который по ряду причин был издан только после его смерти. В нем Коперник вместо широко применяемого в науке и практике учения о геоцентрической системе мира предложил концепцию гелиоцентрической системы мира. Именно с этого момента и можно уже вести отсчет становления детерминистски-механистического мировоззрения в противоположность телеологически-организмическому. Земля, с этих позиций, вовсе уже не является занимающей привилегированное место в системе мироздания, а является лишь "рядовой" планетой и закономерности ее существования ничем не отличаются от закономерностей существования других планет Солнечной системы. Если исходить из этих оснований, то тогда приходится признать, что наука в современном ее понимании весьма и весьма молода: ее возраст составляет чуть более четырехсот лет. "Годом рождения" науки в полном смысле современного слова обычно называют в этой связи 1662 г., именно год образования Лондонского королевского общества естествоиспытателей, утвержденного Королевской хартией. А в 1966 г. в Париже создается французская Академия наук. Целью обоих этих обществ, как это и было записано в их уставах являлось совершенствование знаний о естественных предметах и развитие всех полезных искусств с помощью экспериментов (не вмешиваясь, безусловно, ни в богословие, ни в метафизику, ни в мораль, ни в политику, ни в грамматику, ни в риторику, ни в логику). Так утвердилось исходное научное требование изучать Книгу Природы, а не описание остроумных людей [16]. Это было так называемое Европейское Новое Время, и его главным достижением в указанном выше отношении стало считаться становление такого научного способа мышления, который характеризовался бы соединением эксперимента как метода изучения природы с методом математическим. Характерным проявлением такого концептуального подхода явился революционный прорыв в науке, осуществленный Г. Галилеем. История науки говорит, что галилеевский принцип инерции был получен с помощью следующего идеального эксперимента. Галилей сформулировал парадоксальный образ –движение по бесконечно большой окружности при допущении, что она тождественна бесконечной прямой, а затем осуществил уже собственно сами, – физические и математические, – исследования. С этого времени суть всякого научно-теоретического мышления начинает связываться с поиском "предметов-посредников", видоизменением наблюдаемых условий, ассимиляцией теоретическим познанием эмпирического материала и созданием принципиально иной научной предметности, которая уже не могла существовать в готовом виде: ее надо было создавать специально. В заключение можно отметить, что кроме упомянутых выше Коперника, Галилея, Декарта, Ньютона и Лейбница, непосредственно стоявших у истоков новоевропейской науки, можно назвать еще и столь же близко стоявших у оснований этой науки Ф. Бэкона, Гарвея, Кеплера, Паскаля, Гюйгенса, Бойля, Локка, Спинозу и др. Как подчеркнул современный историк науки А. Уайтхед "современная наука рождена в Европе, но дом ее – весь мир" [17]. Заключение
1. Развитое естествознание представляет собой противоречивое явление: с одной стороны, оно выступает как действительно сформированное системное знание о природе, а с другой, – естествознание является знанием, несомненно, односторонним, ибо, как было убедительно показано, оно не быть применимым к явлениям общественной природы. Такой вывод был получен на основе критического рассмотрения позитивистской философской доктрины, где была предпринята попытка абсолютизации естествознания в качестве наиболее совершенной научной системы и представленной на этом основании как универсальная научная концепция, способная дать подлинное научное объяснение для всего мироздания. Рассмотренная в контексте культуры, данная научная коллизия получила свое выражение в виде фундаментального культурно-научного противоречия в виде дилеммы "сциентизм-антисциентизм". 2. На основе сформировавшейся в истории науки дилеммы "сциентизм-антисциентизм" выросла проблема глобального значения – "Как соотносятся в развитии общечеловеческой цивилизации естественнонаучная и гуманитарная культуры и какую роль в этом противостоянии играют сами естествознание и гуманитаристика? Современная наука делает попытки рассмотрения этих культурологических традиций как в плане выявления границ их существования, так и в плане тенденций их взаимной интегрированности друг в друга. 3. Современная методологическая ситуация в науке представляет собой начинающий осуществляться в настоящее время синтез "стереотипической" методологии, характерной для всего классического естествознания (однако, не потерявшей до сих пор своей методологической ценности), и методологии "динамической", способной удовлетворить принципиальные требования современного научного поиска как в области естествознания, так и в области гуманитаристики. 4. Методологическая картина становления науки в ее эволюции не может быть представлена в своих четких границах без исторического рассмотрения становления науки от преднауки до науки в ее современном видении. Литература
1. Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. – СПб., 1997. – С. 162-163. 2. Маркузе Г. Одномерный человек – М., 1994. 3. Лешкевич Т.Г. Философия науки: традиции и новации: Учебное пособие для вузов. - М., 2001. – С. 51. 4. Рузавин Г. И. Концепции современного естествознания: Курс лекций. – М., 2002. – С. 11. 5. Бернал Дж. Наука в истории общества. – М., 1956. – С. 18. 6. Рузавин Г.И. Методология научного исследования. – М., 1999. – С. 6-7. 7. Гуссерль Э. Философия как строгая наука. – Новочеркасск, 1994. – С. 173-174. 8. Лешкевич Т.Г. Философия науки: традиции и новации: Учебное пособие для вузов. – М., 2001. – С. 22-24. 9. Рузавин Г.И. Методология научного исследования: Учеб. пособие для вузов. – М., 1999. – С. 130-131. 10. Лешкевич Т.Г. Философия науки: Традиции и новации: Учебное пособие для вузов. – М., 2001. – С. 25. 11. Кун Т. Структура научных революций. – М., 1977. 12. Энгельс Ф. Диалектика природы // Маркс К., Энгельс Ф. Избранные сочинения. В 9-ти т. – Т. 5. – М., 1986. – С. 568. 13. Канке В.А. Концепции современного естествознания: Учебник для вузов. – М., 2001. – С. 22. 14. Гайденко П.П. Эволюция понятия математики. – М., 1980. – С. 18. 15. Аристотель. Соч.: В 4-х т. – М., 1976. – Т. 1. – С. 288-289. 16. Философия и методология науки. – М., 1994. – Ч. 1. – С. 44-47. 17. Уайтхед А. Наука и современный мир // Избранные работы по философии. – М., 1990. - С. 61.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|