Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Государственное устройство




 

Грузия - унитарное государство; состоит из 66 административных единиц - районов (1978 г.), объединенных в 11 краев. В составе Грузии с 1931 г. - Абхазская и с 1921 г. - Аджарская автономные республики. Юго-Осетинская автономная область упразднена центральными властями в декабре 1990 г. В 1993 г. Абхазия фактически отделилась от Грузии. Новая Конституция Грузии оставила открытым вопрос о государственном устройстве и местном самоуправлении. Согласно ст.2 Конституции государственно-территориальное устройство Грузии будет определено конституционным законом на основе принципа разграничения полномочий после полного восстановления юрисдикции Грузии на всей территории страны.

Действующая Конституция принята 24 августа 1995 г. До нее в республике действовали конституции 1921, 1922, 1927, 1937 и 1978 гг.

По форме правления Грузия - президентская республика. Политический режим - демократия в процессе становления.

Законодательная власть принадлежит Парламенту Грузии. Согласно ст.4 Конституции после создания на всей территории страны надлежащих условий и формирования органов местного самоуправления Парламент Грузии будет состоять из двух палат - Совета Республики и Сената. Совет Республики должен избираться по пропорциональной системе. Сенат будет состоять из членов, избранных в Абхазии, Аджарии и других территориальных единицах Грузии, а также из назначенных Президентом Грузии 5 сенаторов.

Ныне действующий однопалатный Парламент является высшим представительным органом Грузии, который осуществляет законодательную власть, определяет основные направления внешней и внутренней политики страны, в установленных Конституцией пределах контролирует деятельность правительства и осуществляет другие полномочия.

Парламент избирается на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании сроком на 4 года и состоит из 150 членов, избранных по пропорциональной системе, и 85 - по мажоритарной системе.

Право законодательной инициативы принадлежит Президенту Грузии, члену Парламента, парламентской фракции, комитету Парламента, высшим представительным органам Абхазии и Аджарии, не менее чем 30 тыс. избирателей. По требованию Президента представленные им законопроекты рассматриваются вне очереди.

Законопроект или постановление считаются принятыми Парламентом, если они поддержаны большинством присутствующих, но не менее чем 1/3 полного состава Парламента, если Конституцией не определен иной порядок (законопроект о пересмотре Конституции считается одобренным, если он поддержан не менее чем 2/3 полного состава Парламента Грузии). Проект органического закона считается принятым, если он поддержан более чем половиной списочного состава Парламента.

Законопроект, принятый Парламентом, в 5-дневный срок передается Президенту Грузии. Президент в течение 10 дней подписывает и публикует закон либо с мотивированными замечаниями возвращает в Парламент. Когда законопроект возвращен, Парламент ставит на голосование замечания Президента. Для их принятия достаточно количества голосов, установленного Конституцией для законопроектов такого рода. Если эти замечания приняты, окончательная редакция законопроекта передается Президенту, который в 7-дневный срок подписывает и публикует его.

Если Парламент не принял предложения Президента, голосуется первоначальная редакция законопроекта. Закон или органический закон считается принятым, когда за него голосовало не менее 3/5 списочного состава Парламента. Поправки к Конституции считаются принятыми, если за них голосовало не менее 2/3 полного состава Парламента.

Парламент Грузии обладает значительными правомочиями в государственно-кадровой сфере: только с его согласия Президент назначает министров, послов и иных дипломатических представителей Грузии; по представлению Президента он избирает председателя и судей Верховного суда, а также членов Совета Национального банка Грузии, назначает генерального прокурора и председателя Палаты контроля; по своей инициативе - 3членов Конституционного суда и Народного защитника Грузии.

Глава государства и глава исполнительной власти - Президент Грузии, должность которого учреждена в апреле 1991 г. Он избирается непосредственно гражданами сроком на 5 лет. Одно и то же лицо может быть избрано Президентом только дважды подряд.

Президент Грузии направляет и осуществляет внутреннюю и внешнюю политику государства. Он обеспечивает единство и целостность страны, а также деятельность государственных органов в соответствии с Конституцией. Президент является высшим представителем страны во внешних сношениях.

Во внешнеполитической сфере Президент Грузии заключает международные договоры и соглашения, ведет переговоры с иностранными государствами; с согласия Парламента назначает и освобождает от должности послов и иных дипломатических представителей Грузии; при нем аккредитуются послы и иные дипломатические представители иностранных государств и международных организаций.

Значительные полномочия принадлежат Президенту в области обороны и безопасности страны, что объясняется сложной военной и политической обстановкой в Республике. Вслучае вооруженного нападения на Грузию он объявляет военное положение, при наличии соответствующих условий заключает мир и не позднее 48 часов вносит это решение на утверждение Парламента; во время войны или массовых беспорядков, при посягательстве на территориальную целостность страны, в случае военного переворота или вооруженного восстания, экологической катастрофы и эпидемий или в иных случаях, когда органы государственной власти лишены возможности нормально осуществлять свои конституционные полномочия, объявляет чрезвычайное положение на всей территории страны или в какой-либо ее части и не позднее 48 часов вносит это решение на утверждение в Парламент. Президент вправе с согласия Парламента приостановить деятельность или распустить представительные органы самоуправления или территориальных единиц, если их действия создают угрозу для суверенитета, территориальной целостности страны, осуществления государственными органами своих конституционных полномочий.

В области правотворчества Президент на основе Конституции и закона издает указы и распоряжения; осуществляет право законодательной инициативы, подписывает и публикует законы, имеет право отлагательного вето. По требованию Парламента, не менее 200тыс. избирателей или по собственной инициативе Президент назначает референдум по вопросам, определенным Конституцией и органическим законом, в течение 30 дней со дня получения этого требования.

Президент Грузии обладает и другими традиционными для глав государств полномочиями: он решает вопросы гражданства, предоставления убежища, присуждает государственные награды, присваивает высшие дипломатические ранги и почетные звания, осуществляет помилование осужденных.

Как глава исполнительной власти Президент назначает с согласия Парламента членов правительства - министров; правомочен освобождать их от должности; принимает отставку министров и других определенных законом должностных лиц, правомочен поручить министрам исполнение служебных обязанностей до сформирования нового правительства; представляет Парламенту проект государственного бюджета Грузии после согласования его основных данных и направлений с парламентскими комитетами. По предложению Президента Грузии Парламент утверждает структуру и порядок деятельности исполнительной власти.

Правительство существует не как самостоятельный орган, а как администрация Президента. Члены Правительства ответственны перед Президентом Грузии и могут быть смещены его указом. Института парламентской ответственности не существует.

В состав Правительства входит государственный министр, который руководит канцелярией и по уполномочию Президента выполняет его отдельные поручения. По сути, государственный министр выполняет функции Премьер-министра.

 

Правовая система

 

Общая характеристика

 

Правовая система Грузии принадлежит к романо-германской правовой семье, занимая в ней вместе с правовыми системами других государств СНГ обособленное положение ("евразийская" группа).

Грузинское право имеет богатую историю, уходящую своими корнями в первые века н.э. В 373 г. христианство стало в Грузии государственной религией, что привело к непосредственному действию многих норм канонического права. Значительное влияние на правотворчество грузинских царей оказало высокоразвитое византийское право. Начиная с IX в. предпринимаются попытки систематизации законодательства. Первым светским актом этого периода, который дошел до нас в виде фрагментов, является "Книга права", известная как Законы Баграта Куропалата.

Наиболее плодотворными были для грузинского правотворчества XIV-XVIII вв. До нас дошли составленные в этот период кодексы, общим источником которых было грузинское обычное право. Среди них следует назвать: Законы царя Георгия (XIV в.), Судебник Беки и Агбуги (XIV-XV вв.), Законы католикосов (XVI в.), Законы Вахтанга VI (XVIII в.) и др.

Судебник Георгия V (Законы Георгия V) - сборник законов, изданный царем Георгием V между 1325 и 1346 гг., был призван распространить грузинское феодальное право на районы верховьев Арагвы и Ксани, население которых противилось установлению феодальных отношений. Судебник сохранял такие устаревшие обычаи, как кровная месть (например, в случае похищения чужой жены), убийство вора в момент преследования. Одновременно он вводил новые формы ответственности за преступления, как правило, в виде денежных штрафов, величина которых зависела от социального положения сторон. Судебник Беки и Агбуги представлял собой сборник законов правителей княжества Самцхе - Саатабаго Беки и его внука Агбуги. Основное его содержание составляют нормы уголовного права. Так же, как и Судебник Георгия V, он допускал кровную месть за некоторые виды преступлений, но в основном устанавливал денежное возмещение. Судебник регулировал также некоторые имущественные отношения (например, куплю-продажу, заем, наследование).

Особенно активно законодательная деятельность развивалась в XVIII в., когда были внесены многие изменения в гражданское и особенно уголовное право. Венцом правотворчества считаются Законы царя Вахтанга VI - свод феодального права Грузии, составленный в 1705-1708 гг. под руководством царя Картли Вахтанга VI при участии представителей высшей духовной и светской знати. В этот кодифицированный акт вошли извлечения из Библии (Законы Моисея), греко-римское право (сборники византийских правоведов), Законы Мхтитар Гоша, так называемое право Католикоса, постановления грузинского церковного Собора (XVI в.), Судебники Георгия Блистательного и Беки и Агбуги и собственно Уложение Вахтанга VI. Последнее фактически действовало во всей Грузии, а некоторые законы - и после присоединения Грузии к России. Кроме того, Вахтангу VI принадлежит также "Дастурламали" - законодательный памятник государственного и административного права. Несмотря на обширное законодательство, в Грузии широко применялось и обычное право.

Наряду со светским действовало каноническое право. Имели силу как общехристианские, так и собственно грузинские источники. Среди них заслуживают внимания памятники национального происхождения: Законы католикосов (XVI в.), Грамота памяти Пицунды (XVIII в.), Закон об отравлении, против колдовства и гадания (вторая половина XVIII в.) и др.

Самостоятельное государственно-правовое развитие Грузии прервалось с вхождением ее в состав России в начале XIX в. В 1859 г. Законы Вахтанга VI в Грузии были заменены общими законами Российской империи.

Первая Конституция независимой Грузии принята Учредительным собранием в феврале 1921 г. и действовала считанные дни до установления здесь Советской власти. Эта Конституция была формально восстановлена в силе в 1991 г., однако этот акт имел скорее символическое значение.

После установления Советской власти в 1921 г. Грузия фактически реципировала новое социалистическое право РСФСР.

Правовая система Грузии переживает коренную трансформацию с начала 1990-хгг. Общие направления реформ такие же, как и на всем постсоциалистическом пространстве: идеологический и политический плюрализм, рыночная экономика, расширение прав и свобод личности и укрепление их гарантий.

В 1995 г. принята новая демократическая Конституция Грузии, пронизанная западно-либеральным духом. Общепризнанные права и свободы человека объявлены непреходящими и высшими человеческими ценностями (ст.7). Практически отсутствуют сколь-нибудь конкретные положения о социально-экономической системе Республики и социально-экономических правах граждан.

По темпам правовых реформ Грузия опередила многие бывшие союзные республики. Приняты новые Гражданский (1997), Гражданско-процессуальный (1997), Уголовно-процессуальный (1998), Уголовный (1999), а также Воздушный (1996), Морской (1997), Налоговый (1997), Таможенный (1997) кодексы. Эти кодексы, как и принятые Парламентом в 1992-1999 гг. несколько сотен законов, заложили основы современной правовой системы Грузии, демонстрирующей приверженность классическим принципам романо-германской семьи.

Несмотря на своеобразный, подчеркнуто "прозападный" характер постсоветского грузинского законодательства, правовая система Грузии сохраняет тесную связь с правовыми системами других государств участников СНГ. Это проявляется в сходной структуре системы права, юридической технике, правовом мышлении и культуре, хотя различия постепенно увеличиваются.

Основным источником права в Грузии являются законодательные и иные нормативные правовые акты. Их иерархия включает Конституцию, органические и обычные законы Парламента, указы Президента Республики, подзаконные акты министерств и ведомств, органов местного самоуправления.

Грузинской правовой системе известен институт чрезвычайного законодательства. Согласно Конституции (п.3 ч.1 ст.73) во время чрезвычайного положения Президент издает имеющие силу закона декреты, действующие до окончания чрезвычайного положения; осуществляет чрезвычайные мероприятия. Декреты представляются в Парламент, когда он соберется на заседание.

Согласно ч.2 ст.6 Конституции законодательство Грузии соответствует общепризнанным принципам и нормам международного права. Не противоречащие Конституции международные договоры или соглашения Грузии имеют приоритет перед внутригосударственными нормативными актами.

Особое место в системе источников права занимают решения Конституционного суда Грузии, которыми может быть аннулирована любая норма закона или подзаконного акта.

Обычаи в правовой системе Грузии имеют субсидиарное значение применяются, если не противоречат общепризнанным нормам права и нравственности или публичному порядку (п.4 ст.2 ГК Грузии).

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...