Основы стратегического финансового менеджмента в системе управления финансами предприятия
Стр 1 из 3Следующая ⇒
С вопросами финансовой стратегии сталкиваются любые предприятия и организации, работающие на рынке. Происходит это вне зависимости от их желания. Даже в том случае, если менеджеры той или иной организации не занимаются целенаправленным формированием финансовой стратегии своего предприятия, у этого предприятия существует своя собственная финансовая стратегия. В России насчитывается более 950 тысяч малых предприятий, которые создают примерно 12 процентов валового внутреннего продукта страны. Прямо или косвенно они дают рабочие места и заработки 25 миллионам российских граждан. Учитывая, что финансовая стратегия организации является основной частью общей стратегии, невнимательное отношение к вопросам ее формирования может свести на нет успешность стратегии любого предприятия в целом, а значит, и его общий успех. Отсутствие направленных действий на формирование и воплощение в жизнь финансовой стратегии организации приводит только к ослаблению ее позиций на рынке, понижению конкурентоспособности и устойчивости. Для того, чтобы грамотно формировать финансовую стратегию, управлять ею и внедрять в практику все ее положения, необходимо понимать, что такое финансовая стратегия организации, какова ее сущность и характерные черты. Изучение сущности финансовой стратегии и форм ее проявления является задачей данного параграфа. В экономической литературе, а также в бытовом языке менеджеров, финансистов и руководителей часто используется выражение «финансовая стратегия». В то же время в научной литературе нет четкого определения данного понятия. Нельзя сказать, что рассмотрение данного вопроса в экономической и специальной финансовой литературе полностью отсутствует, однако единого подхода к понятию «финансовая стратегия» не существует. В то же время достаточно широко и часто используется термин «экономическая стратегия» организации - некая общая линия поведения на рынке, заранее спланированная и определенная, разбитая на реальные и достижимые цели. Финансовая стратегия является частью общей экономической стратегии предприятия и поэтому для нас важными являются основные постулаты, касающиеся общей стратегии. Финансовая стратегия как часть общей экономической стратегии несомненно будет подчиняться этим же постулатам. Поэтому рассмотрение вопроса финансовой стратегии целесообразно начать с более высокого внешнего уровня, каким является общая стратегия, а затем выделить предмет нашего изучения.
Под стратегией понимают детальный всесторонний комплексный план, предназначенный для того, чтобы обеспечить осуществление миссии организации и содействовать достижению ее целей. Основная и общая цель организации обозначается как миссия, а все остальные цели разрабатываются для достижения этой миссии и должны быть конкретными, измеримыми, достижимыми, а также сориентированными во времени. Поскольку финансовая стратегия является основной частью общей стратегии, то в работе определение финансовой стратегии организации базируется на определении стратегии организации как таковой. И. Ансофф, предлагая свое понятие стратегии организации, утверждает, что стратегия - это системный подход, обеспечивающий сложной организации сбалансированность и общее направление роста. Далее в своих исследованиях И. Ансофф раскрывает стратегию как набор правил для принятия решений, которыми организация руководствуется в своей деятельности. Данное определение, по нашему мнению, не затрагивает целей организации. Несколько иную интерпретацию понятия стратегия предлагают М. Мескон, М. Альберт и Ф. Хедоури, которые под стратегией организации понимают детальный комплексный план, предназначенный для того, чтобы обеспечить осуществление миссии организации и достижение ее целей.
Данное определение не затрагивает вопрос распределения и получения ресурсов при достижении целей организации и не может быть полностью принято как базовое при переходе к определению финансовой стратегии, для которой ресурсы играют особенную роль. Причем необходимо заметить, что под ресурсами при формировании стратегии понимают не только финансовые ресурсы. Р. Акофф предлагает учитывать 5 типов ресурсов, каждый из которых одинаково важен для организации: ) входные - основные и вспомогательные материалы, энергия и услуги; ) сооружения и оборудование; ) кадры; ) деньги; ) информация. Деньги могут рассматриваться как метаресурс, поскольку их основная ценность заключается в возможности использования для получении других ресурсов. У. Кинг и Д. Клиланд, по нашему мнению, довольно близко подошли к наиболее полному определению стратегии, подходящему для использования в качестве основы для разработки определения финансовой стратегии предприятия. Стратегическое планирование, по их мнению, представляет собой процесс определения целей организации и их изменений, ресурсов, необходимых для их достижения, и политики, направленной на приобретение и использование этих ресурсов. По сути, У. Кинг и Д. Клиланд в качестве стратегического планирования предлагают понимать «идеи и подходы, с помощью которых будущее воздействие перемен оценивают и учитывают в текущих решениях». По нашему мнению, данное определение, несмотря на то, что оно наиболее глубоко из всех упомянутых охватывает понятие стратегии, тем не менее является не совсем четким и недостаточно кратким. Б. Карлоф предлагает понимать под стратегией обобщающую модель действий, необходимых для достижения поставленных целей путем координации и Недостатком данного определения является то, что оно не учитывает необходимости разработки целей организации, сразу ставя задачей их достижение. Говоря о координации и распределении ресурсов, не упоминается об их достижении. В то же время данное определение с учетом высказанных замечаний в большей степени отвечает нашему представлению о том, которое необходимо для разработки понятия финансовой стратегии организации. Японский автор Т. Коно подчеркивает важность четко определенной стратегии организации тем, что предлагает, чтобы структура организации соответствовала стратегии и изменение последней приводило бы к соответственному и немедленному изменению самого предприятия.
После анализа всех основных существующих мнений по вопросу определения стратегии организации можно предложить следующее определение. Финансовая стратегия - это система действий в области финансов по разработке и достижению целей организации. Данная система представляет собой планы получения, накопления и распределения финансовых ресурсов, необходимых для достижения целей организации и базируется на прогнозе возможных воздействий окружающей среды на организацию, а также учитывает предполагаемые последствия этих воздействий. Финансовая стратегия предусматривает все финансовые действия организации во всех областях ее активности, направленные на укрепление позиций на рынке и достижение максимально возможной прибыли. Она призвана повысить устойчивость и конкурентоспособность организации. В условиях развитого рынка финансовая стратегия выступает в роли дополнительного инструмента в рамках общей стратегии организации. В России в настоящее время при достаточно подвижных макроэкономических факторах (курс доллара по отношению к рублю, инфляция, учетная ставка) финансовая стратегия становится жизненно важным моментом, определяющим выживаемость предприятия. Особенно важную роль она приобретает в условиях высокой инфляции. В условиях инфляции и постоянно меняющихся относительных цен содержание финансовой стратегии любой организации в России несколько отличается от содержания финансовой стратегии организации, ведущей свою деятельность в рамках рынка на Западе. Это один из основных факторов, обусловливающих актуальность изучения данного вопроса в России. Западные разработки в этой области редко полностью подходят для их использования в России из-за специфики переходного периода развития отечественной экономики.
Из-за слабой проработанности вопроса, да и самого понятия «финансовая стратегия» не существует единого мнения по поводу того, какие основные элементы составляют финансовую стратегию. Само понятие финансовой стратегии достаточно абстрактно и зависит от наполняющих ее элементов, которые в свою очередь абстрактными назвать нельзя. Автором было предпринято исследование в результате которого были опрошены руководители 74 организаций, входящих в Московскую конфедерацию промышленников и предпринимателей. Для проведения данного исследования была разработана анкета, в которой содержались и вопросы о выделении основных сложившихся тенденций при формировании финансовой стратегии. Результаты анализа ответов на данные вопросы показывают, что более 60% опрошенных выделяют следующие основные элементы, составляющие финансовую стратегию: краткосрочное скользящее планирование и система контроля финансовых потоков; организационно-правовое оформление финансовых потоков; выбор эффективных финансовых инструментов; выявление и распределение финансовых рисков; налоговое планирование; использование финансовых нововведений. Далее кратко будет рассмотрен каждый из этих элементов. Все вышеперечисленные элементы стратегии определяют конкурентоспособность любой организации в переходный период в России. Их наличие является необходимым условием для гарантии успеха деятельности организации на рынке. Каждый из этих элементов является, в свою очередь, важным и интересным объектом для изучения. Содержимое каждого зависит, прежде всего, «от постоянно изменяющейся экономической ситуации в России. Присутствие каких из этих элементов является необходимым условием для гарантии успеха, а какие можно выделить как второстепенные - ответ на этот вопрос весьма актуален. Вьшеперечисленные элементы финансовой стратегии являются некими срезами, направлениями как формирования, так и осуществления стратегии, позволяющими выделить сущность финансовой стратегии предприятия, которая, в свою очередь, в них и проявляется. Что касается планирования и контроля финансовых потоков, то можно определить этот элемент основным в наборе финансовой стратегии. Даже если организация и не занимается сознательным формированием своей финансовой стратегии, то минимальным финансовым прогнозированием и планированием она будет заниматься всегда. Разработка и последующая реализация планирования финансового состояния и финансовых потоков являются достаточно сложным процессом, требующим комплексного подхода со стороны любой организации. Данный процесс необходимо проводить при постоянной оценке и коррекции текущего финансового состояния, опираясь на критерии и показатели финансовой стратегии, используемые на данном конкретном предприятии.
При формировании данного элемента финансовой стратегии имеет смысл использовать новейшие методы оценки и прогнозирования высоких темпов инфляции и других основных особенностей экономической жизни хозяйствующего субъекта в России. Весьма важным моментом для любого предприятия в России является разработка финансово-правовых схем. Практически для каждой более или менее важной финансовой операции необходимо разрабатывать конкретную финансово-правовую схему, учитывающую все нюансы конкретной финансовой среды, в которой будет проводиться операция, а также возможное влияние других экономических субъектов. Причем вся схема должна быть приведена в соответствие с нормами действующего законодательства. Так, если партнером предприятия выступает в данной финансово-правовой схеме муниципалитет, то необходимо учитывать его специфические финансовые возможности, связанные прежде всего с правовым статусом данного партнера, если же партнером является банк или государственная организация, то в каждом из этих случаев, для каждой конкретной операции, необходимо будет разрабатывать свою конкретную финансово-правовую схему. От того, насколько хорошо и продуманно такая схема разработана, будет зависеть и вероятность возникновения сбоев при выполнении операции. В случае трудностей с участием в финансовой операции какого-либо предприятия и невозможности учесть это в финансово-правовой схеме всегда существует такой шаг, как привлечение, а то и создание предприятия другой формы собственности, с другими финансово-правовыми возможностями. Данное направление требует высокого профессионализма в конкретной области, и большинству компаний финансово нецелесообразно иметь в постоянном штате группу специалистов высокого класса этого направления. Имеет смысл привлекать таких экспертов при возникновении необходимости. Использование финансовых инструментов - одно из важнейших условий выживаемости хозяйственных систем в российских переходных условиях. Именно умелое использование финансовых инструментов дает в настоящее время в России наибольшую прибыль предприятия м. Особенно трудно достичь успеха предприятию без использования финансовых инструментов при тех темпах инфляции, которые наблюдаются в России. В то же время многие финансовые инструменты находятся в России еще только в стадии своего развития и становления. К ним, прежде всего, можно отнести: векселя, свопы, фьючерсные контракты, операции с ценными бумагами типа «репо», многие другие инструменты денежного рынка. С учетом места финансовой стратегии в стратегическом наборе предприятия определим сущностные ее характеристики в свете парадигмы стратегического управления: . Финансовая стратегия предприятия является одним из видов его функциональных стратегий. Функциональный ее статус определяется тем, что она охватывает лишь один из видов деятельности предприятия, а ее разработка является одной из важнейших функций финансового менеджмента. . В системе функциональных стратегий предприятия финансовая стратегия занимает одно из ведущих мест. Это связано с тем, что, обеспечивая финансовыми ресурсами реализацию стратегий всех уровней, финансовая стратегия координирует и интегрирует усилия всех функциональных подразделений в процессе формирования и реализации всего стратегического набора предприятия, и прежде всего - его функциональных стратегий. . Финансовая стратегия охватывает все основные направления развития финансовой деятельности и финансовых отношений предприятия. Это вытекает, прежде всего, из содержания финансового менеджмента, важнейшей функцией которого является формирование данной стратегии. Кроме того, только комплексный учет возможностей предстоящего развития всех аспектов финансовой деятельности и всех форм финансовых отношений предприятия позволяет в полной мере реализовать возможности роста его рыночной стоимости в долгосрочной перспективе. . Процесс разработки финансовой стратегии определяет необходимость формирования специфических финансовых целей долгосрочного развития предприятия. Отражая специфику финансовой деятельности, цели финансового развития предприятия должны обеспечивать реализацию миссии и целей корпоративной его стратегии, с одной стороны, и поддерживать (не вступая в противоречие) цели других функциональных стратегий и стратегий хозяйственных единиц, с другой. . Процесс разработки финансовой стратегии предопределяет выбор наиболее эффективных направлений достижения поставленных целей. Такой выбор обеспечивается поиском и оценкой альтернативных вариантов возможных стратегических финансовых решений и соответствующим их оборотом по критерию максимизации рыночной стоимости предприятия. . Финансовая стратегия призвана учитывать меняющиеся условия внешней среды в процессе финансового развития предприятия и адекватно реагировать на эти изменения. Это важнейшая особенность стратегии любого уровня, в том числе и финансовой, определяется главным подходом к ее содержанию, вытекающему из концепции стратегического управления. Новая парадигма формирования стратегии предприятия предопределяет, что главное содержание его стратегического поведения состоит не в четком исполнении предусмотренных заданий, а в способности быстро реагировать на изменение условий внешней среды с соответствующей корректировкой этих заданий. . Адаптации финансовой стратегии к меняющимся условиям внешней среды обеспечивается в первую очередь изменением направлений формирования и использования финансовых ресурсов предприятия. Маневрирование финансовыми ресурсами, которые составляют главный объект финансового управления, является основным механизмом корректировки направлений и форм достижения стратегических финансовых целей предприятия. Таким образом, финансовая стратегия представляет собой один из важнейших видов функциональной стратегии предприятия, обеспечивающей все направления развития его финансовой деятельности и финансовых отношений путем формирования долгосрочных финансовых целей, выбора наиболее эффективных путей их достижения, адекватной корректировки направлений формирования и использования финансовых ресурсов при изменении условий внешней среды.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|