Сроки осмотра оборудования резервуаров
Резервуары, находящиеся в эксплуатации, подлежат периодическому обследованию и дефектоскопии для определения их технического состояния. Очередность, сроки проведения обследований, а также объем работ по проверке технического состояния резервуара регламентируются Руководством по обследованию резервуаров. Сроки проведения частичного и полного обследования представлены в табл. 2. До начала ремонта резервуара все дефектные места на наружной поверхности резервуара выявляются осмотром, отмечаются краской (вокруг дефектного места наносится круг с указанием стрелкой места дефекта), осматриваются сварные швы и основой металл и составляется схема расположения дефектов.
Таблица 2 Сроки проведения обследования резервуаров
Осмотр внутренней поверхности резервуара, несущих конструкций покрытия, а также текущий и капитальный ремонт резервуара, находившегося в эксплуатации, производится только после полного его освобождения от нефтепродуктов, отсоединения от резервуара всех трубопроводов путем установки заглушек указателем-хвостовиком, зачистки, промывки, пропарки и полной дегазации (лабораторный анализ).
При осмотре резервуара должны тщательно зачищаться следующие узлы и участки: • узел примыкания корпуса к днищу снаружи резервуара; • сегменты или окрайки, примыкающие к корпусу с внутренней стороны • вертикальные стыки трех нижних поясов корпуса; • места врезки люков (лазов) и резервуарного оборудования в первом • узел крепления центральной стойки к днищу. Зачистка производится ветошью, стальными щетками и т.д. Зачищенные места подвергаются тщательному осмотру, а в случае необходимости при помощи лупы с 10-кратным увеличением. Лабораторная работа 2 Ремонт резервуаров при использовании сварки. Цель работы: Изучить основы проведения ремонта резервуаров с использованием сварки. Основные положения. Приремонте резервуаров с помощью сварных работ разрешается применять: • ручную дуговую сварку; • автоматическую и полуавтоматическую сварку под флюсом, в среде защитных газов и порошковой проволокой. Сварку необходимо выполнять на постоянном токе. Применение газовой сварки для ремонта ответственных элементов резервуаров не допускается. Сварку при ремонте и исправления дефектов резервуаров, находящихся в эксплуатации, рекомендуется выполнять при температуре окружающего воздуха не ниже минус 10 °С.
К производству сварочных работ при ремонте резервуаров допускают квалифицированных сварщиков, сдавших испытания на право производства ответственных сварочных работ согласно «Правилам испытания электросварщиков и газосварщиков) Госгортехнадзора и имеющие соответствующие удостоверения. При выполнении сварочных работ в процессе ремонта и исправления дефектных мест резервуаров должны соблюдаться следующие требования: • сварка стыковых швов окраек днища должна выполняться на остающейся подкладке в два и более слоев с обеспечением полного провара корня шва; подкладка устанавливается на прихватках; приваривать подкладку по контуру к днищу запрещается; конец стыкового шва должен выводиться за пределы окрайки на остающийся конец подкладки длиной не менее 30 мм, который удаляется после окончания сварки кислородной резкой; места среза подкладок следует тщательно зачищать; зазор между подкладкой и кромками не должен превышать 1 мм. • технологические подкладки для сварки окрайков днищ должны иметь размеры: толщину 4-6 мм, длину более длины дефектного места на 100-150 мм и ширину не менее 100 мм; • вертикальные стыковые швы корпусов резервуаров должны свариваться с двух сторон, вначале сваривают основной шов, затем подварочный. Перед сваркой подварочного шва корень основного шва вырубают или выплавляют до чистого металла и зачищают стальной щеткой; • вертикальные стыки поясов корпуса из листов толщиной 4-5 мм разрешается собирать внахлестку, сваривая их сплошными швами с наружной и прерывистыми швами с внутренней сторон резервуара. Ручную сварку стыковых швов при ремонте резервуаров следует выполнять обратно ступенчатым способом. Длина ступени не должна превышать 200-250 мм. При обнаружении трещины в сварном шве или основном металле необходимо установить ее границы. Для этой цели дефектное место подвергают рентгено- или гамма-просвечиванию либо зачищают до металлического блеска и протравливают 10%-ным водным раствором азотной кислоты. При этом места трещины выявляются по почернению; их фиксируют краской. Вид и характер трещины наносят на эскиз. По концам трещины просверливают по одному отверстию диаметром 6-8 мм. Расточенные отверстия шлифуют и протраливают 10%-ным раствором азотной кислоты (для дополнительного контроля новых трещин, которые могут появиться после засверловки).
После уточнения границ трещины устанавливают причину ее возникновения. В случае некачественного выполнения сварного шва на значительную длину, большую, чем сама трещина, необходимо выполнить ремонт всего дефектного шва. При длине трещины на корпусе до 100 мм следует разметить участок для последующей вырубки (выплавки) металла по длине трещины между двумя просверленными отверстиями с правлением двусторонней сваркой. При длине трещины на корпусе более 100 мм (трещина расположена у горизонтального шва и не пересекла его) размечается участок для удаления пояса корпуса с последующей вставкой встык и двусторонней сваркой. Ширина удаляемого участка назначается не менее 1 м (по 500 мм в каждую сторону от трещины) на всю высоту дефектного пояса. В случае выхода трещины на смежный пояс следует удалять такой же участок этого пояса. Обнаруженная трещина на полотнище днища засверливается по концам с последующей вырубкой, подгонкой накладки на дефектный участок и сваркой. Накладка должна перекрывать трещину не менее чем на 200 мм с каждой стороны. В случае обнаружения трещины в основном металле, необходимо проверить качество металла листа. При наличии расслоений, закатов и т.п. следует заменить весь лист. Конструкции днища, корпуса, кровли с дефектными участками сварных швов или основного металла со значительными размерами трещин, расслоений, коррозионных повреждений и другими дефектами подлежат частичному или полному удалению и замене. Размер дефектных участков, подлежащих удалению, определяется в зависимости от конкретных размеров дефекта и выбранного метода ремонта. Дефектные места в целых листах корпуса, днище, кровле удаляются механической или газовой резкой с последующей зачисткой кромки от шлака и наплывов расплавленного металла зубилом, напильником, механической или ручной стальной щеткой или шлифовальными машинками.
Дефектные участки сварных швов днища удаляют: • вырубкой пневматическим (ручным) зубилом; • вырезкой абразивным кругом; • вырезкой газовой резкой; • вырезкой воздушно-дуговой резкой. Вырубать зубилом дефектный участок можно только в том случае, если ремонт резервуаров выполняется при плюсовой температуре окружающего воздуха. Кромки деталей после кислородной или дуговой (воздушной и кислородной) резки не должны иметь неровностей, прожогов и шероховатостей более 1 мм. При толщине металла свыше 5 мм, в котором выявлена трещина, кромки трещины разделывают под сварку с V-образной подготовкой (угол раскрытия 60-70°). При толщине элементов менее 5 мм кромки трещины не разделываются. Разделка кромок может осуществляться ручным и пневматическим зубилами, рубильно-чеканочными молотками, шлифовальными кругами и кислородной резкой.
Сварку основного шва выполняют в несколько слоев в зависимости от толщины металла:
Для сварки первого слоя следует применять электроды диаметром 3 мм, для сварки остальных слоев - электроды диаметром 4-5 мм. После сварки каждого слоя поверхность шва должна тщательно зачищаться от шлака и брызг металла. Участки слоев шва с порами, раковинами и трещинами должны быть удалены и заварены вновь. Сварку нахлесточных швов также следует производить обратноступенчатым способом. Длина ступени не должна превышать 300-500 мм.
Лабораторная работа 3
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|