Контроль качества ремонтных работ.
Контроль качества сборочных и сварочных работ при ремонте резервуаров проводится в соответствии с требованиями СНиП Ш-18—75 (разделы 1 и 4). Контроль выполненных работ осуществляют: а) внешним осмотром мест и элементов исправления б) испытанием швов на герметичность; в) проверкой сварных соединений рентгено- и гамма- г) окончательным испытанием резервуара на прочность, устойчивость и герметичность. Наружному осмотру подвергаются 100 % всех сварных соединений, выполненных при ремонтных работах. В клепаных резервуарах подвергаются проверке заклепочные соединения в зонах, прилегающих к ремонтируемому участку. Проверку выполняют простукиванием легким молотком по головкам заклепок (качественные заклепки не издают дребезжащего звука), затем проверяют герметичность вакуум-методом. Сварные соединения по внешнему виду должны удовлетворять требованиям ГОСТ 8713—79, ГОСТ 5264—80, СНиП Ш-18—75 Все сварные соединения, выполненные в период ремонтных работ, подвергаются 100 %-ному контролю на герметичность вакуум-методом или керосиновой пробой. Сварные стыковые и нахлесточные соединения стенки, сваренные сплошным швом с наружной стороны и прерывистым с внутренней, проверяют на герметичность путем обильного смачивания их керосином. Контролируемую сторону шва очищают от грязи и ржавчины и окрашивают водной суспензией мела. Окрашенная поверхность должна просохнуть. Шов смачивают керосином посредством опрыскивания не менее двух раз струей под давлением из краскопульта, бачка керосинореза или паяльной лампы. Допускается протирать швы 2—3 раза тряпкой, обильно смоченной керосином.
Сварные соединения стенки с днищем проверяют на герметичность вакуумкамерой или керосином. В последнем случае сварное соединение с внутренней стороны резервуара окрашивается водной суспензией мела или каолина и после ее высыхания сварные соединения с наружной стороны опрыскивают керосином. Шов обрабатывают не менее двух раз с перерывом -10 мин. Испытания на герметичность двусторонних нахлесточных сварных соединений и стыковых швов, сваренных на: остающейся подкладке, осуществляются введением керосина под давлением 0,1—0,2 МПа в зазор между листами или подкладкой планкой через специально просверленные отверстия. Отверстия после проведения испытания заваривают. Перед заваркой отверстия пространство между листками должно быть продуто сжатым воздухом. На поверхности, окрашенной меловым раствором, после смачивания керосином не должно появляться пятен в течение 12 ч, а при температуре ниже 0 °С — в течение 24 ч. В зимних условиях для ускорения процесса контроля разрешается смачивать сварные соединения керосином, предварительно нагретым до температуры 60—70 °С, в этом случае процесс контроля герметичности сокращается до 1 ч. Испытание на герметичность сварных соединений днища резервуаров проводится вакуум-методом. Контролю вакуум-методом подвергают сварные соединения днищ, центральной части плавающей крыши и понтона (нахлесточные и угловые соединения). Контролируемый участок сварного соединения и основного металла шириной до 150 мм с обеих сторон от шва очищают от шлака, масла, грязи и пыли, смачивают индикаторным мыльным раствором (при положительной температуре) или раствором лакричного корня (при отрицательной температуре). Индикаторный раствор, нанесенный на шов, должен быть свободен от пузырьков воздуха. Водный раствор мыла должен применяться только при температуре не ниже —20 0С. Водный же экстракт лакричного корня представляет собой универсальный пенообразующий индикатор, как в летнее, так и в зимнее время. Введение в него солей хлористого натрия или хлористого кальция позволяет вести работы по испытанию на герметичность при температуре наружного воздуха до —35 °С На контролируемый участок плотно устанавливают вакуум-камеру (рис. 5), которую подключают к вакуум насосу.
Разрежение в камере должно составлять не менее Рис. 1. Вакуумкамеры для испытания герметичности швов: а - плоская; б - угловая; 1 - вакуум-насос; 2 —шланг; 3 - вакуум-манометр; 4 - кран пробковый: 5 — оргстекло: в — губчатая резина В местах сквозных дефектов возникают пульсирующие (лопающиеся, вновь возникающие и снова лопающиеся) пузырьки. В местах мельчайших сквозных дефектов обнаруживаются скопления мелких нелопающихся пузырьков,
Проведение испытаний. Испытание на герметичность сварных соединений закрытых коробов понтона и плавающих крыш проводят путем нагнетания в них воздуха компрессором до избыточного давления 1 кПа с одновременным смазыванием всех наружных швов мыльным раствором или другим пенным индикатором. До начала пневматических испытаний необходимо сварные соединения очистить от шлака и загрязнений, проверить соединения простукиванием металла в зоне шва, тщательно осмотреть их и устранить выявленные дефекты. Герметичность сварных соединений открытых коробов понтона проверяют вакуум-камерой или керосином, Испытания на герметичность сварных соединений кровли и обвязочного уголка проводят одним из следующих способов: вакуум-камерой, керосином или внутренним избыточным давлением воздуха. При испытании сварных соединений керосином его впрыскивают под давлением во все нахлесточные соединения изнутри резервуара с нижней стороны кровли. При этом сварные соединения кровли с наружной стороны окрашивают водной суспензией мела или каолина.
Испытания сварных соединений кровли сжатым воздухом проводятся путем создания внутреннего избыточного давления при наполнении герметически закрытого резервуара водой до уровня не менее 1 м или посредством нагнетания воздуха компрессором внутрь резервуара, залитого водой на высоту не менее 1 м, до получения в обоих случаях избыточного давления, превышающего эксплуатационное на 10 %, а для резервуаров повышенного давления — на 25 %. Для регулирования избыточного давления в кровлю резервуара вваривают специальные трубопроводы. Избыточное давление в резервуаре следует контролировать по, показаниям водяного манометра во всех случаях, когда вода (или воздух) поступает и когда подача воды (воздуха) прекращена, так как давление в резервуаре может повышаться в результате повышения температуры наружного воздуха или под влиянием нагрева солнечными лучами. При испытании сжатым воздухом сварные соединения кровли снаружи смачивают мыльным раствором или другим пенным индикатором. Примечания: 1. Контроль швов кровли в зимних условия» рекомендуется проводить керосиновой пробой. 2. В резервуарах повышенного давления конструкций (типа ДИСИ и «Гибрид») в процессе испытания герметичности кровли на избыточное давление необходимо при достижении эксплуатационного давления проявлять осторожность (медленно повышать давление) во избежание потери устойчивости торцовой части. Обнаруженные в процессе испытания на герметичность дефекты в сварных соединениях отмечают мелом или краской, удаляют на длину дефектного места плюс 15 мм с каждого конца и заваривают вновь. Исправленные дефекты в сварных соединениях должны быть вновь подвергнуты повторному контролю на герметичность. Исправлять одно и то же дефектное место разрешается не более двух раз. Примечания: 1. Исправление негерметичных сварных соединений зачеканкой запрещается. 2. Обнаруженные дефекты в сварных соединениях кровли резервуара (не повышенного давления) устраняют повторной подваркой без удаления дефектных участков.
Отремонтированные участки сварных стыковых соединений окраек днища и вертикальных стыковых соединений первого пояса и 50 % соединений второго, третьего и четвертого поясов (преимущественно в местах пересечений этих соединений с горизонтальными) резервуаров вместимостью 2000 м3 и более подвергаются контролю просвечиванием (рентгено- или радиографированием). Оценка качества сварных соединений по данным просвечивания осуществляется в соответствии с требованиями ГОСТ 7512—82. Швы сварных соединений. Методы контроля просвечиванием проникающими излучениями. Примечания: 1. Просвечивание осуществляется до гидравлического испытания резервуара. Допускается контроль швов ультразвуковым методом с после В резервуарах вместимостью до 1000 м3 с разрешения главного Сварные соединения двух нижних поясов стенки резервуаров Если при просвечивании будут обнаружены Выявленные дефектные сварные соединения или их участки должны быть исправлены и вновь проварены. Окончательные испытания резервуара на В процессе испытания ведется наблюдение Если в процессе испытания по истечении 24 ч на поверхности стенки резервуара или по краям днища не появятся течи и если уровень не будет снижаться, то резервуар считается выдержавшим гидравлическое испытание.
После окончания гидравлического испытания Контроль геометрической формы стенки после Измерения отклонений стенки резервуара от вертикали Качество ремонта металлического понтона (плавающей крыши) и уплотняющего затвора проверяют путем подъема и опускания понтона при заполнении резервуара водой. При подъеме и опускании понтона (плавающей крыши) ведётся контроль за работой уплотняющего затвора с целью выявления возможного заклинивания, неплотного прилегания, перекосов и неплавного его хода. Места дефектов фиксируют и устраняют. После выполнения комплекса окончательных испытаний и при отсутствии дефектов в виде свищей, трещин, вмятин или значительных деформаций, превышающих допустимые согласно СНиП Ш-18—75, испытание считается законченным и в установленном порядке составляется акт о сдаче резервуара в эксплуатацию.
Приемка резервуаров после ремонта. Резервуар принимают в эксплуатацию, после При выполнении работ силами предприятия комиссия назначается руководством этого предприятия. Резервуар после ремонтных работ принимают В зависимости от типа ремонтных работ прилагается а) дефектная ведомость (при нескольких дефектах); б) чертежи, необходимые при ремонте; в) проект производства работ по ремонту резервуара г) документы (сертификаты и другие документы), удостоверяющие качество металла, электродов, электродной проволоки, флюсов, клея и прочих материалов, примененных при ремонте; д) акты приемки основания и гидроизолирующего e) копии удостоверений (дипломов) о квалификации сварщиков, проводивших сварку конструкции при ремонте, с указанием присвоенных им цифровых или буквенных знаков; ж) акты испытания сварных соединений днища, стенки, з) заключения по качеству сварных соединений стенки и) журнал проведения ремонтных работ и журнал сварочных работ или другие документы, указывающие атмосферные условия в период ремонта; к) документы о согласовании отклонений от чертежей и ППР, если при ремонте такие отклонения были допущены; л) результаты нивелирной съемки по наружному контру днища и самого днища; результаты измерений геометрической формы стенки, в том числе и местных отклонений; м) результаты измерений местных отклонений кровли (для резервуаров повышенного давления); н) результаты измерений зазоров между стенкой и понтоном (при замене элементов стенки и коробов понтона); о) результаты измерений вертикальности установки направляющих понтона (плавающей крыши); п) акт на устройство антикоррозионного покрытия анкерных болтов в случае их ремонта; р) документы, подтверждающие марку бетона, примененного для ремонта железобетонных плит фундаментов противовеса; с) акт на послойное трамбование грунта над плитами-противовесами; т) акт опробования оборудования (клапанов, задвижек и т. п.); у) градуировочная таблица после ремонта резервуара, связанного с изменением его объема; ф) акт проверки омического сопротивления заземления. Комиссией составляется акт о приемке и вводе резервуара в эксплуатацию с приложением документации на выполненные работы. Акт на приемку резервуара утверждает директор (главный инженер) предприятия, эксплуатирующего резервуар. Документация на приемку и выполненные работы по ремонту резервуара хранится вместе с паспортом.
Лабораторная работа 6.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|