Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Описание метода измерения и установки.




Определение горизонтальной составляющей Н0 в нашей работе выполняется с помощью прибора, называемого тангенс–гальванометром.

Он состоит из нескольких десятков витков провода, намотанных на кольцо, в центре которого находится магнитная стрелка.

Если расположить катушку в плоскости магнитного меридиана и по ней пропустить ток I, то возникает магнитное поле тока с напряженностью Нт в центре катушки, направленное перпендикулярно плоскости катушки. Таким образом, на стрелку будут действовать два взаимно перпендикулярных магнитных поля: магнитное поле Земли Н3 и магнитное поле тока Нт. на рис.1 изображено сечение катушки горизонтальной плоскостью. Стрелка отклонится на угол a и установится по направлению равнодействующей Н, т.е. по диагонали прямоугольника, сторонами которого будут Нт и Н0–Н3. Из рис.1 получим:

(1)

Применительно к магнитному полю, создаваемому круговым током, напряженность магнитного поля в центре катушки тангенс– гальванометра равна:

и следовательно,

(2)

зная число витков n тангенс–гальванометра, значение тока I, радиус кольца R и угол отклонения стрелки a, можно определить горизонтальную составляющую Н03.

Электрическая схема установки изображена на рис.3, где U – источник тока, Р – реостат, А – миллиамперметр, П – переключатель, меняющей направление тока, проходящего по тангенс– гальванометру ТГ, К–ключ.

 

 
 

 
 

 


Порядок выполнения работы.

1. Проверяют электрическую схему установки.

2. Поворачивая подставку тангенс–гальванометра, устанавливают витки его катушки в плоскости магнитного меридиана (вдоль стрелки).

3. После проверки схемы преподавателем или лаборантом, замыкают ключ К и при помощи реостата или магазина сопротивлений устанавливают указанный преподавателем ток в цепи. Записывают угол отклонения стрелки a, причем записывают четыре значения угла для каждого значения тока: два при одном положении переключателя П, два – при другом его положении.

4. Опыты повторяют несколько раз при различных значениях силы тока, который измеряют миллиамперметром, а изменяют магазином сопротивлений.

5. Результаты измерений заносят в таблицу 1 протокола.

6. Для каждого отдельного опыта Н0 определяют по формуле (2).

Значение aср находят как среднее арифметическое четырех отклонений.

7. Окончательный результат выражают в виде:

 

Протокол лабораторной работы №15

Таблица 1

I n Н
                     
                     
                     
                     
                     

 

= = =

Окончательный результат: =

 

Вопросы для самопроверки к работе №15

 

1. Что такое магнитное поле?

2. Назовите основную характеристику магнитного поля и единицы её измерения.

3. Сформулируйте закон Био–Савара–Лапласа.

4. Из какого закона можно определить физический смысл вектора магнитной индукции.

5. Напишите формулу зависимости между и .

6. Запишите формулу для закона полного тока.

Список рекомендуемой литературы

1. Дмитриева В.Ф., Прокофьев В.Л. Основы физики. – М.: Высшая школа, 2009.

2. Трофимова Т.И. Курс физики. – М.: Высшая школа, 2010.

Материально–техническое обеспечение

1. Установка для лабораторной работы по электричеству и магнетизму «Определение напряженности магнитного поля Земли с помощью тангенс–гальванометра»

2. Программа для моделирования лабораторной работы на компьютере.

 

Модуль 4.Оптика

Лабораторная работа №24

«Определение длины световой волны при помощи дифракционной решетки»

Краткая теория

Дифракция света

Развитие оптики вплоть до начала XX века базировалось в основном, на представлении о прямолинейности распространения света. Но уже в XVII веке были известны факты, указывающие на отступление от закона прямолинейного распространения. Это бывает в следующих случаях: когда луч света проходит через малое отверстие в непрозрачном экране; если на пути луча находится малое непрозрачное тело и если свет проходит около края непрозрачного предмета.

Если пучок параллельных лучей света встречает на своем пути непрозрачное круглое тело, то при достаточно малых размерах тела на экране, в середине геометрической тени, будет заметно с в е т л о е пятно в центре чередующихся темных и светлых колец. Это указывает на то, что свет распространяется и в область геометрической тени.

Если же пучок параллельных лучей света пропустить через достаточно малое круглое отверстие, то на экране, начиная с некоторого расстояния, по мере изменения расстояния между отверстием и экраном, будет появляться то с в е т л о е пятно, то т е м н о е пятно в центре чередующихся темных и светлых колец, диаметр которых значительно больше диаметра отверстия. Свет здесь распространяется в область геометрической тени.

Явление отклонения света от прямолинейного распространения в однородной среде, выражающееся в распространении света в область геометрической тени, называется д и ф р а к ц и е й света.

Дифракция света показывает, что законы геометрической оптики, базирующиеся на законе прямолинейности распространения света, так же как и ряд других законов физики, оказываются справедливыми только в известных условиях.

Принцип Гюйгенса

Направление распространения света в области геометрической тени можно определить при помощи метода, получившего название принцип Гюйгенса, который объясняет механизм передачи волнового процесса (рис.1а). Гюйгенс рассматривал распространение световых волн как последовательное возмущение точек среды, в которой распространяется свет. По принципу Гюйгенса каждая точка волновой поверхности (фронта волны) является самостоятельным источником вторичных элементарных сферических волн. Поверхность, огибающая эти вторичные волны, является новой волновой поверхностью (фронтом волны). В изотропной среде световые лучи являются нормалями волновой поверхности.

Но принцип Гюйгенса позволил решать задачи распространения светового фронта, не отвечая на вопрос об интенсивности волн, идущих по разным направлениям. Оставался нерешенным и вопрос о прямолинейности распространения света. Эти недостатки принципа Гюйгенса устранил Френель, который дополнил принцип Гюйгенса идеей интерференции волн.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...