Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Раздел 1. Предмет, методы и основные понятия психологии.

ПСИХИЧЕСКИЕ ПРОЦЕСЫ И СВОЙСТВА. (14 часов)

 

ТЕМА № 1.1. ОБЪЕКТ И ПРЕДМЕТ ПСИХОЛОГИИ. (Рис.2) – 2часа

Введение. Цель, задачи и содержание дисциплины. Соотношение субъективной и объективной реальности. Фундаментальные категории психологии. Психика, сознание, психические явления (психические процессы, свойства и состояния). Принципы психологии. Психология как наука и как практическая деятельность. Транспортная психология. Методы психологии.

 

Рис.2. Структурно-логическая схема темы № 1.1

Методические указания к изучению темы № 1.1.

Литература: [ 1, с.4-22; 3, с.12-22; 4, с.5-10; 10, с.10-38; 11, с.12-37; 16, с. 6-16.].

Центральные вопросы темы: предмет и объект психологии, фундаментальные категории психологии, принципы психологии, психология как наука, психологическая компетентность. Транспортная психология. Методы психологии.

Вопросы:

1. Дайте определение психологии как науки.

2. Что является предметом психологии? Дайте классификацию психических явлений.

3. Приведите примеры психических процессов.

4. Назовите основные свойства личности.

5. Психические состояния и их влияние на психические процессы и свойства.

6. Назовите основные принципы психологии. В чем их суть?

7. Какие методы психологических исследований вы знаете?

8. Что такое тест? Какие бывают тесты?

9. Какие методы входят в состав группы эмпирических методов?

10. При каких условиях можно назвать метод наблюдения научным?

 

ТЕМА № 1.2. ЧУВСТВЕННОЕ ПОЗНАНИЕ. (Рис.3) - 2 часа

 

Виды знаний. Непосредственное знание об объекте. Внимание. Свойства, виды и теории внимания. Развитие внимательности в процессе обучения. Ощущение и восприятие, их виды и свойства. Память. Типы, виды и процессы памяти. Исследования Г. Эббингауза и Б.Ф. Зейгарник. Условия осмысленного запоминания. Роль речи в развитии и совершенствовании памяти. Индивидуальные различия памяти.

 

Рис.3. Структурно-логическая схема темы № 1.2.

Методические указания к изучению темы № 1.2.

Литература: [ 1, с.32-51; 3, с.155-207; 4, с.104-132; 6, с.17-31; 7, с.12-19; 10, с.177-292; 11, с.163-283; 16, с. 59-83.].

Центральные вопросы темы: Виды знаний: непосредственное и опосредованное. Внимание, его свойства, виды и теории. Виды и свойства ощущения. Восприятие, его свойства и сложные формы. Типы, процессы и виды памяти.

Вопросы:

1.Назовите виды знаний.

2.Что такое внимание?

3.Назовите основные свойства внимания. Какие свойства тренируемы?

4.Назовите основные виды внимания. Какие способы развития внимания вы знаете?

5.В чем общее и различие между ощущением и восприятием?

6.Назовите виды и свойства ощущения.

7.Назовите сложные формы и свойства восприятия.

8.Назовите типы памяти. В чем их различие?

9.Какие виды памяти вы знаете? Какие из них развиты у всех, а какие - у профессионалов?

10.Какой процесс памяти характеризует «кривая Г. Эббингауза»?

11.Какие условия необходимы для прочного запоминания?

12.Как добиться осмысленного запоминания, при каких условиях?

13.Какую роль в развитии и совершенствовании памяти играет речь?

 

ТЕМА № 1.3. РАЦИОНАЛЬНОЕ ПОЗНАНИЕ (Рис.4) - 2 часа

 

Виды знаний. Опосредованное знание: мышление, интеллект. Основные этапы процесса мышления. Мыслительные операции. Виды мышления. Индивидуальные особенности мышления. Интеллект. Факторный анализ и «кубическая» модель интеллекта. Конвергентное и дивергентное мышление. Креативность.

 

Методические указания к изучению темы № 1.3.

Литература: [ 1 с.51-64; 3, с.207-261; 4, с.132-168; 6, с.31-42; 7, с.37-95; 10, с.309-414; 11, с.298-354; 16, с.85-95.].

Центральные вопросы темы: Рациональное познание: мышление и интеллект. Речь как способ оформления мысли, образа. Мыслительные операции. Виды мышления. Индивидуальные особенности мышления. Интеллект: дивергентное и конвергентное мышление. Креативность.

Вопросы:

1. Что отражают ощущение и восприятие?

2. В чем проявляется соотношение между мышлением, ощущением и восприятием?

3. Как вы думаете мышление и речь – это одно и то же?

4. Что является основной единицей языка? Какие две части ее определяют?

5. Дайте определение мыслительным операциям?

6. В чем различие дискурсивного и интуитивного мышления?

7. В чем различие творческого и воспроизводящего мышления?

8. Что является результатом теоретического и практического мышления?

9. В чем суть предметно-действенного, наглядно-образного и словесно-логического мышления?

10. Назовите и дайте определение индивидуальным особенностям мышления.

11. Что понимается под интеллектом?

 

 

 

Рис. 4. Структурно-логическая схема темы № 1.3.

 

 

ТЕМА № 1.4. КОНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ ПСИХИКИ. (Рис.5.) –

2 часа

 

Структура личности (способности, темперамент, характер, волевые качества, эмоции, мотивация, социальные установки). Концепции и теории развития личности. Физиологические основы психики человека. Организация и регуляция поведенческого акта по модели П.К. Анохина. Темперамент: типы, свойства и деятельность. Теория связи некоторых общих свойств нервных процессов с типами темперамента. Психологические характеристики основных классических типов темперамента: сангвиник, холерик, флегматик меланхолик. Характер. Акцентуированные черты характера.

 

 

Рис.5. Структурно-логическая схема темы № 1.4

 

Методические указания к изучению темы № 1.4

Литература: [ 1, с.93-117; 4, с.203-425; 6, с. 51-65; 7, с.97-152; 9, с.64-88; 10, с. 511-634; 11, с.469-582; 16, с. 111-144].

Центральные вопросы темы: Личность, индивид, человек, индивидуальность. Структура личности: Концепции развития личности. Психические свойства личности: свойства направленности, свойства характера, самосознание.

В о просы:

1. Дайте определение понятиям «личности», «человека», «индивида», «индивидуальности».

2. Что включает в себя структура личности?

3. Какие концепции развития личности выделяются в психологии?

4. Какие психические свойства составляют структуру личности?

5. Дайте определение «темперамента».

6. В чем выражаются свойства темперамента: сензитивность и ригидность?

7. В чем выражаются свойства темперамента: экстраверсия и интроверсия?

8. Дайте психологическую характеристику «сангвинику».

9. Дайте психологическую характеристику «холерику».

10. Дайте психологическую характеристику «флегматику».

11. Дайте психологическую характеристику «меланхолику».

12. Дайте сравнительную оценку продуктивности работы человека связанную с особенностями его темперамента.

13. Дайте определение «характера».

14. Назовите наиболее общие свойства характера.

15. В какой системе отношений проявляется характер человека?

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...