Раздел 1. Предмет, методы и основные понятия психологии.
ПСИХИЧЕСКИЕ ПРОЦЕСЫ И СВОЙСТВА. (14 часов)
ТЕМА № 1.1. ОБЪЕКТ И ПРЕДМЕТ ПСИХОЛОГИИ. (Рис.2) – 2часа Введение. Цель, задачи и содержание дисциплины. Соотношение субъективной и объективной реальности. Фундаментальные категории психологии. Психика, сознание, психические явления (психические процессы, свойства и состояния). Принципы психологии. Психология как наука и как практическая деятельность. Транспортная психология. Методы психологии.
Рис.2. Структурно-логическая схема темы № 1.1 Методические указания к изучению темы № 1.1. Литература: [ 1, с.4-22; 3, с.12-22; 4, с.5-10; 10, с.10-38; 11, с.12-37; 16, с. 6-16.]. Центральные вопросы темы: предмет и объект психологии, фундаментальные категории психологии, принципы психологии, психология как наука, психологическая компетентность. Транспортная психология. Методы психологии. Вопросы: 1. Дайте определение психологии как науки. 2. Что является предметом психологии? Дайте классификацию психических явлений. 3. Приведите примеры психических процессов. 4. Назовите основные свойства личности. 5. Психические состояния и их влияние на психические процессы и свойства. 6. Назовите основные принципы психологии. В чем их суть? 7. Какие методы психологических исследований вы знаете? 8. Что такое тест? Какие бывают тесты? 9. Какие методы входят в состав группы эмпирических методов? 10. При каких условиях можно назвать метод наблюдения научным?
ТЕМА № 1.2. ЧУВСТВЕННОЕ ПОЗНАНИЕ. (Рис.3) - 2 часа
Виды знаний. Непосредственное знание об объекте. Внимание. Свойства, виды и теории внимания. Развитие внимательности в процессе обучения. Ощущение и восприятие, их виды и свойства. Память. Типы, виды и процессы памяти. Исследования Г. Эббингауза и Б.Ф. Зейгарник. Условия осмысленного запоминания. Роль речи в развитии и совершенствовании памяти. Индивидуальные различия памяти.
Рис.3. Структурно-логическая схема темы № 1.2. Методические указания к изучению темы № 1.2. Литература: [ 1, с.32-51; 3, с.155-207; 4, с.104-132; 6, с.17-31; 7, с.12-19; 10, с.177-292; 11, с.163-283; 16, с. 59-83.]. Центральные вопросы темы: Виды знаний: непосредственное и опосредованное. Внимание, его свойства, виды и теории. Виды и свойства ощущения. Восприятие, его свойства и сложные формы. Типы, процессы и виды памяти. Вопросы: 1.Назовите виды знаний. 2.Что такое внимание? 3.Назовите основные свойства внимания. Какие свойства тренируемы? 4.Назовите основные виды внимания. Какие способы развития внимания вы знаете? 5.В чем общее и различие между ощущением и восприятием? 6.Назовите виды и свойства ощущения. 7.Назовите сложные формы и свойства восприятия. 8.Назовите типы памяти. В чем их различие? 9.Какие виды памяти вы знаете? Какие из них развиты у всех, а какие - у профессионалов? 10.Какой процесс памяти характеризует «кривая Г. Эббингауза»? 11.Какие условия необходимы для прочного запоминания? 12.Как добиться осмысленного запоминания, при каких условиях? 13.Какую роль в развитии и совершенствовании памяти играет речь?
ТЕМА № 1.3. РАЦИОНАЛЬНОЕ ПОЗНАНИЕ (Рис.4) - 2 часа
Виды знаний. Опосредованное знание: мышление, интеллект. Основные этапы процесса мышления. Мыслительные операции. Виды мышления. Индивидуальные особенности мышления. Интеллект. Факторный анализ и «кубическая» модель интеллекта. Конвергентное и дивергентное мышление. Креативность.
Методические указания к изучению темы № 1.3. Литература: [ 1 с.51-64; 3, с.207-261; 4, с.132-168; 6, с.31-42; 7, с.37-95; 10, с.309-414; 11, с.298-354; 16, с.85-95.]. Центральные вопросы темы: Рациональное познание: мышление и интеллект. Речь как способ оформления мысли, образа. Мыслительные операции. Виды мышления. Индивидуальные особенности мышления. Интеллект: дивергентное и конвергентное мышление. Креативность.
Вопросы: 1. Что отражают ощущение и восприятие? 2. В чем проявляется соотношение между мышлением, ощущением и восприятием? 3. Как вы думаете мышление и речь – это одно и то же? 4. Что является основной единицей языка? Какие две части ее определяют? 5. Дайте определение мыслительным операциям? 6. В чем различие дискурсивного и интуитивного мышления? 7. В чем различие творческого и воспроизводящего мышления? 8. Что является результатом теоретического и практического мышления? 9. В чем суть предметно-действенного, наглядно-образного и словесно-логического мышления? 10. Назовите и дайте определение индивидуальным особенностям мышления. 11. Что понимается под интеллектом?
Рис. 4. Структурно-логическая схема темы № 1.3.
ТЕМА № 1.4. КОНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ ПСИХИКИ. (Рис.5.) – 2 часа
Структура личности (способности, темперамент, характер, волевые качества, эмоции, мотивация, социальные установки). Концепции и теории развития личности. Физиологические основы психики человека. Организация и регуляция поведенческого акта по модели П.К. Анохина. Темперамент: типы, свойства и деятельность. Теория связи некоторых общих свойств нервных процессов с типами темперамента. Психологические характеристики основных классических типов темперамента: сангвиник, холерик, флегматик меланхолик. Характер. Акцентуированные черты характера.
Рис.5. Структурно-логическая схема темы № 1.4
Методические указания к изучению темы № 1.4 Литература: [ 1, с.93-117; 4, с.203-425; 6, с. 51-65; 7, с.97-152; 9, с.64-88; 10, с. 511-634; 11, с.469-582; 16, с. 111-144]. Центральные вопросы темы: Личность, индивид, человек, индивидуальность. Структура личности: Концепции развития личности. Психические свойства личности: свойства направленности, свойства характера, самосознание. В о просы: 1. Дайте определение понятиям «личности», «человека», «индивида», «индивидуальности». 2. Что включает в себя структура личности? 3. Какие концепции развития личности выделяются в психологии? 4. Какие психические свойства составляют структуру личности?
5. Дайте определение «темперамента». 6. В чем выражаются свойства темперамента: сензитивность и ригидность? 7. В чем выражаются свойства темперамента: экстраверсия и интроверсия? 8. Дайте психологическую характеристику «сангвинику». 9. Дайте психологическую характеристику «холерику». 10. Дайте психологическую характеристику «флегматику». 11. Дайте психологическую характеристику «меланхолику». 12. Дайте сравнительную оценку продуктивности работы человека связанную с особенностями его темперамента. 13. Дайте определение «характера». 14. Назовите наиболее общие свойства характера. 15. В какой системе отношений проявляется характер человека?
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|