Раздел 2. Психология и трудовая деятельность. Психологические процесы в социальных группах.
(6часов) ТЕМА № 2.1.ПСИХОЛОГИЯ И ТРУДОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. (Рис.6.) – 2 часа
Деятельность, характер деятельности. Потребности: виды, параметры (сила, количество, качество). Характеристики деятельности: мотив, цель, предмет, структура и средства. Мотивы человеческой деятельности. Предмет и структура деятельности. Основные виды деятельности: общение, игра, учение, труд. Методические указания к изучению темы № 2.1.
Литература: [ 3, с.138-155, 388-410; 7, 142-152; 9, с.158-175, 417-435; 10, с. 21-28, 465-475,499-502; 11, 511-534; 16, 133-142].
Центральные вопросы темы: Деятельность. Виды деятельности. Потребности и способности человека. Важнейшие компоненты человеческой деятельности. Умения, навык, привычки.
Рис.6. Структурно-логическая схема темы № 2.1.
Вопросы: 1. Дайте определение понятию «деятельность». 2. Дайте определение понятиям «потребности» и «способности». 3. Что включают в себя характеристики деятельности? 4. Дайте определение понятиям «мотив» и «цель» деятельности. 5. Дайте определение понятиям «предмет» и «структура» деятельности. 6. Что включают параметры потребностей? 7. Дайте определение понятию «сила» потребности. 8. Дайте определение понятию «количество» потребности. 9. Дайте определение понятию «качество» потребности 10. В чем различие между понятиями «общение» и «игра»? 11. В чем различие между понятиями «учение» и «труд»? 12. Что относится к важнейшим компонентам человеческой деятельности? 13. В чем различие между понятиями «навык» и «умение»? 14. В чем различие между понятиями «упражнения» и «привычки»? 15. Что определяют понятия «интериоризации» и «экстериоризации»?
ТЕМА № 2.2. ПСИХОЛОГИЯ МАЛЫХ ГРУПП И МЕЖГРУППОВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ (Рис.7) – 2часа
Определение малой группы и ее границы. Классификация малых групп. Общая характеристика динамических процессов в малой группе. Образование малой группы. Феномен группового давления. Групповая сплоченность. Лидерство и руководство в малых группах. Стиль лидерства. Процесс принятия группового решения. Психология межгруппового взаимодействия. Эффективность групповой деятельности. Психологические процессы в малой группе. Методические указания к изучению темы № 2.2. Литература: [ 2, с. 187-235; 3, с. 360-370; 4, с. 512-524; 6, с. 13-16; 16, с. 170]. Центральные вопросы темы: Малые и большие группы. Психологические характеристики группы. Три классификации малых групп. Важнейшие процессы в развитии малых групп. Проблемы лидерства и руководства. Внутригрупповой фаворитизм. Внешнегрупповая дискриминация. Рис. 7. Структурно-логическая схема (СЛС) темы № 2.2. Вопросы: 1. Что относится к психологическим характеристикам группы? 2. Дайте определение «малой группы». 3. В чем отличие формальных малых групп от неформальных? 4. В чем отличие первичных малых групп от вторичных? 5. Чем отличаются временные малые группы от стабильных? 6. Чем отличается референтная группа от нереферентной? 7. Какова количественная характеристика малой группы? 8. Какиепризнаки лидерства являются основными? 9. Что отличает лидера от руководителя? 10. Какие стили лидерства вы знаете? 11. Что такое «феномен группового давления»? 12. В чем проявляется групповая сплоченность и как она определяется в социометрическом тесте? 13. В чем суть понятий «внутригрупповой фаворитизм» и «внешнегрупповая дискриминация»?
ТЕМА № 2.3. ПСИХОЛОГИЯ БОЛЬШИХ СОЦИАЛЬНЫХ ГРУПП И МАССОВЫХ ЯВЛЕНИЙ (Рис.8) – 2 часа
Содержание и структура психологии большой социальной группы. Виды больших социальных групп. Уровни развития больших социальных групп Психические особенности поведения человека в толпе. Массовые явления в больших диффузных группах. Психология слухов. Психология паники
Методические указания к изучению темы № 2.3. Литература: [ 2, с. 151-171; 3, с. 374-387; 16, с. 237-243]. Центральные вопросы темы: Большие группы: организованные и неорганизованные. Уровни развития больших социальных групп: типологический, идентификации, интегрированности. Стихийные группы и массовое движение. Массовые явления в больших диффузных группах. Психология слухов Психология паники. Вопросы: 1. Какие группы следует рассматривать в качестве «больших»? 2. Какова структурапсихологии больших групп? 3. На какие виды разделяются большие социальные группы? 4. Каково соотношение психики отдельных индивидов с элементами групповой психологии? 5. Какими методами можно пользоваться при изучении больших групп? 6. Дайте характеристику уровням развития больших групп. 7. Какие признаки характеризуют толпу? 8. Чем наиболее принципиально различается поведение человека в толпе и вне толпы? 9. Какие признаки характеризуют массу? 10.Какие признаки характеризуют публику7 11.Что понимается под большой диффузной группой? 12.В чем состоят основные функции слухов? 13.Какими способами осуществляется профилактика слухов в больших группах? 14.Что характеризует панику как социально-психологическое явление? 15.На какие группы (типы) разделяются люди по их поведению в условиях паники?
Рис. 8. Структурно-логическая схема (СЛС) темы № 2.3. РАЗДЕЛ 3. ПСИХИЧЕСКИЕ СОСТОЯНИЯ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА (4 часа)
ТЕМА № 3.1. ПРОБЛЕМЫ И ВИДЫ ПСИХИЧЕСКИХ СОСТОЯНИЙ В СОВРЕМЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ (Рис.9) – 2часа
Проблема психических функциональных состояний (ПФС). Взаимосвязь между ПФС и деятельностью. Основные направления в исследовании психических состояний. Виды и психические состояния. Акцентуации характера. Самооценка. Уровень притязаний и фрустрации. Неврозы. Типологическая модель К.Г.Юнга и типология психосоциотипов. Психогеометрическая типология. Клинические типологии личности. Девиантное поведение. Природа отклоняющего поведения. Профилактика девиантного поведения. Регуляция эмоциональных состояний.
Факторы, обусловливающие динамику функциональных состояний человека. Методические указания к изучению темы № 3.1.
Литература: [ 3, с. 465-506; 4, с. 361-452; 8, с. 343- 402; 11, с.122-149, 437-469; 16, с. 237-243]. Центральные вопросы темы: Социализация. Характер человека. Формы межличностного взаимодействия. Акцентуация характера. Психопатия, Уровень притязаний: заниженный, завышенный. Самоуважение. Психопатия личности. Девиантное поведение.
Рис. 9. Структурно-логическая схема (СЛС) темы № 3.1.
Вопросы: 1. Что определяет «социализация»? 2. Что определяет «социальная установка»? 3. Назовите формы межличностного взаимодействия? 4. Дайте определение понятия «характер человека»? 5. Дайте определение понятия «акцентуации характера»? 6. Какая связь между характером и психопатией? 7. Что показывают акцентуированные черты характера? 8. Что определяет завышенная и заниженная самооценка личности? 9. Что такое «уровень притязаний» и его виды? 10. Что определяет «самоуважение»? 11. Что определяют «фрустрация» и «неврозы»? 12. Какие типологические модели личности вы знаете? 13. Что понимается под девиантным поведением? 14. Назовите типы девиантного поведения? 15. Какие причины отклонений от социальных норм поведения? 16. На что направлена целевая установка в ходе организации профилактики девиантного поведения? 17. Какие направления в работе с нарушителями социальных норм поведения наиболее эффективны?
ТЕМА № 3.2. ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ (Рис.10.) – 2 часа
Соотношение личности и профессии. Проблема профессионального становления личности. Стадии профессионального развития. Методические указания к изучению темы № 3.2. Литература: [ 3, с.285-309, 465-521; 6, 77-81;]. Центральные вопросы темы: Психологические признаки труда. Профессиональная пригодность. Внутренние условия и средства деятельности профессионала. Стадии профессионального развития. Вопросы: 1. Что относится к психологическим признакам труда? 2. Как понимается стиль формирующегося или сложившегося профессионала?
3. Что такое трудовой пост, и какими признаками он характеризуется? 4. Назовите основные структурные компоненты пригодности человека к работе. 5. Раскройте содержание трех разновидностей целей профессиональной деятельности (распознать, преобразовать, изыскать). 6. Что относится к психологическим признакам труда? 7. В чем содержание следующих структурных компонентов пригодности человека к работе: отношение к труду, к профессии, интересы, склонности к данной области труда; единичные, частные, специальные способности? 8. В чем содержание следующих структурных компонентов пригодности человека к работе: дееспособность общая; навыки, опыт, выучка? 9. Что является общим признаком соответствия человека к работе? 10. Что относится к внутренним условиям деятельности профессионала? 11. С учетом какой специфики предметной области труда складывается система средств деятельности (внешних и внутренних) профессионала? 12. В чем проявляются противоречия внутри структуры самого профессионала как субъекта? 13. Назовите основные фазы развития профессионала. 14. Что отличает каждого из перечисленных личностей :«Оптант», «Адепт», “Адаптант”, «Интервал», «Мастер», «Авторитет», «Наставник»?
Рис. 10. Структурно-логическая схема (СЛС) темы № 3.2.
7. Названия тем практических (семинарских) занятий и их объем в часах (12 часов): Рис. 10. Структурно-логическая схема (СЛС) темы № 3.2. 7. Названия тем практических (семинарских) занятий и их объем в часах: ПР-1. Объект и предмет психологии. Методы исследования. Психологический практикум (тесты Шульте и Горбова на сосредоточенность и переключаемость внимания) -4 часа. ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ 1. Что является объектом и предметом психологии? 2. Назовите фундаментальные категории психологии. 3. Дайте характеристику психики и сознания. 4. Что составляют психические явления? 5. Психические процессы. Что их определяет? Приведите примеры психических процессов. 6. Психические свойства. Что их определяет? Приведите примеры психических свойств личности. 7. На что больше влияют психические состояния: на психические свойства или на психические процессы? Приведите примеры психических состояний. 8. Что входит в состав эмпирических методов? 9. Можно ли назвать метод наблюдения научным? Если «да», то при выполнении каких условий? 10. Цель, содержание и методика выполнения теста Шульте? 11. Можно ли назвать тест Шульте развивающим внимание? Если «да», то почему? 12. При выполнении какого условия результат теста Горбова считается выполненным на «хорошо» и «отлично»?
ЛИТЕРАТУРА [ 1, с.4-22; 3, с.12-22; 4, с.5-10; 10, с.10-38; 11, с.12-37; 16, с. 6-16.].
ПР-2. Чувственное познание. Психологический практикум (тесты на кратковременную образую память) - 4 часа.
ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ . 1. Что такое внимание? 2. Назовите основные свойства внимания. Какие свойства тренируемы? 3. Назовите основные виды внимания. Какие способы развития внимания вы знаете? 4. Какие виды внимания в большей степени должны быть развиты в Вашей будущей профессии? 5. О чем говорят результаты теста «Методика Горбова»? Может ли время переключаемости внимания быть равным нулю или принимать отрицательные значения? 6. В чем общее и различие между ощущением и восприятием? 7. Назовите виды и свойства ощущения. 8. Назовите сложные формы и свойства восприятия. 9. Назовите типы памяти. В чем их различие? 10. Какие виды памяти вы знаете? Какие из них развиты у всех, а какие - у профессионалов? 11. Какие процессы памяти вы знаете? 12. Какой процесс памяти характеризует «кривая ………» Г. Эббингауза? В чем ее суть? 13. Какие условия необходимы для прочного запоминания? 14. Как добиться осмысленного запоминания, при каких условиях? 15. Какую роль в развитии и совершенствовании памяти играет речь? 16. Как проявляется и чем отличается память у различных людей? 17. О чем говорят хорошие и отличные результаты тестов на кратковременную образную память.
ЛИТЕРАТУРА [ 1, с.32-51; 3, с.155-207; 4, с.104-132; 6, с.17-31; 7, с.12-19; 10, с.177-292; 11,с.163-283; 16, с. 59-83.]
ПР-3. Обсуждение вопросов учебных тем первого раздела «ПРЕДМЕТ, МЕТОДЫ И ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ТРАНСПОРТНОЙ ПСИХОЛОГИИ». Психологический практикум (тесты на конкретное и абстрактное мышление) – 4 часа
ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ
1. В чем проявляется ощущение и восприятие в профессиональной деятельности? 2. Приведите примеры соотношения между мышлением, ощущением и восприятием в профессиональной деятельности. 3. Какая группа методов исследования является основной в психологии? Какие методы исследования используются чаще в профессиональной деятельности? 4. Что является предметом исследования в психологии труда, инженерной психология, эргономике, транспортной психологии? 5. Как вы думаете, тесты на внимание (Шульте и Горбова) являются контролирующими или тренирующими? 6. Можно ли добиться 30-минутной установки на сосредоточенность внимания с помощью теста Шульте? 7. Какова роль внимания в развитии памяти? 8. Какие практические рекомендации следуют из исследований Г.Эббингауза и Б.Ф. Зейгарник? 9. В чем различие дискурсивного и интуитивного мышления? 10. В чем различие творческого и воспроизводящего мышления? 11. В чем различие конкретного и абстрактного мышления? О чем говорят отличные и хорошие результаты тестов на мышление? 12. В чем суть предметно-действенного, наглядно-образного и словесно-логического мышления? 13. Назовите индивидуальные особенности мышления и дайте их определение 14. Что понимается под интеллектом? 15. Чему уделяется больше внимания в процессе обучения: конвергентному или дивергентному мышлению?
ЛИТЕРАТУРА
[ 1 с.51-64; 3, с.207-261; 4, с.132-168; 6, с.31-42; 7, с.37-95; 10, с.309-414; 11, с.298-354; 16, с.85-95.] ПР-4. Психофизиологическая характеристика процесса приема информации. Психологический практикум (тесты на направленность личности) – 4 часа.
ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ
1. Дайте определение «личности», «человека», «индивида», «индивидуальности». 2. Что включает в себя структура личности? 3. Что является общим между темпераментом и характером? 4. Как вы понимаете направленность личности и ее роль в профессиональной деятельности? 5. Дайте характеристику интровертированной личности. 6. Дайте характеристику экстравертированной личности. 7. В тесте на направленность личности определяются: направленность «на себя», «на общение» и «на дело». Какие возможны результаты? 8. Что отличает в ходе профессиональной деятельности интровертов от экстравертов? 9. Какими свойствами характеризуется восприятие в процессе приема информации? 10. Являются ли эти свойства восприятия (целостность, осмысленность, избирательность, константность) изначальными или формируются в процессе становления личности? 11. Что включает в себя «анализатор»? 12. В чем особенности зрительного анализатора в процессе приема информации? 13. В чем особенности слухового анализатора? 14. Роль аудирования (восприятия и понимания речевых сообщений) в процессе приема информации?
ЛИТЕРАТУРА
[ 1, с.93-117; 4, с.203-425; 6, с. 51-65; 7, с.97-152; 9, с.64-88; 10, с. 511-634; 11, с.469-582; 16, с. 111-144]. ПР-5. Хранение и переработка информации оператором. Психологический практикум (тест на темперамент) - 4 часа.
ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ
1. Дайте определение понятиям «личности», «человека», «индивида», «индивидуальности». 2. Что включает в себя структура личности? 3. Какие психические свойства составляют структуру личности? 4. Дайте определение «темперамента». 5. В чем выражаются свойства темперамента: сензитивность и ригидность? 6. В чем выражаются свойства темперамента: экстраверсия и интроверсия? 7. Дайте психологическую характеристику «сангвинику». 8. Дайте психологическую характеристику «холерику». 9. Дайте психологическую характеристику «флегматику». 10. Дайте психологическую характеристику «меланхолику». 11. Дайте сравнительную оценку продуктивности работы человека связанную с особенностями его темперамента. 12. Какова роль процесса памяти (запоминание) при хранении и переработке информации? 13. Какова роль процесса памяти (забывание) при хранении и переработке информации? 14. Какова роль оперативной памяти (ее объем, точность и длительность сохранения информации) при хранении и переработке информации? 15. Какова роль оперативного мышления в процессе хранения и переработки информации?
ПР-6. Обсуждение вопросов учебных тем второго раздела «Психология и Трудовая деятельность. ПCИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ В СОЦИАЛЬНЫХ ГРУППАХ И ЕГО ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ». Психологический практикум (тесты на акцентуированные черты характера). ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ 1. Дайте определение понятию «деятельность». 2. Дайте определение понятиям «потребности» и «способности». 3. Что включают в себя характеристики деятельности? 4. Дайте определение понятиям «мотив» и «цель» деятельности. 5. Дайте определение понятиям «предмет» и «структура» деятельности. 6. Что включают параметры потребностей (сила, количество, качество)? 7. В чем содержание понятий «общение», «игра», «учение» и «труд»? 8. Что относится к важнейшим компонентам человеческой деятельности? 9. В чем различие между понятиями «навык» и «умение», «упражнения» и «привычки»? 10. Дайте определение понятиям «характер человека» и «акцентуации характера»? 11. Что определяет завышенная и заниженная самооценка личности? 12. Что такое «уровень притязаний» и его виды? 13. Что определяет «самоуважение»? 14. Что определяют «фрустрация» и «неврозы»? 15. Что понимается под девиантным поведением? 16. На что направлена целевая установка в ходе организации профилактики девиантного поведения?
ЛИТЕРАТУРА [ 1, с.93-117; 4, с.203-425; 6, с. 51-65; 7, с.97-152; 9, с.64-88; 10, с. 511-634; 11, с.469-582; 16, с. 111-144].
ПР-7. Обсуждение вопросов учебных тем второго раздела «Психология и Трудовая деятельность. ПCИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ В СОЦИАЛЬНЫХ ГРУППАХ И ЕГО ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ». Психологический практикум (диагностика профнаправленности личности, мотивация профдеятельности, транзактный анализ общения) – 4 часа.
ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ
1. Дайте определение понятию «деятельность». 2. Что включают в себя характеристики деятельности (потребности, способности)? 3. Какова роль мотивации личности в профессиональной деятельности? 4. Дайте определение понятиям «предмет» и «структура» деятельности. 5. Что определяют понятия потребности (сила, количество, качество) в профессиональной деятельности? 6. В чем суть содержания «знание – умение – навык» в ходе профессиональной деятельности? Что определяет условные и реальные группы? 7. Что относится к психологическим характеристикам малой группы? 8. Чем отличается референтная группа от нереферентной? 9. Какова количественная характеристика малой группы? 10. О чем говорят результаты социограммы учебной группы? 11. В чем проявляется групповая сплоченность и как она определяется в социометрическом тесте? 12. В чем суть понятий «внутригрупповой фаворитизм» и «внешнегрупповая дискриминация»? 13. Каково соотношение психики отдельных индивидов с элементами групповой психологии? 14. Дайте характеристику уровням развития больших групп. 15. Чем наиболее принципиально различается поведение человека в толпе и вне толпы? 16. Особенности профессиональной деятельности в составе большой диффузной группы? ЛИТЕРАТУРА
[ 2, с. 151-171; 187-235; 3, с. 138-155, 360-370, 374-387, 388-410; 4, с. 512-524; 6, с. 13-16; 7, 142-152; 16, с. 237-243;. 9, с.158-175, 417-435; 10, с. 21-28, 465-475,499-502; 11, 511-534; 16, 133-142, 170].
ПР-8. Обсуждение вопросов учебных тем третьего раздела «ПСИХИЧЕСКИЕ СОСТОЯНИЯ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА». Анализ результатов индивидуально - психологической характеристики личности. – 4 часа.
ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ 1. Назовите формы межличностного взаимодействия? 2. Дайте определение понятия «характер человека»? 3. Дайте определение понятия «акцентуации характера»? 4. Какая связь между характером и психопатией? 5. Что показывают акцентуированные черты характера? 6. Какие из десяти черт характера по тесту Леонгарда соотносятся с личностями интровертированными, а какие – с экстравертирванными? 7. Что определяет завышенная и заниженная самооценка личности? 8. Что такое «уровень притязаний» и его виды? 9. Что определяет «самоуважение»? 10. Какие типологические модели личности вы знаете? 11. Что понимается под девиантным поведением? 12. Назовите типы девиантного поведения? 13. Какие причины отклонений от социальных норм поведения? 14. На что направлена целевая установка в ходе организации профилактики девиантного поведения? 15. Какие направления в работе с нарушителями социальных норм поведения наиболее эффективны? 16. О чем говорят результаты индивидуально-психологической характеристики личности? 17. Как выполнена в ходе выполнения тестов на психические процессы (внимание, память, мышление) и психические свойства (направленность личности, темперамент и характер), основная цель – «Познай себя!»? ЛИТЕРАТУРА [ 3, с. 465-506; 4, с. 361-452; 8, с. 343- 402; 11, с.122-149, 437-469; 16, с. 237-243]. ПР-9. Обсуждение вопросов учебных тем третьего раздела «ПСИХИЧЕСКИЕ СОСТОЯНИЯ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА». Анализ результатов индивидуально - психологической характеристики личности. – 4 часа.
ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ 1. Что относится к психологическим признакам труда? 2. Как понимается стиль формирующегося или сложившегося профессионала? 3. Что такое трудовой пост, и какими признаками он характеризуется? 4. Назовите основные структурные компоненты пригодности человека к работе. 5. Раскройте содержание трех разновидностей целей профессиональной деятельности (распознать, преобразовать, изыскать). 6. Что относится к психологическим признакам труда? 7. В чем содержание следующих структурных компонентов пригодности человека к работе: отношение к труду, к профессии, интересы, склонности к данной области труда; единичные, частные, специальные способности? 8. В чем содержание следующих структурных компонентов пригодности человека к работе: дееспособность общая; навыки, опыт, выучка? 9. Что является общим признаком соответствия человека к работе? 10. Что относится к внутренним условиям деятельности профессионала? 11. С учетом, какой специфики предметной области труда складывается система средств деятельности (внешних и внутренних) профессионала? 12. В чем проявляются противоречия внутри структуры самого профессионала как субъекта? 13. Назовите основные фазы развития профессионала. 14. Что отличает каждого из перечисленных личностей :«Оптант», «Адепт», “Адаптант”, «Интервал», «Мастер», «Авторитет», «Наставник»?
ЛИТЕРАТУРА [ 3, с.285-309, с. 465-521; 4, с. 361-452; 6, 77-81; 8, с. 343- 402; 11, с.122-149, 437-469; 16, с. 237-243]. 8. Примерные вопросы к экзамену по предмету «Транспортная психология»
1. Что является предметом психологии? Классификация психических явлений. 2. Основные принципы психологии. В чем их суть? 3. Какие методы психологических исследований вы знаете? 4. Какие методы входят в состав группы эмпирических методов? 5. Внимание, свойства внимания. Какие свойства тренируемы? 6. Внимание, виды внимания. Какие способы развития внимания вы знаете? 7. В чем общее и различие между ощущением и восприятием? 8. Назовите виды и свойства ощущения. 9. Память, типы и виды памяти. Оперативная память, в чем ее свойства? 10. Какой процесс памяти характеризует «кривая Г. Эббингауза»? 11. Как добиться прочного и осмысленного запоминания, при каких условиях? 12. Какую роль в развитии и совершенствовании памяти играет речь? 13. Мышление, мыслительные операции. 14. Мышление, индивидуальные особенности мышления. 15. Что понимается под интеллектом? Конвергентное и дивергентное мышление. 16. Дайте определение понятиям «личности», «человека», «индивида», «индивидуальности». 17. Психические свойства личности. 18. Темперамент и его свойства. 19. Дайте психологическую характеристику «сангвинику». 20. Дайте психологическую характеристику «холерику». 21. Дайте психологическую характеристику «флегматику». 22. Дайте психологическую характеристику «меланхолику». 23. Дайте сравнительную оценку продуктивности работы человека связанную с особенностями его темперамента. 24. Характер и его свойства. 25. Деятельность и ее характеристики (мотив, цель, предмет, структура). 26. Что включают параметры потребностей (сила, количество, качество)? 27. В чем различие между понятиями «общение» и «игра»?(сила 28. В чем различие между понятиями «учение» и «труд»? 29. Что относится к важнейшим компонентам человеческой деятельности (общение, игра, учение, труд)? 30. В чем различие между понятиями «навык» и «умение», «упражнения» и «привычки»? 31. Что определяют в профессиональной деятельности понятия «интериоризации» и «экстериоризации»? 32. Что относится к психологическим характеристикам группы? 33. Чем отличается референтная группа от нереферентной? 34. В чем проявляется групповая сплоченность и как она определяется в социометрическом тесте? 35. В чем суть понятий «внутригрупповой фаворитизм» и «внешнегрупповая дискриминация»? 36. Какова структурапсихологии больших групп? 37. Каково соотношение психики отдельных индивидов с элементами групповой психологии? 38. Чем наиболее принципиально различается поведение человека в толпе и вне толпы? 39. Что понимается под большой диффузной группой? 40. Назовите формы межличностного взаимодействия? 41. Дайте определение понятия «акцентуации характера»? 42. Что определяет завышенная и заниженная самооценка личности? 43. Что понимается под девиантным поведением? 44. Какие причины отклонений от социальных норм поведения? 45. На что направлена целевая установка в ходе организации профилактики девиантного поведения? 46. Что относится к психологическим признакам труда? 47. Что такое трудовой пост, и какими признаками он характеризуется? 48. Назовите основные структурные компоненты пригодности человека к работе. 49. Раскройте содержание трех разновидностей целей профессиональной деятельности (распознать, преобразовать, изыскать). 50. Что относится к психологическим признакам труда? 51. В чем содержание следующих структурных компонентов пригодности человека к работе: отношение к труду, к профессии, интересы, склонности к данной области труда; единичные, частные, специальные способности? 52. В чем содержание следующих структурных компонентов пригодности человека к работе: дееспособность общая; навыки, опыт, выучка? 53. Что является общим признаком соответствия человека к работе? 54. Что относится к внутренним условиям деятельности профессионала? 55. Назовите основные фазы развития профессионала.
по методике выполнения тестов 1. Методика выполнения теста № 1. (теста Шульте). 2. Методика выполнения теста № 2. (теста Горбова). 3. Методика выполнения теста № 3. Методика исследования кратковременной памяти. 4. Методика выполнения теста № 4. Узнавание фигур. 5. Методика выполнения теста № 5. Образная память. 6. Методика выполнения теста № 6. Сложные аналогии. 7. Методика выполнения теста № 7. Выделение существенных признаков или Главное и второстепенное. 8. Методика выполнения теста № 8. «Числовые ряды» или Оценка математического мышления. 9. Методика выполнения теста № 9. Определение направленности личности. 10. Методика выполнения теста № 10. Флегматик, меланхолик, холерик, сангвиник – кто вы? (тест Айзенка). 11. Методика выполнения теста № 11. Что вы знаете о себе, или различные стороны вашей личности (опросник Шмишека). 9. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины «Транспортная психология», самостоятельная работа студентов (согласно Положению о балльно-рейтинговой системе контроля успеваемости студентов МГТУ ГА (СМК-ПВД-2.5/02-11)). Успешность изучения УД «Транспортная психология» включает три показателя: a. текущий контроль успеваемости в течение семестра, b. промежуточная аттестация в форме экзамена, c. социальные (личностные) характеристики студента. Текущий контроль успеваемости студентов по дисциплине «Транспортная психология» включает: · ответы по контрольным вопросам пройденных учебных тем, · отчеты по контрольным домашним заданиям (КДЗ) в виде рефератов и компьютерных презентаций, · выполнение тестов на психические процессы и психические свойства · работу в качестве инструктора-методиста, · участие в конкурсе научных работ среди студентов, · участие в работе научно-технических конференций. Общая максимальная сумма баллов, которую студент может набрать в течение семестра, в результате текущего контроля, равна 60 баллам. Студент может быть допущен к сдаче экзамена по дисциплине, если он в результате текущего контроля в течение семестра по данной дисциплине набрал не менее 35 баллов. Промежуточная аттестация успеваемости студентов проводится на 10 учебной неделе и в соответствии с «Положением о балльно-рейтинговой системе контроля успеваемости студентов» включает оценку знаний на зачете. Максимальная сумма баллов, которую студент может получить в результате промежуточного аттестации равна 30 баллам. Показатель промежуточной аттестации по учебной дисциплине начисляется студенту следующим образом: «отлично» 25-30 баллов; «хорошо» 18-24 баллов; «удовлетворительно» 11-17 баллов; «зачет» 11-30 баллов.
Оценка социальных характеристик студента по дисциплине учитывает посещаемость занятий, активность на занятиях, соблюдение Устава МГТУ ГА, уважительное и корректное отношение к преподавателям, учебно-вспомогательному персоналу и представителям администрации Университета; студент может набрать в течение семестра по этому показателю 10 баллов. Рейтинговый показатель по дисциплине рассчитывается в баллах как суммарный итог трех показателей балльной оценки освоения дисциплины. Итоговая оценка по дисциплине определяется с учетом приведенной ниже шкалы:
Таблица 1. Шкала соответствия рейтинговых показателей по 100-балльной системе, оценок по буквенной европейской системе (ECTS) и традиционной 5-ти балльной системе
Самостоятельная работа студентов по дисциплине «Транспортная психология» способствует более глубокому усвоению изучаемого курса, формирует навыки исследовательской работы критически оценивать свои достоинства и недостатки, наметить пути и выбрать средства развития достоинств и устранения недостатков, ориентирует студента на умение применять полученные теоретические знания на практике и проводится в следующих видах: - проработка лекционного материала; - подготовка к выполнению тестов на психические процессы (внимание - тест Шульте, тест Горбова, тесты на кратковременную образную память, тесты на определение степени конкретного и абстрактного мышления); - подготовка к выполнению тестов на психические свойства (направленность личности, темперамент, акцентуированные черты характера); - подготовка к экзамену.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|