Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Терминология дисциплины (понятийный аппарат)

Авторитарный стиль управления – стиль, характеризующийся максимальным сосредоточением всей полноты властных полномочий у руководителя и устранением других членов группы (организации) от решения основных вопросов управления, а также воздействием на них преимущественно мерами принуждения.

Адаптация — эффективное взаимодействие организма со средой.

Аномалия — несоответствие задач, поставленных парадигмой, установленным фактам и закономерностям.

Антропометрия — измерение размеров тела человека и его отдельных частей.

Апперцепция — зависимость восприятия от прошлого опыта.

Афазия — полная или частичная потеря речи.

Аффект — быстро возникающее, очень интенсивное и кратковременное эмоциональное состояние, вызываемое сильным или особо значимым для человека стимулом.

Внимание – осуществление отбора нужной информации, обеспечение избирательных программ действий и сохранение постоянного контроля за их протеканием.

Восприятие – процесс обработки сенсорной информации, результатом которой является отражение окружающего нас мира как совокупности предметов и событий.

Гносеология — философская теория познания.

Демократический стиль управления — стиль, характеризующийся учетом мнения чле­нов организации при решении ее основных проблем, отсутствием навязывания руководите­лем своей воли и основанный на том, что активность людей мотивирована потребностями высших порядков.

Деятельность — процесс активного отношения человека к действительности, в ходе ко­торого происходит достижение субъектом поставленных ранее целей, удовлетворение разно­образных потребностей и освоение общественного опыта.

Жизненный путь — процесс развития человека в качестве субъекта собственной жизни, в ходе которого осуществляется регуляция жизненного процесса и формирование устойчивой и пластичной структуры личности.

Ид — совокупность бессознательных побуждений.

Идентификация – мысленный процесс уподобления себя партнеру по общению с целью познать и понять его мысли и представления.

Имитация — формирование нового поведения путем воспроизведения чужих действий.

Инженерная психология — отрасль психологической науки, которая изучает закономерности процессов информационного взаимодействия человека и техники с целью использования их в практике проектирования, создания и эксплуатации систем «человек—машина—среда» (СЧМС).

Инсайт — моментальное научение.

Интеллект — способность к мышлению.

Интроверсия — ориентация на внутренний мир, на собственные переживания.

Константность восприятия — восприятие объектов как относительно постоянных по форме, размеру, цвету и т. д.

Контрфакт — представление об альтернативной реальности исхода события.

Конформизм – изменение мнений, установок и поведения индивидов под влиянием окружающих.

Креативность — интегративное качество психики человека, которое обеспечивает продуктивные преобразования в деятельности личности, позволяя удовлетворять потребность исследовательской активности.

Либеральный (попустительский) стиль управления – стиль, характеризующийся предоставлением подчиненным максимальной свободы в выборе рабочих задач и контроля своей работы, слабым использованием властных полномочий и низкой мерой организационного влияния руководителя.

Лидерство — феномен воздействия или влияния индивида на мнения, оценки, отношения и поведение группы или отдельных ее членов.

Малая группа — небольшое по размеру объединение людей, связанных непосредственным взаимодействием.

Моббинг — постоянные нападки и притеснения кого-либо со стороны коллег.

Мотив – побуждения, объясняющие индивидуально-психологические различия между людьми в протекании деятельности в идентичных условиях.

Мышление — опосредованное и обобщенное познание объективной реальности.

Направленность – система устойчивых предпочтений и мотивов личности, задающая главные тенденции поведения личности.

Настроение – слабо выраженное устойчивое эмоциональное состояние, причина кото­рого человеку может быть не ясна.

Научение –формирование нового индивидуального опыта в процессе активного взаимоотношения организма со средой.

Нейротизм – свойства личности, связанные с высокой раздражительностью и несуди­мостью.

Образ жизни — совокупность устоявшихся типичных форм жизнедеятельности.

Общение – реальность человеческих отношений, предполагающая любые формы совместной деятельности людей.

Объем зрительного восприятия — число объектов, которые может охватить человек в течение одной зрительной фиксации, при одномоментном восприятии.

Онтогенез — развитие индивидуальных организмов.

Оперативная память — процесс хранения текущей информации на время, необходимое для решения тех или иных практических задач.

Оперативное мышление — процесс решения практических задач, в результате которого формируется субъективная модель предполагаемых действий, обеспечивающих решение поставленной задачи.

Операторская деятельность — вид трудовой деятельности, заключающейся во взаимодействии человека с объектами, явлениями внешнего мира и управлении ими через информационные системы и средства управления.

Организационный конфликт — интерактивное состояние, проявляемое в разногласиях, различиях или несовместимостях между индивидами и группами.

Острота зрения — способность глаза различать мелкие детали предметов.

Ощущение — процесс первичной обработки информации на уровне отдельных свойств предметов и явлений.

Память — способность живой системы фиксировать факт взаимодействия со средой, сохранять результат этого взаимодействия в форме опыта и использовать его в поведении.

Паника — стихийно возникающее состояние и поведение большой совокупности людей, находящихся в условиях поведенческой неопределенности в повышенном эмоциональном возбуждении от бесконтрольного чувства страха.

Поступок — действие, совершениекоторого связано со сменой состояния, а также условий и характера деятельности.

Профессионально важные качества — любые качества субъекта, включенные в процесс деятельности и обеспечивающие эффективность ее выполнения по параметрам производительности, качества труда и надежности.

Психические свойства — индивидуально-психологические особенности, определяющие постоянные способы взаимодействия человека с миром.

Психический процесс — психическая функциональная система в действии.

Психическое состояние — внутренняя целостная характеристика индивидуальной психики

Психология труда — отрасль психологической науки, которая изучает закономерности формирования и проявления психической деятельности человека в различных видах труда и разрабатывает практические рекомендации по психологическому обеспечению эффективности и безопасности труда.

Психология управления — отрасль психологии, изучающая психологические закономерности поведения личности и групп в организационных системах управления.

Психотизм — свойства личности, отражающие безразличие, равнодушие к другим людям, неприятие социальных нормативов.

Режим труда и отдыха — регламентация последовательности и продолжительности периодов работы и отдыха (перерывов) с целью обеспечения высокой производительности труда и сохранения здоровья человека-оператора.

Рефлексия — осмысление индивидом того, как он воспринимается и понимается партнером по общению.

Речь — использование языка.

Самоконтроль — совокупность свойств саморегуляции, связанная с осознанием личностью самой себя.

Слухи — форма искаженной информации о значимом объекте, циркулирующей в больших диффузных группах в условиях неопределенности и социально-психологической нестабильности.

Соотношение Вебера — отношение едва заметного различия к величине исходного стимула равно некоторой константной для каждой сенсорной модальности величине.

Социализация — овладение индивидом в процессе взаимодействия с социальной средой механизмами социального поведения и усвоение его норм, имеющих адаптивное значение.

Социальная адаптация — процесс эффективного взаимодействия с социальной средой.

Социальная психология — наука о психических явлениях (процессах, состояниях и свой­ствах), характеризующих индивида и группу как субъектов социального взаимодействия.

Стрессоустойчивость — способность сохранять высокие показатели психического функ­ционирования и деятельности при возрастающих стрессовых нагрузках.

Сублимация — направление энергии инстинкта на выполнение видов деятельности, не связанных с прямым удовлетворением потребности.

Суперэго — психическая структура, содержащая социальные нормы, установки, мораль­ные ценности общества.

Толпа — стихийно возникшее (или утратившее организованность) поведение и характеризующееся в непосредственных контактах друг с другом и в состоянии повышенного эмоционального возбуждения.

Управленческая деятельность – тип профессиональной деятельности, специфика ко­торой определяется ее основной задачей — необходимостью организации людей по иерархи­ческому принципу для достижения общих целей.

Условия труда — совокупность факторов внешней среды на рабочем месте, оказывающая влияние на функциональное состояние и работоспособность человека-оператора.

Физиогномика – учение о связи между внешним обликом человека и его характером.

Характер — совокупность морально-нравственных и волевых свойств человека.

Цель деятельности — осознанный образ ожидаемого результата деятельности, ее побу­дительный стимул.

Человек-оператор — человек, осуществляющий трудовую деятельность, основу которой составляет взаимодействие с предметом труда, машиной и внешней средой посредством ин­формационных систем (моделей) и органов управления.

Черта — предрасположенность человека вести себя сходным образом в различное время и в различных ситуациях.

Чувствительность способность реагировать на сигнальные раздражения.

Чувство выражение человеком долговременного оценочного отношения.

Эволюция процесс накопления изменений в структуре взаимодействующих объектов и отбора новых форм по их адаптивной ценности.

Эвристика — метод поиска, который со значительной вероятностью позволяет отбирать наиболее удачные способы решения задачи.

Эго совокупность преимущественно осознаваемых человеком познавательных и исполнительных функций психики.

Экологическая психология (экопсихология) – раздел психологии, содержанием которого является изучение особенностей психических явлений, связанных с взаимодействием множеств людей и природно-антропогенной макросреды, а также использование результатов этого изучения для решения практических задач, порождаемых экологическими проблемами.

Экстраверсия ориентация на объект.

Эмоция переживание человеком в данный момент своего отношения к чему-либо.

Эмпатия сопереживание.

Эргономика — научно-практическая дисциплина комплексного изучения, совершенствования и проектирования трудовой деятельности человека в системах «человек—машина—среда» на основе учета требований различных наук о труде и с целью обеспечения эффективности, надежности и безопасности труда.

Я-концепция сложный составной образ или картина, включающая в себя совокупность представлений личности о себе самой вместе с эмоционально-оценочными компонентами этих представлений.

 

Источник: Психология. Учебник для технических вузов / Под общ. ред. В. Н. Дружинина. – СПб.: Питер, 2000 – 608 с.: ил. – (Серия «Учебник нового века»). – С. 585-593.

 

 


 

 

Приложение 1

 

 


37-

СОДЕРЖАНИЕ

с.

1.Учебный план дисциплины...................................................................................3

2. Основные сведения о дисциплине........................................................................3

3. Рекомендуемая литература....................................................................................4

4. Электронные средства информации.....................................................................6

5. Структура дисциплины..........................................................................................6

6.Учебная программа дисциплины..........................................................................7

7.Названия тем практических (семинарских) занятий и их объем в часах.........21

8. Примерные экзаменационные вопросы по предмету «Транспортная психология»..........................................................................................................................28

9. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины «Психология»; самостоятельная работа студентов.........................................................................................30

10.Терминология дисциплины (понятийный аппарат).........................................32

Приложение 1. Индивидуально-психологическая характеристика личности (форма)……..………………………………………………….36

Содержание………………………..………………………………………………..37

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...