Терминология дисциплины (понятийный аппарат)
Авторитарный стиль управления – стиль, характеризующийся максимальным сосредоточением всей полноты властных полномочий у руководителя и устранением других членов группы (организации) от решения основных вопросов управления, а также воздействием на них преимущественно мерами принуждения. Адаптация — эффективное взаимодействие организма со средой. Аномалия — несоответствие задач, поставленных парадигмой, установленным фактам и закономерностям. Антропометрия — измерение размеров тела человека и его отдельных частей. Апперцепция — зависимость восприятия от прошлого опыта. Афазия — полная или частичная потеря речи. Аффект — быстро возникающее, очень интенсивное и кратковременное эмоциональное состояние, вызываемое сильным или особо значимым для человека стимулом. Внимание – осуществление отбора нужной информации, обеспечение избирательных программ действий и сохранение постоянного контроля за их протеканием. Восприятие – процесс обработки сенсорной информации, результатом которой является отражение окружающего нас мира как совокупности предметов и событий. Гносеология — философская теория познания. Демократический стиль управления — стиль, характеризующийся учетом мнения членов организации при решении ее основных проблем, отсутствием навязывания руководителем своей воли и основанный на том, что активность людей мотивирована потребностями высших порядков. Деятельность — процесс активного отношения человека к действительности, в ходе которого происходит достижение субъектом поставленных ранее целей, удовлетворение разнообразных потребностей и освоение общественного опыта.
Жизненный путь — процесс развития человека в качестве субъекта собственной жизни, в ходе которого осуществляется регуляция жизненного процесса и формирование устойчивой и пластичной структуры личности. Ид — совокупность бессознательных побуждений. Идентификация – мысленный процесс уподобления себя партнеру по общению с целью познать и понять его мысли и представления. Имитация — формирование нового поведения путем воспроизведения чужих действий. Инженерная психология — отрасль психологической науки, которая изучает закономерности процессов информационного взаимодействия человека и техники с целью использования их в практике проектирования, создания и эксплуатации систем «человек—машина—среда» (СЧМС). Инсайт — моментальное научение. Интеллект — способность к мышлению. Интроверсия — ориентация на внутренний мир, на собственные переживания. Константность восприятия — восприятие объектов как относительно постоянных по форме, размеру, цвету и т. д. Контрфакт — представление об альтернативной реальности исхода события. Конформизм – изменение мнений, установок и поведения индивидов под влиянием окружающих. Креативность — интегративное качество психики человека, которое обеспечивает продуктивные преобразования в деятельности личности, позволяя удовлетворять потребность исследовательской активности. Либеральный (попустительский) стиль управления – стиль, характеризующийся предоставлением подчиненным максимальной свободы в выборе рабочих задач и контроля своей работы, слабым использованием властных полномочий и низкой мерой организационного влияния руководителя. Лидерство — феномен воздействия или влияния индивида на мнения, оценки, отношения и поведение группы или отдельных ее членов. Малая группа — небольшое по размеру объединение людей, связанных непосредственным взаимодействием.
Моббинг — постоянные нападки и притеснения кого-либо со стороны коллег. Мотив – побуждения, объясняющие индивидуально-психологические различия между людьми в протекании деятельности в идентичных условиях. Мышление — опосредованное и обобщенное познание объективной реальности. Направленность – система устойчивых предпочтений и мотивов личности, задающая главные тенденции поведения личности. Настроение – слабо выраженное устойчивое эмоциональное состояние, причина которого человеку может быть не ясна. Научение –формирование нового индивидуального опыта в процессе активного взаимоотношения организма со средой. Нейротизм – свойства личности, связанные с высокой раздражительностью и несудимостью. Образ жизни — совокупность устоявшихся типичных форм жизнедеятельности. Общение – реальность человеческих отношений, предполагающая любые формы совместной деятельности людей. Объем зрительного восприятия — число объектов, которые может охватить человек в течение одной зрительной фиксации, при одномоментном восприятии. Онтогенез — развитие индивидуальных организмов. Оперативная память — процесс хранения текущей информации на время, необходимое для решения тех или иных практических задач. Оперативное мышление — процесс решения практических задач, в результате которого формируется субъективная модель предполагаемых действий, обеспечивающих решение поставленной задачи. Операторская деятельность — вид трудовой деятельности, заключающейся во взаимодействии человека с объектами, явлениями внешнего мира и управлении ими через информационные системы и средства управления. Организационный конфликт — интерактивное состояние, проявляемое в разногласиях, различиях или несовместимостях между индивидами и группами. Острота зрения — способность глаза различать мелкие детали предметов. Ощущение — процесс первичной обработки информации на уровне отдельных свойств предметов и явлений. Память — способность живой системы фиксировать факт взаимодействия со средой, сохранять результат этого взаимодействия в форме опыта и использовать его в поведении. Паника — стихийно возникающее состояние и поведение большой совокупности людей, находящихся в условиях поведенческой неопределенности в повышенном эмоциональном возбуждении от бесконтрольного чувства страха.
Поступок — действие, совершениекоторого связано со сменой состояния, а также условий и характера деятельности. Профессионально важные качества — любые качества субъекта, включенные в процесс деятельности и обеспечивающие эффективность ее выполнения по параметрам производительности, качества труда и надежности. Психические свойства — индивидуально-психологические особенности, определяющие постоянные способы взаимодействия человека с миром. Психический процесс — психическая функциональная система в действии. Психическое состояние — внутренняя целостная характеристика индивидуальной психики Психология труда — отрасль психологической науки, которая изучает закономерности формирования и проявления психической деятельности человека в различных видах труда и разрабатывает практические рекомендации по психологическому обеспечению эффективности и безопасности труда. Психология управления — отрасль психологии, изучающая психологические закономерности поведения личности и групп в организационных системах управления. Психотизм — свойства личности, отражающие безразличие, равнодушие к другим людям, неприятие социальных нормативов. Режим труда и отдыха — регламентация последовательности и продолжительности периодов работы и отдыха (перерывов) с целью обеспечения высокой производительности труда и сохранения здоровья человека-оператора. Рефлексия — осмысление индивидом того, как он воспринимается и понимается партнером по общению. Речь — использование языка. Самоконтроль — совокупность свойств саморегуляции, связанная с осознанием личностью самой себя. Слухи — форма искаженной информации о значимом объекте, циркулирующей в больших диффузных группах в условиях неопределенности и социально-психологической нестабильности. Соотношение Вебера — отношение едва заметного различия к величине исходного стимула равно некоторой константной для каждой сенсорной модальности величине.
Социализация — овладение индивидом в процессе взаимодействия с социальной средой механизмами социального поведения и усвоение его норм, имеющих адаптивное значение. Социальная адаптация — процесс эффективного взаимодействия с социальной средой. Социальная психология — наука о психических явлениях (процессах, состояниях и свойствах), характеризующих индивида и группу как субъектов социального взаимодействия. Стрессоустойчивость — способность сохранять высокие показатели психического функционирования и деятельности при возрастающих стрессовых нагрузках. Сублимация — направление энергии инстинкта на выполнение видов деятельности, не связанных с прямым удовлетворением потребности. Суперэго — психическая структура, содержащая социальные нормы, установки, моральные ценности общества. Толпа — стихийно возникшее (или утратившее организованность) поведение и характеризующееся в непосредственных контактах друг с другом и в состоянии повышенного эмоционального возбуждения. Управленческая деятельность – тип профессиональной деятельности, специфика которой определяется ее основной задачей — необходимостью организации людей по иерархическому принципу для достижения общих целей. Условия труда — совокупность факторов внешней среды на рабочем месте, оказывающая влияние на функциональное состояние и работоспособность человека-оператора. Физиогномика – учение о связи между внешним обликом человека и его характером. Характер — совокупность морально-нравственных и волевых свойств человека. Цель деятельности — осознанный образ ожидаемого результата деятельности, ее побудительный стимул. Человек-оператор — человек, осуществляющий трудовую деятельность, основу которой составляет взаимодействие с предметом труда, машиной и внешней средой посредством информационных систем (моделей) и органов управления. Черта — предрасположенность человека вести себя сходным образом в различное время и в различных ситуациях. Чувствительность — способность реагировать на сигнальные раздражения. Чувство — выражение человеком долговременного оценочного отношения. Эволюция — процесс накопления изменений в структуре взаимодействующих объектов и отбора новых форм по их адаптивной ценности. Эвристика — метод поиска, который со значительной вероятностью позволяет отбирать наиболее удачные способы решения задачи. Эго — совокупность преимущественно осознаваемых человеком познавательных и исполнительных функций психики.
Экологическая психология (экопсихология) – раздел психологии, содержанием которого является изучение особенностей психических явлений, связанных с взаимодействием множеств людей и природно-антропогенной макросреды, а также использование результатов этого изучения для решения практических задач, порождаемых экологическими проблемами. Экстраверсия — ориентация на объект. Эмоция — переживание человеком в данный момент своего отношения к чему-либо. Эмпатия — сопереживание. Эргономика — научно-практическая дисциплина комплексного изучения, совершенствования и проектирования трудовой деятельности человека в системах «человек—машина—среда» на основе учета требований различных наук о труде и с целью обеспечения эффективности, надежности и безопасности труда. Я-концепция — сложный составной образ или картина, включающая в себя совокупность представлений личности о себе самой вместе с эмоционально-оценочными компонентами этих представлений.
Источник: Психология. Учебник для технических вузов / Под общ. ред. В. Н. Дружинина. – СПб.: Питер, 2000 – 608 с.: ил. – (Серия «Учебник нового века»). – С. 585-593.
Приложение 1
37- СОДЕРЖАНИЕ с. 1.Учебный план дисциплины...................................................................................3 2. Основные сведения о дисциплине........................................................................3 3. Рекомендуемая литература....................................................................................4 4. Электронные средства информации.....................................................................6 5. Структура дисциплины..........................................................................................6 6.Учебная программа дисциплины..........................................................................7 7.Названия тем практических (семинарских) занятий и их объем в часах.........21 8. Примерные экзаменационные вопросы по предмету «Транспортная психология»..........................................................................................................................28 9. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины «Психология»; самостоятельная работа студентов.........................................................................................30 10.Терминология дисциплины (понятийный аппарат).........................................32 Приложение 1. Индивидуально-психологическая характеристика личности (форма)……..………………………………………………….36 Содержание………………………..………………………………………………..37
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|