Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Дефицитарное психическое развитие




Этот вид психического дизонтогенеза связан с п е р в и ч -ной недостаточностью отдельных систем: зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата.

Первичный анализаторный дефект обусловливает, во-первых, недоразвитие тех функций, которые связаны с ним наиболее тесно; во-вторых, он приводит к замедлению раз­вития ряда других функций, связанных с деятельностью пострадавшего анализатора опосредованно. Нарушения от­дельных психических функций искажают психическое раз­витие в целом. Таким образом, в этом случае происходит нарушение развития «снизу вверх».

Для этого вида психического дизонтогенеза характерна асинхрония, проявляющаяся в разной степени недораз­вития одних анализаторных систем при сохранности других.

Особенности психического развития при нарушениях слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата связаны с глуби­ной поражения функции, а также с потенциальной сохранностью интеллекта, сенсорных и моторных функций.

Особенности психического развития у детей с нарушения­ми слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата достаточно глубоко изучены в отечественной дефектологии (Р. М. Бос-кис, Ф. Ф. Pay, Т. А. Власова, Ж. И. Шиф, Н. Г. Морозова, А. П. Гозова^ Т. В. Розанова, М. С. Певзнер, М. И. Земцова, К. Г. Коровин, Л. И. Солнцева, А. Г. Литвак и др.)

Большое значение для возникновения нарушений пси­хического развития имеют такие факторы, как время по­явления, а также степень выраженности сенсор­ного дефекта.

Особенно значимым фактором является степень выра­женности сенсорного дефекта.

Так, незначительный дефект слуха позволяет ребенку самостоятельно овладеть речью, общаться с помощью речи. Однако даже небольшой дефект слуха обусловливает раз­личные отклонения в речи, нарушения просодических ком­понентов речи, трудности дифференциации фонем, смешения акустически близких звуков, ограниченность словарного запаса, вербальные парафазии, аграмматизмы.

У слабовидящих детей также имеются большие потен­циальные возможности нервно-психического развития, чем у слепых детей. И все же нарушения зрительного восприя­тия при слабовидении характеризуются замедленностью, узостью зрительного поля, недостаточной четкостью вос­приятия и т. д.

 


Психическому развитию детей с нарушением сенсорной сферы свойственна неравномерность развития, д и с -гармонияв развитии отдельных систем.

Так, в исследовании Л. И. Солнцевой отмечаются свое­образные отклонения в игровой деятельности слепого ре­бенка. Игровые действия слепого ребенка носят глобальный характер и несут очень мало информации о предмете. Игро­вые действия осуществляются в виде примитивных мани­пуляций, однообразно повторяющихся движений. Однако они сопровождаются более развернутой речью. Таким обра­зом, своеобразие игровой деятельности заключается в соче­тании примитивного моторного компонента игры и более сложной речевой деятельности, т. е. имеется разрыв между речью и предметным действием. Это подтверждает асинх-ронию развития, при которой нарушается нормальная по­следовательность в развитии иерархии психических функ­ций (сначала — низшие, затем — высшие).

У детей с нарушением сенсорной сферы страдает, прежде всего, усвоение информации, адресованной к по­раженному анализатору. Однако часто имеется недоразви­тие способности к переработке информации, получаемой и сохранными анализаторами (И. М. Соловьев, В. И. Лу-бовский и др.). Так, у глухих детей отмечается замед­ленность, ограничение объема и зрительно воспринима­емой информации (Ж. И. Шиф, А. П. Гозова, Т. В. Розанова и др.).

Следствием особенностей ряда психических процессов у этих детей является тенденция и к определенному замед­лению темпа развития мышления, особенно процес­сов обобщения и отвлечения.

Общей особенностью развития детей при сенсорных на1 рушениях является недоразвитие речи, а также не­достаточность словесного опосредования.

Для дифференциальной диагностики нарушений речи у детей с ЗПР особенно важно уточнить особенности наруше­ний речи у слабослышащих (Р. М. Боскис, Л. И. Тигранова, Л. Г. Парамонова) и слабовидящих детей (С. Л. Жильцова, М. И. Земцова, Н. С. Костючек, Н. А. Крылова, Л. И. Сол­нцева, Л. С. Волкова).

 

Р. М. Боскис выделяет следующие основные факторы, влияющие на уровень развития речи: степень снижения слуха, время поражения слуха, индивидуальные особенности детей, условия раннего воспитания и обучения детей.

По уровню развития речи слабослышащие дети делятся на две группы:

1) слабослышащие дети с незначительным недораз­витием речи (недостатки произношения отдельных зву­ков, частичные нарушения словоизменения и словооб­разования, ошибки в письме);

2) слабослышащие дети, имеющие глубокое недораз­витие речи (тяжелое нарушение звукопроизношения, не-сформированность грамматического строя, грубые рас­стройства чтения и письма).

Неточность, недифференцированность речеслухового восприятия обусловливает своеобразие речевых нарушений у слабослышащих детей. Среди дефектов звукопроизноше­ния наиболее характерными являются замены акустически близких звуков (ц-с, ч-ть, щ-сь). Реже наблюдаются иска­жения произношения звуков, которые также бывают свя­заны с нечеткостью слуховой дифференциации звуков.

Нарушения слухового восприятия приводят и к своеоб­разным искажениям звукослоговой структуры слова (моло­токлоток, стакантакан).

Трудности различения на слух окончаний приводят к на­рушению согласования и управления, к аграмматизмам в устной речи (к стола, на столом и т. д.).

Нечеткость слуховых образов форм слова приводит к тому, что у детей нарушается связь между грамматическим зна­чением и формой слова, т. е. задерживается практическое овладение языковыми обобщениями.

Сходство звукослогового состава слов приводит к их сме­шению, к ограничению объема словаря (гребеньребенок, бочкапочка, суткишутки).

 

По данным Л. И. Солнцевой, Л. С. Волковой, значимую роль в недоразвитии речи у слепых и слабовидящих детей играют ограниченные возможности общения ребенка, труд­ности формирования предметной деятельности.

У детей с глубокими нарушениями зрения часто выяв­ляются системные нарушения речи, разнообразные по своей структуре. При нарушениях зрения отмечается недостаточ­ное понимание смысловой стороны слова из-за трудностей соотношения слова со зрительным образом предмета, верба-лизм, эхолалии, трудности употребления некоторых слож­ных логико-грамматических конструкций, связанных с ана­лизом зрительных впечатлений.

Л. С. Волкова выявила 4 уровня сформированнос-тиречи у детей с глубокими дефектами зрения:

Первый уровень — хорошо сформированная экспрес­сивная речь. У детей наблюдаются лишь единичные нару­шения звукопроизношения.

Второй уровень — удовлетворительно сформирован­ная экспрессивная речь. У детей отмечаются выраженные нару­шения звукопроизношения, недостаточная сформированность фонематического анализа, лексико-грамматическая сторона речи характеризуется лишь единичными затруднениями.

Третий уровень — неудовлетворительно сформи­рованная экспрессивная речь. Кроме нарушений фонетико-фонематической стороны речи, у детей имеются и проявле­ния недоразвития лексико-грамматического строя речи. Словарный состав беден, особенно страдают обобщающие понятия. Связная речь характеризуется обилием аграмма-тизмов, отсутствием развернутых рассказов.

Четвертый уровень — глубоко нарушенная речь. У детей отмечаются тяжелые нарушения звукопроизноше­ния, несформированность процессов фонематического ана­лиза и синтеза, грубые нарушения лексико-грамматичес-кой стороны речи. Связные высказывания отсутствуют.

 

У детей с нарушением двигательной сферы (при детских церебральных параличах), кроме тяжелых нарушений общей, ручной и речевой моторики, имеется и недоразвитие ряда психических функций, связанных с дефектностью двига­тельной сферы (М. В. Эйдинова, Е. И. Кириченко, К. А. Се­менова, Е. М. Мастюкова и др.)

В связи с дефектностью двигательного компонента у де­тей с ДЦП имеются нарушения зрительного вос­приятия, недостаточность зрительно-пространственого гнозиса, трудности восприятия формы, величины, соотно­шения элементов в пространстве. Отмечается недоразвитие схемы тела, запаздывание формирования доминантности, пальцевая агнозия.

Из-за дефектности моторики у детей нарушается фор­мирование ориентировочных реакций, прак­тических действий, игровой деятельности.

Для детей с ДЦП характерна психическая исто-щаемость, неравномерность психического развития, за­держка интеллектуального развития.

Исследования выявляют у этих детей особенности эмо­циональной сферы. Им свойственны невротические и не-врозоподобные расстройства. У детей с ДЦП отмечается задержка эмоционального развития. «Органический инфан­тилизм» проявляется в недостаточной дифференцирован -ности эмоций, отсутствии самостоятельности.

Следствием двигательной недостаточности является ог­раничение общения, ограниченность социальных контактов, что обусловливает аутизацию, пассивность, особенности формирования личности.

Отрицательную роль играют и явления депривации и ги­перопеки. Эти явления приводят к пассивности, к госпита-лизму, к нарушению мотивации деятельности.

При двигательных расстройствах тяжело страдает и фу нк -ция речи.В большинстве случаев расстройства речи обус­ловлены моторными нарушениями и проявляются в дизар-триях. Тяжелые нарушения фонетической стороны речи приводят к задержке формирования лексики, грамматичес­кого строя речи, к недоразвитию языковых обобщений, к нарушениям в овладении письменной речью.

 

Тяжелые нарушения двигательной сферы, недо­развитие некоторых высших психических функций (зрительных, зрительно-пространственных), явления психи­ческой истощаемости, нарушения речи обусловливают и задержку интеллектуального развития у детей с ДЦП.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...