Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Особенности словообразования существительных у детей с ЗПР




Исследование словообразования уменьшительно-ласкательных существительных у дошкольни­ков и младших школьников с ЗПР (С. В. Зорина, А. А. Хох­лова) показывает недостаточную сформированность этого процесса.

Дети с ЗПР при словообразовании используют ограни­ченное число уменьшительно-ласкательных суффиксов: -к-, -очкт, -чик-, -ик-. В процессе словообразования уменьши­тельно-ласкательных существительных у детей с ЗПР на­блюдается большое количество неправильных (окказиональ­ных) форм словообразования. Наиболее распространенными ошибками являются замены суффиксов. Можно выделить следующие суффиксы, с помощью которых дети с ЗПР наи­более часто образовывают окказиональные (неправильные) формы (по мере убывания): -еньк-, -оньк- (рдеялонъко, ча-шенька, туфеленъки, одеяленъко), -очк- (машиночка, одея-лочко), -ик- (шкафцк), -енок-, -инк- (шкафенок, платьин-ко), -чик- (столчик, жукчик).

У детей с ЗПР наиболее сформированными являются словообразовательные модели с использованием суффик­сов -очк-, -ечк-, -ик-, -ек-, -чик-, -к-. Менее сформировано словообразование с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов -ичк-, -ишк-, -ышк-. Самые большие трудности дети с ЗПР испытывают при образовании слов с помощью суффиксов -иц-, -ец-, -ц-.

Различная степень трудности при образовании уменьши­ тельно-ласкательных существительных коррелирует с по­ следовательностью появления словообразующих аффиксов в онтогенезе речевого развития. Так, по данным А. Н. Гвоз­
дева, словообразование с помощью суффиксов -к-, -ок-, -ик- появляется в период 2 года — 2 года 2 мес, а словоформы с суффиксами -иц-, -ец-, -ц в 5 лет 6 мес.

Исследования показывают, что у детей с ЗПР усво­ение суффиксов со значением уменынительности-лас-кательности осуществляется в более продолжитель­ный период времени. Трудности словообразования уменьшительно-ласкательных существительных проявля­ются даже у детей с ЗПР младшего школьного возраста.

При словообразовании уменьшительно-лас­кательных существительных у детей с ЗПР дошкольного и младшего школьного возрас­та выявляются следующие группы ошибок:

1) неправильное использование суффиксов одного значе­ния, что обусловлено как синонимичностью суффиксов в русском языке, так и несформированностью у детей с ЗПР словообразовательных моделей (домочик, домок, платьинко, деревко,' туфеленъки, платьишко). Детям сложно ограничить рамки использования того или ино­го суффикса;

 

2) замена словообразования словоизменением (часто — с не­правильной флексией) (дереводеревы, березабере­зы, чайникчайники, глазглазы, домдомы);

3) нарушение дифференциации по признаку одушевлен­ности-неодушевленности (шкафенок, глазенок);

4) неусвоение грамматического значения рода (банкабанчик, яблокояблокчик);

5) искажение корневой части производного слова на осно­ве тенденции «выравнивания основы», нарушение че­редования (куклка);

6) нарушение акцентуации (неправильная постановка уда­рения), использование произвольного ударения (туфель­ки, яблочко, чашечка, березонька);

7) употребление словосочетания прилагательного малень­кий (маленькая) и исходного существительного (малень­кий стол, маленькая береза, маленькое дерево);

8) замена уменьшительной формы другими словами (с опо­рой на звуковые или семантические ассоциации) (вмес­то мячик — шарик, вместо деревцодеревенька, вмес­то яблочкояблонька и другие);

9) окказиональное использование двух суффиксов, нало­жение суффиксов (березнонька, чашеночка, платьиноч-ко, одеяленочко).

Более трудным для данной категории детей является об­разование названий детенышей животных и птиц.

При словообразовании названий детенышей жи­вотных у детей с ЗПР выявляются следующие характерные ошибки:

1) ошибки, отражающие тенденцию «выравнивания» ос­новы, т. е. воспроизведение основы без изменения кор­ня (свиненок, лошаденок, птиценок, утенок, черепахе-нок, индюкенок, ореленок);

2) использование уменьшительно-ласкательного суффик­са -очк- (белочка), -к- (лошадка, мышка);

3) окказиональное словообразование с использованием умень­шительного суффикса -ик- (лошадик, гусик, черепашик);

4) употребление словосочетания с прилагательным малень­кий (маленькая) с уменьшительно-ласкательным суще­ствительным (маленькая белочка, маленькая уточка, маленькая черепашка) или с существительным без умень­шительно-ласкательного значения (маленькая утка, ма­ленькая белка, маленькая черепаха);

5) искаженное воспроизведение основы с использованием уменьшительно-ласкательного суффикса (индючик, ин-дюнчик, утчик);

6) нарушение чередования при правильном использовании суффикса (медведенок, индюженок, черепахенок);

7) наложение, т. е. двойное использование суффиксов (гу-сененок, орлененок, утененок);

8) лексические замены (у свиньиребенок, у коровыбычок);

9) воспроизведение начальной формы слова (у лошадилошадь, у черепахичерепаха, у уткиутка).

Самые большие трудности у детей с ЗПР вызывает сло­вообразование по аналогии (дождьдождинка, снег —...), со значением частички целого.

В этих заданиях у детей с ЗПР при словообразо­вании выявляются следующие виды ошибок:

1) искажение звукослоговой структуры основы производ­ного слова: отсутствие чередования, выпадение звуков основы (снегинка, дожинка, хвотинка, бусынка, вишка);

2) неправильная постановка ударения, сохранение ударе­ния мотивирующего слова (дождинка, снежинка);

3) замена суффиксов на основе признака одушевленности (бусенок, бусята, вишненок);

4) использование ненормативных суффиксов (дождяна, хвостяна);

5) наложение суффиксов (вишневинка, вишнянка, виног-радининка, градининка); замена словообразования сло­воизменением (дожди, винограды);

6) использование суффиксов с другим значением (виног­радник, виноградка, хворостик, дождик, виноградик).

Особенности словообразования глаголов у детей с ЗПР

Глагол обладает многочисленными грамматическими ка­тегориями, преобладающая часть которых характерна толь­ко для этой части речи.

В онтогенезе отмечается раннее усвоение видов глагола. Уже в период первых слов (1 год 3 мес. — 1 год 8 мес, по А. Н. Гвоздеву) в речи детей появляются глаголы обоих ви­дов. Сначала ребенок образует совершенный вид с помощью приставок, позднее отмечается образование совершенного вида глаголов с помощью суффиксов -у-, -ану-, -и-. Возврат­ные глаголы начинают появляться в нормальном онтогене­зе около двух лет и в целом усваиваются к трем годам.

В процессе словообразования глаголов префиксы игра­ют большую роль, чем суффиксы.

У детей с ЗПР старшего дошкольного и даже младшего школьного возраста обнаруживаются значительные труд-ностидифференциации глаголов совершенного и несовершенного вида, возвратных и невозвратных глаголов, нарушения словообразования приставочных глаголов и др.

При дифференциации глаголов совершенного и несовершенного вида выявляются следу­ющие ошибки:

 

1) неправильное употребление приставок при образовании глаголов совершенного вида (микстуру выпилводой запил; дерево срубилполено разрубил; стену покра­силпятно закрасил);

2) замена глаголов совершенного вида с приставками бес­приставочными глаголами несовершенного вида (девочка прочиталадевочка читала, мальчик выпилмаль­чик пил, девочка поставиладевочка ставила);

3) лексические замены глаголов (ставитдержит, мо­етсястоит, краситрисует).

Более сложным процессом для детей с ЗПР является диф­ференциация возвратных глаголов. Овладение возвратными глаголами требует не только сформированности грамматических обобщений, но и обобщений логических, связанных с направленностью действия либо на самого себя, либо на другой объект.

При различении возвратных глаголов дети с ЗПР испы­тывают и трудности поиска глаголов, в связи\ чем выявля­ются разнообразные замены глаголов (катаетвезет, моетумывается, прячетубирает). В ряде случаев отмечается нарушение дифференциации возвратных и не­возвратных глаголов не только в экспрессивной, но и в им-прессивной речи. Так, на вопрос «Где мальчик прячется?» некоторые дети с ЗПР показывают картинку «Мальчик пря­чет машинку под диван».

Нарушения словообразования глаголов проявляются и в большом количестве ошибок при употреблении при­ставочных глаголов. В основе неправильного упот­ребления глаголов с приставками лежат трудности сравнения приставочных глаголов по их значению и звучанию, выде­ления общего значения в различных глаголах с одинаковой приставкой, выделения приставок из общего образа слова, определения связи значения приставки и ее формального выражения. Указанные трудности обусловлены недоразви­тием у детей с ЗПР мыслительных операций анализа, срав­нения, обобщения.

Можно выделить следующие варианты ошибок в употреблении приставочных глаголов у детей с ЗПР:

1) замена глаголов с приставками бесприставочными гла­голами диффузного значения (поливаетналивает, подходитидет, вылетаетлетит, залетаетлетит);

2) замена одной приставки другой, близкой по значению (вылетаетулетает, выливаетполивает, перели ваетналивает, переходитуходит);

3) употребление вместо глагола с приставкой основы гла­гола без приставки (поливаетливает).

Таким образом, нарушения восприятия и употребления форм словообразования глагола связаны, прежде всего, с несформированностью познавательных процессов и про­являются более грубо на уровне семантики.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...