Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Искаженное психическое развитие





Искаженное психическое развитие характеризует ран­ний детский аутизм.

Из всех нарушений психического развития ранний дет­ский аутизм характеризуется наибольшей сложностью и дис­гармоничностью структуры психических нарушений.

Большинство отечественных исследователей (Г. Е. Суха­рева, В. М. Башина и др.) рассматривает ранний детский аутизм как начальный период детской шизофрении или как форму шизоидной психопатии.

Ранний детский аутизм проявляется, в основном, в неже­лании контактировать с окружающими, «уходе в себя». Аутичный ребенок, как правило, находясь среди окружаю­щих его людей, ведет себя так, как будто он один: не обра­щает внимания на других, не отзывается на свое имя, смот­рит мимо, чаще всего молчит. Его действия, в том числе и игровые, бедны, стереотипны.

У аутичного ребенка часто отсутствует эмоцио­нальная реакция на ситуацию, наблюдается эмоцио­нальная холодность к близким. В то же время аутичного ре­бенка характеризует повышенная ранимость, пугливость.

При раннем детском аутизме у ребенка наблюдается по­вышенная чувствительность к обычным сенсорным раз­дражителям: свету, звуку и др. Поэтому раздражения от окружающей среды, которые являются для здорового ре­бенка нормальными, вызывают у аутичного ребенка отри­цательные эмоции, дискомфорт. Сверхсильным раздра­жителем для него является и человеческое лицо. Поэтому ребенок с аутизмом избегает зрительных контактов, пря­мого взгляда.

В симптоматике раннего детского аутизма большое место занимают страхи. Часто даже обычные предметы и явления вызывают у такого ребенка чувство страха (некоторые игрушки, бытовые предметы, шум воды, свист ветра). Чув­ство страха вызывает и все новое.

При РДА наблюдаются особенности моторики, проявляющиеся в слабости движений, в неловкости произ­вольных движений, трудностях овладения навыками само­обслуживания. Особенности моторики носят характер как подкорковых, так и корковых нарушений. Обращает на себя внимание толчкообразность, отсутствие плавности движений, их неловкость. В тяжелых случаях нарушается программа движений, их временно-пространственная организация.



Интеллектуальная недостаточность не является обяза­тельным симптомом РДА. У детей могут быть хоро­шие интеллектуальные данные и даже одаренность в отдельных областях: абсолютный музыкальный слух, уме­ние рисовать, считать, играть в шахматы. Однако интел­лектуальная деятельность характеризуется нарушением це­ленаправленности, быстрой пресыщаемостью, неумением концентрировать внимание. Отмечается определенная вы­чурность мышления, склонность к символизации. Следует отметить, что деятельность аутичного ребенка, в частнос­ти, игры, интересы, интеллектуальная деятельность, дале­ки от реальной ситуации.

Аутизм своеобразно проявляется в речи детей. Аутич-ные дети не пользуются речью, избегают речевого общения. Нарушения речевого общения проявляются по-разному: от полного мутизма до аутичной речи (эгоцентри­ческая речь, эхолалии при ответах на вопросы). Ребенок с аутизмом часто говорит о себе во втором или третьем лице. Обращает на себя внимание неестественность модуляций голоса, их вычурность.

Таким образом, у детей с РДА нарушенной, прежде все­го, оказывается коммуникативная функция речи.

Во многих случаях нарушения речи носят иной характер и связаны с двигательными расстройствами. Речь может быть скандированной, толчкообразной из-за нарушений тем­па, ритмической организации речи. В этом случае страдает не только коммуникативная функция речи, но и моторное звено реализации речи.

 

 


Глава II. Дифференциальная диагностика нарушений развития

В ряде случаев у детей с РДАотмечаются нарушения речи аналитического характера, в частности, на­рушение понимания значения слов, неусвоение граммати­ческих правил. Б. Хермелин и М. О. Коннор рассматрива­ют нарушения речи у детей, страдающих аутизмом, как одно из проявлений интеллектуальной недостаточности, связы­вая их с трудностями использования знаков и символов.

Нарушения речевого развития у детей с РДА мо­гут проявляться в четырех вариантах (К. С. Ле­бединская, О. С. Никольская и др.):

Первый вариант. Появление гуления, лепета, первых слов соответствует норме или наблюдается даже рань­ше, чем в норме. Первые слова ребенка, однако, не обуслов­лены его потребностями: не слова типа да, на, мама, папа, баба, а слова, сложные по звукослоговой структуре (лис­ток, трава), которые произносятся ребенком утрированно четко. Употребляя слова, ребенок не соотносит их с опреде­ленными предметами.

Появление и развитие фразовой речи соответ­ствует нормеи осуществляется довольно быстро. Однако обращает на себя внимание неконкретный характер речи, в отличие от речи здоровых детей.

В период 2-2,5 лет происходит регресс речи. Внеш­ней причиной является либо соматическое заболевание, либо психическая травма. Иногда регресс происходит без видимых причин. В ряде случаев ребенок полностью утра­чивает речь. Регресс речи сочетается с увеличением мотор­ных трудностей.

Второй вариант речевого развития детей с РДА характе­ризуется задержкой развития речи. Так, гуление наблюдается в 3-5 мес, лепет — в 5-11 мес, первые сло­ва — от 1 г. 2 мес. до 3 лет. Как правило, первые слова пред­ставляют собой штампы.

В речи детей имеются стойкие нарушения з в у к о -п.роизношения, перестановки звуков в словах и другие искажения структуры слова. Темп речи чаще всего

замедленный. Из-за отсутствия побуждения к речи сло­варный запас обогащается очень медленно. Развитие фразовой речи нарушено, наблюдаются аграмма-т и з м ы, нарушения в употреблении предложно-падежных конструкций, в согласовании существительного и прилага­тельного, существительного и глагола и др.

Ребенок не использует местоимение «я», заме­няет его местоимениями второго и третьего лица. Фразовая речь часто является воспроизведением штампов, лишенных конкретного содержания, она не соотносится с определен­ной ситуацией.

Диалогическая речь у этих детей не сформирова­на, дети не отвечают на вопросы и сами не задают их.

У детей наблюдается м о т о р н а я не л овкостьнетоль-ко в общей, но и в пальцевой, и в артикуляторной моторике.

Третий вариант. Начальные этапы становления речи соответствуют нормеи даже протекают быстрее, чем в норме. Словарный запас очень быстро обогащается, рано появляются сложные грамматические фразы. Ребенок ус­ваивает стереотипно речь взрослых и как бы отражает ее в собственной речи.

В речи детей появляются длинные монологи, но дети неспособны к гибкому диалогу, к учету собеседника в процессе диалога.

У этих детей обнаруживается повышенный интерес к зву­ковой структуре слова, они любят «играть со словом», за­меняя отдельные звуки, слоги, переставляя их. Им свой­ственна любовь к словотворчеству.

Фонетическая сторона речи характеризуется напряжен­ностью голоса, повышением его высоты в конце фразы, более быстрым темпом, недоговариванием слов, пропуском и заменой звуков. Иногда в речи наблюдается смазан­ное произношение, в других случаях речь скандированная.

Четвертый вариант. Раннее речевое развитие соответствует норме. Однако, как и при первом варианте, в период 2-2,5 лет наблюдается регресс речи. Этому пред­шествует соматическое заболевание или психическая травма. Но регресс речи не заканчивается полным мутизмом. Развитие речи как бы останавливается на пери­од до 5-6 лет. Фразовая речь исчезает. В речи ребенка преобладают эхолалии. В дальнейшем развитие фразовой речи характеризуется аграмматизмами.

Импрессивная же речь ребенка значительно более сохран­на. Ребенок обладает богатым пассивным слова­рем, соответствующим нормальному речевому развитию. У него нет нарушений звукослоговой структуры слова. Та­кие дети в большей мере интересуются смыслом речи. У них отсутствует склонность к употреблению речевых штампов.

Для всех вариантовречевого развития детей с РДА ха­рактерны следующие общие черты: нарушение комму­никативной функции речи; выраженная стереотипность речи; склонность к словотворчеству, неологизмам; значи­тельно большая, чем в норме роль эхолалии; нарушения звукопроизношения, темпа и плавности речи.

В. В. Лебединский и другие авторы считают, что основные факторы, нарушающие психи­ческое развитие ребенка с РДА, это:

1) дефект психической активности;

2) нарушения аффективного характера;

3) нарушения сенсорной сферы;

4) моторные нарушения;

5) нарушения речи.

При раннем детском аутизме психическое развитие ха­рактеризуется асинхрониеи формирования отдельных функций и систем: так, развитие речи часто опережает раз­витие моторики, «абстрактное» мышление обгоняет развитие наглядно-действенного и наглядно-образного. Все это услож­няет картину искаженного психического развития аутич-ного ребенка.





Рекомендуемые страницы:

Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015- 2021 megalektsii.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.