Способы представления цифровлй модели рельефа
Известно, что топографическая поверхность в общем случае может Г)ыть представлена как в аналоговой форме, так и в цифровой. В пер-иом случае имеют в виду изображение поверхности горизонталями или отмывками, а во втором - каталог координат определенным образом упорядоченных точек, описание связей между ними и алгоритм определения высот точек в заоисимости от их местоположения. С учетом этого можно дать следующее определение цифровой модели рельефа (поверхности): Цифровая модель рельефа (ЦМР) представляет собой математическое описание земной поверхности как совокупности расположенных па ней точек, связей меэюду ними, а такэюе метода определения высот произвольных точек, принадлежащих области моделирования, по их плановым координатам. Применяемые в настоящее время способы построения цифровой модели рельефа, в зависимости от принятой схемы размещения точек и типа математической модели, можно условно разделить на две группы. Первая группа объединяет способы, основанные на нелинейной интерполяции высот с использованием полиномов, сплайнов, корреляционных функций и т. п., различающиеся видом используемой функции, способом отбора исходных пунктов и пр. Параметры применяемой математической модели вычисляют по опорным точкам, а затем используют для интерполяции высот произвольных точек области моделирования по их плановым координатам. Полиномиальные способы предполагают представление моделируемой поверхности полиномом второй - пятой степени вида А, = Zk = а0 + alXi + a2Yi + а3Х,У; + а4Х? + a5YL2 +.... (14.14) Для отыскания неизвестных коэффициентов полинома для каждой опорной точки составляют одно уравнение поправок, неизвестными в котором являются коэффициенты полинома а^...а^\ коэффициенты при неизвестных определяют как функции координат в соответствии с уравнением (14.14), а свободные члены находят как разности между отметками опорных точек и их вычисленными значениями при начальных значениях неизвестных. Полученную систему решают последовательными приближениями, в каждом из которых неизвестные находят методом наименьших квадратов, под условием \pv2] = min. Найденные таким образом коэффициенты ао-.-Яб используют для интерполяции высот произвольных точек области моделирования в соответствии с уравнением (14.14).
Кусочно-полиномиальные способы предполагают деление области моделирования на участки, подбор для каждого участка своего локального полинома вида (14.14) и последующую связь локальных полиномов с помощью переходных уравнений. Во всех случаях возникают переопределенные системы, решение которых выполняют методом наименьших квадратов, под условием минимума суммы квадратов расхождений высот точек реальной и аппроксимирующей поверхностей. Сходные по характеру решения используют способы, основанные на применении рядов Фурье (разложений по сферическим гармоникам), различного рода сплайнов (кубических, бикубических, на многообразиях и др.) и т. и. Вторая группа объединяет способы, основанные на построении геометрически упорядоченной (регулярной или нерегулярной) модели, элементами которой являются либо определенным образом упорядоченные линии, либо поверхности различных многогранников (треугольников, четырехугольников или иных фигур). Во втором случае поверхность задается точками в вершинах геометрических фигур (треугольников, квадратов и др.) исходя из предположения, что ограничиваемая ими поверхность имеет одинаковый и однообразный уклон. Различия между способами связаны со схемой расположения исходных точек и характером связей между ними и иллюстрируются на рис. 14.15-14.17, где перечисленные модели наложены на изображение рельефа горизонталями.
Структурная модель местности представляется отметками точек* размещенных в характерных точках рельефа - на линиях водоразделов, тальвегов, урезов вод в точках локального экстремума и др.< (рис. 14.15) Такая модель наиболее точно отражает поверхность минимальным числом точек, однако ее использование затруднено из-за сложности интерполяции высот определяемых точек.
Цифровая модель рельефа на треугольниках произвольной формы (рис. 14.16), покрывающих всю область моделирования, представляет рельеф наиболее точно, поскольку обеспечивает плотное «прилегание» треугольников к моделируемой поверхности. В силу этого такая модель применяется очень широко и известна как модель TIN (Triangulated Irregular Network), или модель на нерегулярной сетке. Построение цифровой модели рельефа с использованием модели данных TIN сводится к созданию оптимальной сети треугольников, элементы которой «стремятся» быть как можно ближе к равносторонним. При этом любая точка двумерного пространства обладает только одной высотной координатой. Следовательно, в модели TIN не могут быть представлены отрицательные уклоны поверхности, такие, как нависающие утесы, гроты, полости и др. Использование модели TIN для получения высот новых точек не совсем удобно, поскольку для этого необходимо не только определить принадлежность определяемой точки конкретному треугольнику, но и, что особенно важно, выполнить линейную интерполяцию высот по отметкам его вершин. Более удобна для практического использования модель на регулярной сетке со сторонами, параллельными координатным осям X и У системы местности (рис. 14.17). Такая модель называется регулярной и известна как модель DEM (Digital Elevation Model), или матрица вы- сот. Эта модель не может быть построена непосредственно по точкам с известными отметками, и для этого используют либо полиномиальные методы, либо предварительно созданные на основе опорных точек другие модели - TIN, горизонтали и др. В первом случае отметки узлов регулярной сетки находят по известным параметром полиномиальной функции, а во втором - линейной интерполяцией высот по ближайшим точкам сети треугольников или горизонталей.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|