Теоретические сведения. Рис. 1 внешнее строение насекомого Ход работы. І. Выполните задания. Лабораторная работа № 5. Изучение многообразия членистоногих по коллекциям
Теоретические сведения Насекомые – самый процветающий в настоящее время класс живых организмов. Целый комплекс приспособлений позволил им стать неотъемлемой составной частью экосистем суши и пресных вод. Тело насекомых разделено на голову, грудь, брюшко. На голове у насекомых имеется пара сложных глаз, одна пара усиков, ротовые органы. В зависимости от характера питания ротовой аппарат может быть нескольких типов. Голова насекомых подвижно соединена с грудным отделом. Грудной отдел состоит из трех сегментов. На груди расположены три пары ног, каждая из которых подвижно присоединена к нижней поверхности каждого сегмента. К среднему и заднему сегментам у большинства взрослых насекомых присоединяются передняя и задняя пара крыльев. Передние крылья преобразованы в жесткие надкрылья, защищающие от повреждений тонкие перепончатые крылья в то время, когда насекомое не летает. Брюшко у насекомых сегментировано, конечности на брюшке отсутствуют. На каждом сегменте расположено по паре дыхалец. Поверхностные слои хитинового покрова насекомых состоят из особых белков и воскоподобных веществ, увеличивающих механическую прочность и препятствующих потере воды.
Рис. 1 Внешнее строение насекомого Ход работы І. Выполните задания. 1. Рассмотрите внешнее строение фиксированного майского жука. Определите: · размер ;
· форму тела ;
· цвет .
Убедитесь, что покров плотный. Что способствует этому? Какое это имеет значение? 2. Определите, из каких отделов состоит тело жука: .
3. Рассмотрите голову жука, перечислите органы, расположенные на голове (усики, глаза, ротовые органы). Назовите их функции.
4. Установите, к какому отделу прикрепляются ноги, определите их количество. 5. Найдите две пары крыльев: переднюю и заднюю. Назовите отдел тела, к которому они прикрепляются. Какое строение они имеют? 6. Рассмотрите третий отдел тела жука – брюшко. При помощи лупы найдите членики, которые отделяются друг от друга насечками. С боков найдите небольшие отверстия – дыхальца. 7. Рассмотрите и подпишите указанные на рисунке органы:
1 10
ІІ. Запишите общий вывод, ответив на вопросы: Допишите предложения:
1. Представители класса Насекомые имеют такие общие признаки внешнего строения: тело состоит из трех отделов: ; на голове находятся _ усиков; на груди находятся _ ног и . 2. Эти признаки, в зависимости от среды обитания, постоянно изменялись, что помогло насекомым существования. к разным условиям 3. Наука, изучающая насекомых, называется .
Дайте ответы на вопросы: 1. Как характер питания насекомых влияет на строение ротового аппарата? Приведите примеры. 2. Всем знакомо стрекотание кузнечиков-самцов, привлекающих внимание самок. Чем издают звуки эти насекомые и чем их воспринимают самки?
3. Как вы думаете, почему колорадских жуков не склевывают куры? ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 5 Изучение многообразия членистоногих по коллекциям Цель: изучить особенности внешнего строения представителей различных классов типа Членистоногие; научиться выявлять признаки классов Ракообразные, Паукообразные и Насекомые, сравнивать. Оборудование и материалы: коллекция членистоногих (фиксированные майские жуки, речные раки, пауки-крестовики), лупа, предметное стекло, пинцет, ванночка, рисунки с изображением разных видов представителей членистоногих, таблицы.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|