Ход работы. І. Выполните задания. Изучение внешнего строения речного рака. Изучение внешнего строения паука-крестовика. Изучение внешнего строения майского жука
Ход работы І. Выполните задания. Изучение внешнего строения речного рака 1. Положите речного рака в препаровальную ванночку спиной вверх и убедитесь, что его панцирь достаточно твердый. Что придает твердость панцирю и какое это имеет значение? 2. Какого цвета панцирь? Почему?
3. Рассмотрите форму тела речного. Назовите отделы его тела. Как соединяются отделы тела рака и что это обеспечивает? 4. Рассмотрите головной отдел головогруди, найдите короткие и длинные усики, верхние и нижние челюсти. Какие функции выполняют? 5. Рассмотрите грудной отдел головогруди, найдите ногочелюсти, ходильные ноги. Какие функции выполняют? 6. Рассмотрите брюшко, найдите брюшные ножки. Какие функции выполняют? 7. Докажите принадлежность этого животного к классу ракообразных.
Изучение внешнего строения паука-крестовика 1. Рассмотрите паука-крестовика. Выясните, сколько отделов можно различить на теле паука? Как они называются? 2. Осторожно потрогайте его покров. Из чего он состоит? Какой он?
3. Найдите узкую перетяжку, которая отделяет шарообразное брюшко от головогруди. 4. Рассмотрите передний конец головогруди паука. Найдите глаза, хелицеры. Каковы их функции?
5. Сосчитайте, сколько пар конечностей и определите характер их строения.
6. Рассмотрите брюшко паука. Найдите с помощью лупы на нижнем заднем конце брюшка три пары паутинных бородавок. Вспомните, какое они имеют значение. 7. Докажите принадлежность этого животного к классу паукообразных.
Изучение внешнего строения майского жука 1. Рассмотрите насекомое. Отметьте его черты как представителя членистоногих животных.
2. Осторожно потрогайте его покров. Из чего он состоит? Какой он? 3. Выясните, сколько отделов можно различить на теле насекомого? Как они называются? 4. Рассмотрите голову насекомого. Найдите усики, установите при помощи лупы, как они выглядят. Какова их форма? Найдите глаза, рот и ротовые придатки. 5. Выясните, какие органы расположены на груди. Сосчитайте, сколько пар конечностей к ней прикрепляется и определите характер их строения. Имеются ли крылья? Сколько их? Какие они? 6. Рассмотрите третий отдел тела насекомого – брюшко. Найдите членики, отделяющиеся друг от друга насечками. Найдите с помощью лупы по бокам брюшка отверстия – дыхальца – и на конце брюшка анальное отверстие. Вспомните, какое они имеют значение. 6. Докажите принадлежность этого животного к классу насекомых.
На основании особенностей организации речного рака, паука-крестовика, майского жука заполните таблицу сравнительной характеристики классов, к которым они принадлежат.
ІІ. Запишите общий вывод, ответив на вопросы: 1. Какие основные признаки характеризуют представителей классов ракообразных, паукообразных, насекомых? 2. Указать признаки, на основании которых все представители принадлежат к одному типу – Членистоногие. ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 6 Изучение внешнего строения и передвижение рыбы Цель: изучить особенности внешнего строения и передвижение рыбы на примере речного окуня, установить признаки, связанные с обитанием в водной среде.
Оборудование и материалы: рыбки из аквариума, влажные препараты рыб, чешуя, лупа, предметное стекло, пинцет, рисунки с изображением разных видов рыб.
Теоретические сведения Тело рыбы имеет обтекаемую форму тела, чаще сжатую с боков. В нем можно различить голову, туловище, хвост. На голове находятся парные глаза, ноздри, ротовое отверстие (рот) и жаберные крышки, по заднему краю которых проходит граница между головой и туловищем. На туловище обычно размещаются парные (грудные и брюшные) и непарные (спинные и анальный) плавники. Граница между туловищем и хвостом проходит через анальное отверстие. Хвост заканчивается хвостовым плавником. Он служит основным моторным органом — с его помощью рыбы двигаются вперед. Грудные более подвижны, они участвуют в поворотах тела в воде, движении вверх, вниз и в стороны. Брюшные плавники удерживают тело рыбы в равновесии в вертикальном положении. По бокам на туловище и хвосте хорошо заметна боковая линия. Каналы, лежащие в коже под чешуей, позволяют рыбе чувствовать потоки воды, различать в воде предметы благодаря волнам, которые отходят от них, воспринимать электромагнитные поля живых организмов. Снаружи тело рыбы покрыто кожей. В коже располагаются костные чешуйки, похожие на тонкие полупрозрачные пластинки, накладывающиеся одна на другую. Своим передним краем чешуя заходит в кожу, а задний край накладывается на чешуи следующего ряда. С ростом рыбы увеличивается в размерах и чешуя, нарастая слоями (годовые слои) По наслоениям в чешуе определяют возраст рыбы.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|