Гражданское и смежные с ним
Отрасли права
Основы современных гражданско-правовых и экономических отношений закреплены в Конституции Украины 1996 г. В соответствии со ст.13 Конституции земля, ее недра, атмосферный воздух, водные и иные природные ресурсы, находящиеся в пределах территории Украины, природные ресурсы ее континентального шельфа, исключительной (морской) экономической зоны являются объектами права собственности украинского народа. От его имени права собственника осуществляют органы государственной власти и местного самоуправления в пределах, определенных Конституцией. Собственность обязывает. Она не должна использоваться во вред человеку и обществу. Государство обеспечивает защиту прав всех субъектов права собственности и хозяйствования, социальную направленность экономики. Все субъекты права собственности равны перед законом. Право собственности на землю гарантируется. Это право приобретается и реализуется гражданами, юридическими лицами и государством исключительно в соответствии с законом. Конституция (ст.41) упоминает 3 формы собственности: частную, государственную и коммунальную. Основной закон также гарантирует каждому право на предпринимательскую деятельность, не запрещенную законом, обязывает государство обеспечивать защиту конкуренции в предпринимательской деятельности, запрещает злоупотребление монопольным положением на рынке, неправомерное ограничение конкуренции и недобросовестную конкуренцию (ст.42). Первый в истории Украины Гражданский кодекс был принят в 1923 г. и представлял собой копию ГК РСФСР 1922 г. В последствии его заменил ГК УССР 1963 г., несколько разделов которого продолжают действовать до настоящего времени. В 1992-1996 гг. группой ведущих украинских специалистов в области гражданского права был разработан проект гражданского кодекса Украины (ГКУ). При подготовке проекта были учтены достижения правовой науки последних лет существования Союза ССР, опыт новейшей кодификации в республиках СНГ, а также оригинальные идеи и новые теоретические разработки украинских ученых. Большое влияние на проект оказала и утвержденная Межпарламентской ассамблеей государств - участников СНГ модель Гражданского кодекса.
Проект ГКУ, так же как и все ГК на территории СНГ, строится по пандектной системе, предполагающей выделение общей части. Всего кодекс должен был включать 8 книг: книга первая "Общая часть", книга вторая "Личные неимущественные права физических лиц", книга третья "Вещное право", книга четвертая "Право интеллектуальной собственности", книга пятая "Обязательственное право", книга шестая "Семейное право", книга седьмая "Наследственное право", книга восьмая "Международное частное право". Однако одна из книг - "Семейное право" - была принята в начале 2002 г. в качестве самостоятельного Семейного кодекса. К наиболее значительным новациям по сравнению как с советским, так и новейшим законодательством государств СНГ относятся: введение законодательного разделения юридических лиц на лица частного и публичного права; выделение в отдельную книгу положений о личных неимущественных правах физических лиц; включение в книгу третью "Вещное право", наряду с правом собственности и правом владения, норм об эмфитевзисе (гл.32) и суперфиции (гл.33). Процесс принятия нового ГКУ растянулся на несколько лет. В июне 1997 г. Верховная рада приняла его проект за основу, в июне 2000 г. - во втором чтении. Три первых книги ГК были утверждены в третьем чтении в июне 2001 г., еще три - осенью того же года. 29 ноября 2001 г. Верховная рада приняла в целом Закон "О введении в действие Гражданского кодекса Украины" с 1 по 6 книги. Предусматривалось, что Кодекс вступает в силу с 1 января 2003 г., однако в феврале 2002 г. Президент Украины наложил на новый ГК вето.
В отличие от других государств СНГ, проект ГКУ предусматривает принятие самостоятельного Хозяйственного кодекса, что отражает распространенную в большинстве стран романо-германского права концепцию "дуализма" в регулировании имущественных отношений. Хозяйственный кодекс был утвержден Верховной радой одновременно с новым ГК 29 ноября 2001 г. и также отклонен Президентом в феврале 2002 г. По своей структуре отклоненный вариант кодекса состоит из семи разделов: 1. Общие основы хозяйственной деятельности. 2. Субъекты хозяйствования. 3. Имущественная основа хозяйствования. 4. Хозяйственные обязательства. 5. Ответственность за правонарушения в сфере хозяйствования. 6. Особенности правового регулирования в отдельных отраслях хозяйствования. 7. Внешнеэкономическая деятельность. Регулирование новых гражданских отношений на Украине осуществляется также отдельными законами: "О собственности" от 7 февраля 1991 г., "О залоге" от 2 октября 1992 г., "О защите прав потребителей" от 15 декабря 1993 г., "О страховании" от 7 марта 1996 г., "О лизинге" от 16 декабря 1997 г. В области интеллектуальной собственности приняты законы "Об охране прав на знаки для товаров и услуг" от 15 декабря 1993 г., "Об охране прав на изобретения и полезные модели" от 15 декабря 1993 г., "Об авторском праве и смежных правах" от 23 декабря 1993 г. За годы рыночных реформ на Украине принято обширное законодательство, регулирующее современные хозяйственные отношения, в том числе законы "О предпринимательстве" от 7 февраля 1991 г., "О банках и банковской деятельности" от 20 марта 1991 г., "О хозяйственных обществах" от 19 сентября 1991 г., "Об инвестиционной деятельности" от 18 сентября 1991 г., "О товарной бирже" от 10 декабря 1991 г., "О банкротстве" от 14 мая 1992 г., "Об аудиторской деятельности" от 22 апреля 1993 г., "О поставках продукции для государственных потребностей" от 22 декабря 1995 г., "О государственном регулировании рынка ценных бумаг в Украине" от 30 октября 1996 г., "О защите от недобросовестной конкуренции" от 7 июня 1996 г., "О промышленно-финансовых группах в Украине" от 21 ноября 1995 г., "О режиме иностранного инвестирования" от 19 марта 1996 г., "О рекламе" от 3 июля 1996 г.
Украинское хозяйственное законодательство отличает крайняя нестабильность. Так, в Закон о предпринимательстве изменения и дополнения вносились 32, в Закон о банках и банковской деятельности - 24 раза. Как и в других бывших социалистических государствах, важным элементом экономических реформ на Украине является приватизация государственной собственности. Ее правовую базу составляют законы "О приватизации имущества государственных предприятий" от 4 марта 1992 г. и "О приватизационных бумагах" от 6 марта 1992 г. Земельные отношения на Украине регулируются, помимо Гражданского кодекса, Земельным кодексом от 25 октября 2001 г. N 2768-III (вступил в силу 1 января 2001 г., заменив ЗК от 18 декабря 1990 г.) и Законом "Об аренде земли" от 6 октября 1998 г. В ходе аграрной реформы введена частная собственность на землю, законодательно предусмотрена возможность создания крестьянских хозяйств, а также различных аграрных обществ и товариществ, но большинство товаропроизводителей - по-прежнему колхозы и совхозы. Приватизируются только государственные сельскохозяйственные предприятия. В соответствии с Законом "Об особенностях приватизации имущества в агропромышленном комплексе" от 10 июля 1996 г. совхозы подлежат приватизации путем преобразования их в коллективные сельскохозяйственные предприятия или открытые акционерные общества. Согласно Земельному кодексу 2001 г. иностранные юридические лица могут приобретать право собственности на земельные участки несельскохозяйственного назначения в пределах населенных пунктов в случае приобретения объектов недвижимого имущества и для сооружения объектов, связанных с осуществлением предпринимательской деятельности на Украине, и за пределами населенных пунктов - в случае приобретения объектов недвижимого имущества. Земли сельскохозяйственного назначения, принятые в наследство иностранными гражданами, а также лицами без гражданства, в течение года подлежат отчуждению.
Земельным кодексом 2001 г. вводится 5-летний мораторий на операции по купле-продаже сельхозземли. В период с 2005 до 2010 г. можно будет продавать не более 100 га земель сельскохозяйственного назначения одному лицу. Основным источником трудового права остается Кодекс законов о труде, однако трудовое законодательство интенсивно развивается и перестраивается в соответствии с новыми рыночными условиями. В 1990-е гг. на Украине было принято 18 законов, которые внесли в КЗоТ коррективы; первым был Закон "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Украинской ССР при переходе республики к рыночной экономике" от 20 марта 1991 г. Помимо этого приняты законы о коллективных договорах и соглашениях (1993), об охране труда (1992), о занятости населения (1991), об отпусках (1996), об оплате труда (1995).
Уголовное право и процесс
До конца 1980-х гг. уголовное законодательство Украины не имело существенных отличий от законодательства других бывших советских республик: действовавший УК УССР 1960 г. был почти идентичен УК РСФСР. В 1990 г. развитие уголовного права Украины также отражало общие для всех постсоциалистических стран тенденции: гуманизация, приближение к международным стандартам, декриминализация деяний, потерявших общественную опасность в новых политических и социально-экономических условиях. В 1992 г. были декриминализированы такие малозначительные или устаревшие правонарушения, как бродяжничество, попрошайничество, мелкое хищение государственного имущества, частное предпринимательство и т.д. Вторая тенденция развития уголовного законодательства заключалась в появлении ранее неизвестных составов преступлений, законодательное закрепление которых имело своей целью защиту новых политических и экономических отношений. Так, в конце 1980-х - 1990-е гг. введена уголовная ответственность за наемничество, укрывательство валютной выручки, нарушение законодательства о бюджетной системе Украины, захват заложников, незаконное помещение в психиатрическую больницу, уклонение от уплаты налогов, сборов, других обязательных платежей, нарушение порядка занятия предпринимательской деятельностью, фиктивное предпринимательство, мошенничество с финансовыми ресурсами, разглашение коммерческой тайны, нарушение порядка выпуска (эмиссии) и обращения ценных бумаг и т.д. Итогом развития уголовного права независимой Украины стало принятие 5 апреля 2001 г. нового Уголовного кодекса (в силе с 1 сентября 2001 г.). По своему содержанию он очень близок к УК РФ и кодексам других государству - частников СНГ. Большинство различий носит редакционный характер (например, условное осуждение именуется "освобождением от отбывания наказания с испытанием"). В то же время новый украинский Кодекс отличается значительно большим объемом (447 статей против 360 в первоначальной редакции УК РФ).
Как и в России, УК Украины является единственным актом, устанавливающим преступность и наказуемость деяния. Прочие уголовные законы должны включаться в него после вступления их в силу. Система наказаний в УК 2001 г. также совпадает с той, что предусмотрена УК РФ, за исключением смертной казни. После вступления в Совет Европы в 1996 г. Украина ввела мораторий на исполнение смертных приговоров, а 29 декабря 1999 г. Конституционный суд Украины признал неконституционными все нормы прежнего УК Украины, предусматривающие применение смертной казни. Соответственно, данный вид наказания отсутствует и в новом Кодексе. Особенная часть УК 2001 г., открывающаяся разделом "Преступления против основ национальной безопасности Украины", содержит целый ряд составов преступлений, неизвестных УК РФ: "Пытки", "Насильственное донорство", "Эксплуатация детей", "Понуждение к вступлению в половую связь", "Грубое нарушение соглашения о труде", "Нарушение права на получение образования", "Нарушение права на защиту" и др. Криминализированы систематическое занятие проституцией, групповое или публичное употребление наркотических средств. С 1992 г. парламентом Украины принято 12 законодательных актов, касающихся системы исполнения уголовных наказаний и содержания под стражей арестованных. Заключенные получили право на свободу совести, почти во всех колониях имеются молитвенные комнаты, в 2 построены церкви. Увеличено количество посылок и передач, размер средств, которые заключенные имеют право тратить на покупку продуктов, разрешены платные медицинские консультации. Кроме свиданий осужденным разрешены телефонные переговоры. Значительно улучшены условия содержания беременных и женщин, имеющих детей. Снято ограничение на прописку для освобождающихся заключенных. Отменено условное осуждение с обязательным привлечением к труду и принудительное лечение алкоголиков и наркоманов с содержанием в ЛТП. Подготовлен проект нового уголовно-исполнительного кодекса. Наряду с уголовным законодательством принимаются специальные законодательные акты о борьбе с преступностью. Наиболее важными среди них являются законы "О борьбе с коррупцией" от 5 октября 1995 г., "Об организационно-правовых основах борьбы с организованной преступностью" от 30 июня 1993 г., "О мерах противодействия незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ, прекурсоров и злоупотреблению ими" от 15 февраля 1995 г., "Об оперативно-розыскной деятельности" от 23 декабря 1993 г. Уголовный процесс на Украине по-прежнему регулируется нормами УПК 1960 г., в который постоянно вносятся изменения и дополнения. В целом сохраняется неоинквизиционная модель уголовного процесса, при которой обвиняемый является скорее объектом, чем субъектом разбирательства. В то же время с 1992 г. в законодательство Украины были внесены изменения, приближающие национальное правосудие к международным стандартам. Подозреваемые в совершении преступлений получили право иметь защитника с момента задержания или предъявления обвинения. Было введено судебное обжалование арестов, производимых по санкции прокурора. Защитник получил право собирать и представлять доказательства по уголовному делу. Ряд новых демократических принципов и норм уголовного процесса закрепила Конституция 1996 г., согласно которой (ст.29) никто не может быть арестован или содержаться под стражей иначе как по мотивированному решению суда и только на основаниях и в порядке, установленных законом. В случае настоятельной необходимости предотвратить или пресечь преступление уполномоченные на то законом органы могут применить содержание лица под стражей в качестве временной меры пресечения, обоснованность которой в пределах 72 часов должна быть проверена судом. Задержанный немедленно освобождается, если в пределах 72 часов ему не вручено мотивированное решение суда о содержании под стражей. Каждому арестованному или задержанному должно быть безотлагательно сообщено о мотивах ареста или задержания, разъяснены права и предоставлена возможность защищать себя лично и пользоваться правовой помощью защитника. Каждый задержанный имеет право в любое время обжаловать свое задержание в суде. Нормы о судебном санкционировании арестов вступили в силу в 2001 г. В качестве основных принципов судопроизводства Конституция (ст.129) закрепляет: законность; равенство всех участников судебного процесса перед законом и судом; обеспечение доказанности вины; состязательность сторон и свободу в предоставлении ими суду своих доказательств и в доказывании перед судом их убедительности; поддержание государственного обвинения в суде прокурором; обеспечение обвиняемому права на защиту; гласность судебного процесса и его полную фиксацию техническими средствами; обеспечение апелляционного и кассационного обжалования решения суда, кроме случаев, установленных законом. Процедура апелляционного обжалования введена Законом от 21 июня 2001 г. Конституция в принципе предусматривает создание суда присяжных (ст.124, 127). На практике, однако, многие демократические нормы не действуют. На Украине по-прежнему широко применяются пытки подследственных, на одного освобожденного под залог приходится 80 взятых под стражу, адвокаты не допускаются к заключенным в следственные изоляторы и т.д. Процент оправдательных приговоров - один из самых низких в мире (около 0,3%).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|