Восточная Республика Уругвай
Государственное устройство Правовая система Общая характеристика Уголовное право и процесс Судебная система. Органы контроля Литература
Государство в Южной Америке. Территория - 178 тыс. кв.км. Столица - г. Монтевидео. Население - 3,2 млн. чел. (1995 г.), уругвайцы; в основном потомки европейских (испанских и итальянских) эмигрантов. Официальный язык - испанский. Религия - католицизм. В XVI - начале XIX вв. Уругвай - колония Испании. В 1828 г. провозглашена независимость Республики Уругвай. В 1973-1985 гг. в стране существовала военная диктатура.
Государственное устройство
Уругвай - унитарное государство. Административно-территориальное деление - 19 департаментов. Действует Конституция 1967 г. (пятая по счету после конституций 1830, 1917, 1934, 1952 гг.). По форме правления Уругвай - президентская республика. Высший законодательный орган - Генеральная ассамблея, состоящая из Сената (30 сенаторов) и Палаты представителей (99 депутатов), избирается на 5 лет прямыми выборами по системе пропорционального представительства. В период парламентских каникул часть полномочий Генеральной ассамблеи исполняет ее Постоянная комиссия. Законопроект может быть инициирован в любой из палат. Обе они должны одобрить предложенный законопроект, после чего он передается исполнительной власти для промульгации. Президент имеет право общего и частичного вето. Глава государства и правительства - Президент, избираемый всеобщим голосованием сроком на 5 лет. Одновременно избирают Вице-президента, который по должности является председателем Сената. Президент назначает членов Кабинета министров. Каждое такое назначение должно быть одобрено простым большинством в каждой палате Генеральной ассамблеи. Общее заседание членов Кабинета министров или их заместителей именуется Советом министров.
Конституция 1966 г. предусматривает ограниченную парламентскую ответственность правительства: парламент может в определенных случаях выразить недоверие министрам.
Правовая система
Общая характеристика
Правовая система Уругвая входит в латиноамериканскую группу романо-германской правовой семьи. Подобно другим странам региона, правовая культура Уругвая сложилась из нескольких элементов. Ее исторической основой выступило испанское право (см. разделы "Аргентина", "Испания"), конституционное устройство во многом следует модели США, на гражданское право значительно повлияло французское законодательство и т.д. В 1830 г. была принята первая Конституция независимой Восточной Республики Уругвай, во второй половине XIX в. кодифицированы основные отрасли законодательства. В начале XX в. реформистское правительство Батлье (1903-1907, 1911-1915 гг.) осуществило целый ряд преобразований в политической, экономической и социальной сферах. Было введено всеобщее тайное голосование (для мужчин) и пропорциональная система представительства политических партий, приняты законы об отделении церкви от государства и школы - от церкви. В 1911-1915 гг. в Уругвае национализированы железные дороги, городской транспорт, некоторые банки, страховое дело, доки, предприятия по производству и продаже горючего. Под влиянием рабочего движения было принято самое передовое для того времени социальное и рабочее законодательство (закон о 8-часовом рабочем дне, о пенсиях по старости, о минимуме заработной платы). В 1917 г. принята вторая Конституция Уругвая. В 1932 г. женщинам предоставлено избирательное право, в 1946 г. отменены все законы, устанавливавшие неравенство полов.
В отличие от большинства латиноамериканских стран в Уругвае не действует обычное право, поскольку нет индейского населения. Основным источником права являются законодательные акты, во главе иерархии которых стоит Конституция. Почти все основные отрасли права кодифицированы. Развитие гражданского права в Уругвае не отличалось оригинальностью. В 1868 г. был принят Гражданский кодекс Уругвая, который имел в качестве образца ГК Чили 1855 г. (хотя это было не простое заимствование, как это произошло в Колумбии, Сальвадоре и Эквадоре). При составлении уругвайского ГК был также учтен проект гражданской кодификации Аугусто Тейшейра Фрейтаса (см. раздел "Бразилия"). В 1900 г. в Уругвае был принят новый закон о страховании, в 1937 г. - о литературной и артистической собственности, в 1941 г. - о патентах. Экономическое законодательство с начала XX в. шло по пути усиления регулирующей роли государства, расширения государственного сектора и защиты национального капитала. В годы пребывания у власти военных (1973-1985 гг.) стала проводиться новая экономическая политика, направленная на привлечение иностранных банков и инвесторов. Столица Монтевидео превратилась в крупный банковский и финансовый центр. Гражданское правительство сохранило приверженность неолиберальной модели экономического развития. Осуществлявшаяся в 1990-е гг. экономическая программа предусматривала реформу налоговой системы, сокращение расходов на содержание госаппарата и социальное обеспечение, всемерное привлечение иностранного капитала, поощрение частного предпринимательства, постепенную приватизацию ряда отраслей и предприятий. Основополагающими нормативными документами, регулирующими деятельность иностранного капитала в Уругвае, являются Декрет-закон об иностранных инвестициях от 28 марта 1974 г. и Регламентирующий декрет к нему от 10 октября 1974 г. На иностранных инвесторов в целом распространяется режим деятельности национальных компаний. Сформированы свободные зоны Нуэва Пальмира, Колониа и Карраско, предназначенные для стимулирования промышленной, коммерческой деятельности и развития сферы услуг. Трудовое право Уругвая отличается высокой степенью развития и давними традициями. Даже в период либеральных экономических реформ в нем продолжают доминировать социально-охранительные начала. Конституция объявляет главным назначением трудового права охрану труда и защиту интересов работников, гарантирует право на объединение в профсоюзы и на забастовку. Эти права соблюдаются на практике. Государственный минимум заработной платы устанавливает трехсторонняя комиссия в составе представителей профсоюзов, организаций предпринимателей и правительства.
Уголовное право и процесс
Уголовный кодекс Уругвая 1933 г. имел своим образцом УК Италии 1930 г., который наряду с "классическими" наказаниями предусматривал целый ряд "мер безопасности". В силу этого, основываясь на концепциях "неоклассического" направления, УК 1933 г. также воспринял позитивистские концепции и идеи "опасного состояния" личности. В качестве "проводника" этих новых для того времени концепций и идей уругвайский Кодекс существенно повлиял на законодательство ряда латиноамериканских государств. В решении вопросов об ответственности лиц УК 1933 г. на первый план выдвигает факторы, связанные с опасностью личности; именно они определяют наказание, порядок и режим его отбывания, равно как и назначение той или иной меры безопасности. При этом основания назначить те или иные меры безопасности настолько широки и неопределенны, что они по существу могут применяться и без совершения данным лицом уголовно наказуемого деяния. УК Уругвая строится по обычным образцам стран континентального права, т.е. имеет Общую и Особенную части, делящиеся на главы. Большинство статей Общей части посвящено системе наказаний и их отдельным видам, назначению наказаний и мер безопасности. Принятый в Уругвае уже после издания УК закон о бродяжничестве ввел новое понятие - "опасное предделиктное состояние", которое использовалось для репрессий против неимущих слоев населения. Другими важнейшими источниками уголовного права в Уругвае являются Кодекс о несовершеннолетних 1934 г. и Кодекс военной юстиции.
Смертная казнь запрещена за все преступления, в том числе относящиеся к сфере военного права, Законом от 23 сентября 1907 г. Действующая в настоящее время Конституция 1967 г. гласит: "Смертная казнь не может быть применена в отношении кого-либо" (ст.26). Последняя официальная казнь имела место в конце XIX в. (сотни людей были уничтожены военным режимом в 1973-1980 гг.). Уголовный процесс в целом основан на французской (обвинительно-состязательной) модели. Конституция и УПК закрепляют основные демократические принципы и нормы уголовного судопроизводства. Арестованный или задержанный должен быть в течение 24 часов доставлен судье, чтобы решить вопрос о дальнейшем содержании под стражей. Однако освобождение под залог применяется только по усмотрению властей. Производство по делам несовершеннолетних регулируется Кодексом о несовершеннолетних, а по делам военнослужащих - Кодексом военной юстиции.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|