Судебная система. Органы контроля
Судебная система Фиджи включает магистратские суды, Высокий суд, Апелляционный суд и Верховный суд. Специальных судов нет, военные суды рассматривают только дела военнослужащих. Магистратские суды слушают основную массу гражданских и уголовных дел. Высокий суд рассматривает дела о наиболее серьезных преступлениях и жалобы на нарушение конституционных прав граждан, а также дает толкование Конституции. Апелляционный суд - апелляции на все решения Высокого суда. Заключительной инстанцией является Верховный суд. Председатель Высокого суда назначается Президентом Фиджи по совету Премьер-министра, данному после консультации с Лидером оппозиции. Другие судьи Выского суда, а также судьи Апелляционного и Верховного судов назначаются Президентом Фиджи по рекомендации Комиссии судебной службы после консультации с министром юстиции и соответствующим комитетом Палаты представителей. Назначения на нижестоящие судебные должности осуществляются Комиссией судебной службы после консультации с Премьер-министром и Лидером оппозиции. Уголовное преследование производит директор публичных преследований, назначаемый Комиссией конституционных служб после консультации с генеральным атторнеем. Контроль за соблюдением прав граждан в сфере государственного управления осуществляет Омбудсман, который назначается Комиссией конституционных служб после консультации с Премьер-министром. Высшим органом финансового контроля является генеральный аудитор, который назначается Комиссией конституционных служб после консультации с соответствующим комитетом Палаты представителей.
Литература
Knox-Mawer R. Native Courts and Customs in Fiji // International and Comparative Law Quarterly. Vol. 10. 1961.
Marshall H. H. Fiji // International Encyclopedia of Comparative Law. Vol. 1. 1972. Roberts-Wray K. Commonwealth and Colonial Law. L., 1966.
Филиппины Республика Филиппины
Государственное устройство Правовая система Общая характеристика Гражданское и смежные с ним отрасли права Уголовное право и процесс Судебная система. Органы контроля Литература
Государство в западной части Тихого океана на архипелаге, насчитывающем более 7 тыс. островов. Территория - 300,7 тыс. кв.км. Столица - г.Манила. Население - 79,35 млн.чел. (1999 г.); филиппинцы (около 100 этнических общностей, среди которых наиболее крупные - висаянцы, тагалы, илоканцы). Официальные языки - английский и пилипино. Религия - 90% населения - христиане, в основном католики, 7% - мусульмане. В XV-XVI вв. на Филиппинах существовало несколько феодальных княжеств. В 1565-1898 гг. Филиппины были колонией Испании, в 1899-1946 гг. колонией США. В 1934 г. введено автономное управление. 4 июля 1946 г. Филиппины провозглашены независимой республикой.
Государственное устройство
Филиппины - унитарное государство. Административно-территориальное деление: 74 провинции. На острове Минданао, где сосредоточена мусульманская община, образован автономный район. Действует Конституция, принятая на референдуме в феврале 1987 г. (четвертая по счету после конституций 1898, 1935 и 1973 гг.). Форма правления - классическая президентская республика. Политический режим - демократия в процессе становления (с 1986 г.). Высший орган законодательной власти - Конгресс - состоит из двух палат: Сената (24 места) и Палаты представителей (не более 250 мест: 200 депутатов избираются, 50 - назначаются Президентом из списков, представляемых политическими партиями и общественными организациями). Сенаторы избираются на 6 лет (не более 2 сроков подряд), а члены Палаты представителей - на 3 года (не более 3 сроков подряд).
В компетенции палат имеются определенные различия. Все финансовые законопроекты инициируются в Палате представителей, но Сенат может предлагать или соглашаться с поправками. Сенат ратифицирует международные соглашения (для этого требуется большинство в 2/3 голосов). Каждый законопроект должен пройти 3 чтения в каждой палате. Принятый законопроект передается на подпись Президенту, который может применить право вето. Президентское вето преодолевается большинством в 2/3 членов каждой из палат. Члены обеих палат Конгресса имеют право обращаться с запросами к исполнительной власти. Глава государства и правительства - Президент, избираемый путем прямых всеобщих выборов на 6-летний срок, является одновременно главнокомандующим вооруженными силами. Президент не может быть переизбран. Вице-президент имеет тот же срок полномочий, что и Президент, и избирается тем же самым способом. Вице-президент может быть назначен как член Кабинета, и это не требует никакого подтверждения. Президент уполномочен управлять всеми департаментами исполнительной власти, бюро и службами, он гарантирует надлежащее исполнение законов. Он может предоставлять амнистию с согласия большинства членов Конгресса и как полномочный представитель государства заключать соглашения, подлежащие ратификации Сенатом. Исполнительный орган - Кабинет министров, возглавляемый Президентом. Последний назначает министров с одобрения специальной Комиссии по назначениям, в состав которой входят председатель Сената и по 12 членов от обеих палат, избираемых пропорционально численности партийных фракций.
Правовая система
Общая характеристика
Правовая система Филиппин носит смешанный характер: ее структура, система источников и большинство старых отраслей основаны на испанском (т.е. романо-германском) праве с более или менее значительными заимствованиями из англо-американского права, в то время как все новые отрасли с начала XX в. развивались на базе англо-американских правовых доктрин. В силу длительного, почти четырехвекового господства европейцев правовая культура Филиппин является самой вестернизированной во всей Восточной и Юго-Восточной Азии. В населенных мусульманами районах на юге архипелага наряду с общенациональным используется мусульманское право.
В испанский колониальный период (1565-1898 гг.) на архипелаге применялись законодательные акты метрополии (в частности, УК Испании 1870 г., Торговый кодекс 1885 г., ГК 1888 г.). При американской администрации все они были существенно дополнены или даже переработаны. Отдельные отрасли законодательства (например, конституционное, трудовое, вексельное, патентное, налоговое право) американцами созданы заново. Коренным изменениям подверглись уголовный процесс и судебная система, также воспринявшие многие англо-американские традиции. Еще в ходе освободительной войны против испанцев на Филиппинах была провозглашена республика и принята первая Конституция, действовавшая в 1898-1899 гг. В качестве образца при ее разработке использовались основные законы Франции, Бельгии и некоторых южноамериканских государств. Были гарантированы права и свободы личности, церковь отделялась от государства. Однако высадившиеся на архипелаге американские войска вскоре восстановили колониальный порядок. В 1934 г. Филиппинам была предоставлена внутренняя автономия, в 1935 г. введена буржуазно-демократическая Конституция, практически все принципы и большинство норм которой заимствованы из американского конституционного права. Она строилась на принципе "разделения властей", в соответствии с которым устанавливались 3 формально независимых друг от друга вида власти: законодательная (Конгресс), исполнительная (Президент и правительство) и судебная (судебные органы). В Конституции содержался и Билль о правах. После получения независимости в 1946 г. действие Конституции 1935 г. было сохранено, хотя ее положения не всегда осуществлялись; гражданские права и свободы произвольно ограничивались, некоторые законы носили фиктивный характер. В 1973 г. в период диктаторского правления Президента Ф. Маркоса (1965-1986 гг.) в условиях чрезвычайного положения всеобщий референдум путем открытого голосования ратифицировал новую Конституцию. Она носила откровенно авторитарный характер, хотя и предусматривала переход Филиппин от президентской формы правления к парламентской.
После восстановления демократии в 1986 г. принята ныне действующая Конституция 1987 г., вернувшаяся к основным принципам Основного закона 1935 г. По своему содержанию она является одной из наиболее демократических в мире. Помимо сильного двухпалатного парламента ею предусмотрена сложная система независимых административных, контрольных и наблюдательных органов: Комиссия по выборам, Комиссия государственной службы, Комиссия по суду и адвокатуре, Денежно-кредитная комиссия, Комиссия по аудиту, Служба Омбудсмана, Комиссия по правам человека и др. Билль о правах содержит весьма подробное описание многочисленных процессуальных гарантий для личности, целиком заимствованных из современной правовой системы США. Прогрессивный характер многих положений Конституции обесценивается их декларативностью. Статья XIII Конституции ("Социальная справедливость и права человека") состоит преимущественно из норм-принципов и норм-целей, определяющих направления государственной политики и задачи государства (способствовать более справедливому распределению доходов, поощрять занятость, осуществлять программу жилищного строительства для малоимущих и т.д.). Эти нормы не могут быть реализованы без принятия специальных законов. Основными источниками права на Филиппинах являются законодательство и другие нормативные акты, иерархия которых включает Конституцию, законы Конгресса, декреты, приказы и инструкции Президента. На Филиппинах по-прежнему применяются имеющие силу закона президентские декреты, изданные в период чрезвычайного положения (1972-1981 гг.). Филиппинское право хорошо кодифицировано (к началу 1990-х гг. имелось 26 кодексов и кодифицированных законодательных актов). Конституция умалчивает о соотношении ратифицированных международных соглашений и национальных законов страны, декларируя лишь, что Филиппины принимают общепринятые принципы международного права как часть права страны (разд.2 ст.2). Прецедентное право США цитируется в филиппинских судах и имеет "убеждающую" силу.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|