Становление и развитие идей социального государства
Стр 1 из 3Следующая ⇒ СОДЕРЖАНИЕ Введение............................................................. ………………………………… 3 РАЗДЕЛ 1. Становление и развитие идей социального государства ………….... 7 РАЗДЕ 2. Юридическая сущность, признаки и критерии социального государства 18 РАЗДЕЛ 3.Социальным является государство, которое проводит сильную социальную политику ………………………………………………….. 36 Заключение ……………………………………………………………………….… 47 Литература …………………………………………………………………………. 48
ISBN 5-9228-0231-3 © Московский государственный институт международных отношений (университет) МИД России, 2006 ©Леонов И.В., 2006
ВВЕДЕНИЕ
Как известно, идеи правового государства складывались исторически на протяжении многих веков в контексте разработки теории права и государственного строительства. Многие из них были сформулированы еще в древности. А вот концептуально-научные представления о социальном государстве сложились относительно недавно. В последнее время в научных и политических кругах заметно оживились дискуссии о роли государства в дальнейшем развитии общества, о типе государства, которое в наибольшей степени отвечает российским традициям и современным условиям. Повышается интерес и к современным концепциям социального государства, которые существенно отличаются от традиционных либеральных и марксистских воззрений на сущность и формы государственно-общественного устройства. Активизировало научный поиск и принятие по инициативе Президента РФ В.В. Путина общенациональных проектов развития образования, здравоохранения, жилищного и агропромышленного комплексов страны. Каждое государство характеризуется своими чертами, особенностями, традициями, которые и отличают его от других государств и политических систем. Но всем им без исключения присущи такие признаки, как государственный суверенитет, наличие публичной власти и специальных органов государственного управления, территориальная организация власти и населения, налоги и сборы, наличие вооруженных сил, единого государственного языка, единой денежной системы. Государство— это источник устойчивого правопорядка и безопасности, правовой и социально-экономической защиты прав и свобод человека и гражданина. Оно обладает уникальными средствами управления (законодательство, финансы, материальные ресурсы, управленческие кадры, аппарат принуждения и т.д.) и объединения людей в единое сообщество независимо от их политических, национальных, религиозных, культурных, материальных и иных различий.
Государство — это система, которой присущи такие качества, как целостность, универсальность и всеобщность. Это совокупность огромного множества целевых, ценностных, цивилизаци-онно-исторических, социально-структурных, статусно-нормативных, интеллектуально-личностных и иных характеристик. Проанализировав их в органической совокупности, можно получить истинное представление о сущности данного государства и его социальной роли. С точки зрения системного подхода социальное государство можно рассматривать как одну из важнейших системных характеристик современного цивилизованного государства. Эта подсистема и рассматривается в настоящей работе в качестве предмета специального теоретико-правового исследования по вопросам становления и развития идей социального государства и его юридической сущности. Российская Федерация конституционно провозглашена как демократическое правовое социальное федеративное светское
____ ________________________ 1 См. Конституция Российской Федерации. Ст. 1, 7. На основе Конституции сформированы новые органы государственной власти, строятся качественно новые отношения между личностью, обществом и властью, все более активно и последовательно реализуются приоритетные национальные проекты и программы в области социального обеспечения стратегического развития страны по пути демократии, законности и гуманизма. Вместе с тем нельзя не понимать, что россияне не связывали и не связывают сегодня свое стремление к демократическим переменам с неожиданным для подавляющего большинства обнищанием населения. По данным Федеральной службы государственной статистики, почти 30% населения современной России живет ниже черты бедности. Уровень доходов богатых и бедных различается почти в 15 раз. Причем разрыв этот увеличивается. Рост доходов основной массы людей существенно отстает от роста цен и тарифов2. Многие люди не ощущают поддержки государства, не видят выхода из сложившейся для них неправовой ситуации. Результат: социальная апатия, люмпенизация, пьянство, национализм и ксенофобия, различного рода экстремизм, что в конечном итоге резко «повышает вероятность социальных волнений». Опровергнуть и оправдать эти данные невозможно и в контексте настоящей публикации мы такую задачу перед собой не ставим. Приведенные данные свидетельствуют о лишь том, что нынешнее российское государство социальным пока не является. Но это вовсе не означает, что социальное государство в России невозможно в принципе, что наше государство, как некоторые пишут, «окончательно отказалось гарантировать гражданам конституционное право на достойную жизнь». Президент Российской Федерации В.В. Путин неизменно подтверждает твердость своего стратегического курса на «повышение качества жизни людей», главная же задача государства — «работать на граждан, защищать их права, интересы, собственность, безопасность самой жизни». В Послании Федеральному Собранию 2004 г.
2 См. Новые Известия. — 2005. — 2 марта в качестве главной цели государства президент определил обустройство страны на принципах социального государства с тем, чтобы сделать Россию страной «зрелой демократии и развитого гражданского общества», в которой обеспечен «высокий уровень жизни, жизни безопасной, свободной и комфортной». Для этого, по его мнению, необходимо удвоить валовой внутренний продукт, уменьшить бедность, улучшить состояние здоровья людей, остановить рост преступности, наркомании и детской беспризорности, обеспечить благосостояние людей за счет большей доступности жилья, повышения качества образования и медицинского обслуживания3. Для ученых же важно правильно оценить ситуацию и попытаться найти ответы на вопросы, касающиеся насущных проблем социальности нашего государства, какой должна быть его экономическая и правовая база. У России есть все шансы не декларативно, а на деле стать социальным государством: на конституционном уровне закреплена обязанность всех властных структур и должностных лиц подчинять свою деятельность идеалам социального государства, во главу угла ставить общий интерес и на этой основе обеспечивать максимально возможное в данный момент удовлетворение социальных нужд населения, поддерживать общественное спокойствие и социальный мир. Гражданин же обладает конституционным правом не только рассчитывать на поддержку, но и требовать от государства, чтобы оно удовлетворяло его потребности. Разработку идей социального государства мы находим в работах многих современных зарубежных и отечественных юристов, экономистов, политологов, социологов. Видное место среди них занимают исследования С.А. Авакьяна, М.В. Баглая, А.В. Васильева, А.Б. Венгерова, В. Дзодзиева, Р.В. Енгибаряна, Д.А. Керимова, Ю.К. Краснова, О.Е. Кутафина, В.В. Лазарева, Ю.И. Лейбо, Г.В. Мальцева, B.C. Нерсесянца, В.А. Четвернина, Б.С. Эбзеева, М.Л. Энтина. В них исследуются сущность и социальная предназначенность государства, его признаки и приори-
3 См. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию 26 мая 2004 г. // Российская газета. — 2004. — 27 мая. теты, нравственные и правые основы, средства, формы и методы защиты экономических и культурных прав человека, реализации социальных функций государством. И что для нас особо важно — прогнозируются перспективы, основные направления, особенности и трудности формирования правовых основ социального государства в непростых условиях становления демократии и рыночных отношений в постсоциалистическом пространстве. Научные выводы ученых-юристов основаны: — на идеях, закрепленных во Всеобщей декларации прав человека, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г., в которой записано, что «все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве», что «каждый человек должен обладать всеми правами и всеми свободами без какого-либо различия», позволяющее каждому самостоятельно реализовать свое право на свободную реализацию своего трудового и интеллектуального потенциала с тем, чтобы обеспечить себе и своей семье достойное материальное благополучие»; — на международных правовых нормах Пакта о гражданских и политических правах (1966), Пакта об экономических, социальных и культурных правах (1966 г.), Конвенции ООН о правах ребенка (1989 г.), Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод (1950), Европейской социальной хартии (1961 г.); Европейской конвенции о социальном обеспечении (1972 г.), Европейской конвенции о правовом статусе трудящихся-мигрантов (1977 г.), Европейской хартии об основных социальных правах трудящихся (1989 г.), Европейской конвенции о реализации прав детей (1996 г.), Рамочной конвенции о защите национальных меньшинство (1998 г.), Хартии фундаментальных прав Европейского Союза (2000 г.) и других. Указанные документы учитывают происходящие процессы демократического обновления мира и глобализации, строятся на принципах неразделимости прав человека, недопустимости социальной отчужденности человека и дискриминации по расовому, национальному, половому, языковому, религиозному, политическому признакам, по социальному статусу или состоянию здоровья. В них устанавливаются международные социальные стандарты и конкретные процедуры реализации социальных прав людей, указываются пути достижения социальной сплоченности — социального мира и согласия в обществе;
— на нормах Конституции Российской Федерации и других законодательных актов нашей страны, в которых закреплены не только наиболее общие принципы социального государства и новое понимание взаимоотношений между государством, человеком, обществом и природой, но и конкретные формы социальной защиты людей.
Существенный вклад в развитие теории социального государства внесли ученые Академии труда и социальных отношений Российской Федерации отношений. По их инициативе в мае 2002 года был создан временный творческий коллектив для разработки Концепции социального государства. Подготовленная Концепция прошла общественную экспертизу, была обсуждена на двух заседаниях круглого стола, в экспертном Совете межпарламентской ассамблеи Евразийского экономического сообщества, рассмотрена и практически единогласно одобрена Всероссийской научно-практической конференцией, состоявшейся 20 января 2004 года. Концепция направлена Президенту страны и в другие высшие государственно-властные инстанции, доведена до сведения руководящих органов ведущих политических и общественных организаций, опубликована в научных изданиях в расчете, что ее положения будут внимательно изучены и соответствующим образом оценены. Проблемами социального государства занимаются и другие ведущие научные центры страны. Научно-практический междисциплинарный проект «Социальный контекст рыночной экономики» реализуется по инициативе Центрального экономико-математического института РАН (ЦЭМИ), Института социально-политических исследований РАН (ИСПИ), Российской академии социальных наук (РАСН), Московского государственного социального университета (МГСУ) и Межрегиональной общественной организации «Мобилизация и Развитие» (МОО «МИР»). Тематическая направленность проекта — разработка приоритетных направлений развития российского государства как социального. Взаимодействие в его рамках ученых-теоретиков, политиков и юристов-практиков, менеджеров практического бизнеса поможет представить более полную картину перспектив развития России по пути построения социального государства. Предметное освещение проблем формирования социального государства получают на страницах таких журналов, как «Государство и право», «Политика и право», «Общество и экономика», «Труд и социальные отношения», «Федерация сегодня», «Социология власти», «Экономика и труд». В брошюре рассматривается ряд теоретико-методологических проблем, касающихся сущности, признаков, приоритетов и функций социального государства, внесено ряд предложений, касающихся путей формирования эффективной модели такого государства в России. Содержащиеся в диссертации выводы и предложения могут быть учтены в процессе дальнейшего развития теории государства и права, совершенствования отечественного законодательства в области регулирования социальных отношений. Большинство высказанных положений могут быть использованы в дальнейшем научном поиске, в процессе проведения лекций и семинарских занятий по теории права и государства, конституционному и гражданскому законодательству, по жилищному, трудовому, пенсионному и другим отраслям, подотраслям и институтам права.
Раздел 1 Становление и развитие идей социального государства
Социальное государство — это закономерный этап эволюционного развития государственных форм. Общепризнано, что социальное государство представляет собой высшее достижение западной цивилизации, воплощение общечеловеческих ценностей и, одновременно, — наилучшим образом соответствует уникальным национально-культурным особенностям России. Исторический опыт свидетельствует, что социальное государство, хотя это непростой, противоречивый, но и самый целесообразный из всех известных человечеству способов соединения начал свободы и власти в целях обеспечения благополучия личности и процветания общества. Социальное государство — это самостоятельный тип и важнейшая характеристика правового демократического государства. Социальное государство — это тот идеал, к которому человечество стремится на протяжении многих веков, это идеальный тип государства, деятельность которого основана на признании, соблюдении и гарантированной защите политических и социально-экономических прав и высших духовно-нравственных ценностей. На первом месте среди них — социально-экономические, культурные, экологические и иные права, свободы и законные интересы человека и гражданина, которые обеспечивают достойное существование человека на земле. Главная забота такого государства — создание необходимых и достаточных политических, социально-экономических и духовно-нравственных условий для достойной жизни человека, свободного и всестороннего развития личности. Не случайно считается, что по-настоящему цивилизованным является то, и только то государство, которое создает благоприятный социальный климат, ориентированное на идеалы законность, справедливости, человеческого достоинства, свободы и социальной солидарности. Для такого государства высшей ценностью и самым большим капиталом является человек, его фундаментальные социально-экономические права. Процесс возникновения и становления научных концепций социального государства имеет долгую и сложную историю. Представления о социальном государстве формировались в органической связи с идеями гуманизма, демократии, правового государства и гражданского общества. Многие из них появились еще в далекой древности, в научно-культурном наследии ученых-интеллектуалов Индии и Китая, Древней Греции и Древнего Рима (китайских философов Гуан Джуна, Конфуция, Лао-Дзы, Мен-цзы, Сюнь-дзы, Дун Чжунша, выдающихся мыслителей античности — Гераклита, Демокрита, Платона, Аристотеля, Сократа, Сенеки, Цицерона), позже — авторов утопических учений о справедливом устройстве жизни Т. Мора и Т. Кампанеллы. Их суждения о соотношении естественных прав человека и законов государства, о законопослушности и справедливости, благоустроенности государства и разделении властей стали своего рода философско-научной базой последующего процесса формирования идей государственного строительства на принципах законности, свободы и права в трудах основоположников классической экономической мысли нового времени (А. Смита, Р. Оуэна, Дж. Локка, Д. Рикардо), авторов гуманистических и демократических идей (Ж.Ж. Руссо, А. Сен-Симона, Ш. Фурье, а также Ш.Л. Монтескье, Т. Джеферсона, А. Гамильтона, Ю. Кри-жанича, Б. Спинозы, А. Токвиля, А.Н. Радищева, А.И. Герцена). Уже тогда сложились и ныне не потеряли своей актуальности два принципиально важных подхода к пониманию социальной роли государства. Один из них олицетворяли Ж.Ж. Руссо, А. Сен-Симон, Ш. Фурье, Т. Оуэн, которые не только теоретически, но и на практике стремились к созданию модели справедливого и разумного общества, где бы все заботились о каждом и каждый — обо всех. Не отрицая значения индивидуальных свобод личности, они считали, что в обществе все должно быть подчинено принципу равенства и социальной справедливости, обеспечивать которые и должно государство. Именно в такой обстановке по сути и начинает формироваться будущее понятие социального государства (welfare state), его особых функций и приоритетов. Социальное государство — это результат длительного исторического процесса борьбы людей за свои социальные права «снизу» и встречного стремления «верхов» к стабильности и социальному миру. Первоначально рабочее движение и современное государство противостояли друг другу как противоположности. XX столетие сформировалось именно в борьбе между процессом социализации снизу и стремлением к стабилизации общества и оптимизации власти сверху. Субъектами первого процесса были угнетенные классы, которые своими «пролетарскими» методами и средствами стремились защищать свое достоинство и завоевать независимую социальность, основанную на солидарности и взаимопомощи. Второй процесс был направлен на интеграцию масс в государство с помощью рациональной бюрократии (М. Вебер) и нейтрализации социальных конфликтов (непосредственно по Бисмарку или опосредованно, как у Джолитти). В результате конфликты из сферы отношений собственности переместились в сферу распределения и потребления прибавочной стоимости. Получился результат, на который и рассчитывали власти: произошла «подмена независимости га-рантированностью». Государство и экономически господствующие группы стали своего рода гарантом разумного распределения прибавочной стоимости в «приемлемых» масштабах на основе общего соотношения классовых сил. Производители окончательно отказывались от борьбы против частной собственности и эксплуатации в обмен на растущее участие в потреблении на уровне потребностей «среднего класса»; массовый средний класс и социальное государство возникают одновременно, второе — как гарант достойной жизни первого. Произошла двойная — бюрократическая и монетарная — рационализация общественных отношений в форме социального государства. Так сложились социальные государства, т.е. государства, которые в той или иной степени захватили монополию на общество, на полномочия в сфере материального и культурного воспроизводства социальных субъектов и, тем самым, стало «условием» их существования. Идейными оппонентами такого понимания государства выступали представители классической либеральной политической экономии от Адама Смита, Джона Стюарта Милля, Бенжа-мена Констана, Джона Локка и до наших современников — Ф. фон Хайека и Дж. Кейнса, которые в разных редакциях и с помощью разных аргументов убеждают, что идея регулирующей социальной роли государства является вредной и даже опасной: любое ограничение индивидуальной свободы в интересах всеобщего равенства рано или поздно ведет к уравниловке и деспотизму, а чрезмерная опека индивида делает его инфантильным, отучает от экономической и социальной активности. Они отстаивали теорию индивидуальной свободы человека, вменяя государству в качестве основной обязанности охранять эту свободу от любого вмешательства, в том числе и со стороны государства. Приверженцы доктрины либерального государства исходили и ныне исходят из того, что государство представляет собой своеобразного «ночного сторожа», который минимально вмешивается в экономику и частную жизнь человека. Это дешевое государство с немногочисленной бюрократией, обеспечивающее реализацию законов и создающее благоприятные условия для частного предпринимательства, а значит благоприятные условия для проявления инициативы каждым человеком в своих собственных же интересах. Каждый должен сам заботиться о своем благополучии. Решающим фактором, открывшим реальную возможность самой постановки и теоретической разработки идей будущего социального государства, стала победа буржуазно-демократических революций в Европе и Северной Америке в конце XVIII века, положившая начало коренного переосмысления роли государст ва, права и свободы в жизни общества, глубокой трансформации взаимоотношений личности и государства. В 1793 г. во французском Конвенте М. Робеспьер огласил проект Декларации прав человека и гражданина, в котором утверждалось, что «общество обязано заботиться о существовании всех своих членов или, доставляя им работу, или доставляя средства существования тем, кто не может работать»4. На смену тотальной зависимости индивида от государства, рабско-крепостнических оков власти и религиозной идеологии пришло принципиально иное понимание сущности человеческого бытия и роли государства: любой человек от природы обладает неотъемлемыми правами, которые должны быть признаны и гарантированы государством, закреплены в его законах. Уже в те времена ставился вопрос о нормативном закреплении не только естественных прав человека, но и политических, социальных и экономических. Заметным вкладом в становление идей будущего социального государства в этот период становятся научные разработки Э.Дюркгейма, Г. Гегеля, М. Вебера, И.А. Ильина, И. Канта, B.C. Соловьева, в которых они обосновывают положение о том, что власть должна быть не тираном, а общественным благом. B.C. Соловьев отстаивал идеи нравственности государства и был убежден, что прямой обязанностью общества в лице государства является обеспечение всем и каждому некоторого минимума благосостояния, который необходим для достойного человеческого существования5. Появление такого рода работ было своего рода реакцией на возрастающую социальную роль государства в регулировании общественных отношений, все большего осознания необходимости для государства согласовывать свои действия с правом, ориентироваться на принципы социальной справедливости. Но до идей социального государства было далеко. В умах преобладали все-таки идеи свободы и равенства возможностей. Государство, по И. Канту, — это объединение множества людей (коллектив- 4 См. Революционное правительство во Франции в эпоху Конвента 5 См. Соловьев B.C. Оправдание добра. — М., 1996. — С. 257. ный гражданин), подчиненных правовым законам, где действует принцип, согласно которому законодатель не может решить относительно народа того, чего народ не может решить относительно самого себя. Их с полным основанием можно рассматривать в качестве общефилософского фундамента, обеспечившего формирование современного либерального понимания государства. Либеральное понимание сущности государства требовало и принципиально нового понимания сущности права. Восприятие права исключительно как государственно-властного образования, содержащего преимущественно общеобязательные предписания, декреты и ограничительные императивы, уступило место осознанию права как основы жизнедеятельности каждого человека и общества в целом, как источника удовлетворения потребностей и интересов того и другого. Новая система функционирования общества, основанная на принципах свободы и прав человека, дала мощный толчок развитию производительных сил, развязала инициативу и самодеятельность людей. Поэтому польза свободного развития личности, как и рыночной экономики, не подвергалась сомнению и представлялась очевидной. В умонастроениях общества и произведениях ученых преобладала уверенность в том, что человечество приближается к наиболее разумной стадии своего развития, что впереди его ждет эра всеобщего согласия и благополучия, основу которой составит единое и равное для всех право. В условиях эйфории, вызванной верой в скорое наступление райской жизни на земле, либерализм практически безраздельно господствовал в умонастроениях первой половины XIX века. Однако абсолютизация свобод личности, не допускающая вмешательства государства в социально-экономическую сферу и отводящая ему роль «ночного сторожа» этих свобод, а также вера в то, что уже одно формально-юридическое признание личных свобод способно обеспечить всеобщее счастье и согласие, оказались далеко не во всем состоятельными. С середины, и особенно к концу XIX в., все более явно стали проявляться слабости либерального понимания государства. Стало ясно, что никакая даже самая разумная модель экономической системы и государственного устройства не может быть абсолютной, не может существовать в чистом виде. Принцип индивидуальной свободы, который раскрепощает инициативу и самодеятельность людей, действительно способствует развитию частного предпринимательства и рыночного хозяйства. На протяжении длительного исторического периода он имел практический экономический и социальный смысл, сыграл свою огромную роль в упрочении экономической и политической мощи буржуазных государств. Однако по мере развития производительных сил, накопления богатства и усиления социальной дифференциации стало резко усиливаться имущественное расслоение общества, его поляризация, чреватая социальными взрывами. В новой исторической ситуации принцип индивидуальной свободы потерял свою былую остроту и уступил место принципу социального равенства, требующего от государства перейти от роли «ночного сторожа» к активному вмешательству в социально-экономическую сферу. Перед лицом разочарований, порожденных не оправдавшимися надеждами, в обществе ощущалась потребность в новых идеях, способных нейтрализовать пессимизм и горечь несбывшихся надежд, указать новые пути дальнейшего более эффективного государственного строительства. Свой вариант такого пути был предложен социалистами, а позже разработчиками социалистических доктрин государственного устройства и диалектико-материалистического понимания истории (К. Марксом, Ф. Энгельсом, В.И. Лениным, их последователями Н.И. Бухариным, Г.В. Плехановым, Д. Лукачем, Ж. Дюкло). Социштазм, возникший на основе адаптации теории классовой борьбы к новым условиям и как реакция на либерализм Великой французской революции, и альтернатива ему, сохранив в неприкосновенности и дополнительно обосновав возможность построения справедливого общества на основе «социальной справедливости» и «социального равенства», на определенный промежуток времени вытеснил либерализм и занял его место в умонастроениях значительной части мирового сообщества. Эйфория либеральных иллюзий уступила место иллюзиям построения социализма уже в XX веке. Казалось, что социально ориентированное государство разом решит вопросы рационального использования собственности, справедливого политического устройства без господства и антагонизма, нравственного оздоровления. Но и идеи социализма оказались ограниченными. По отношению к либерализму это была другая крайность. Два основных фактора общественного развития второй половины XIX века — а) трансформация социалистов из ортодоксальных марксистов в респектабельную политическую силу (социал-демократию), готовую действовать в рамках демократии и б) отказ многих либералов от прежнего взгляда на государство лишь как инструмент охраны прав и свобод человека способствовали существенным изменениям взглядов на государство. Более предметно стала обосновываться необходимость усиления социальных функций государства при одновременном и последовательном уважении свободы и прав человека. В результате в начале XX века был сформулирован принцип, который и сегодня остается важнейшим в теории социального государства: признание за личностью, права на достойное существование. Но не за счет кого-то, а на основе «человеческой активности, человеческого творчества, человеческой ответственности». Немалая заслуга в этом есть и российских правоведов П.И. Новгородцева и И.А. Покровского, философа Н.А. Бердяева и социолога П. Сорокина. Формально-юридическое провозглашение свободы личности, конечно, еще не обеспечивает возможность полномасштабной реализации идеи о достойной жизни человека на практике. Для этого необходимы соответствующие экономические, материальные и духовно-нравственные условия, без которых свобода превращается в пустые слова и лозунги, порождая лень, беспечность, недостаток инициативы, безответственность. Поэтому, именно во имя свободы право должно взять на себя заботу о объективных и субъективных условиях осуществления этих свобод. Право должно выработать такие правовые формы, которые обеспечивали возможность достойного существования человека, с одной стороны, и гарантированный минимумом государственных гарантий такого существования — с другой. Государство может выполнять свое предназначение и обеспечить каждому возможность реализации права на достойное существование лишь при соблюдении постоянного баланса между свободной рыночной экономикой и «социальным неравенством», порождаемой этой моделью экономики. Поэтому основная проблема социального государства — установление границ вмешательства власти в экономические отношения и личную жизнь человека с тем, чтобы не только не ущемлять свободу одних и не снимать ответственности с себя за свою судьбу, других. Речь не идет о невмешательстве государства в экономику — без этого невозможно, речь идет о пределах и целях этого вмешательства. Теория социального государства сложилась под влиянием философии Г.Гегеля, английской экономической теории, французских утопических социалистических доктрин, в результате анализа многолетнего развития капитализма и классовых отношений в Германии и других странах западного мира. Фундаментальные теоретико-правовые основы теории социального государства (в том числе и само понятие — 1950 г.) были заложены в середине XIX века немецким юристом и экономистом Лоренцем фон Штейном, позже развиты немецкими учеными Фридрихом Науманном, Германом и Адольфом Вагнерами, Людвигом Эрхардом, англичанином У. Бевериджем. Они считали, что главная задача государства — обеспечение свободы и равенства между людьми, поднятие (с помощью всеобъемлющих социальных реформ) низших и обездоленных слоев до уровня сильных и богатых. Государство, по их мнению, должно не только охранять правопорядок, защищать собственность и интересы господствующих слоев, но и добросовестно служит человеку, должно быть государством «культуры и всеобщего благоденствия», при котором «развитие одного является условием развития другого». Более того, они предлагали пути построения такого государства посредством укрепления правовых основ новой государственности, огосударствления основообразующих экономических систем (железных дорог, горных предприятий, банков и страховых кампаний), введения социального страхования и целенаправленной борьбы с безработицей, проведения целенаправленной социальной политики, которая сводила бы до минимума социальную напряженность. Введение в научный, политический и юридический оборот понятия «социальное государство» по сути дела ознаменовал новый этап в развитии самой природы государственности по пути формирования государства «общественного договора», которое должно не только узаконить и охранять господствующих, но и сознательно служить интересам каждого. Их представления об активном (патерналистском) вмешательстве государства в хозяйственные и социальные отношения стало существенным элементом раннего немецкого либерализма6. Наиболее радикальную теоретическую основу социального государства выдвинул в 1879 г. немецкий экономист Адольф Вагнер, сторонник государственного и христианского социализма, определявший свои воззрения как социально-правовые. Его концепция предусматривала превращение буржуазного государства в «государство культуры и всеобщего благоденствия». Построить такое государство он предлагал путем огосударствления железных дорог, горных предприятий, банков и страховых организаций, интеграции рабочего класса в государство и общество при отрицании политических и социальных революций. Таким образом, в его произведениях впервые и, главное, масштабно были синтезированы идеи социальной направленности государства, предлагалось законодательно вводить элементы системы социальной защиты рабочих путем их страховании, введения пенсионного обеспечения и др. Именно в эти годы социальная политика была возведена в ранг официальной доктрины Германии. Она получила закрепление в Веймарской конституции 1919 г. — первой европейской конституции, наделившей граждан социальными правами (правами на объединение в профсоюзы, защиту от безработицы, охрану здоровья и трудоспособности). Двадцатые годы стали за- 6 См. Stein, 1876, S. 215; Gall, 1975, S. 324-356. вершением первого и самого крупного по времени исторического этапа формирования научных доктрин и практики формирования социального государства. Модель устройства германской экономики уже тогда предусматривала возможность реализации самых серьезных социальных программ. Широкомасштабное социальное обеспечение в Германии создавалось с конца XIX столетия, т.е. во времена бурного развития промышленности, сопровождавшегося резким увеличением количества рабочих с низкими зарплатами. Рейхсканцлер Отто фон Бисмарк уже тогда заложил основы прогрессивного социального законодательства: были созданы три отрасли страхования, которые и теперь являются наиболее характерными для немецкого общества: в связи с болезнью и инвалидностью; по старости; в связи с несчастным случаем. Предусматривалось также обеспечение в случае потери кормильца в виде пенсий для вдов и сирот. Позже эти виды страхования были преобразованы в имперские правила страхования. Тогда же произошел отход от изначальных принципов содержания больших семей, когда на плечи детей ложилась финансовая ответственность за родителей в старости. Вскоре подобные системы страхования появились и в других странах — Швеции, Франции. О. Бисмарк реализовывал свои программы не из-за того, что стремился к социальному равенству и социальной справедливости, а потому, что хорошо понимал значимость общественного спокойствия, стабильности и национальной консолидации для будущего своей страны. Преследуя сугубо политические и даже, в известном смысле, геополитические цели, тесно привязывал политические и экономические аспекты своего курса с чисто социальными, тем самым
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|