Юридическая сущность, признаки и критерии социального государства
Вопросы социальной роли государства давно находятся в центре научных, политических и идеологических дискуссий, особенно с того момента, когда господствующей стала демократическая форма государственности. Юристы, социологии, политологи придерживались и сегодня придерживаются различных точек зрения по поводу природы и сущности социального государства, его критериев, ресурсного обеспечения и взаимодействия с институтами гражданского общества, о способности рынка конструктивно решать социальные проблемы и допустимых масштабах государственного распределения материально-финансовых ресурсов, роли семьи и т.д. Конституция Российской Федерации сущность социального государства официально определяет достаточно лаконично: «Российская Федерация — социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека» (гл. 1. ст. 7). Именно на такой конституционно-правовой основе в стране охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимум оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные формы социального обеспечения и социальной защиты населения. Наше государство исходит из простого постулата: наличие у человека тех или иных личных проблем (бедность, болезнь, одиночество, пороки и дурные привычки, старость, трудности с самореализацией и т.д.) является законным основанием для предъявления требований к государству, чтобы оно материально и организационно помогло в решении этих проблем. Социальные и иные права человека порождают обязанность государства иметь социальные программы и соответствующие правовые механизмы обеспечения их необходимыми финансово-материальными ресурсами, мерами государственного контроля и принуждения.
Прилагательное «социальное» служит не для обозначения того, что государство является социальным институтом, а для определения его новой сущности на постиндустриальной стадии развития, для характеристики содержания и социальной направленности его политики, в том числе в сфере распределения материальных благ. Словом «социальное» подчеркивается то обстоятельство, что государство призвано осуществлять политику, направленную на обеспечение достойного уровня благосостояния своих граждан, поддержку социально слабых групп населения, на утверждение в обществе социальной справедливости. Правда, некоторые сторонники либеральной модели государства слово «социальное» считают излишним. По их мнению, ст.7 Конституции РФ могла бы быть представлена в другой редакции: «Российская Федерация — государство, политика которого направлена на создание всех необходимых условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека». Тем более, что любое государство вправе ставить перед собой такого рода цели. Даже ультралиберальное «минимальное государство», без каких-то особых конституционно-правовых предписаний, как известно, если только появляется такая возможность, обеспечивает достойную жизнь и свободное развитие своих граждан. Слово «социальное», таким образом, превращается в своего рода ограничитель, юридически определяющий средства достижения указанных целей, т.е. достойной жизни и свободного развития личности. Определенный и достаточно серьезный смысл с точки зрения рыночных отношений и с чисто юридических позиций в таких рассуждениях, конечно, есть. Но если абстрагироваться от каких-то политических и нравственных детерминант, то парадоксально выглядят нормы, безоговорочно вменяющие государству заниматься социальной деятельностью. Индивид от рождения обладает только естественными правами (на жизнь, человеческое достоинство, на счастье и др.), которые не даруются государством — государство их не устанавливает, а априори признает, соблюдает и защищает. Но среди естественных прав нет права индивида требовать от государственно-организованного общества и государственной власти удовлетворения его (индивида) потребностей и интересов. «Из социальных целей, — было записано в Конституции Швейцарской Конфедерации, — не могут вытекать непосредственные претензии на помощь со стороны государства» (ст. 41.ч. 4).
Конечно, никто не отрицает, что у каждого человека есть потребность в присвоении определенной (всякий раз исторически конкретной, социокультурно обусловленной) доли социального продукта — без этого невозможно его нормальное существование. Но указанная потребность и вытекающие из нее притязания на соответствующую долю социального продукта сами по себе качеством права не обладают. Притязания индивида (субъекта) тогда и постольку трансформируются в право, когда и поскольку он, вступая во взаимоотношения с другими индивидами (субъектами), обменивается с ними соразмерными, равноценными (эквивалентными) «предоставлениями и получениями». Вне сферы такого взаимодействия никакого права у индивида (субъекта) в его подлинном значении появиться не может. Никаких объективных условий для этого нет. Правом требовать от государственно-организованного общества определенную долю социальных благ, нужную ему для удовлетворения своих индивидуальных потребностей, априори человек не обладает. Но он может такое право приобрести путем предоставления необходимых обществу трудового вклада и услуг (благ), соразмерных искомой им у государственно-организованного общества доле разных социальных благ, льготных выплат и безвозмездных пособий. Некоторое созвучие высказанному тезису есть в современных конституциях. Так, ст. 82 Конституции Республики Польша объявляет: «Обязанностью польского гражданина является верность Республике Польша, а также забота об общем благе». По сути дела такого рода нормы присутствуют и в Конституции нашей страны.
При этом следует иметь в виду, что социальная деятельность государства асимметрична: совершается не в формате строго эквивалентного, равновеликого обмена. Значительный объем благ, который направляется государственно-организованным обществом достаточно большому кругу сограждан, получается ими вообще на безвозмездной (но не бесплатной) основе. Не случайно на термин «бесплатно» обращают внимание многие ученые, в том числе и юристы: многие поколения советских людей воспитывались в твердом убеждении, что в социально справедливом государстве положено быть «бесплатному образованию», «бесплатному медицинскому обслуживанию», «бесплатным пособиям», «бесплатному жилью», «бесплатному отдыху» и т.д. Упорное внедрение в общественное сознание тезиса о бесплатности названных благ порождает у их получателей ощущение, будто они вообще даровые, лишены всякого стоимостного измерения. Человек же, уверовавший в то, что они никому ничего не стоят, убежден, что бессмысленно и неразумно платить за «бесплатное». Он убежден, что между ним и государством складываются отношения своеобразной взаимности: государство предоставляет ему нечто даровое, а он на это тоже отвечает соответствующим образом, то есть взамен обществу он ничто не предоставляет. Складывается видимость взаимности, а с ним — призрачные права и видимость взаимной ответственности между индивидом, государством и обществом. Согласитесь, что в таких аргументах заложен серьезный смысл. В действительности же дело обстоит совсем иначе: производство и перераспределение социальных благ, даже минимальных, требует огромного труда и немало расходов. И все они имеют соответствующее стоимостное измерение. Государство в процессе социальной деятельности может их предоставлять (и оно их предоставляет) соответствующим получателям безвозмездно. Притязания индивидов на получение от государственно-организованного сообщества определенной доли необходимых социальных благ в XX веке стали именовать «экономическими, социальными, культурными правами». В известных случаях они по своей природе впрямь таковыми и являются. Но только в известных случаях и отнюдь не всегда.
Либералы также не согласны и с тем, что в перечень этих средств не входит, например, защита права частной собственности. Им не понятно, почему защита права собственности не является важнейшим атрибутом социального государства, его важнейшей отличительной чертой? Ведь вряд ли авторы конституций социальных государств предполагали, что достойная жизнь и свободное развитие личности достигаются только с помощью государственных гарантий, а право частной собственности и экономическая свобода если и нужны — то для чего-то совсем другого. По этому поводу можно высказать лишь одно суждение: перечень средств и гарантий социальности государства является «открытым», он в любое время может быть уточнен, дополнен и расширен. Причем для этого не обязательно вносить поправки в конституцию, в том числе и Конституцию Российской Федерации. Это позволяет упоминание об «иных гарантиях социальной защиты» и о гарантиях социального обеспечения «в иных случаях, установленных законом» (ст. 39). Получается, что если какая-либо новая проблема граждан вдруг станет социально значимой, то может быть инициирован и сравнительно легко завершен процесс создания нового типа, нового вида социальных гарантий. Проблема состоит в другом: социальное государство любой модели базируется на социально ориентированной рыночной экономике16 и целой системе общепризнанных гуманистических 16 Прав, с нашей точки зрения, профессор Г.А. Николаев, подчеркивая, что базисом социального государства может быть рыночная экономика, развивающаяся на основе экономической свободы и одновременно ориентированная на решение социальных проблем. Именно она дает государству необходимые материальные и финансовые ресурсы для того, чтобы обеспечить необходимый уровень социального обеспечения и социальной защиты при одновременном сохранении экономической устойчивости государственной системы. Бедное государство не может состояться как социальное, даже если провозглашает себя таковым. Не всякая экономика способна отчислять достаточный «процент», чтобы государство соответствовало стандартам и принципам социальности. См.: Социальное государство: проблемы, тенденции, перспективы. Материалы Международной научно-практической конференции. — М., 2004. — С. 240-241, 245-246.
ценностей и правовых норм. Оно представляет многоуровневую систему: а) социальных институтов, определяемых конституционным строем страны, т.е. всеми конституционными положениями о демократии, социальном и правовом государстве, гражданском обществе, человеке как высшей его ценности; б) социальных институтов, определяемых конституционным статусом личности. Имеются в виду права и свободы человека и гражданина как «правовой личности»17: равенство всех перед законом и судом независимо от пола, расы, национальности, языка, социального происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, политических убеждений, принадлежности к общественным в) государственных институтов социальной защиты граждан, которые формируются и функционируют на основе разграничения полномочий государственных органов в социальной сфере по вертикали и горизонтали, тем более, что вопросы социального обеспечения и социальной защиты находятся в совместном ведении федерации и ее субъектов. Социальное — это государство, в котором власть ограничена необходимостью подчинения всех своих решений и действий со- 17 Как говорил известный российский юрист Б.А. Кистяковский. — Примеч. автора. циальными потребностями, а значит, соответствующими правами и свободами человека и гражданина. Это государство, в котором установлен такой государственно-правовой порядок, который на деле гарантирует все конституционные права, свободы человека и гражданина, формальное юридическое равенство всех перед законом, т.е. всеобщее господство права. Такое ограничение властных начал означает недопустимость удовлетворения социально-экономических прав одних членов общества в ущерб качества жизни, экономических и духовных свобод, насущных потребностей других. В свою очередь, «обеспечение достойной жизни и свободное развитие человека должно быть делом его ума, рук, инициативы и предприимчивости, а суть социальной правовой государственности состоит в том, чтобы создать для этого необходимые условия»18. Перечисленные положения служат тем правовым фундаментом, на котором демократическое правовое государство может функционировать как социальное. Все социальные государства ратифицировали международные документы о правах и свободах человека, взяли на себя обязательство соблюдать зафиксированные в них нормы, принимать соответствующие законодательные, административные и другие меры к нарушителям этих норм. И главное — по букве и своему духу законодательство социального государства ориентированно на обеспечение движения общества в сторону социального прогресса на основе принципов социальной справедливости, создания благоприятных условий для устойчивого социально-экономического развития, освобождая общество от всякого рода революционных потрясений. Хотя надо признать, что не все в законодательстве социального государства «идеально». В России, например, не нашли исчерпывающего нормативного закрепления такие важные, с нашей точки зрения, концептуально-правовые характеристики социального государства, как обеспечение социальной справедливости; гарантированность равных стартовых возможностей 18 Правоведение: учебник. / под ред. В.А. Козбаненко. — М., 2005. — С. 234. для граждан и недопущение резкого имущественного расслоения в обществе; проведение перспективной региональной, межбюджетной и демографической политики; формирование высокоразвитой, социально ориентированной экономики, проведение гибкой налоговой политики, поощряющей конкуренцию и подъем отстающих секторов экономики; поощрение личной инициативы граждан по обеспечению своего собственного благосостояния. Не приняты эффективные антикоррупционные законы. Судебная система не стала по-настоящему самостоятельной и независимой. Аппарат управления и государственные служащие не ощущают свою ответственность за все то, что происходит в обществе, больше заботясь о своем корпоративном положении и личном благополучии, чем о благе граждан. Например, еще не так давно Методические рекомендации по определению потребительской корзины для основных социально-демографических групп населения в Российской Федерации и в субъектах Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 февраля 1999 г. № 192 не учитывалась, как того требует Конвенция 117 МОТ, величина прожиточного минимума, не предусматривались расходы на медицинское обслуживание. До сих пор окончательно не выработано и нормативно не закреплено понятие «социального государства». Хотя его научно-доктринальных толкований предлагается немало: и либеральной, и консервативной, и социал-демократической, и даже социалистической направленности. Многие авторы (чаще это философы и юристы) дают широкое толкование этого понятия, другие (чаще всего социологи, социальные психологи и экономисты) — узкое, я бы сказал, упрощенное. Даже государство «всеобщего благоденствия» иной раз представляют как систему государственного социального обеспечения и предоставления льгот для улучшения благосостояния малообеспеченных граждан. Термин «социальное государство» предназначен лишь для того, чтобы подчеркнуть способность такого государства осуществлять современную социальную политику: заботиться о трудовом устройстве населения, создавать эффективные системы здравоохранения, социального обеспечения, поддерживать малоимущие слои населения, бороться с преступностью и негативными социальными конфликтами и т.д. Мы рассматриваем социальное государство в широком смысле, выходя за рамки представлений о государстве, задача которого ограничивается защитой социальных прав на минимум заработной платы, на охрану труда и защиту от безработицы, на отдых, социальное обеспечение, доступное образование и здравоохранение и др. Социальное государство представляет собой особый тип высокоразвитого правового демократического государства, в котором обеспечивается высокий уровень жизни и социальной защищенности всех членов общества посредством активной деятельности государства по регулированию политической, социальной, экономической и других сфер жизнедеятельности общества, установлению в нем социальной справедливости, социальной солидарности и взаимной социальной ответственности всех субъектов общественных отношений. Это то государство, которое, конструктивно взаимодействуя со всеми институтами гражданского общества, на строго правовой основе комплексно решает политические, социально-экономические, культурные и экологические проблемы не за счет человека, а во имя и во благо человека. Оно знаменует высокий уровень гармонизации целей государственных институтов и институтов гражданского общества. Именно поэтому, как нам представляется, ООН и Совет Европы рассматривают социальную стратегию современного цивилизованного государства как фактор, активно воздействующий и на экономику, и на политику, и на духовно-культурную сферы жизни современного общества. Международные организации исходят из того, что экономика не может функционировать в социальном вакууме, и наоборот. Только усиление социальных прав и их гарантированность позволяют снизить риск возможных социальных и политических потрясений19. Реализуя социальные права, государство снижает 19 Дели М. Возможности реализации социальных прав в Европе. — Страсбург. 2002. - С. 29. социальную напряженность, работает на устойчивость общества, создает, если можно так сказать, «добавленную социальную стоимость» во имя демократии, свободы и благополучия каждого человека. Так что же представляет собой социальное государство как научная правовая категория, какова его юридическая сущность, какую типологизацию современных государств, с точки зрения их социальности, предлагают ученые? При ответе на этот вопрос ученые исходят из того, что на формирование и функционирование социального государства оказывает влияние огромное количество различного рода факторов экономического, социального, политического характера, различные конкретно-исторические условия и ценности, многообразные интересы и мировоззренческие ориентации людей. Отсюда и различные критерии и подходы к типологизации социальных государств: одни говорят о моделях Бисмарка и Бивери-джа, другие обосновывают институциональную и резидентуаль-ную модели государств всеобщего благосостояния, третьи противопоставляют универсальные и профессионально направленные системы. Взяв за основу методы реализации государством социальных функций, по мнению председателя Комитета Совета Федерации Федерального Собрания РФ по вопросам социальной политики В.А. Торопова, следует проводить различия между автократическими и демократическими социальными государствами20. Профессор М. Виноградов21 предлагает свой подход к трактовке сущности социального государства и их типологизацию в зависимости от господствующего в стране государственного режима. Первый, конфликторедукционный подход характеризуется активной ролью государства в регулировании всего комплекса социальных отношений. По мнению автора, этот подход обедняет содержание социального государства, далек от остроконф- 20 Торопов В.А. Социальное государство как инструмент гармонизации социальных отношений. // Политология в России. — 2003. — 10 января. 21 Экономика и время. — 2003. — 22 марта. ликтной российской действительности и от реалий подавляющего большинства западных стран. Второй этический подход лишен крайностей и может быть использован в российском государственном строительстве. Третий, так называемый идентитарно-демократический подход трактует социальное государство как закономерный этап в развитии демократии. Социальность в данном случае тождественна демократизму как государственных, так и внегосударст-венных институтов. Этот подход в его относительно умеренном варианте может быть использован в процессе государственно-политического реформирования России. Четвертый, политико-регулятивный подход выделяется среди иных интерпретаций социального государства требованием структурной реорганизации государства и общества, широкого вмешательства государства в хозяйственные и социальные процессы. В рамках этого подхода предполагается ориентация законодательства на социальные цели, его координация и согласование с решением конкретных экономических и других общественных проблем. В зависимости от организации и эффективности системы социального страхования учеными выделяются четыре основных модели реализации концепции социального государства: 1. Шведская универсальная модель, построенная на широко разветвленной системе учреждений государственного страхования и социальных услуг с масштабными трансфертными выплатами, которые финансируются из общих налоговых средств; 2. Английская универсальная модель, базирующаяся не на государственном, а на социальном страховании, которая из общих налоговых средств финансируется только лишь на предоставление ограниченного набора услуг для непосредственного преодоления бедности; 3. Немецкая модель — достаточно обширная, но разделенная по категориям населения, направленная на гарантирование достойного социального статуса различных профессиональных групп. Эта система обеспечивается за счет взносов социального страхования; 4. Резидентуальная модель (США, Швейцария), нацеленная на страхование лишь отдельных социальных категорий населения, и которая финансируется за счет взносов и частном попечительстве. Каждая из представленных моделей и подходов имеет свою логику построения и свою систему научного обоснования. Тем не менее, наибольшее распространение в современной научной юридической и социально-экономической литературе поучила следующая классификация социальных государств: - Социальное государство либерального типа — это государство, гарантирующее качественные гарантии в пенсиях, медобслуживании, образовании и т.д., но не для всех. Либеральное государство — это «государство социальных услуг», которое берет на себя заботу лишь о самых слабых, социально уязвимых и обездоленных. Оно, как правило, исключает конституционное закрепление социальных обязательств государства. Главный акцент делает не столько на вопросах социальных гарантий, сколько на защите индивидуальной экономической, личной свободы и достоинства человека, которая и является главным условием решения социальных проблем. Либералы считают, что либеральная социальная политика позволяет обеспечить устойчивое развитие общества, своевременно улаживать возникающие в немконфликты и тем самым добиваться утверждения в общественной жизни отношений солидарности и партнерства. Главное — обеспечить максимально возможную занятость и «умиротворение общества». Сторонники неолиберализма также выдвигают лозунги общества с высоким уровнем потребления, оказания помощи малоимущим, но избегают говорить о всеобщем благоденствии, опасаясь породить у социальных низов неоправданно завышенные ожидания. - Социальное государство консервативного типа. Одним из его разработчиков является шведский экономист и государственный деятель Карл Гуннар Мюрдаль (1898-1987 гг.) — автор известной книги «За пределы государства благоденствия». В основе его концепции лежит утверждение о том, что всеобщее благоденствие уже достигнуто в индустриальных странах Запада. Остальные страны рано или поздно встанут на тот же путь экономического и социального развития. Суть заключается в том, чтобы «мирно и без революции, а фактически взамен революции, проводить в капиталистическом государстве взвешенную публичную политику, и притом с такой эффективностью, которая постепенно приводит экономику страны в соответствие с интересами большинства граждан». Государства такой модели обладают рядом отличительных признаков: а) смешанная экономика, в рамках которой рыночные отношения сочетаются с государственным планированием. Государственное регулирование необходимо для поддержания равновесия и стабильного роста экономики. Планирование призвано урегулировать деятельность крупных экономических объединений и не затрагивает индивидуальной свободы; б) демократизация политической жизни: всеобщее избирательное право и рост общественного благосостояния, утверждает К. Мюрдаль, позволяют перейти к децентрализации государства и передать часть функций, которые традиционно осуществляло правительство, органам местного самоуправления и добровольным объединениям граждан. В любом случае социальное государство основывается на достаточно высоком уровне экономического развития, на компромиссе между основными политическими силами относительно целей и путей развития общества на основе правовых норм этого общества; на развитии системы социального партнерства и защиты законных интересов граждан; на самоуправленческой деятельности на местах. Исходя из этого, социальное государство решает следующие задачи: сохранение мира и согласия в обществе; формирование благоприятной для человека жизненной среды; утверждение отношений социальной справедливости. Следует также отметить, что социальное государство — это не что-то застывшее, раз и навсегда данное. Отмечая тяготение той или иной страны к определенной модели социального государства, необходимо учитывать, что вполне возможна ее существенная трансформация, вызванная изменением политической и социально-экономической ситуации в стране и вокруг нее, которая, в свою очередь, влияет на приход к власти по-иному идеологически ориентированных политических сил. Именно они-то и вносят существенные изменения не только в формы и принципы, но в правовое поле функционирования социального государства. Большинство российских ученых, в том числе юристов, представляют сущность социального государства прежде всего сквозь призму нравственного императива, а отсюда его специфической роли в социальной сфере. Так, в недавнем прошлом Председатель Конституционного суда Российской Федерации, один из инициаторов внесения положения о социальном государстве в текст нынешней Конституции Российской Федерации профессор М.В. Баглай считает, что социальным «называется государство, которое берет на себя обязанность заботиться о социальной справедливости, благополучии своих граждан и их социальной защищенности»22. И далее уточняет, что социальное государство не стремится к уравниловке за счет отказа от свободы, напротив, увязывает свободу и социальную защиту социально слабых слоев. Социальное государство, пишет профессор Б.С. Эбзеев, — это своего рода механизм согласования интересов различных уровней и различных субъектов общественных отношений, гармонизации социальной ответственности и социальной справедливости на правовой основе. Это фактор общественного благополучия, основывающийся на принципах социального равенства, солидарности и взаимной ответственности членов общества. Конституционное же закрепление социальности государства означает возложение на государство общесоциальной функции, заботы властей о благе всех граждан и распределении материальных тягот пропорционально их экономическому потенциалу23. 22 Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации:'учеб 23 Эбзеев Б.С. Человек, народ, государство в конституционном строе Профессора Н.Н. Гриценко и Ф.И. Шарков в учебнике «Основы социального государства» утверждают, что «социальное государство — это правовое демократическое государство, которое провозглашает высшей ценностью социальную справедливость, политика которого направлена на обеспечение гражданам достойной жизни, социальной защиты, минимизацию социальных рисков, создание условий для самореализации творческого (трудового) потенциала личности»24. И далее уточняют, что это самостоятельный тип правового государства, обеспечивающего оптимальные взаимоотношения между личностью, коллективом, государством и обществом, создающего необходимые условия и возможности для наиболее полной реализации неотъемлемых прав и свобод человека, включая право каждого на достойную жизнь. Интересны представления о социальном государстве с определенным либеральным оттенком: — в учебнике под редакцией профессора О.Е. Кутафина под социальным предлагается понимать государство, «главной задачей которого является достижение такого общественного прогресса, который основывается на закрепленных правом принципах социального равенства, всеобщей солидарности и взаимной ответственности». И далее — социальное государство гарантирует каждому своему гражданину достойный человека прожиточный минимум: каждый взрослый должен иметь возможность зарабатывать на себя и на содержание своей семьи. Вмешательство государства осуществляется лишь тогда, когда такая возможность по разным причинам не может быть реализована25; — профессор А. Мухамед-Иракле в монографии «Методология правового и социального государства» пишет, что социальное государство — это «государство, призванное обеспечить достойную жизнь россиян в условиях благоприятной окружающей среды за счет выгодноприобретения от развития, основным А Гриценко Н.Н., Шарков Ф.И. Основы социального государства: учебник. -М., 2004.-С. 40. 23 Государственное право Российской федерации / под ред. О.Е. Кутафина. -М., 1996.-С. 141. принципом которого является принцип формального равенства лиц, обладающих естественными правами»26; — декан юридического факультета АТиСО Г.А. Николаев считает, что «социальное государство можно определить как наиболее целесообразный способ соединения начал свободы и власти в целях обеспечения благополучия личности и благоденствия общества»27. Статус такого государства «предполагает признание за каждым гражданином права на определенные жизненные стандарты, а также юридическую ответственность государства за достойный уровень жизни и свободное развитие личности»»28; «Либерально жестко» формулирует свою позицию доктор экономических наук, руководитель Центра европейских исследований ИМЭИ РАН профессор В. Гутник. С его точки зрения социальным следует считать то государство, которое «помогает лишь тем, кто в данный момент сам не может справиться со своими проблемами, и помогает таким образом, чтобы в дальнейшем такой человек мог справляться с проблемами самостоятельно (помощь для самопомощи). Другими словами, социальное государство не такое, в котором помогают бедным, а такое, в котором нет бедных, и благосостояние достигнуто не столько перераспределением богатства, сколько активной и инициативной деятельностью граждан»29. В целом же, для многих современных ученых характерна тесная увязка деятельности социального государства по социальной защите граждан с развитием рыночной экономики, покоящейся на частной инициативе и создающей достаточно средств для успешной реализации многочисленных социальных программ. Хотя понятно, что прямой связи между богатством государства и его социальностью не существует. Социальное государство мо- 26 Методология правового и социального государства: краткий очерк. — М., 2003.-СЮ. 27Николаев ГЛ. Развитие идеи социального государства // Профсоюзное образование. — 2002. — № 36; 28 Николаев Г.А. Социальное государство: проблемы России // Труд и социальные отношения. — 2004. — № 1. — С. 134. 29Гутник В. Социальное государство: тупик или возможность обновления? Из выступления на научно-практической конференции. жет состояться только в условиях правового демократического режима и развитого гражданского общества. Не случайно в юридической литературе утверждается, что социальное государство — это правовое государство, создающее экономические, социальные, правовые и культурные условия для всестороннего развития личности и гарантирующее его социальное благосостояние...30 И главное, успешно разрешающее противоречие между тактическими и стратегическими интересам общества, между несовпадающими или расходящимися интересами его классов... Серьезная попытка с либеральных позиций трактовать сущность социального государства предпринята и в Казахстане. Конституция Республики Казахстан (гл. 2. ст. 1. п. 1) провозгласила свою страну «демократическим, светским, правовым и социальным государством», закрепив положение о том, что «государство берет на себя обязательства перед народом по созданию условий для налаживания самим же народом (выделено автором) его собственной жизни — в масштабах семьи, трудовых коллективов и общества в целом». В Республике Казахстан, в отличие от других стран — бывших республик Советского Союза, строится либеральная модель социального государства. Под этим подразумевается: а) отказ от патернализма -— государство перестает жестко детерминировать поведение человека в социальной сфере, набор услуг, который гражданин может или должен получать, а также переход к муниципализации социальной политики: человек должен получать необходимую поддержку в той среде, где он живет, работает и где легко оценить уровень его материальной обеспеченности; б) разгосударствление социальной сферы и освобождение государства от функции непосредственного предоставления гражданину социальных услуг. Применительно ко многим видам социальных услуг государство перестает быть оператором, предоставляющим потребителю эти услуги. В одних случаях оно отводит себе роль только законодателя, устанавливающего 30 См., например, Конституционное правосудие и социальное государство: сборник докладов. — М.. 2003. — С. 130. правила, в других случаях — посредника. Возможны и другие варианты; в) формирование рынка социальных услуг с реально возникающей конкуренцией их производителей, что предполагает повышение качества данных услуг и снижение издержек на их производство; г) переход от преимущественно социальной поддержки к преимущественно социальному страхованию с дифференциацией рисков и зависимостью размеров страховых выплат от страховых взносов. Государство перестает раздавать всем поровну определенные блага, переходя к практике выплат только в случае наступления страхового события. Причем величина выплат должна зависеть от объема взносов на покрытие рисков, перечисленных самим работником, его работодателем или иным лицом. Конституционный совет Республики Казахстан в своем Постановлении от 21 декабря 2001 года № 18/2 дает углубленную правовую трактовку п. 1 ст. 1 Конституции Казахстана. Положение о социальности Республики Казахстан означает, что Казахстан намерен развиваться как социальное государство, которое берет на себя обяз
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|