Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Социальным является государство, которое проводит сильную социальную политику




Непреложным императивом эффективного социального го­сударства является ориентация всех его органов и учреждений на такие цели и задачи, которые не просто декларируются в посланиях, политических доктринах и программах и носят идеолого-ценностный характер, а реально обеспечивают бла­гополучную жизнь людей, социальный мир и социальную спра­ведливость, гарантируют защиту прав и свобод человека и граж­данина. Ориентируясь на такие цели, социальное государство определяет приоритеты и разрабатывает соответствующие на­правления внутренней и внешней политики, выбирает наиболее действенные формы, средства и методы ее реализации. Вводит в действие социальные стандарты и индикаторы контроля, соот­ветствующим образом определяет полномочия министерств, служб и агентств, создает общественные палаты и т.д. Это то го­сударство, как пишет профессор М.В. Баглай, которое «берет на себя обязанность заботиться о социальной справедливости, бла­гополучии своих граждан, их социальной защищенности», но не за счет уравниловки и отказа от свободы, а напротив, «увязывая свободу и социальную защиту», снимая диалектическое проти­воречие между «свободой» и «равенством»37.

Социальное государство — наиболее эффективный способ соединения реальной и гарантированной свободы с властью и

37 Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации: учеб­ник для вузов. Изд. четвертое. — М., 2004. — С. 124.

правом. Социальным является лишь то государство, которое на деле ГАРАНТИРУЕТ:

1. Оптимальный прожиточный минимум, но не за счет социаль­ной благотворительности, а на основе защиты от безработицы, обеспечения максимально возможной в данной ситуации заня­тости, установления разумного минимального уровня оплаты труда в сочетании с почасовой оплатой труда и предоставле­ния реальных возможностей на содержательный отдых;

2. Социальное обеспечение по возрасту и инвалидности;

3. Реализацию права на бесплатное или социальное жилье на ос­нове законодательно утвержденных федеральных и региональ­ных стандартов социальной нормы жилой площади, уровня квартплаты, предельной стоимости жилищно-коммунальных услуг на 1 кв. метр жилой площади и максимально допустимой доли собственных расходов граждан на оплату коммунальных услуг, приемлемых условий ипотечного кредитования и т.д.;

4. Доступность бесплатного или за доступную плату качественно­го медицинского обслуживания для широких слоев населения, включая бесплатную медицинскую помощь по всей номенкла­туре официально утвержденных стандартов медицинских услуг;

5. Доступность бесплатного или за доступную плату качествен­ного образования в соответствии с реальными возможностями человека, потребностями рынка труда и духовно-нравственно­го развития общества.

Социальное государство — это социально эффективное госу­дарство, сущность которого раскрывается прежде всего в его ФУНКЦИЯХ, т.е. тех главных направлениях деятельности, кото­рые выражают и конкретизируют сущность и социальное пред­назначение государства, его цели, задачи и приоритеты38. Нет и быть не может у государства таких целей и задач, а вместе с ни­ми и функций, которые не были бы обусловлены сущностью го­сударства, формой государственного устройства, формой прав-

38 Юридическая энциклопедия / под ред. Ю.М.Тихомирова. — М., 2005. — С. 916.

ления, политическими ориентациями правящей элиты, характе­ром государственного режима.

В классической философской форме функции государства можно представить как «обеспечение и защита свободы, безо­пасности и собственности путем установления и охраны право­порядка, разрешения в правовой форме конфликтов социальных интересов»39.

Анализ функций позволяет с достаточно высокой точностью представить характер и социальный вектор деятельности госу­дарства.

Функции отличаются комплексным, синтезирующим харак­тером, за ними скрывается осознанная, целенаправленная дея­тельность всего государственного аппарата и каждого государст­венного органа, в частности. В них прослеживается прямая связь с целями и задачами государства, они никогда не бывают соци­ально нейтральными, наоборот, отражают социально-классовую сущность государства, социальную направленность решения по­литических, экономических и культурно-воспитательных задач.

По сферам действия функции государства, как известно, бы­вают внутренними и внешними; по своей значимости — основ­ными и второстепенными (неосновные, как правило, являются структурными элементами основных); с точки зрения государст­венного управления — функции координации, организации, при­нятия решений и контроля их реализации; по времени реализа­ции — постоянными и временными; в пространственном измерении — глобальными и региональными, общими (осуще­ствляются на всей территории страны) и локальными (осуществ­ляются в отдельных регионах); по содержанию — экономичес­кими, политическими, оборонными, социальной защиты, охраны общественного правопорядка и борьбы с правонаруше­ниями, культурно-образовательными и т.д.; по правовым формам реализации — правотворческими, правоприменительными и правоохранительными; по организационно-управленческим формам — организационно-регламентирующими, организаци-

39 Юридическая энциклопедия / под ред. Б.Н.Топорнина. — М., 2001. — С. 1176.

онно-хозяйственными, идеолого-воспитательными. И все это с целью сохранения и развития социума, упорядочения общест­венных отношений, обеспечения безопасности граждан, оптими­зации условий жизни.

Естественно, что функции не обособлены друг от друга, а на­ходятся в тесной диалектической взаимосвязи, что в конечном итоге придает процессу реализации функций свойства организо­ванной целостности и системности. Вне этих свойств эффек­тивная реализация функций, в том числе в социальной сфере, практически невозможна. Целостность и системность придают процессу реализации функций необходимую целенаправлен­ность, согласованность, субординированность и последователь­ность, позволяют грамотно скоординировать усилия огромного количества институтов управления, должностных лиц, служа­щих органов государственной власти и муниципальной службы.

Причем наибольший эффект достигается при наличии всех необходимых ресурсов. А они разнообразны — материальные, интеллектуально-кадровые, материально-финансовые, инфор­мационные, силовые, демографические и др. Традиционными методами реализации функций являются директивно-импера­тивный, диспозитивный и индикативный (рекомендательный). В ряду важнейших такие средства, как поощрение, убеждение и легитимное принуждение; такие формы, как прогнозирова­ние, разработка и принятие законов, указов, постановлений, це­левых программ и стандартов, планирование и контроль испол­нения.

В нашем случае (говоря о социальном государстве) особую роль играет метод поощрения, например, внеочередное и льгот­ное кредитование, предоставление налоговых льгот предприни­мателям, которые занимаются благотворительностью, создание благоприятных правовых и административных условий для раз­вития малого и среднего бизнеса, поощрение деторождаемости и материальная поддержка многодетных семей и др. Главное здесь — достижение баланса в сочетании потребностей и инте­ресов общества (и каждого человека) и возможностей государст­ва и всех институтов гражданского общества.

Реализуя перечисленные выше функции, государство одно­временно решает задачи обороны и защиты общества от внеш­ней угрозы, обеспечения суверенитета и независимости страны, взаимодействия с другими государствами и международными организациями в сфере экономического, социально-культурного и научно-технического сотрудничества, интеграции в мировую экономику и привлечения иностранных инвестиций. Внутри страны основными функциями государства являются политиче­ские, экономические, социальные, духовно-культурные, а значит, государственно-управленческая деятельность направлена на то, чтобы:

— обеспечить внутреннее единство, неделимость и безопас­ность страны, конституционный правопорядок с тем, чтобы сбе­речь общество от самоуничтожения в результате возникающих социальных противоречий, политических, этнонациональных и религиозных раздоров, коррупции, преступных проявлений;

— гарантировать народовластие;

— обеспечить высокие темпы развития экономики путем формирования и рационального расходования государственных средств, установления оптимальных налогов, проведения эффек­тивной таможенной политики, грамотного управления государ­ственной собственностью и т.д.;

— создать благоприятные правовые, экономические и поли­тические условия для динамичного развития социальной сферы как социально-бытовой среды обитания человека, т.е. сферы вос­производства человека как естественного и социального сущест­ва. Это сфера деятельности государства в сфере формирования личности, ее воспитания, обучения, формирования как про­фессионала. Это деятельность в сфере социальной защиты, об­разования, здравоохранения, отдыха, ЖКХ, спорта, пенсионного обеспечения;

— обеспечить надлежащую охрану, постоянное улучшение и воспроизводство благоприятных природных условий жизни людей.

Все перечисленные функции несут вполне определенную со­циальную нагрузку. В зависимости от степени социальности принимаемых решений в сфере политики, экономики, науки и об­разования, здравоохранения и ЖКХ, экологии и т.д. мы отвеча­ем на вопрос о том, является ли государство социальным или таковым не является.

Собственно социальная функция государства может быть представлена как совокупность нескольких подфункций, напри­мер, в редакции профессора М. Грушевского:

1) защитную функцию (обеспечение социальной безопасно­сти человека, его жизни, здоровья и достоинства, поддержка се­мьи и материнства, забота о безработных и лицах преклонного возраста, молодежи);

2) регулирующую функцию (проведение структурных ре­форм в экономике с целью ее большей социальной ориентации, укрепление правовых основ негосударственных форм собствен­ности, норм процессов ценообразования, перераспределение до­ходов между слоями населения через государственный бюджет, бюджетное финансирование социальных программ, нормативно-правовое регулирование благотворительной деятельности);

3) стабилизирующую функцию (обеспечение социального согласия и партнерства, социальной справедливости, права чело­века на «собственный этнический путь» и т.д.;

4) контрольно-охранительную функцию (контроль за соот­ветствием общественным нормативам использования собствен­ником своих прав, за соблюдением существующего законода­тельства). Особое значение в этом плане приобретает реализация конституционных требований о социально-правовой ответствен­ности собственников за последствия эксплуатации своей и обще­народной собственности, за несоблюдение соответствующих правовых требований.

Реализуя свои социальные задачи и функции, социальное государство опирается на систему нормативно закрепленных (законодательно или на основе подзаконных нормативных правовых актов) СОЦИАЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ. Внедрение тако­го рода стандартов является одной из важнейших составляю­щих управленческой деятельности социального государства. Их главное предназначение — помочь исключить или, по крайней мере, свести к минимуму неоправданные социальные различия в обществе40.

Ориентиром для эффективной и нормально воспринимаемой в обществе социально-экономической политики является:

— нижние значения социальных стандартов, выход за преде­лы которых провоцирует в обществе высокую социальную на­пряженность, а в последующем ведет к подрыву экономической и общественной стабильности страны, и

— верхние стандарты, обеспечивающие нормальное сущест­вование человека41.

Нижней границей социальных стандартов в нашей стране считаются рекомендации международных организаций (МОТ, ЮНЕСКО, ЮНИСЕФ, ВОЗ и др.), верхней — уровни жизни в странах с развитой рыночной и социально ориентированной эко­номикой (Германия, Швеция, США и др.).

Определив нижние и верхние границы, можно посредством законов, указов, системы генеральных или иных соглашений и коллективных договоров, других нормативных актов, экономи­ческих рычагов достичь заданных результатов. К этим социаль­ным измерителям следует отнести величину доходов (в том чис­ле размер заработной платы, пенсий, стипендий, пособий, прожиточного минимума), индекс потребительных цен, задол­женность по зарплате, уровень безработицы, соотношение дохо­дов наиболее и наименее обеспеченного населения и другое.

К базовым государственным социальным стандартам можно отнести: 1) федеральный и региональные прожиточные миниму-

40 Большой юридический словарь / под ред. А.Я. Сухарева и В.Д. Зорькина. - М., 1999. - С. 647.

41 Пороговым значением, фиксирующим возможность появления социальных конфликтов, является недовольство 30% населения своим жизненным уровнем (сюда входят примерно 10% тех, кто имеет доход ниже прожиточного минимума, и 20% тех, у кого доход превышает на 40—50% минимум. Вместе они составляют группу так называемого социального недовольства). В России это пороговое значение уже достигнуто. Верхние пороговые значения определяются отношением заработка к прожиточному минимуму, которое должно составлять 2,5. Пороговое значение размера пенсии к прожиточному минимуму — 1,5. В России эти пороги уже пройдены. Также должно быть определено пороговое значение разрыва между доходами 10% богатых и 10% бедных. Здесь разрыв не может превышать 10:1. У нас же этот разрыв превышен более, чем вдвое. — Примеч. автора.

мы; 2) федеральную и региональную потребительские корзины; 3) минимальный размер оплаты труда и ставка первого тарифно­го разряда в бюджетной сфере; 4) уровень подоходного налога; 5) минимальный уровень пенсионного обеспечения; 6) тарифы пенсионного страхования и ставку замещения утерянного за­работка; 7) тарифы социального страхования (пенсионного, социального, медицинского); 8) допустимый уровень инфляции; 9) максимальную продолжительность рабочего дня, недели, ме­сяца; 10) продолжительность и условия оплаты ежегодных отпу­сков; 11) максимально допустимую долю расходов семьи на оп­лату жилья, транспорта, коммунальных услуг, медикаментов. Такого рода стандарты фиксируются и обеспечиваются нормами бюджетного, трудового, пенсионного, жилищного, семейного и других отраслей права, в законодательных актах федеральных и региональных органов государственной власти и местного само­управления.

В сфере материальных потребностей ведущим стандартом, например, выступает объем минимальной потребительской кор­зины, в области пенсионного обеспечения — размер пенсии не ниже прожиточного минимума; в области культуры — перечень категорий населения, пользующегося бесплатными (или с предо­ставлением льгот) услугами учреждений культуры. И так по всем позициям. Такого рода социальные стандарты учеными уже разработаны (всего 156). Многие из них реализуются в законо­творческой и соответствующей правоприменительной практике.

Мы считаем, что говорить о функциях социального государ­ства в какой-то узкой, односторонней постановке вопроса не сов­сем корректно. Ведь по содержанию, предмету и сфере реализа­ции государственных функций совпадения практически не бывает. В одной и той же сфере (например, социальной) реали­зуется несколько функций — политическая, экономическая, эко­логическая, правоохранительная и многие другие. И, наоборот, реализуя разные по содержанию функции (политическую, эконо­мическую, экологическую, международную и т.д.) государство решает и свои социальные задачи, ведь в каждой его функции обязательно присутствует социальная составляющая.

Другое дело, если говорить о собственно социальной функ­ции. С этой точки зрения для социального государства основной и постоянной является социальная функция, которая реализует­ся как в правовых, так и неправовых организационно-управлен­ческих формах. Мы полностью разделяем мнение профессора М.В.Баглая, который считает, что цели социального государства достигаются отнюдь не только методами социальной политики. Главное для него состоит в заботе о «создании необратимой за­конодательной и административной структуры высокоэффектив­ной социальной деятельности в целом»42. Только при таком ус­ловии оно социальным останется при всех президентах, парламентах и правительствах.

Именно поэтому социальное государство можно рассматри­вать как своего рода конструктивный ответ на несовершенство государства в его классической либеральной модели «ночного сторожа», а также на неудавшуюся историческую попытку пост­роения государства рабочих и крестьян в форме административ­ного социализма, в рамках которого принудительными админис­тративно-насильственными методами и путем уничтожения богатых как класса коммунисты попытались обеспечить соци­альное равенство и социальную справедливость в масштабах всего общества. Получилось тоталитарное государство и обще­ство всеобщего равенства в бедности, общество с застойной эко­номикой и атмосферой социального пессимизма.

Хотя понятно, что даже самое современное социальное госу­дарство своим законодательством, методами убеждения и власт­ного принуждения не в состоянии полностью и окончательно разрешить социальные противоречия, истоки которых очень глу­боки и коренятся в противостоянии бедных и богатых, в послед­ствиях индустриализации и научно-технического прогресса, в глобализации и международном терроризме, урбанизации, инди­видуализации и распространении меркантильности и т.д. Полно­стью избежать издержек реального неравенства сил и способно­стей людей невозможно. Формально-правовое равенство людей,

42 Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации: учеб­ник для вузов. Изд. четвертое. — М., 2004. — С. 125.

жесткий правопорядок и даже развитая система социальной за­щиты не способны «спасти» от экономической дифференциации в доходах. Но существенно снизить эту дифференциацию и вве­сти ее в «разумные рамки» можно. Социальное государство фор­мирует ту правовую, экономическую, политическую и духовно-психологическую среду, в которой люди чувствуют себя не только самостоятельными и активными субъектами обществен­ной жизни, но и более или менее защищенными от наиболее опасных и острых социальных противоречий43.

Поистине социальным может считаться лишь то государство, которое, как сейчас говорят, проводит сильную социальную поли­тику, направленную на достижение общественных интересов на основе обеспечения прав, свобод и интересов отдельных инди­видов. Такая политика предполагает:

— гармонизацию интересов государства, труда и капитала через институты общественного согласия (референдумы, перего­воры, генеральные соглашения, меморандумы). Цель: укрепле­ние экономических, политических, социально-психологических и духовно-нравственных устоев общества;

— правовое регулирование (поощрение) равного отношения капитала к воспроизводству как самого капитала, так и труда как специфического вида капитала;

— привлечение ресурсов государства и частного сектора к воспроизводству рабочей силы в части софинансирования соци-атъной составляющей издержек на охрану труда и здоровья наем­ных работников, подготовку кадров и повышение их квалифика­ции, поддержки малоимущих, неполных и многодетных семей, на пенсионное, социальное и медицинское страхование и т.п.;

— правовое регулирование участия работников в прибылях;

— законодательное ограничение перелива заработной платы в предпринимательский доход, а значит государственный кон­троль за уровнем оплаты труда;

— законодательное прогрессивное налогообложение дохо­дов при одновременном поощрении работодателей;

43 Соловьев А.И. Политология: политические теории и политические тех­нологии. - М., 2001. - С.207.


— обязательное социальное страхование;

— государственное регулирование цен на социально значи­мые товары и др.

Социальная политика, как совокупность основных принципов и мероприятий органов государственной власти и местного са­моуправления, направленных на реализацию конституционно за­крепленных социальных прав граждан, охватывает следующие основные сферы общественных отношений: 1)труд и трудовые отношения; 2) пенсионное обеспечение; 3) обеспечение жильем, коммунальными и бытовыми услугами; 4) образование и профес­сиональная подготовка; 5) здравоохранение и физическое разви­тие; 6) культура; 7) наука; 8) социальное страхование, социальная помощь и социальное обслуживание; 9) содействие развитию предпринимательства и формированию социально-ориентиро­ванной рыночной экономики; 10) демография, защита семьи, ма­теринства, отцовства, детства и молодежи; 11) экологическая бе­зопасность; 12) юридическая защита социальных прав граждан.

Предметом особого внимания является правовое регулирова­ние бюджетных отношений; социального партнерства; сферы жилищно-коммунального хозяйства; науки и культуры; отдыха, спорта и физической культуры; молодежной среды; пенсионного обслуживания; социального страхования и адресной социальной помощи.

Базовыми принципами социальной политики являются демо­кратизм, законность, федерализм, гуманизм и нравственность. Эти принципы вытекают из самой сущности социального госу­дарства. Они носят, как и все принципы, общий рамочный стра­тегический характер и в повседневной практике реализуются пу­тем воплощения в жизнь более конкретных законодательно закрепленных положений:

• экономическая свобода, право человека на свободный выбор вида, места и времени трудовой деятельности, в том числе в сфере наемного труда или предпринимательства, в частном или государственном секторе;

• доверие к регулирующей роли рынка, не исключающее, в слу­чае необходимости, управленческое воздействие на рыночные отношения с помощью экономических методов (усиление

спроса или предложения, инвестиции, ценообразование, анти­монопольное законодательство) и планирования;

• согласованность интересов всех социальных и националь­ных групп, в том числе интересов разных поколений: живу­щие ныне не должны создавать долги, выплачиваемые после­дующими поколениями;

• согласованность целей, принципов, приоритетов, форм и методов реализации социальной политики во всех звеньях и на всех уровнях государственной власти и местного само­управления. Рассогласованность в действиях в конечном ито­ге порождает множество проблем. Примером тому может слу­жить факт, который привел В.В.Путин в своем Послании Федеральному собранию РФ 2003 года: на протяжении целого ряда последних лет и исполнительная, и законодательная власть наобещали людям столько, сколько российская эконо­мика дать просто не в состоянии. Под популистскими лозун­гами и обманывая граждан, невыполнимые обещания нара­щиваются. В результате суммарный годовой объем социальных обязательств государства ныне составляет более 6,5 триллиона рублей, что практически вдвое превышает раз­меры консолидированного бюджета страны. Вывод: власть не может и не должна обманывать граждан своей собственной страны, наш принцип другой — «если мы что-то и пообеща­ли, то нужно обязательно выполнять»44;

• равный доступ граждан к образованию, здравоохранению, до­стижениям науки, культуры и искусства, другим благам совре­менного общества;

• социальная справедливость и социальная солидарность обще­ства, оказание социальной помощи тем, кто не имеет собст­венности и не способен по объективным причинам обеспечить себя и свою семью;

• тендерное равенство мужчин и женщин;

• участие всех граждан в управлении общественными, государ­ственными и хозяйственными делами;

44См. Путин ВВ. Послание Президента Российской Федерации Феде­ральному Собранию РФ 16 мая 2003 года.

социальное партнерство, которое рассматривается в каче­стве основного механизма достижения баланса интересов работника, работодателя, профсоюзов и государства при регулировании социально-экономических и трудовых отно­шений. Политика, основанная на таких принципах, как свидетельст­вует мировой опыт, способна обеспечить реальное воплощение в жизнь ценностей и идеалов социального государства, сохранить социальное спокойствие и гражданский мир в стране. Вывод: для того чтобы выйти на намеченную в Конституции траекторию построения социального государства, всем социальным партне­рам нужно провести инвентаризацию имеющейся нормативной базы, проверить ее на соответствие сущности, принципам и це­лям социального государства, внести необходимые коррективы, отвечающие конституционным нормам.

Цель социальной политики — создание экономических, правовых и социально-политических условий для того, чтобы человек мог работать и достойно зарабатывать, содержать себя и свою семью на достойном современного человека уровне. Реали­зация этой цели обеспечивает реализацию всего пакета социаль­но-экономических и культурных прав и свобод человека, т.е. формально-определенных и юридически гарантированных воз­можностей личности пользоваться социальными и духовными благами общества. Хотя понятно, что даже при конституцион­ном закреплении этих прав ни одна страна, ни одна государст­венная система не может (даже при самых благоприятных обсто­ятельствах) стопроцентно гарантировать реализацию всего комплекса гражданских прав.

Следует также иметь в виду, что дополнительные трудности возникают в условиях федеративного устройства государства, когда социальные проблемы являются предметом совместного ведения федерации и ее субъектов. На федеральном уровне опре­деляются основные направления и принципы решения социаль­ных проблем, формируется правовое поле социальной сферы, согласовываются крупные общенационатьные социальные про­екты, контролируется социальность принимаемых законов. Решение же конкретных социальных проблем ложится на субъекты федерации, на органы местного самоуправления и другие инсти­туты гражданского общества. Здесь своя диалектика: без ответ­ственной власти, зрелого гражданского общества и соответству­ющего ресурсного обеспечения эффективное решение насущных социальных проблем невозможно.

Все это знают и хорошо понимают: и политики, и министры, и законодатели, и государственные служащие, и профсоюзные ак­тивисты.

Важно создать систему социальной политики и социальных гарантий, а также механизм ее реализации.

Для построения социального государства требуется одновре­менное решение следующих задач:

В стратегическом плане:

1. Формирование высоко развитой социально ориентирован­ной рыночной экономики.

2. Создание правового государства — государства, которое действительно принимает и реализует справедливые правовые законы, борется с бюрократией, нетерпимо к коррупции и иным теневым социально-экономическим отношениям.

3. Формирование цивилизованного гражданского общества, способного стоять на защите прав и свобод гражданина.

4. Преодолеть правовой нигилизм и правовое бескультурье граждан.

В тактическом плане:

1. Принять концепцию социального государства в качестве закона.

2. Разработать и претворить в жизнь сильную социальную политику. Создать при Президенте РФ Совет по социальной по­литике.

3. Расширять социальные программы, поощрять благотвори­тельную деятельность.

4. Проявить политическую и организационную волю по реа­лизации национальных проектов с последующим расширением их номенклатуры.

Формирование социального государства в России находится лишь на первом, самом раннем этапе. Причем на всех уровнях: научно-концептуальном, нормативном и практическом. Прак­тическая часть реализации принципов социального государст­ва развернулась в рамках национальных приоритетных проек­тов, под реализацию которых только в 2006 году ассигновано более 134,5 млрд рублей. Предусмотрены также государст­венные гарантии на предоставление ипотечных жилищных кредитов в объеме 26,5 млрд рублей45. Специальным ука­зом Президента образован Совет по реализации указанных проектов.

По мнению ученых-разработчиков Концепции социального государства46 в качестве приоритетов российского социаль­ного государства могут рассматриваться следующие направ­ления:

1. В сфере демографического развития. Нарастающая уг­роза вымирания коренного населения страны за счет сокращения продолжительности жизни и сокращения рождаемости ставит вопросы воспроизводства, миграции населения и защиты от внешней демографической экспансии в число наиболее актуаль­ных и важных. Отсюда приоритеты: обновление демографичес­кого законодательства и проведение на его основе политики, на­правленной на ликвидацию депопуляции (сокращения) населения страны, снижения смертности (особенно детской и в трудоспособном возрасте) и увеличения продолжительности жизни, особенно мужчин.

Обеспечить решение перечисленных задач призвано семей­ное законодательство, которое призвано предметно решать про­блемы возникновения прав и обязанностей родителей и детей, защиты их личных и имущественных прав.

45 О приоритетных национальных проектах. Информационный бюллетень фракции «Единая Россия». — М: Государственная Дума. 2006. — С. 2.

46 На пути к социальному государству. Концепция социального государства. Материалы круглого стола. 19 ноября 2002 г. — М., АТиСО. 2003. — С.167—203., а также См: Россия — социальное государство. Декларация, реальность, перспектива. Материалы круглого стола. 31 марта 2005 г. — АТиСО. 2003.С. 63-87.

 

2. В экономической сфере — проведение социально-ориен­тированной федеративно-региональной, межбюджетной и инве­стиционной и других форм экономической политики.

3. В сфере трудовых отношений, занятости, помощи безра­ботным и социального партнерства — это законодательное обес­печения возможности трудиться на условиях свободно избран­ной и продуктивной занятости. Главными приоритетами на этом направлении является:

а) в части защиты трудовых прав: установление предельной продолжительности рабочего времени; предоставление еженедельных выходных дней, праздничных и предпраздничных дней; обеспечение оплачиваемых ежегодных отпусков; установление сокращенного рабочего дня для сложных профессий и тяжелых работ; объединение в профессиональные союзы; предоставление более широких прав на забастовку как средство отстаивания трудовых прав.

б) в части оплаты труда: установление официального минимального размера оплаты труда на уровне не ниже прожиточного минимума; регулирование соотношения оплаты труда между бюджетным и внебюджетным секторами экономики; установление тарифной сетки заработной платы для работников бюджетного сектора; достижение путем трехсторонних переговоров рациональных межотраслевых и межрегиональных соотношений заработной платы, а также рациональных соотношений в оплате труда; обеспечение справедливого соотношения между оплатой труда и доходами от капитала и собственности в валовом внутреннем продукте страны, использование этого соотношения в качестве важнейшего нор­матива для среднесрочного экономического развития страны;

в) в части охраны труда: установление норм и правил безопасности труда; обеспечение работы трудовых инспекций; разработка и внедрение программ повышения безопасности труда; использование штрафных санкций по отношению к работодателям, не обеспечивающим охрану труда наемных работников; обязательное страхование социальных рисков, связанных с профессиональной деятельностью граждан;

г) в части занятости: разработка и осуществление государственных программ создания новых рабочих мест, участие в финансировании таких программ и обеспечение их реализации за счет государственного заказа; разработка и принятие программ переобучения работников и граждан, признанных в установленном порядке безработными, новым профессиям; обеспечение работы государственных служб занятости, сбор и бесплатное предоставление всем заинтересованным гражданам и организациям информации о вакантных рабочих местах, государственная помощь для переезда в регионы, где имеются вакантные рабочие места;

д) в части помощи безработным: установление размера страхового взноса по страхованию на случай безработицы; установление размера пособия по безработице; обеспечение переобучения и переподготовки безработных новым специальностям и профессиям; определение размеров материальной и иной помощи членам семей безработных;

е) в части социального партнерства: обеспечение постоянной работы трехсторонних комиссий исполнительных органов государственной власти, объединений работодателей и профессиональных союзов; обеспечение выработки и заключения трехстороннего генерального соглашения, трехсторонних отраслевых и территориальных соглашений между органами государственной власти, объединениями работодателей и профессиональными союзами; обеспечение заключения коллективных договоров.

4. В сфере создания социально-справедливой и более эф­фективной системы распределения вновь созданной стоимо­сти. Основными приоритетами законодательства в этой сфере следует считать: обеспечение социально обоснованных соотно­шений между доходами различных социальных групп; создание экономических условий для обеспечения полноценного питания гражданам с низкими доходами; разработка и утверждение ми­нимального потребительского набора.

5. В сфере жизнеобеспечения населения: сохранение и приумножение жилого фонда, повышение его комфортабельнос­ти; разрушение монополии на предоставление социальных услуг, особенно в ЖКХ; развитие коммунального хозяйства, транс­порта и связи за счет бюджетного финансирования и средств на­селения по мере роста доходов; создание нормальных условий жизни во всех населенных пунктах, даже в тех, где отсутствуют эффективные коммуникации с основной территорией страны. Основными направлениями совершенствования законодательст­ва в жилищно-коммунальной сфере являются установление ми­нимальных норм обеспечения жилой площадью в расчете на од­ного гражданина; обеспечение доступности коммунальных услуг для лиц с низкими доходами; создание необходимой инфраструктуры в городах и других населенных пунктах; поощ­рение жилищного строительства гражданами и организациями;

6. В сфере социального обслуживания основными при­оритетами следует считать: предоставление качественных бы­товых, медицинских, психолого-педагогических, правовых ус­луг и материальной помощи; обеспечение социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации; развитие поощрительных и вспомога­тельных подсистем, занимающихся кредитованием лиц, стре­мящихся самостоятельно решать свои проблемы в области строительства или приобретения жилья, получения дополни­тельного образования, отдыха и т.д.

7. В сфере социальной защиты населения — разработка, законодательное закрепление и осуществление государствен­ных программ преодоления бедности; создание эффективной системы защиты населения от социальных рисков, прежде все­го страхования граждан и их семей на случай классических ри­сков и вынужденных состояний (болезнь, возраст, безработица, несчастный случай и т.п.); реформирование системы социаль­ного страхования (пенсионного, социального и медицинского), социального обеспечения, социального вспомоществования и благотворительности, оказание помощи малоимущим, много­детным и неполным семьям, жертвам стихийных бедствий; осуществление социальной защиты малообеспеченных семей, а также инвалидов, пожилых и других слабо защищенных кате­горий граждан;

8. В сфере здравоохранения приоритетными правовыми формами социальной защиты следует считать: бесплатность ока­зания неотложной медицинской помощи, а также ле

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...