Требования к электронному учебному пособию
Стр 1 из 3Следующая ⇒ Введение
Во время широкого развития информационных сетей вычислительной техники образование постепенно начинает переходить от традиционных форм общения студента и преподавателя к новым, как например, дистанционное образование через интернет. Изменяется сам вид учебных пособий. Теперь это не просто бумажные книги, но и электронные системы, упрощающие труд преподавателя и повышающие качество образования. Электроное учебное пособие становится одной из основных частей дистанционного образования и, так же, начинает играть значительную роль и при очном обучении. В России датой официального развития дистанционного образования можно считать 30 мая 1997 года, когда вышел приказ № 1050 Минобразования России, позволяющий проводить эксперимент в сфере дистанционного образования. Дистанцио́нное обуче́ние (ДО) - тип обучения, основанный на образовательном взаимодействии удаленных друг от друга педагогов и учащихся, реализующемся с помощью телекоммуникационных технологий и ресурсов сети Интернет. Для ДО характерны все присущие учебному процессу компоненты системы обучения: смысл, цели, содержание, организационные формы, средства обучения, система контроля и оценки результатов.Под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационных и телекоммуникационных технологий при опосредованном (на расстоянии) или не полностью опосредованном взаимодействии обучающегося и педагогического работника. При использовании дистанционных технологий образовательное учреждение обеспечивает доступ обучающихся, педагогических работников и учебно-вспомогательного персонала к учебно-методическому комплексу.
Обучение с использованием дистанционных технологий должно включать выполнение всех контрольных мероприятий и лабораторно - практических работ, предусмотренных государственным образовательным стандартом и примерным учебным планом для соответствующего направления подготовки или специальности. Традиционно дистанционные образовательные технологии применяются на уровне профессионального образования, как при реализации основных профессиональных программ, так и дополнительных (курсы, повышение квалификации, переподготовка и др.) Однако дистанционные образовательные технологии могут быть также использованы образовательными учреждениями при реализации основных и дополнительных образовательных программ общего образования. Российское законодательство в отношении дистанционного образования Правовые основы дистанционного обучения содержатся в Законе РФ «Об образовании». Порядок использования дистанционных образовательных технологий утвержден Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации «Об использовании дистанционных образовательных технологий» от 6 мая 2005 г. № 137 (зарегистрирован в Минюсте РФ 2 августа 2005 г. за № 6862). В соответствии с п. 2 ст. 32 Закона РФ «Об образовании», образовательное учреждение самостоятельно в использовании и совершенствовании методик образовательного процесса и образовательных технологий, в том числе дистанционных образовательных технологий. Образовательное учреждение вправе использовать дистанционные образовательные технологии не только при реализации образовательных программ любого уровня, но и при всех формах получения образования или при их сочетании, а также при проведении различных видов учебных, лабораторных и практических занятий, практик (за исключением производственной практики), текущего контроля, промежуточной аттестации обучающихся (п. 4 Порядка использования дистанционных образовательных технологий, утв. Приказом Минобрнауки от 6 мая 2005 г. № 137).
Постановка задачи
Создания электронного учебного пособия по дисциплине ОППиС предусматривает рассмотрение курса как совокупность методов обучения и функционально и логически законченных элементов. Которые в последующем должны быть интегрированны в интерактивный интерфейс электронного учебного пособия. Дисциплина включает в себя:
И делится на разделы и виды занятий:
Требования к электронному учебному пособию
Электронное издание - это совокупность графической, текстовой цифровой, речевой, музыкальной, видео, фото- и другой информации, а также печатнои документации пользователя. Оно может быть исполнено на любом электронном носителе и размешено в компьютерной сети Электронные учебно-методические материалы (ЭУММ) делятся на электронные учебники и электронные учебные пособия в зависимости от полноты представления учебной дисциплины. С другой стороны, ЭУИ является программно-информационным компонентом обучающей системы, пользователями которой являются преподаватели, студенты и администрация учебного заведения. Поэтому вне зависимости от содержания и объема можно выделить три главных требования пользователей к ЭУММ: адекватность содержания, эффективность формы представления; экономическая эффективность.
Под адекватностью содержания подразумевается соответствие государственному образовательному стандарту; полнота представления учебного материала, достаточная для освоения дисциплины (раздела дисциплины); поддержка различных форм обучения (заочной и очной, индивидуальной и коллективной); поддержка разных видов занятий (изучение теоретического материала, практические и лабораторные работы), поддержка разных форм контроля знаний (рубежного, итогового, самоконтроля); учет новейших тенденций в науке и технике. Эффективность формы представления информации включает в себя следующие требования: простота и удобство применения, эргономичность, поддержка активности студента, обеспечение коммуникации с преподавателем и сокурсниками, защита от разрушения, ремонтопригодность. Экономическая эффективность обучающей системы во многом зависит от таких свойств ЭУММ, как длительный срок эксплуатации; возможность модернизации в процессе эксплуатации; низкая себестоимость и цена, разумная конфигурация необходимых технических и общесистемных средств.
Обзор стандартов Стандарт - это формат, утвержденный признанным институтом стандартизации или принятый предприятиями отрасли де-факто в качестве образца. Существуют стандарты для языков программирования, операционных систем, форматов представления данных, протоколов связи, электронных интерфейсов и т.д. Наличие стандартов важно для любого пользователя информационных технологий, так как именно благодаря стандартизации каждый пользователь может комбинировать оборудование и программы различных производителей в соответствии со своими индивидуальными потребностями. Если единый стандарт отсутствует, то пользователь должен ограничиваться устройствами и программами лишь одного производителя. Стандартизации подлежат как оборудование, так и программное обеспечение, в частности, программы, используемые в электронном обучении.
К наиболее распространенным стандартам в сфере электронного обучения относятся следующие: IMS - Instructional Management Systems (Системы организации обучения), Консорциум Всемирного Образования - Спецификация ADL - Advanced Distributed Learning (Продвинутое распределенное обучение) и созданный ADL стандарт SCORM - Sharable Content Object Reference Model (Модель обмена учебными материалами). - SCORM - Sharable Content Object Reference Model (модель обмена учебными материалами).(http://www.adlnet.org/) Область применения: Модель, определяющая модель контента при обучении с использованием веба. IMS - Instructional Management Standards, http://www.imsproject.org Основным недостатком существующих систем организации обучения является то, что в системах разных производителей управляющие функции (например, отслеживание пользования, обработка информации о пользователе, подготовка отчетов о результатах и т.д.) осуществляются по-разному. Это приводит к увеличению себестоимости учебных материалов. Объясняется это несколькими причинами. Во-первых, разработчикам учебных материалов приходится создавать отдельные прикладные программы для разных систем организации обучения - для того, чтобы разрабатываемые ими учебные материалы могли успешно использоваться на разных платформах. Во-вторых, создатели систем организации обучения часто бывают вынуждены вкладывать деньги в разработку собственных средств авторизации учебных материалов. Наконец, разработчики, как правило, не имеют возможности распределять затраты на разработку между продавцами и, кроме того, они ограничивают сбыт своей продукции потребителям, остановившим свой выбор на каких-то конкретных сериях их изделий. Стандарты, разрабатываемые Консорциумом глобального обучения IMS (IMS Global Learning Consortium), помогают избежать этих трудностей и способствуют внедрению технологии обучения, основанной на функциональной совместимости. Некоторые спецификации IMS получили всемирное признание и превратились в стандарты для учебных продуктов и услуг. Основные направления разработки спецификаций IMS - метаданные, упаковка содержания, совместимость вопросов и тестов, а также управление содержанием. Стандарты для метаданных определяют минимальный набор атрибутов, необходимый для организации, определения местонахождения и оценки учебных объектов. Значимыми атрибутами учебных объектов являются тип объекта, имя автора объекта, имя владельца объекта, сроки распространения и формат объекта. По мере необходимости эти стандарты могут также включать в себя описание атрибутов педагогического характера - таких как стиль преподавания или взаимодействия преподавателя с учеником, получаемый уровень знаний и уровень предварительной подготовки.
Созданная IMS информационная модель упаковки содержания (УС) описывает структуры данных, призванные обеспечить совместимость материалов, созданных при помощи интернета, с инструментальными средствами разработки содержания, системами организации обучения (learning management systems - LMS) и так называемыми рабочими средами, или оперативными средствами управления выполнением программ (run-time environments). Модель УС IMS создана для определения стандартного набора структур, которые можно использовать для обмена учебными материалами. Спецификация совместимости вопросов и систем тестирования IMS описывает структуры данных, обеспечивающие совместимость вопросов и систем тестирования, созданных на основе использования интернета. Главная цель этой спецификации - дать пользователям возможность импортировать и экспортировать материалы с вопросами и тестами, а также обеспечить совместимость содержания учебных программ с системами оценки. Спецификация управления содержанием, подготовленная IMS, устанавливает стандартную процедуру обмена данными между компонентами содержания учебных программ и рабочими средами. Разработчик: Advanced Distributed Learning (ADL) Текущая версия: SCORM Version 1.2 Краткое описание: Создание стандарта «SCORM» является первым шагом на пути развития концепции ADL, так как данный стандарт определяет структуру учебных материалов и интерфейс среды выполнения, за счет чего учебные объекты могут быть использованы в различных системах электронного дистанционного образования. SCORM описывает эту техническую структуру с помощью некоторых основных принципов, спецификаций, и стандартов, основанных на работе других уже созданных спецификаций и стандартов электронного и дистанционного образования. Организации, создавшие эти стандарты продолжают работать с ADL, развивая и улучшая их собственные спецификации и стандарты электронного и дистанционного образования и помогая строить и улучшать SCORM. ADL создал SCORM для интеграции различных стандартов и спецификаций (например, LOM, IMS CP) в единую модель контента. SCORM представляет техническую инфраструктуру, позволяющую совместно использовать объекты в распределенной обучающей среде. Образцовая модель объекта контента для совместного использования (Sharable Content Object Reference Model, SCORM) определяет модель агрегирования контента и рабочее окружение учебных объектов в рамках веб-обучения. Исходно это был набор технических описаний и руководств. В последующем к процессу присоединился целый ряд организаций и проект принял более универсальный характер (включая, например, использование компакт-дисков, интерактивного мультимедиа и пр.). В SCORM используются результаты разработок целого ряда проектов и организаций IMS Global Learning Consortium, Inc.3, the Aviation Industry CBT (Computer-Based Training) Committee (AICC), the Alliance of Remote Instructional Authoring & Distribution Networks for Europe (ARIADNE) и IEEE Learning Technology Standards Committee (LTSC). Долговременная цель ADL состоит в развитии технологий, позволяющих динамическое обучение, причем контент составляется под конкретного ученика и доставляется в персонифицированной форме. Версия 1.2 SCORM вводит концепцию упаковки контента (content packaging) и содержит обновленные метаданные для описания учебного контента на основе спецификаций, созданных IMS Global Learning Consortium и IEEE LTSC. Среди всех появившихся в последнее время продуктов стандартизации электронного обучения SCORM получил самое широкое признание. Эта модель используется при создании систем обучения, опирающихся на ресурсы интернета. Эталонная модель SCORM состоит из трех частей: введения, или обзорной части (the Overview); описания модели интеграции содержания (the Content Aggregate Model); описания рабочей среды, или среды выполнения программ (the Run-Time Environment - RTE). В идеальной ситуации, соответствующей эталону SCORM, все элементы обучающих программ функционально совместимы со всеми системами LMS и средами VLE. Любую соответствующую стандарту обучающую компьютерную программу можно ввести в имеющуюся систему организации обучения / виртуальную среду, и между ними будет возможен обмен данными. SCORM - это, скорее, не стандарт, а эталон, при помощи которого проверяется эффективность и практическая применимость набора отдельных спецификаций и стандартов. Этот эталон используется такими разработчиками стандартов, как IEEE и IMS, для объединения созданных ими спецификаций. Стандарты Сибирского федерального университета СТО СФУ 7.2.04-2007 Настоящий стандарт регламентирует в Сибирском федеральном университете (СФУ) требования к разработке электронных образовательных ресурсов (ЭОР). создаваемых на базе гипертекстовых технологий с использованием системы компьютерной проверки знаний тестированием (СКПЗТ), размещаемых на электронных носителях данных с целью их регистрации в депозитарии электронных изданий и применения в научно-образовательной информационной среде (НОИС) университета. Концепция стандарта основана на модульном подходе к композиции ЭОР и минимальном его составе в виде интеграции соответствующим образом подготовленного учебного материала и контрольно-измерительных материалов (КИМ). Положения стандарта описывают организационно-технические аспекты реализации модулей ЭОР в электронном виде, а также формы представления системных и образовательных компонентов. Требования стандарта создают унификацию структуры, организации и интерфейса ЭОР в гипертекстовых форматах со встроенной системой компьютерной проверки знаний тестированием, исходя из требований дизайн-эргономического и функционального представлений образовательного и контрольно-измерительного материалов на экране монитора при использовании информационных интерактивных технологий. Отдельные разделы настоящего стандарта регламентируют физическое размещение элементов ЭОР на электронных носителях данных с оформлением их выходных сведений в соответствии с международным законодательством, соответствующим образом задавая корпоративные требования Сибирского федерального университета. Стандарт разработан на основе ГОСТ Р 1.4-2004 «Стандартизация в Российской Федерации. Стандарты организаций. Общие положения» и ГОСТ Р 1 5-004 «Стандартизация в Российской Федерации. Стандарты национальные Российской Федерации. Правила построения, изложения, оформ-ления и обозначения».
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|