Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Государственное устройство




 

Согласно Конституции страны, принятой Парламентом 8 мая 1996 г., ЮАР унитарная республика с элементами федерализма. Составляющие страну 9 провинций наделены обширными полномочиями, в том числе законодательной автономией.

По Конституции 1996 г. в ЮАР установлена форма правления, не имеющая аналогов в мире. Ее можно охарактеризовать как "сверхпарламентскую республику".

Законодательная власть на общенациональном уровне принадлежит двухпалатному Парламенту, состоящему из Национального совета провинций (верхняя палата, 90 человек, избираемых по 10 от каждого провинциального законодательного органа) и Национального собрания (нижняя палата, 400 человек, избираемых на основе пропорционального представительства). Совместные заседания обеих палат Парламента образуют Конституционную ассамблею.

Срок полномочия Национального собрания - 5 лет. Президент Республики должен распустить Национальное собрание, если оно приняло резолюцию о самороспуске и с момента его избрания истекли 3 года. И.о. Президента должен распустить Национальное собрание, если оно в течение 30 дней не изберет нового Президента.

Если иное не предусмотрено Конституцией, законы принимаются Национальным собранием простым большинством голосов от числа присутствующих на заседании депутатов (должно присутствовать большинство от общего числа депутатов).

В состав каждой делегации Национального совета провинций входят премьер-министр провинции или другое лицо, им назначенное (глава делегации), 3 других специальных и 6 постоянных делегатов. Специальные и постоянные делегаты назначаются провинциальными законодательными собраниями по представлению фракций политических партий. Постоянные делегаты назначаются на срок полномочий провинциальных законодательных собраний.

При голосовании в Национальном совете провинций каждая делегация имеет 1 голос, который подается главой делегации. Решение считается принятым, если его поддержали делегации не менее 5 провинций.

Полномочия палат в области законодательства не равны. Законопроекты могут вноситься в любую из палат, но финансовые - только в Национальное собрание. Все принятые Национальным советом провинций законопроекты передаются на утверждение Национальному собранию и наоборот. Национальный совет провинций может утвердить поступивший к нему из нижней палаты законопроект в неизменном виде, утвердить его с поправками или отклонить. В последних 2 случаях Национальное собрание обязано вновь рассмотреть законопроект, при этом оно может принять его в прежней редакции или с учетом поправок либо отказаться от принятия законопроекта. В отношении законопроектов по ряду вопросов, перечень которых содержится в приложении к Конституции, для повторного принятия законопроекта нижней палатой в неизменном виде требуется большинство в 2/3 голосов депутатов. В то же время Национальный совет провинций не имеет возможности провести свой законопроект вопреки мнению нижней палаты, если последняя отклонит переданный ей из верхней палаты законопроект или утвердит его с изменениями. При рассмотрении Национальным советом провинций законопроектов, поступивших из нижней палаты, каждый член делегации имеет право голоса, а решения принимаются простым большинством от числа присутствующих делегатов.

Принятый Парламентом законопроект передается Президенту для санкционирования и подписания. Если Президент сочтет какие-либо положения законопроекта неконституционными, он может потребовать его нового рассмотрения Парламентом. Повторно утвержденный законопроект Президент обязан подписать или передать вопрос на рассмотрение Конституционному суду. Если последний подтвердит конституционность законопроекта, Президент его подписывает.

Глава государства и правительства (исполнительной власти), а также главнокомандующий вооруженными силами - Президент. Он избирается Национальным собранием из числа его членов сроком на 5 лет. Никто не может быть Президентом более 2 раз.

Президент призван защищать Конституцию и обеспечивать единство нации. Он подписывает принятые Парламентом законы, созывает палаты на чрезвычайные заседания, объявляет референдум, назначает на публичные должности (в предусмотренных Конституцией и законом случаях), осуществляет помилование; присваивает государственные награды, назначает и отзывает дипломатических представителей ЮАР, получает верительные и отзывные грамоты от иностранных дипломатических представителей.

Президент осуществляет исполнительную власть совместно с другими членами Кабинета (правительства), применяет национальное законодательство, проводит правительственный политический курс, координирует функции министерств и ведомств, осуществляет право законодательной инициативы.

Кабинет состоит из Президента как главы Кабинета, заместителя Президента и министров. Он назначает заместителя Президента и министров и может сместить их. Заместитель Президента и министры (за исключением не более чем 2) должны быть выбраны из числа депутатов Национального собрания. Заместитель Президента оказывает помощь Президенту в исполнении правительственных функций.

Члены Кабинета несут ответственность за исполнение своих функций перед Президентом, а также коллективно и индивидуально подотчетны Парламенту.

Письменные решения Президента должны быть контрасигнованы другим членом Кабинета, если эти решения носят нормативно-правовой характер и относятся к сфере деятельности данного члена Кабинета.

Национальное собрание может большинством голосов вынести вотум недоверия Кабинету, исключая Президента. В этом случае Президент обязан сформировать Кабинет заново. Если Национальное собрание тем же большинством выразит вотум недоверия самому Президенту, он и все другие члены Кабинета должны уйти в отставку.

Система органов власти в провинциях во многом напоминает общенациональную. Представительными и законодательными органами являются однопалатные законодательные собрания провинций (30-80 депутатов). Они избирают из числа своих членов и на срок своих полномочий премьера, который возглавляет исполнительную власть в провинции. Премьер формирует Исполнительный совет. Законодательное собрание провинции может вынести вотум недоверия Исполнительному совету, исключая премьера, или самому премьеру. В первом случае премьер формирует новый совет, во втором - весь Исполнительный совет уходит в отставку.

 

Правовая система

 

Общая характеристика

 

ЮАР имеет смешанную правовую систему, сочетающую элементы римско-голландского права и английского права. Среди черных африканцев действует также обычное право.

Римско-голландское право - самостоятельная система, которая существовала в нидерландской провинции Голландия с XV до XIX в. Эта система представляла собой римское право, интерпретированное средневековыми голландскими юристами, тесно связанное со староголландским обычным правом и дополненное законодательными актами периода бургундского и испанского владычества, большинство из которых были приняты в XVI в. Римское право в Голландии было реципировано в форме, которую ему придали глоссаторы и комментаторы. В течение XVII-XVIII вв. известные голландские правоведы, такие как Гуго Гроций (1583-1645), Арнольд Винний (1588-1657), Иоганн Вет (1647-1713), Корнелий ван Бинкерсхек (1673-1743), Дионисий ван дер Кессель (1738-1816), исследовали римское право с исторической точки зрения и приспосабливали его к современным им практическим потребностям.

В начале XIX в. в самой Голландии право было преобразовано по французскому образцу (на основе кодексов Наполеона), но в колониях, захваченных в начале XIX в. англичанами (в Южной Африке, на Цейлоне и т.д.), бурских республиках Трансвааль и Оранжевая оно действовало практически в первоначальном виде.

Англичане, утвердив свое господство в южноафриканских колониях, сохранили действие как римско-голландского права, так и некоторых местных обычаев. По конституционному Акту об образовании Южно-Африканского Союза (1909) определялось, что право отдельных колоний, которое действовало к моменту создания Союза, является действующим до тех пор, пока не будет пересмотрено Парламентом Союза или провинциальными советами.

В течение XIX и XX вв. южноафриканское право перерабатывалось как в силу социально-экономического развития, так и под влиянием английской правовой культуры. В соответствии с английским правом были практически полностью преобразованы уголовный и гражданский процесс, уголовное, конституционное, административное и торговое право. Традиции английского права стали определять судоустройство, положение судьи, принцип связанности прецедентом, деятельность юристов. Поскольку в римско-голландском праве отсутствовали нормы, способные регулировать современные товарно-денежные отношения, многие английские законы, регулирующие оборот ценных бумаг, банкротство, морскую торговлю, страхование и правовое положение торговых товариществ, были реципированы.

В то же время законы, относящиеся к собственности, лицам, наследованию и (в меньшей мере) контрактам, все еще находятся под преобладающим влиянием римско-голландского права. Именно в ЮАР, как нигде в мире, римское право продолжает и сегодня сохранять свою жизненную силу. На тексты из знаменитого Свода Юстиниана (Corpus Juris Civilis) VI в. все еще ссылаются как на источник права, а истолкование им дается на основе трудов Гуго Гроция. В решениях южноафриканских судов преемственность римского права в его эволюционном развитии прослеживается гораздо явственнее, чем на Европейском континенте, где эта преемственность благодаря посреднической миссии гражданских кодексов если не прервана, то в значительной мере исчезла из сознания юристов.

Английское право проникало в Южную Африку и косвенным путем. В тех случаях, когда суды сталкивались с неясными, по их мнению, местами, проблемами и устаревшими нормами в римско-голландском праве, они были склонны обращаться за помощью к английскому прецедентному праву, с которым судьи, получившие в большинстве своем образование в Лондоне, были знакомы гораздо лучше, чем с сочинениями голландских юристов.

В настоящее время Южная Африка имеет некодифицированную систему права. Два главных источника современного южноафриканского права - законодательство и прецедентное право. Каждый суд связан решениями вышестоящего суда. Решения магистратских судов прецедента не создают. Обычай, хоть и является источником права, имеет незначительное применение. Законодательство включает Конституцию и акты Парламента (законы), конституции и законодательные акты провинций, а также подзаконные правовые акты - от правительственных до муниципальных. Конституция содержит достаточно сложные правила разграничения законодательной компетенции Республики и провинций и разрешения коллизий национального и провинциального законодательства.

Международные соглашения, ратифицированные ЮАР, не становятся автоматически частью ее законодательства и не пользуются приоритетом. Согласно Конституции любое международное соглашение становится в Республике общеобязательным путем принятия соответствующего национального закона; только имеющие прямое действие нормы соглашений, одобренных Парламентом, являются непосредственно законом в Республике, если не противоречат Конституции или акту Парламента.

С "европейской" правовой системой в ЮАР сосуществует африканское обычное право. На сегодняшний день из 36млн. жителей лишь 16% - потомки выходцев из Европы. Правовые споры среди чернокожего населения страны решаются специальными "местными судами" (native courts) на основе обычного права племени банту. В то же время с падением режима апартеида все большее число чернокожих африканцев воспринимает европейскую правовую культуру и интегрируется в современное общество.

В 1990-е гг. правовая система ЮАР, как и ее политическая система, подверглась коренной трансформации, связанной с переходом от режима апартеида к нерасовому обществу. Большое количество дискриминационных законов и норм, пронизывавших правовую систему, отменены или изменены. В ходе конституционно-правовой реформы созданы новые демократические институты. В 1994 г. учреждены Конституционный суд, Комиссия по правам человека и Комиссия судебной службы, а также законодательно утверждены правила процедуры для указанных органов. В том же 1994 г. создана Служба публичного защитника. Основы новой демократической государственности и правовой системы закреплены в Конституции 1996 г. Каталог прав и свобод человека, содержащийся в новой Конституции, не только полностью соответствует всем международным стандартам, но и отмечен определенными новациями по сравнению с другими демократическими странами.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...