Гражданское и смежные с ним
Отрасли права
Частное право ЮАР, как и правовая система страны в целом, имеет гибридный характер. В семейном, наследственном и вещном праве по-прежнему доминируют концепции римско-голландского права, а влияние английского права незначительно. Сильнее оно в общем договорном и деликтном праве, хотя и здесь в целом сохранен понятийный аппарат римского права. В то же время большинство специальных институтов торгового права имеют уже чисто английское происхождение. Как и в романо-германской правовой системе, частное право ЮАР традиционно подразделяется на право лиц, семейное право, право собственности, обязательственное (договоры, деликты, неосновательное обогащение) и наследственное право. Праву лиц известен институт эмансипации. Усыновление регулируется Актом о детях (1960), заключение брака - Актом о браке (1961). Брак заключается в присутствии 2 свидетелей перед гражданским чиновником или служителем церкви, который наделен соответствующими функциями министром внутренних дел. Акт о брачных отношениях (1953) расширил права замужних женщин, позволив им самостоятельно распоряжаться собственными доходами и сбережениями, открывать счета в банках и т.д. Акт о собственности супругов (1984) отменил семейную власть мужа над личностью и собственностью его жены, что означало ликвидацию всех существовавших до этого ограничений гражданской дееспособности последней. Если супруги подчиняют свой брак законному режиму общности имущества, они обладают равными правами по распоряжению общей собственностью. Расторжение брака допускается по двум основаниям: непоправимый распад брака и душевная болезнь или длительное бессознательное состояние супруга (Акт о разводе 1979 г.).
В вещном праве решающая роль римского права неоспорима. Примером этого может служить понятие единства собственности, которое отличают от ограниченных вещных прав и от владения. Столь резкое разграничение этих понятий неизвестно общему праву. Институт доверительной собственности англо-американского права не был воспринят в Южной Африке. Основными правами на чужую вещь признаются сервитуты, залоговые (на движимую или бестелесную вещь) и ипотечные права. Нынешнее деликтное право ЮАР уходит своими корнями в римские Законы XII таблиц и Закон Аквилия конца II - начала III в. до н.э. Правила распределения ответственности при наличии встречной вины истца установлены Актом о распределении убытков (1956). Тот же акт регулирует распределение ответственности сопричинителей вреда. Деликтное право восприняло английскую доктрину субститутивной (субсидиарной) ответственности. Общие принципы такой ответственности применяются и к государству (Акт об ответственности государства 1957 г.). Основным источником наследственного права является Акт о завещаниях (1953). Организационно-правовые формы ведения хозяйственной деятельности взяты из английского права и оформлены Актом о компаниях (1973). Публичные компании (с правом выпуска акций для открытой продажи) должны иметь не менее 7 акционеров, а частные компании могут иметь и одного акционера, но не более 50. В партнерствах (товариществах) не должно быть более 20 членов. Основными законами в области торгового права являются акты о неплатежеспособности (1936), о купле-продаже в рассрочку (1942), об отчуждении земли (1981), о страховании (1943), о векселях (1964), основанный на английских актах о векселях 1882 г. и о чеках 1957 г.; Акт о банках (1965), Акт о финансовых институтах (инвестиционных фондах) (1984). Хотя в ЮАР традиционно существует свободная рыночная экономика, южноафриканскому государству принадлежит исключительно важная роль в регулировании всех сфер хозяйственной деятельности. Корпорация индустриального развития, учрежденная согласно Акту об индустриальном развитии (1940), поощряет и финансово поддерживает развитие новых секторов промышленности. Акт о контроле за ценами (1964) учредил должность контролера, уполномоченного устанавливать максимальные цены на широкий спектр товаров и услуг. Согласно Акту о маркетинге (1968) Национальный совет маркетинга при поддержке комитетов производителей и потребителей осуществляет надзор за процессом упаковки, хранения, маркировки и рекламы пищевых и иных продуктов. Вся эта деятельность осуществляется под общим контролем Министерства экономики.
Акт о регулировании монопольных условий (1955) установил механизм расследования Советом по торговле и промышленности случаев монополистической деятельности. На основе доклада Совета по торговле и промышленности министр экономики может прекратить конкретную деятельность и расторгнуть конкретные соглашения, признанные монополистическими и не оправданными с точки зрения общественных интересов. В области горнодобывающей промышленности наиболее важными законами являются Акт о горных правах (1967) и Акт о драгоценных камнях (1964). Обычно права на недра отделены от прав на соответствующий земельный участок. Государство имеет право добычи и распоряжения драгоценными металлами, минералами и камнями, которое оно осуществляет, предоставляя участки недр в аренду. Право добычи обычных металлов принадлежит владельцу земли, где они были обнаружены. В области энергетики приняты Акт об атомной энергии (1967) и Акт об обогащении урана (1970). Значительное развитие в ЮАР получило экологическое право. Наиболее важными из многочисленных законодательных актов в этой сфере являются акты о предотвращении загрязнения атмосферы (1965), о сохранении почв (1969), о национальных парках (1976), о контроле за загрязнением моря (1980), о сохранении окружающей среды (1982) и о сохранении агрикультурных ресурсов (1983). Законодательство об интеллектуальной собственности в ЮАР основано на Акте о патентах (1978), Акте об авторских правах (1978), Акте о торговых марках (1963) и Акте о промышленных образцах (1967). Все они следуют принципам английского права.
Гражданский процесс также построен по английскому образцу. Основными его источниками являются Акт о Верховном суде (1959), дополненный Едиными правилами суда (Government Notice R 48 of 1965) и Правилами апелляционного отдела (Government Notice R 1207 of 1961 с последующими изменениями), и Акт о судах магистратов (1944, с последующими изменениями). Процедуры в гражданских и торговых делах не различаются. Третейское разбирательство регулируется Актом об арбитраже (1965).
Уголовное право и процесс
Уголовное право ЮАР сформировалось под влиянием английских концепций. Южная Африка остается одной из немногих стран мира (наряду с Англией и некоторыми австралийскими штатами), не кодифицировавших уголовное законодательство. Нормы, относящиеся к общей и особенной части уголовного права, содержатся в многочисленных законодательных актах: о мятежных собраниях (1956), о сексуальных преступлениях (1957), об экстрадиции (1962), о декриминализации (1991), о предупреждении публичного насилия и устрашения (1991), о наркотиках и обороте наркотиков (1992), о коррупции (1992) и др. В ряде районов ЮАР, населяемых банту, применялся изданный в 1886 г. Уголовный кодекс для туземных территорий, который был составлен по образцу индийского УК 1860 г. Кроме того, власти ЮАР разрешали некоторым лояльным им вождям африканских племен осуществлять ограниченную юрисдикцию, используя при этом нормы обычного права банту (отчасти это право применяется и поныне). Уголовное законодательство периода апартеида отличалось жестокостью по отношению к чернокожим и активным противникам режима. В период апартеида применение смертной казни в ЮАР, в том числе за политические преступления, носило массовый характер. Закон о внутренней безопасности 1982 г. предусматривал смертную казнь за "терроризм", который понимался широко и охватывал акты или угрозу применения насилия и покушение на акты насилия, совершенные, кроме прочего, с намерением "свержения или создания опасности для государственной власти... обеспечения или проведения каких-либо конституционных, политических, промышленных, социальных или экономических изменений в республике". За пособничество лицу, осужденному за "терроризм", выносится такой же приговор. Закон о внутренней безопасности заменил Закон о саботаже и иные законы о безопасности, которые предусматривали смертную казнь по более широкому кругу преступлений.
В настоящее время уголовное право ЮАР предусматривает следующие виды наказания: тюремное заключение (в том числе пожизненное), периодическое тюремное заключение на общий срок от 100 до 2000 часов в течение нескольких недель или месяцев, помещение в учреждения нетюремного типа, штрафы и порка. Осужденные за менее тяжкие преступления часто имеют право выбора - например, штраф или тюремное заключение. Сроки тюремного заключения обычно составляют от 2 до 10 лет за ограбление, до 12 лет за изнасилование, 10-15 лет за незаконное владение огнестрельным оружием, пожизненное заключение за убийство. Смертная казнь отменена в начале 1995 г. Порка часто используется для наказания несовершеннолетних правонарушителей за хулиганство, однако может применяться только к лицам мужского пола до 13 лет. Уголовный процесс. В южноафриканском государстве сложилась заимствованная у Англии состязательная система уголовного судопроизводства. Однако институт суда присяжных был отменен в ЮАР в 1969 г. Источниками уголовно-процессуального права являются акты об уголовной процедуре (1955 и 1977), о компьютерных доказательствах (1983), о расследовании серьезных экономических преступлений (1991), о международном сотрудничестве по уголовным делам (1996). В период апартеида большинство африканского населения было подчинено особой системе юстиции, представленной судами вождей и их городскими аналогами. Согласно Акту о черной администрации (1927) некоторые африканцы могли приобретать право созывать суды и рассматривать вопросы, относящиеся к их обычному праву. Так как последнее не проводит различия между уголовным и гражданским правом, подобные суды могли рассматривать некоторые уголовные дела. В течение многих лет суды африканцев были "оппозиционной" системой юстиции; с падением режима апартеида они стали интегрироваться в общую судебную иерархию ЮАР. В 1990-е гг. в уголовную процедуру были внесены многочисленные изменения, призванные устранить элементы чрезвычайного и расистского характера. Так, В ременная конституция 1994 г. отменила ст.29 Акта о внутренней безопасности, позволявшую правительству задерживать лиц на неопределенный срок без предъявления обвинения. Новое законодательство установило независимые Комиссию по правам человека и Службу публичного обвинения, назначаемые Парламентом. Публичный обвинитель управомочен расследовать обвинения в злоупотреблениях или некомпетентности государственных чиновников, в том числе служащих правительства.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|