Гражданское и смежные с ним
Отрасли права
Основой сербского гражданского права на протяжении веков выступали византийское и местное обычное право. Рецепция византийского права в Сербии XIV в. была особенно заметна именно в области гражданско-правовых отношений. Многие институты вещного, обязательственного и наследственного права были полностью или частично заимствованы из Византии. Однако сербское законодательство и обычай нередко вносили в них весьма существенные коррективы. В области брачно-семейных отношений господствовали нормы византийского церковного права. Современное гражданское право Сербии начало складываться после получения страной автономии в составе Османской империи в начале XIX в. В 1829 г. князь Милош назначил комиссию для составления гражданских законов, в основу которых должен быть положен кодекс Наполеона. Работа этой комиссии была безуспешной. В 1840 г. князь Александр Кара-Георгиевич учредил новую комиссию с той же целью. В основание будущих сербских законов на этот раз были положены австрийские образцы. Но и вторая комиссия заседала долго и бесплодно. В отсутствие гражданского законодательства новые общественные отношения регулировались частными государственными актами и обычным правом. Старинные обычаи держались в Сербии и Черногории, особенно в крестьянстве, очень крепко. Гражданское право межвоенной королевской Югославии было раздроблено на 6 областей: Сербия (ГК 1844 г.), Воеводина (венгерское прецедентное право), Хорватия и Славония (австрийское Общее гражданское уложение 1811 г.), Словения и Далмация (то же австрийское Уложение 1811 г. с новеллами периода Первой мировой войны), Черногория (Общий кодекс о собственности 1888 г.). Наконец, шариат применялся к мусульманам на всей территории страны. Эта правовая мозаика была упразднена решением Антифашистского комитета от 3 февраля 1945 г. и законом 1946 г. Тем не менее старые акты (в качестве дополнительного законодательства) некоторое время действовали.
В социалистический период гражданское право развивалось (за исключением небольшого периода конца 1940-х гг.) на основе концепции "рыночного социализма". В место создания единого ГК югославский законодатель пошел по пути принятия законов по отдельным гражданско-правовым институтам (о наследовании 1955 г., об исковой давности 1953 г., о чеках 1946 г., о векселях 1946 г. и др.). В соответствии с Конституцией СФРЮ 1974 г. регулирование многих вопросов гражданского права перешло в компетенцию республик, входивших в состав СФРЮ. В большинстве республик действовали свои законы о наследовании, о собственности и т.д., в которых были учтены основные положения федерального акта. Довоенное семейное право Югославии строилось на сугубо религиозной основе и, соответственно, сильно различалось в зависимости от конфессии. В социалистический период оно было полностью секуляризовано и унифицировано, очищено от пережитков феодального прошлого. Новое семейное законодательство составили Основной закон о браке (1946), Основной закон об отношениях между родителями и детьми (1947), Закон об усыновлении (1947), Основной закон об опеке (1965). В социалистической Югославии было весьма развито экономическое (хозяйственное) право, в котором основное внимание уделялось вопросам производственного самоуправления трудящихся. В соответствии с Основным законом об управлении государственными хозяйственными предприятиями и высшими хозяйственными содружествами со стороны трудовых коллективов (1950) на всех предприятиях, в торговых и сельскохозяйственных организациях на 1-2 года избирались рабочие советы. Последние выбирали правление, которое участвовало в разработке производственных планов, осуществляло контроль за их реализацией, заботилось о трудовой дисциплине, распределяло чистый доход предприятия. По отдельному закону, принятому в конце 1951 г., в общегосударственном плане намечались лишь общие пропорции экономического развития, производства и распределения. Большие права в планировании предоставлялись предприятиям, которые нацеливались на более активное использование товарно-денежных отношений. В 1960-х гг. экономическая самостоятельность предприятий еще более расширилась. В 1965 г. принят Закон о банкротстве. В 1967 г. разрешены прямые иностранные инвестиции в экономику Югославии.
Нетипичная для социалистических стран политика проводилась и в аграрном секторе. В ноябре 1951 г. была остановлена начатая в 1949 г. коллективизация. В место этого взят курс на укрепление снабженческо-сбытовых кооперативов. Производственные кооперативы распускались. В постановлениях, принятых в 1953 и 1954 гг., разрешалась свободная продажа и аренда земли, определенное использование наемной рабочей силы. Новый этап в развитии гражданского и смежных с ним отраслей права связан со сменой общественного строя в Югославии. Конституция СРЮ 1992 г. (ст.69) гарантирует свободу труда и предпринимательства, а также право собственности. Согласно Конституции лица без гражданства не могут стать собственниками земли, а иностранные граждане приобретают ее только "на началах взаимности в соответствии с законом" (ст.70). Природные богатства являются государственной собственностью. Сельскохозяйственные угодья и городские земли могут находиться в любой форме собственности (ст.73). Гражданское право в СРЮ по-прежнему не кодифицировано. Соответствующие блоки регулируются отдельными законами, которые отражают общепринятую в романо-германской семье систему. Так, законы, регулирующие имущественные отношения, выделяют вещное и обязательственное право в качестве самостоятельных разделов гражданского права. Вещные отношения в Сербии и Черногории регулируются республиканскими законами о собственности, в основе которых лежит Федеральный закон "Об основных имущественно-правовых отношениях" от 31 января 1980 г. Кроме того, административно-правовые ограничения правомочий собственника предусмотрены законами об экспроприации, которые действуют в обеих союзных республиках СРЮ. Обязательственное право основано на Законе "Об обязательственных отношениях" от 30 марта 1978 г. с изменениями и дополнениями 1985 г. (им регулируются также залоговые отношения). Наследственные отношения регулируются республиканскими законами о наследовании.
В 1990-е гг. в связи с переходом от "рыночного социализма" к свободной рыночной экономике наиболее серьезные изменения произошли в хозяйственном праве, которое теперь правильнее именовать торговым. Еще в 1989 г. на федеральном уровне принято новое законодательство о компаниях. Федеральный закон о торговле 1993 г. заложил основы современного законодательства о недобросовестной конкуренции. В декабре 1994 г. Союзная Скупщина одобрила Закон о государственных предприятиях, упразднив тем самым категорию "общественной собственности". Ряд новых законов нацелен на привлечение в страну иностранных инвестиций (Закон об иностранных инвестициях 1992 г., Закон о свободных экономических зонах 1994 г.). В то же время процессы приватизации и либерализации в экономике Югославии (особенно в Сербии) осуществляются значительно медленнее и осторожнее, чем в других восточноевропейских странах. Начало приватизации в Сербии было положено Законом об условиях и процедуре преобразования общественной и других форм собственности 1991 г. В 1997 г. его сменил новый сербский Закон о преобразовании собственности. В 1996 г. новое законодательство о приватизации принято в Черногории. Правительство сохраняет за собой право экспроприировать собственность в "общественных интересах". Согласно сербскому Закону об экспроприации 1993 г. государство обязано предложить адекватную (по крайней мере, не ниже рыночной цены) компенсацию за экспроприируемую собственность. В сфере трудового права принят новый Федеральный закон об основах трудовых отношений 1996 г., сербский Закон о трудовых отношениях 1993 г., черногорский Закон о трудовых отношениях 1990 г. Несмотря на некоторые новые положения, они отражают многие принципы прежнего, социалистического трудового законодательства.
Уголовное право
Сербское уголовное право было впервые кодифицировано в 1349 г. в своде законов царя Душана ("Законник Стефана Душана"), отразившем сильное влияние византийского уголовного права. После распада сербского средневекового государства (1454-1459 гг.), во время турецкого господства, реакция против преступности снова приобрела частноправовой характер (кровная месть и имущественное возмещение). В начале XIX в. (первое восстание сербов) работа в области законодательства была возобновлена. Тем не менее вплоть до 1860 г. уголовное право Сербии оставалось несистематизированным и развивалось от случая к случаю. Сохранялось применение варварских средневековых наказаний. В 1860 г. было издано Уложение о наказаниях, которое восприняло нормы прусского Уголовного кодекса 1851 г. Оно устанавливало следующую шкалу наказаний: смертную казнь, назначаемую за убийство, кражу, совершенную в третий раз, государственные преступления и др., каторжные работы от 2 до 20 лет, тюремное заточение от 2 до 20 лет и тюремное заключение от 30 дней до 5 лет, телесные наказания от 10 до 50 ударов и др. Телесные наказания были полностью отменены лишь в 1873 г. В Черногории обычай оставался основным источником уголовного права до середины XIX в. В 1855 г. князь Данило опубликовал кодекс (95 статей), содержавший постановления уголовно-правового характера. Уголовный кодекс Черногории 1906 г. представлял почти дословную копию сербского УК 1860 г. Ко времени образования Югославии (1918 г.) на соответствующей территории существовало 6 областей с различным правом, с 6 различными уголовными кодексами. В 1919-1921 гг. на всю страну было частично распространено действие сербского уголовного законодательства. В 1929 г. принят первый общеюгославский УК. Уголовное законодательство народно-демократической Югославии первоначально состояло из Общей части УК 1948 г. (разработанной под сильным влиянием советского уголовного права), Закона о воинских преступлениях 1948 г. и еще нескольких уголовных законов. Однако уже в 1948 г. была начата работа над новым Уголовным кодексом, который был принят 2 марта 1951 г. и представлял частичный возврат к Кодексу 1929 г. Наиболее значительные изменения к нему были сделаны в 1959 г. под влиянием школы "новой социальной защиты" (современные нормы об ответственности несовершеннолетних, сокращение максимальных сроков заключения и т.д.). УК 1951 г. действовал в качестве единого для всей Югославии уголовного закона до 1976 г. Конституция 1974 г. изменила распределение законодательных полномочий между федерацией и республиками, в частности в области уголовного права. С этого момента федеральное (союзное) законодательство стало определять только основные принципы уголовной ответственности (Общая часть) и устанавливать ее лишь в отношении тех объектов преступного посягательства, которые воплощают интересы федерации в целом или отдельных союзных органов (Особенная часть). Все остальные вопросы уголовного законодательства были отнесены к компетенции союзных республик и автономных краев.
28 октября 1976 г. был принят новый Уголовный кодекс СФРЮ, который вступил в силу 1 июля 1977 г., а в союзных республиках и автономных краях Югославии в течение июня 1977 г. были приняты собственные уголовные кодексы. Как и УК СФРЮ, они вступили в силу с 1 июля 1977 г. Так же как и прежний, УК 1976 г. имеет Общую и Особенную части. Однако нормы Общей части сформулированы намного подробнее. Республиканские УК делятся не на Общую и Особенную части, а на "часть I" и "часть II". В части I содержатся общие положения, которые, как правило, заключены в 5-6 главах. В них даются краткие вводные положения, основные положения об исполнении наказаний, конкретизированные нормы, относящиеся к надзору за условно осужденными, к мерам воспитательного характера и наказаниям несовершеннолетних, и толкование отдельных понятий. Во всем остальном действуют нормы Общей части УК СФРЮ. Особенная часть Уголовного кодекса СФРЮ 1976 г. включает 2 категории норм: а) предусматривающие уголовную ответственность за преступления, рассмотрение которых относится к исключительной компетенции федерации (государственные, воинские, международные) и б) содержащие составы преступлений, ответственность за которые предусмотрена также и республиканским уголовным законодательством (должностные, некоторые экономические и другие преступления, представляющие опасность для федерации в целом). Почти в 1/3 (45 из 141) статей Федерального уголовного кодекса 1977 г. на момент принятия была предусмотрена смертная казнь. Кроме уголовных кодексов в Югославии существуют иные источники уголовного права. К ним относятся специальные законодательные акты, содержащие нормы об уголовной ответственности за совершение отдельных правонарушений, и иные предписания, нарушение которых влечет ответственность на основании уголовных кодексов (например, законы о продаже лекарственных средств, о продаже ядовитых веществ, о морском и речном судоходстве 1977 г.). В 1990-е гг. в уголовное законодательство Югославии внесены некоторые изменения, связанные со сменой общественного строя. Одни из них были направлены на гуманизацию уголовного права и декриминализацию утративших общественную опасность деяний, другие - на криминализацию новых видов преступных посягательств. Смертная казнь в Сербии была отменена в феврале 2002 г., после того как федеральный парламент принял соответствующее решение в ноябре 2001 г. В июне 2002 г. парламент Черногории также принял решение об отмене смертной казни. На практике смертная казнь не применялась в Югославии в течение последних 10 лет.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|