Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава 2 методика оценки FMEA (пока набросок.)




Составляющие оценки видов, последствий и причин

Количественные оценки значимости, возникновения и обнаружения потенциальных несоответствий или их причин определяются на основе статистических данных или мнений экспертов с помощью соответствующих типовых шкал.

После получения экспертных оценок указанных составляющих путем их перемножения определяется приоритетное число риска (ПЧР) - обобщенная количественная характеристика риска несоответствия.

1.5.1Значимость

Значимость - это оценка по 10-балльной шкале серьезности последствия. Ранг (балл) значимости определяется экспертно по типовой шкале. Если последствий несколько и значимости их разные, то для дальнейшего расчета ПЧР используется максимальное значение значимости.

1.5.2Возникновение

Возникновение - это оценка вероятности, с которой ожидается появление несоответствия, последствия или причины. Для оценки частоты возникновения по возможности следует использовать имеющиеся статистические данные по подобным изделиям/процессам с учетом изменений рабочей среды (Ppk (Cpk), частота отказов за определенный срок и т.п.). Если таких данных нет, допустимо давать субъективные оценки на основе информации о процессе.

1.5.3 Обнаружение

Обнаружение - это оценка вероятности того, что применяемые средства контроля обнаружат признаки несоответствия, последствия или причины прежде, чем эти признаки будут замечены потребителем. Необходимо оценить по 10-балльной шкале вероятность того, что несоответствие и/или причины, его вызвавшие, будут обнаружены прежде, чем изделие покинет расположение процесса.

Должны быть рассмотрены методы управления двух типов, которые:

– предотвращают возникновение вида несоответствия,

– обнаруживают вид несоответствия при его возникновении.

В общем случае ранг обнаружения для объекта анализа определяется в зависимости от экспертной оценки частоты обнаружения. По возможности следует использовать фактические данные и статистические методы для оценки частоты обнаружения.

Если статистических данных нет, следует предположить, что несоответствие возникло, а затем определить способность всех действующих мер управления процессом обнаружить несоответствие и предотвратить отправку изделия с этим видом несоответствия потребителю.

1.5.4Приоритетное число риска

Приоритетное число риска (ПЧР) - обобщенная количественная характеристика объекта анализа. ПЧР определяется после получения экспертных оценок составляющих - рангов значимости, возникновения и обнаружения, путем их перемножения. Объекты анализа упорядочиваются по убыванию значений ПЧР.

Для каждой области применения должно быть установлено граничное значение ПЧР - ПЧРгр. В случае если фактическое значение ПЧР превосходит ПЧРгр, по результатам анализа должны разрабатываться и внедряться корректирующие/ предупреждающие действия для снижения или устранения риска последствий. Если фактическое значение не превосходит ПЧРгр, то считается, что объект анализа не является источником существенного риска и корректирующие/ предупреждающие действия не требуются (см. рисунок 1.3).

Примечании: Значения ПЧРгр могут периодически пересматриваться, например, в рамках конкретного проекта и на этапах его разработки.

 

4.2.1 Описание операций, целей и требований к операциям

Заполнение графы 1 протокола PFMEA осуществляется с учётом определенных функций, целей и требований к процессу. Функции технологической операции описываются с точным указанием технологических режимов и параметров. Требования к результатам (цели) должны быть выражены в количественной форме с указанием поля допуска.

Таблица 1.1 — Графы протокола FMEA
Процесс Функция/ Требования Потенциальное несоответствие Последствие потенциальное несоответстви? S Потенциальная(-ые) причина(-ы) или механизм(-ы) несоответствия О Меры по предотвращению Меры по обнаружению Обн. D ПЧР Рекомендуемое(-ые) мероприятие(-я) Ответственный и намечен- Р езультаты действий
Предприм. действия Новые баллы
S О D ПЧР
                                 
                                 
На рисунке 1.4 представлена укрупненная схема проведения PFMEA. DFMEA проводится аналогичным образом.

 

4.2.2 Определение видов потенциальных несоответствий и их последствий

Виды потенциальных несоответствий определяются на основе анализа технологического процесса и информации о несоответствиях подобных технологических процессов. При генерации видов несоответствий для указания в графу 2 протокола можно исходить из следующих предположений:

1 невыполнение операции (например, пропуск операции);

2 частичное невыполнение операции (например, недостаточная длина сварного шва);

3 неправильное выполнение операции (например, несоответствующие параметры процесса - скорость, давление и др.)

4 выполнение непредусмотренных (вредных) действий (например, загрязнение, избыточная влага и т.п.).

Список несоответствий должен быть полным, но в него не следует включать несоответствия, возникновение которых невозможно или слишком маловероятно. Несоответствия должны описываться в физических и технических терминах, а не в терминах того, что может заметить потребитель. При формулировании несоответствия считается, что предшествующие операции соответствуют требованиям к ним и не являются причиной несоответствия в рассматриваемой операции. Пример заполнения графы 2 протокола PFMEA приведен на рисунке 2.1.

Возможные последствия потенциальных несоответствий определяются с учетом замечаний потребителей и назначения продукции. Все последствия заносятся в графу 3 протокола анализа (см. рисунок 2.1)

4.2.3 Оценка значимости потенциальных несоответствий

Для каждого последствия анализируемого несоответствия эксперты оценивают его значимость S (см. раздел 1.5.1). Это значение указывается в графе 4 протокола (рисунок 2.1).

Оценка зависит от тяжести последствий несоответствия и определяется с помощью 10-балльной шкалы (Таблица 3.1).

При оценивании исходят из того, что значимость применима только к последствию. Если последствий несколько и значимости их разные, то для дальнейшего расчета ПЧР используется максимальное значение значимости.

Таблица 3.1 — Типовая шкала баллов значимости S при PFMEA

Последствие Критерий значимости последствия Балл S
Конечный потребитель Производство/сборка
Опасное без предупреждения Очень высокий ранг значимости, когда вид потенциального дефекта (несоответствия) ухудшает безопасность работы транспортного средства и (или) вызывает несоответствие обязательным требованиям безопасности и экологии без предупреждения. Может подвергнуть опасности персонал у станка или на сборке без предупреждения.  
Опасное с предупреждением Весьма высокий ранг значимости, когда вид потенциального дефекта (несоответствия) ухудшает безопасность работы транспортного средства и (или) вызывает несоответствие обязательным требованиям безопасности и экологии с предупреждением. Может подвергнуть опасности персонал у станка или на сборке с предупреждением.  
Очень важное Транспортное средство/узел неработоспособны с потерей главной функции. Потребитель очень недоволен. Большое нарушение производственной линии. Может браковаться до 100% продукции или ремонт занимает более часа.  
Важное Транспортное средство работоспособно, но с пониженной эффективностью. Потребитель неудовлетворен. Небольшое нарушение производственной линии. Может потребоваться сортировка продукции, когда часть ее бракуется или ремонт от 0.5 до 1 часа.  
Умеренное Транспортное средство/узел работоспособны, но некоторые системы комфорта и удобства не работают. Потребитель испытывает дискомфорт. Небольшое нарушение производственной линии. Часть продукции необходимо забраковать (без сортировки) или ремонт менее получаса.  
Слабое Транспортное средство/узел работоспособно, но некоторые системы комфорта и удобства работают с пониженной эффективностью. Потребитель испытывает некоторое неудовлетворение. Небольшое нарушение производственной линии. Может потребоваться переделка до 100% продукции или ремонт на месте.  
Очень слабое Изделие пригодно, но отделка и шумность изделия не соответствуют ожиданиям потребителя. Этот дефект (несоответствие) замечает большинство потребителей (более 75%). Небольшое нарушение производственной линии. Может потребоваться сортировка и частичная переделка продукции.  
Незначи­ тельное Изделие пригодно, но отделка и шумность не соответствуют ожиданиям потребителя. Дефект (несоответствие) замечает 50% потребителей. Небольшое нарушение производственной линии. Может потребоваться переделка части продукции на специальном участке.  
Очень незначи­тельное Изделие пригодно, но отделка и шумность Небольшое нарушение  
не соответствуют ожиданиям потребителя. производственной линии.  
Дефект (несоответствие) замечает Может потребоваться доработка  
разборчивый потребитель (менее 25%). части продукции на основной технологической линии.  
Отсутствует Никакого заметного последствия. Легкое неудобство для оператора  

4.2.4 Определение возможных причин потенциальных несоответствий

Возможные причины потенциальных несоответствий определяются на основе описания анализа операций (графа 1 протокола) и требований к операции, а также изучения прошлых трудностей, связанных с анализируемым процессом (статистические данные).

Причины следует описывать через факторы, которыми можно управлять или корректировать. Описание должно быть как можно более точным и полным. Это необходимо для того, чтобы выработать результативные рекомендации.

Выявленные причины заносятся в графу 5 протокола. Одновременно в графах 7 и 8 «Меры по предупреждению» и «Меры по обнаружению» указываются существующие меры по предупреждению и обнаружению каждой причины (рисунок 2.1).

4.2.5 Ранжирование причин потенциальных несоответствий

Чтобы выделить среди причин потенциальных несоответствий те, которые обязательно должны быть устранены (наиболее рисковые), производят ранжирование причин (например, с использованием диаграммы Парето).

Следует определить, какие виды несоответствий требуют доработки процесса в первую очередь (несоответствия с максимальным ПЧР). Также необходимо уделить внимание видам несоответствий, значимость последствий которых велика (ранг значимости составляет 9 или 10, то есть данные несоответствия влияют на безопасность).

Чтобы выделить причины потенциальных несоответствий, риск которых основан не только на высокой значимости последствия, но и на высокой частоте возникновения, причины можно ранжировать по произведению рангов значимости и возникновения (S-O).

2.10. Разработка рекомендаций по снижению риска

Для всех причин, имеющих значение ПЧР > ПЧРгр, разрабатывают рекомендации, направленные на снижение риска до приемлемого уровня.

Формулируются конкретные меры устранения выявленных потенциальных несоответствий и/или их причин, направленные на снижение показателей O, D и, соответственно, ПЧР. Предварительно по каждой причине проводится анализ и оценка возникновения и обнаружения и рассчитывается планируемое значение ПЧР.

Разработанные рекомендации с указанием ответственных за исполнение и сроков заносят в графы 11 и 12 протокола анализа (рисунок 2.1).

2.11. Оценка эффективности запланированных мероприятий

После выполнения запланированных мероприятий команда экспертов проводит повторный анализ, выполняя оценку значимости, возникновения и обнаружения для каждой причины и рассчитывая новое значение ПЧР с учетом проведенных работ. Новые значения S, O, D и ПЧР заносятся в графы 14-17 протокола анализа.

В том случае, если все запланированные мероприятия будут внедрены и эффект корректирующих/предупреждающих действий адекватен поставленным при их разработке целям, процедура будет считаться завершенной. В противном случае принимается решение о проведении повторного FMEA-анализа процесса и разработке новых рекомендуемых мероприятий.

 


Литература

1. ГОСТ Р 51814.2 – 2001 Метод анализа видов и последствий потенциальных дефектов, ориентированном прежде всего на автомобильную промышленность.

3. Розно М.И. Как научиться смотреть вперёд? Внедрение FMEA-методологии // Методы менеджмента качества.- 2000.- №6.- с.25

1. ГОСТ Р 51814.2-2001 Системы качества в автомобилестроении. Метод анализа видов и последствий потенциальных дефектов
2. FMEA при проектировании и совершенствовании продукции и процессов. Методическое пособие. Выпуск 12, 2001. –М.: НТК «Трек», 2002, 24с.
3. Годлевский В.Е., Дмитриев А.Я., Изюменко Г.Н., Литвинов А.В., Юнак Г.Л. Применение метода анализа видов, причин и последствий потенциальных несоответствий (FMEA) на различных этапах жизненного цикла автомобильной продукции //Под ред. В.Я.Кокотова. Самара: ГП «Перспектива», 2002. -160с.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

6.1 ИСО 9000 Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь.

6.2 ИСО 9001 Система менеджмента качества. Требования.

6.3 ИСО / ТУ 16949 (ГОСТ Р 51814.1) Системы менеджмента качества в автомобилестроении. Особые требования по применению ИСО 9001 в автомобильной промышленности и организациях, производящих соответствующие запасные части.

6.4 ГОСТ Р 51814.2. Системы качества в автомобилестроении. Метод анализа видов и последствий потенциальных дефектов.

6.5 FMEA Анализ видов и последствий потенциальных отказов / Крайслер Корп., Форд Мотор Компани, Дженерал Моторс Корп. Руководство 4-е издание, 2008 г.

6.6 ГОСТ 27.310-95 Надежность в технике. Анализ видов, последствий и критичности отказов. Основные положения.

6.7 Применение метода анализа видов, причин и последствий потенциальных несоответствий (FMEA) на различных этапах жизненного цикла автомобильной продукции // Годлевский В.Е., Дмитриев А.Я., Юнак Г.Л. / Под ред. Кокотова В.Я.- Самара: ГП «Перспектива», 2002.-160 с.

6.8 MIL-STD-1629A. Procedures for performing a failure mode, effects and criticality analysis. - 1984.

6.9 Анализ видов, последствий и причин потенциальных несоответствий (FMEA). Вашуков Ю.А., Дмитриев А.Я., Митрошкина Т.А. Метод. указания / Самарский государственный аэрокосмический университет, 2008. - 31 с.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...