Самодеятельность специальный подготовка урок
Метод (от греческого слова metodos - буквально путь к чему- либо) означает способ достижения цели, определенным образом упорядоченную деятельность. Методом обучения называют способ упорядоченной взаимосвязанной деятельности преподавателя и обучаемых, деятельности, направленной на решение задач образования, воспитания и развития в процессе обучения. Методы обучения являются одним из важнейших компонентов учебного процесса. Без сопутствующих методов деятельности невозможно реализовать цели и задачи обучения, достичь усвоения учащимися определенного содержания учебного материала. При целостном подходе необходимо выделить 3 большие группы методов обучения: Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности Методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности Методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности. В каждой из трех групп методов отражается взаимодействие педагогов и учащихся. Организаторские влияния учителя сочетаются здесь с осуществлением и самоорганизацией деятельности учащихся. Стимулирующее влияние педагога ведут к развитию внутреннего стимулирования учения у школьников. Контролирующее действие учителей сочетаются с самоконтролем учащихся. Каждая из основных групп методов в свою очередь может быть подразделена на подгруппы и входящие в них отдельные методы. Поскольку организация и сам процесс осуществления учебно-познавательной деятельности предполагают передачу, восприятие, осмысливание, запоминание учебной информации и практическое применение получаемых при этом знаний и умений, то в первую группу методов обучения необходимо включить методы словесной передачи и слухового восприятия информации (словесные методы: рассказ, лекция, и другие); методы наглядной передачи и зрительного восприятия учебной информации (наглядные методы: иллюстрации, демонстрация и другие); Методы передачи учебной информации посредством практических, трудовых действий и тактильного, кинестетического ее восприятия (практические методы).
Процесс учебного познания обязательно предполагает организацию осмысления учебной информации и логического ее усвоения. Поэтому необходимо выделить подгруппы методов организации индуктивный и дедуктивный, а также репродуктивной и проблемно поисковой деятельности учащихся. Восприятие, осмысление и применение знаний может протекать под непосредственным руководством преподавателя, а также в ходе самостоятельной работы обучаемых. Отсюда возможно выделение методов самостоятельной работы, имея в виду, что другие методы обучения реализуются под руководством учителя. Каждая последующая подгруппа методов проявляется во всех предыдущих, и поэтому теперь говорят об обязательном применении методов в определенных сочетаниях с доминированием одного из видов их в данной ситуации. Схематически методы первой группы можно представить следующим образом: ü Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности. ü Словесные методы ü Наглядные и практические методы (аспект передачи и восприятия учебной информации); ü Индуктивные и дедуктивные методы (логический аспект); ü Репродуктивные и проблемно поисковые методы (аспект мышления); ü Методы самостоятельной работы и работы под руководством преподавателя (аспект управления учением). ü Методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности, исходя из наличия двух больших групп мотивов, можно подразделить на методы стимулирования и мотивации интереса к учению и методы стимулирования и мотивации долга и ответственности в учении:
ü Методы стимулирования и мотивации интереса к учению; ü Методы стимулирования и мотивации долга и ответственности в учении ü Методы контроля и самоконтроля в процессе обучения можно подразделить на составляющие их подгруппы, исходя из основных источников, получения обратной связи во время учебного процесса - устных, письменных, лабораторно-практических: ü Методы устного контроля и самоконтроля; ü Методы письменного контроля и самоконтроля; ü Методы лабораторно- практического контроля и самоконтроля.[1;34] К методам обучения предъявляется ряд обязательных требований, а именно: они · определяются целью урока; · способствуют активности учащихся в учебном процессе; · обеспечивают глубокое понимание изучаемого материала и всестороннее развитие и воспитание учащихся; · предупреждают возможные перегрузки в работе учащихся за счет правильного их отбора, системы самостоятельных работ и их сочетаний в конкретных ситуациях. Важность методов обучения в развитии учащихся несомненна. Установлено, что развивает и формирует ученика не столько само знание, сколько метод его приобретения. Однако методы обучения могут и тормозить развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся, если учитель излагает материал в готовом виде, не ставит перед ними никаких познавательных задач, избегает противоречий. При такой организации обучения на долю ученика остается лишь запоминание, заучивание суммы догматически сообщенных сведений. Такие методы обучения формируют у учащихся догматическое метафизическое мышление, дающее искаженную картину мира. Организация обучения, при которой на уроках преобладают натаскивание «по образцу», «подстановки» и т. п., мешает развитию детей. Следует помнить, что если учебная деятельность ученика протекает только в рамках воспроизведения усвоенных знании, то это не способствует его развитию. Оно останавливается на уровне простых умений и навыков. Появляется безразличие к учению, которое затормозит осуществление многих, очень хороших замыслов учителя.
Остановимся кратко на классификации методов обучения с позиций практического использования их для правильной организации урока. В настоящее время в дидактике не существует единой, общепризнанной всеми специалистами схемы классификации методов обучения. Д. О. Лордкипанидзе предложил классификацию методов, в основу которой положил источники знаний. Несмотря на многочисленных критиков, это самая распространенная и удобная для практического пользования классификация. Сегодня в ней выделяют: 1) словесные методы (рассказ, объяснение, учебная лекция); 2) наглядные методы (наблюдения, демонстрации, экскурсии); 3) практические методы (разнообразные упражнения, практические работы). По дидактическим задачам выделяют методы: 1) приобретения знаний; 2) формирования умений и навыков; 3) применения знаний; 4) творческой деятельности; 5) контроля. Возможны классификации, в основу которых положена широта дидактического действия, степень самостоятельности. Ю. К. Бабанский выделяет три группы методов: 1) методы организации и самоорганизации учебно-познавательной деятельности; 2) методы стимулирования и мотивации учения; 3) разнообразные методы контроля. М.Н. Скаткин и И.Я. Лернер предложили в основу классификации методов положить вид, характер познавательной деятельности учащихся в процессе обучения. Используя их идеи можно выделить пять обще-дидактических методов, получивших наибольшее распространение в школе: ) Объяснительно-иллюстративный, 2) репродуктивный. Их основное назначение состоит в организации усвоения знаний, сообщаемых в разнообразной форме учителем, учебником и т. д. Эти методы незаменимы в школе. Они проверены всей практикой нашей школы, позволяют получить при правильном их использовании прочные знания законов, фактов, явлений, определений и других фактических знаний. Для получения этих знаний, а также умений и навыков данные методы наиболее рациональны. 3) Частично-поисковый, или эвристический, метод. Учащиеся начинают овладевать элементарными навыками поиска знаний. 4) Проблемное изложение. Учащиеся активно работают над проблемой, поставленной и раскрываемой учителем, порой привлекаются к ее обоснованию, знакомятся с методами научного познания. 5) Исследовательский метод. Учитель поступает уже как организатор самостоятельной, творческой, поисковой деятельности учащихся. Нельзя идеализировать какой-либо один метод обучения, противопоставлять его хорошо зарекомендовавшим себя, традиционным методам. Каждый метод должен использоваться для конкретных задач урока. Поэтому необходимо заботиться о разумном комплексном сочетании различных методов. Это позволит добиться максимальной эффективности урока и внеурочных форм учебной работы, оптимально развивать способности каждого ученика.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|