Контроль знаний учащихся как неотъемлемая часть обучения
Контроль знаний учащихся выполняет по меньшей мере три функции: 1) управления процессом усвоения, его коррекции; 2) воспитания познавательной мотивации и педагогической стимуляции учащихся к деятельности; 3) обучения и развития. Для осуществления правильного, целенаправленного управления процессом обучения необходима оперативная обратная связь. Проверка знаний дает учителю информацию о ходе познавательной деятельности учащихся, о том, как идет усвоение, какие следует внести коррективы. Эту связь часто называют внешней обратной связью. При контроле получает информацию и сам ученик. Такую связь называют внутренней. Без получения информации о ходе усвоения, без обратной связи не может быть управляемого учебного процесса. Оценка знаний является мощным стимулом учения. Известно, что глубина и прочность знаний учащихся явно зависят от систематичности и глубины контроля. Там, где контроль случаен, ученики учатся хуже. Регулярный контроль воспитывает у детей привычку к систематическому труду в школе и дома, стимулирует систематическую подготовку ученика к уроку. Оценка при надлежащих условиях может превратиться во внутренний мотив учения. Это очень важно. Однако борьба за отметки, если она становится главной целью учения, имеет и отрицательную сторону - разобщает класс. Рассмотрим некоторые наиболее существенные требования к контролю знаний школьников. Контроль знаний - это проверка знаний данного ученика, предусматривающая их оценку только по результатам его личной учебной деятельности. Максимально учитываются индивидуальные особенности учащихся. Контроль должен быть объективным, требовательным, без заметных искажений истинной картины знаний ученика. Даже при доброжелательном к ним отношении многие ученики волнуются и отвечают хуже, чем знают, что трудно учесть при выставлении оценки. Недопустимо выставление оценки по принципу: слабому ученику рука не поднимается ставить «хорошо», а отличнику - «удовлетворительно».
Контроль должен быть систематическим, регулярным на протяжении всего времени обучения школьника в учебном году. Формы контроля следует разнообразить. Это разнообразие используется для нивелирования недостатков какого-либо одного метода контроля. Шаблон в контроле знаний недопустим. Проверять не только запоминание, но и глубокое осмысление учебного материала. Нельзя выставлять оценку в качестве наказания за неудовлетворительное поведение на уроке, плохое прилежание и т. д. Нельзя ставить плохую оценку ученику, отстаивающему свою точку зрения, даже если она неверна. Не следует выставлять плохую оценку школьнику, если он работал, но не сумел выполнить задание учителя. Не рекомендуется «чтение нотаций» при выставлении плохих оценок. Это подрывает веру в успех и резко снижает интерес к предмету. Контроль должен быть всесторонним, охватывать все разделы программы. Нельзя удовлетворительной оценкой за один раздел «закрывать» двойку за другой. Это порождает пробелы в знаниях учащихся. Необходимо единство требований учителей, работающих в одном классе, избегать различной трактовки балла, особенно отличной оценки. Несогласованность в действиях снижает воспитывающую роль оценки. Перечислим основные виды контроля, наиболее распространенные в школьной практике: устный опрос у доски; фронтальный опрос у доски; фронтальный опрос с выставлением оценки или поурочного балла; общественный опрос; зачет по теме; различные виды программированного контроля; визуальный контроль за выполнением задания; самостоятельные работы по теории; письменные ответы по карточкам; контроль за выполнением домашнего задания с помощью отметок в личном журнале учителя; самоконтроль.
Как видим, учитель располагает богатым набором средств контроля, что позволяет сделать его достаточно эффективным, регулярным и разнообразным.[1;78] Устный опрос. При устном опросе оценки бывают в форме балла и каких-либо слов, жестов. Учителя на оценку словом не обращают должного внимания. Сказал фразу и забыл ее. Например: «Ну и ну! Что это ты здесь намарала? Н-да! Ну, садись!»; «И откуда ты, такой грамотей, на мою голову свалился?»; «Ты опять ничего не знаешь?»; «Так, так!» и т. д. Ученик, как правило, небезразличен к такой оценке своих действий. Иногда сама форма вопроса выражает негативное отношение к ученику, что может быть главной причиной плохого ответа. Так, учитель вызывает стеснительного мальчика к доске со словами: «Ну, может быть, ты хоть на этот вопрос сумеешь ответить?» Парень молчит. Учитель должен терпеливо выслушать ответ любого ученика и на любом ответе учить весь класс, учить не только слушать товарища и подмечать ошибки в его ответах, но и дополнять, высказывать свое мнение, предлагать свой план ответа, свою версию, свой пример и т.д. К сожалению, многие учителя не дают ученику до конца высказаться, прерывают его, что создает обстановку нервозности. Учащиеся воспринимают вызов к доске как наказание. Они неуверенно отвечают, даже если и знают материал. Опрос ведь не допрос. Исправления и дополнения соучеников тоже должны быть доброжелательными. Нельзя допускать ни от кого насмешек по поводу неверного ответа. Нет такого ученика, который бы не переживал при неверном ответе. Публично ругать за неверный ответ - это погубить вообще желание отвечать. Вызов к доске воспринимается как наказание в значительной мере по этой причине. Важный показатель мастерства учителя - умение слушать. Часто устный опрос проводится по схеме: «Отвечать пойдет Иванов». Задается вопрос. Несколько минут учитель выясняет знания ученика. Затем все повторяется со вторым, третьим... пятым учеником. Класс пол урока занимается своими делами. Такой опрос совершенно недопустим. Это потерянное для класса время.
Как показывают наблюдения, даже у опытных учителей опрос не заинтересовывает, не захватывает всех, если вопросы скучны, неинтересны или формулировки вопросов неудачны. Отсюда вытекает, что вызывать к доске по любому поводу не нужно. Для ответа у доски отбираются наиболее важные, принципиальные и интересные вопросы, а готовятся к ним заранее дома. Там ученик продумывает и готовит план, а иногда и краткий конспект ответа. На уроке все будут с интересом слушать своего товарища, чтобы сравнить его ответ со своей домашней заготовкой, пытаться дополнить, исправить и т. д. При опросе большое значение имеет методика анализа, дополнений, замечаний и т. д. Учеников надо учить слушать и дополнять, не повторяясь. Если ученик при дополнении ответа повторил то же самое, что было ранее сказано, ему нельзя ставить хорошую оценку. Дополнение должно быть четким и кратким. Дело не только в экономии времени - краткий ответ требует гораздо большей работы мысли и гораздо больше развивает ученика, чем многословный того же содержания. Четкость и активность надо поощрять. Вот почему мы считаем, что использование поурочного балла в качестве стимулятора в данном случае весьма полезно. Активность способствует приобретению знаний. Зачеты. Особое место в системе контроля знаний занимают зачеты, которые хотя и не предусмотрены программой, но проводить их раз в четверть или хотя бы в полугодие вполне целесообразно. Зачет позволяет в спокойной обстановке поговорить с учеником по многим вопросам курса, обстоятельно проверить его знания. На зачет надо приглашать учащихся к определенному времени, чтобы никто не тратил время зря. Прежде всего своевременно доводится до сведения учащихся программа зачета, которая является обобщением ряда тем. Оценка знаний лишь одна из педагогически важных сторон зачета. При подготовке к зачету ученики систематизируют и закрепляют свои знания по теме или темам. Одной из наиболее удачных форм зачета представляется беседа после уроков с группой учащихся, примерно одинаковой по знаниям. Возможен зачет на уроке в виде фронтальной беседы. При этом полезно дать на дом предварительное задание для подготовки к такой беседе.
Эффективен зачет в виде письменной работы по теории с ответом на качественные вопросы. Это позволяет за урок «увидеть» знания по теме сразу всех учеников. Разнообразие такого контроля позволяет сделать его частым, что хорошо отражается на знаниях учащихся. Самостоятельные работы. Им мы придаем особое значение в системе контроля знаний учащихся. Здесь преследуются две цели: 1) дать возможность ученику проверить уровень своих знаний и умений; 2) способствовать более глубокому развитию умений применять свои знания. Поэтому к работе, ее организации, форме проведения предъявляется ряд особых требований. Как показывает опыт, наилучшие результаты достигаются, если работа содержит максимально большое число вариантов по числу и степени сложности. На самостоятельной работе вполне возможна и целесообразна разумная наводящая подсказка, поскольку наряду с контрольной функцией самостоятельная работа решает и задачи выработки умения применять знания на практике. Возможность получить помощь учителя не только уменьшает стремление списать решение задачи, но и заметно развивает детей, уменьшая к тому же страх перед «контрольной». Такая организация самостоятельной работы оправдала себя у многих учителей. Самооценка знаний учащихся. Если научить школьников сравнивать свои знания с «эталоном», который дает учитель или учебник, то можно получить информацию об усвоении знаний от самих учащихся. Она оперативна, процесс ее получения исключает отрицательные эмоции, ее можно иметь к каждому уроку. Эти бесспорные достоинства противостоят по существу одному недостатку: ученик может или ошибиться, или умышленно завысить себе оценку. Но честность воспитывается. Учитель регулярно проверяет достоверность самооценок, и возможный обман становится известным. Важное значение в системе контроля имеет гласность оценки, ее краткая аргументация, проставление в дневник. Иногда возникает вопрос: «Можно ли за примерно одинаковый ответ ставить разным ученикам разные оценки?» В воспитательных целях - да. Способный, но ленивый ученик, не работая дома, отвечает на «6,8». Ему бывает полезно поставить «6». Слабому ученику, которому с трудом дается предмет, но который много работает дома и ответил на «6,5», можно поставить «7». Это, на наш взгляд, справедливо. Такой дифференцированный подход к оценке знаний выступает здесь как эффективное средство воспитания. Итак, контроль знаний является существенным элементом современного урока. Разнообразные формы и методы контроля делают его эффективным средством управления процессом учения, обучения и воспитания.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|