Формы организации учебной работы
Формы организации урока. В педагогической литературе и школьной практике приняты в основном три формы организации работы на уроке: индивидуальная, фронтальная и групповая. Под индивидуальной работой на уроке и дома мы понимаем самостоятельную учебную деятельность учащихся по выполнению специально для них подобранного задания, соответствующего учебным возможностям каждого ученика. Часто можно наблюдать, как ученики самостоятельно или консультируясь с соседями по парте выполняют какую-либо работу после указания учителя: «Выполняйте самостоятельно». Определив индивидуальные возможности школьника, учитель в этой ситуации подбирает ему такую систему заданий, которая будет и по силам, и в то же время потребует не простого воспроизведения формулы или решения по запомнившемуся образцу, а работы со строго определенной для него долей творческой самостоятельности. И такая работа с учащимися должна быть не случайной, а систематической, продуманной. Таким образом, индивидуальная форма работы предполагает подбор таких приемов и дидактических средств обучения, которые обеспечат оптимальное развитие любого ученика в классе, как самого сильного, так и слабого такая организация урока невозможна без определения учебных возможностей ученика. В учебной деятельности школьников существенную роль играют не только его внутренние, психические свойства, но и внешние по отношению к ученику стороны учебных возможностей. Поэтому выделим две стороны учебных возможностей ученика: внутренние и внешние. К внутренней стороне учебных возможностей ученика можно отнести следующие компоненты: · способность личности к обучению, заключающаяся в способности к мышлению и запоминанию;
· наличие специальных знаний, умений и навыков, полученных учеником в результате предшествующего обучения: · наличие умений и навыков учебного труда, определенного уровня работоспособности, ответственности; · наличие совокупности мотивов учения. К внешней стороне реальных учебных возможностей ученика относятся: · разнообразные влияния на ученика в школе (учителей, коллектива учащихся в классе, различных факторов, связанных с материально-техническим обеспечением процесса обучения, и др.); · влияние семьи и среды, в которой ученик проводит свободное время. Всесторонняя и правильная оценка учебных возможностей ученика может быть только результатом длительного наблюдения за ним. Целенаправленная индивидуальная работа на уроке требует от учителя тщательной подготовки, большой затраты сил и времени. Правильно организованное индивидуальное обучение на уроке обеспечивает полноценное, развивающее обучение, компенсирует в известной степени нелегкий труд учителя. Совершенно независимо от содержания изучаемого материала, уровня общей подготовки класса, уровня педагогического мастерства учителя, методов, которые он применяет на уроках, скорость восприятия, запоминания у разных учащихся всегда будет довольно различной. Если этим пренебречь и рассчитывать на некоего среднего ученика, то произойдет естественное усреднение знаний и развития учеников в классе: для сильных учащихся пребывание в классе будет в лучшем случае бесполезным. В таком же положении окажутся и слабые, поскольку уровень преподавания в классе для них труден, теряется вера в свои силы, а как известно, нельзя воспитать положительную направленность личности в процессе деятельности, состоящей главным образом из неудач. Таким образом, индивидуальное обучение необходимо для того, чтобы дать каждому учащемуся достаточно глубокие и прочные знания, чтобы обеспечить оптимальный для каждого ученика уровень целенаправленного развития, умений самостоятельно пополнять свои знания по мере необходимости. [2;90]
Индивидуальную работу целесообразно организовывать на всех этапах урока. Проще всего ее использовать при закреплении, повторении и организации различных упражнений. Однако она эффективна и при самостоятельном изучении нового материала, особенно при его предварительной домашней проработке. Таким образом, одним из путей реализации индивидуального обучения являются дифференцированные индивидуальные задания. Они различной глубины и степени трудности - от простых на воспроизведение по образцу до творческих. В эти задания могут быть включены вопросы, для ответов на которые ученики должны поработать с книгой, написание различных планов ответа на самые разнообразные вопросы, различные творческие и специальные домашние задания: сочинения, рефераты, наблюдения, доклады на различные учебные темы и т. д. Индивидуальные задания отличаются от основных заданий в учебнике своей расчлененностью, постепенным переходом от простого к сложному, от простого воспроизведения к творческой работе. Имея достаточное количество карточек-заданий по своему предмету, можно максимально приблизиться к учебным возможностям отдельного ученика, обеспечить оптимальную индивидуальную работу каждого. Например, для слабых учащихся можно составить систему продуманных заданий, которые могут быть: - с готовыми образцами решений и задачами, которые надо решить, изучив образец · с различными алгоритмическими предписаниями, позволяющими шаг за шагом решить определенную задачу, выполнить практическую работу или упражнение; · с различными теоретическими сведениями, поясняющими теорию, явление, механизм процессов и т. д., после изучения которых надо ответить на ряд вопросов; - с требованием сравнить, сопоставить, обобщить и т. д. План индивидуальной работы с учениками можно построить следующим образом: · изучение учебных возможностей ученика с помощью различных предварительных самостоятельных работ и анализа условий, в которых он живет и учится;
· создание в предметном кабинете системы дидактических средств индивидуальной работы с учащимися; · определение оптимальных заданий для каждого ученика и системы контроля его обучения и развития; · своевременный перевод ученика на решение задач более высокого уровня, несколько опережающего его сегодняшние учебные возможности; - анализ и обобщение проделанной работы, коррекция и выводы. Индивидуальная работа с учащимися исключительно плодотворна. Анализ результатов работы многих учителей за многие годы показывает, что подавляющая часть их учеников, с которыми велась такая работа, имеет глубокие и прочные знающий по предмету. Фронтальная форма организации учебной работы. Фронтальным мы называем такой вид деятельности учителя и учащихся на уроке, когда все. ученики одновременно выполняют одинаковую, общую для всех работу. Полученные результаты работы обсуждаются всем классом, сравниваются и обобщаются. В условиях массового обучения фронтальная форма организации обучения незаменима. Она позволяет воспитывать в детях чувство коллективизма, позволяет научить рассуждать и находить ошибки в рассуждениях учеников. При правильном руководстве, знании учебных возможностей учеников очень эффективны обсуждения различных проблем всем классом. От учителя требуется большое умение найти посильную работу мысли для всех, умение выслушать всех желающих и в оптимальном объеме. Иногда полагают, что если ученик слушает своего товарища и сопоставляет его мнение со своим, то он не развивается, не работает активно и это даже тормозит его развитие, поскольку такая работа не активизирует, мол, его мыслительной деятельности. Это не так. Формы работы сами по себе не делятся на активные и пассивные. Главное в том, как при данной форме урока работает данный ученик, как он мыслит, анализирует услышанное или увиденное. При фронтальных формах урока можно добиться прекрасных результатов именно в развитии умения учащихся аргументировано рассуждать. Если правильно оценивать учебные возможности ученика, фронтальная форма организации урока позволяет широко использовать и индивидуальный подход к ученикам. Они могут в одно и то же время делать обобщения и выводы, но на разном уровне глубины. Учитель опрашивает учеников на разных ступенях обобщения в зависимости от их возможностей. Таким образом, и при фронтальной работе ученики могут и активно слушать, и делиться с товарищами мнением, знаниями. Очень важно прививать умение выслушать чужое мнение, сравнить его со своим, быстро дополнить, найти в" нем ошибки по содержанию и по планированию самого ответа. Все это несомненные достоинства фронтальной формы организации учебной работы на уроке.
При фронтальной работе классу можно давать задания и репродуктивные, и творческие. Задание, имеющее элемент творчества, может быть расчленено на ряд относительно простых и в их решении может принять активное участие почти любой ученик класса. Самым существенным недостатком фронтальной формы работы является сложность в организации активной и полезной работы всех учащихся класса. Однако правильное сочетание на уроке индивидуальной и фронтальной форм работы позволяет максимально использовать достоинства каждой из них. Так, при изучении нового материала и его закреплении наиболее эффективна фронтальная форма организации урока, а вот применение полученных знаний в измененных ситуациях лучше всего организовать, максимально используя индивидуальную работу. Лабораторные работы организуют фронтально, однако и здесь надо искать возможности для максимального развития каждого ученика. Можно, например, работу заканчивать ответом на вопросы-задания, различной степени сложности. Таким образом, удается оптимально сочетать на одном уроке лучшие стороны разных форм обучения. Групповая форма организации обучения. Наряду с фронтальной и индивидуальными формами организации урока в последние годы все более широкое распространение получает групповая форма организации обучения. Главные признаки групповой формы урока: · класс на данном уроке разбивается на несколько отделений для решения конкретных учебных задач; · каждое отделение получает определенное задание и выполняет его сообща под непосредственным руководством командира отделения или учителя; · задания выполняются таким способом, который позволяет учитывать и оценивать индивидуальный вклад каждого члена отделения; · состав отделения постоянный, он подбирается таким образом, чтобы с максимальной эффективностью для коллектива могли реализоваться учебные возможности каждого члена отделения.
В специально подобранных отделениях учебные и производственные задания выполняются по определенному плану, инструкции. Как показывает опыт, успешность работы при групповой форме урока очень зависит от организации работы в отделении. В процессе такой работы члены отделения (группы) помогают друг другу. При этом наблюдается и значительная индивидуализация обучения (особенно в регулировании темпа продвижения при изучении какого-либо вопроса), и коллективная ответственность, и заинтересованность в результатах отдельных членов группы. Групповая форма урока особенно эффективна при решении каких-либо прикладных вопросов или при углубленном изучении какого-либо частного вопроса курса. При фронтальной или индивидуальной форме урока учителю труднее помогать всем ученикам на одном уроке. Пока он работает с одним-двумя, многие из числа тех, у кого возникли вопросы, должны дожидаться своей очереди. В группе же такая помощь приходит несравненно быстрее. Опыт показывает, что сильный ученик, помогающий слабому в группе, получает при этом не меньшую пользу, чем ученик слабый, поскольку его знания в максимальной степени актуализируются и закрепляются именно при объяснении своему товарищу. Иногда сильному ученику кажется, что он знает этот вопрос но в процессе объяснения вскрываются «белые пятна», которые он ликвидирует в ходе обсуждения. Работа в группе полезна для всех членов группы.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|