Уровень общей и зарегистрированной безработицы среди
мужчин и женщин Санкт-Петербурга в октябре 1994 г. (табл. 2)
Для определения этих дисперсий можно использовать следующие формулы, учитывающие правило сложения дисперсий альтернативного признака:
D факт = D ост = , где
pj - доля безработных, зарегистрированных в службах занятости, в общей численности безработных (отдельно среди мужчин и среди женщин); - средняя доля безработных в целом по населению; nj - численность безработных - отдельно для мужчин и женщин; n - общая численность безработных; k - число групп населения по полу.
В выборочном обследовании в Санкт-Петербурге численность безработных составила: 145 мужчин и 160 женщин (без студентов и пенсионеров). Используя данные формулы, получим значения факторной и остаточной дисперсий на одну степень свободы:
Dфакт= – характеризует различия уровня безработных по полу и среднего уровня безработных по региону; Dост= – оценивает вариацию доли безработных внутри региона независимо от пола граждан. Отсюда F-критерий составит: F=
Эта величина значительно превышает табличное значение при 5% вероятности ошибки, равное 3,87. Следовательно, состав безработных по полу обусловливает существенные различия в уровне официально зарегистрированной в службах занятости безработицы: по данным табл. 2, они составляют 1,9 процентного пункта. Данные текущей статистики служб занятости о трудоустройстве населения используются для оценки общей численности безработных в периоды между обследованиями населения по проблемам занятости. Для расчета численности безработных в месяцы между двумя обследованиями применяется интерполяция соотношения численности безработных, полученной по данным обследования, и численности незанятого населения, учтенной в службах занятости на соответствующую дату. Методика подобных расчетов может быть разной в зависимости от принятой концепции интерполяции.
ТРУДОУСТРОЙСТВО НАСЕЛЕНИЯ В поисках работы в органы Федеральной службы занятости обращаются как занятые, так и не занятые трудовой деятельностью граждане. С позиции оценки ситуации на рынке труда прежде всего определяется численность зарегистрированных службой занятости граждан, не занятых трудовой деятельностью. Вместе с тем при прогнозировании состояния рынка труда важна информация и о численности граждан, занятых трудовой деятельностью, но желающих сменить место работы, опасающихся возможного сокращения на своих предприятиях, а потому и обратившихся за помощью в трудоустройстве. Статистика изучает не только численность, но и структуру обратившихся в службы занятости за помощью в трудоустройстве по категориям граждан: · занятые трудовой деятельностью; · учащиеся; · не занятые трудовой деятельностью; · пенсионеры. С ростом экономической нестабильности в обществе может возрастать доля лиц, занятых трудовой деятельностью, но желающих сменить место работы. Соответственно может возрастать и доля пенсионеров, желающих на ниве труда улучшить свое материальное положение. Так, в 1995 г. в России в органы государственной службы занятости обратилось по вопросу трудоустройства 5,1 млн человек. Из них не занятые трудовой деятельностью составили 76,9%; учащиеся, желающие работать в свободное от учебы время, - 16,6%; занятые трудовой деятельностью - 3,3% и пенсионеры - 3,2%·.
Статистика изучает состав населения, ищущего работу и обратившегося в службы занятости по полу, возрасту и образованию. В общей численности обратившихся более половины составляют женщины, при этом наиболее высока их доля среди лиц, не занятых трудовой деятельностью, а также среди пенсионеров. Из общей численности обратившихся выделяется молодежь в возрасте до 30 лет. В ее составе также преобладает доля женщин. Как результат деятельности служб занятости определяется численность трудоустроенных ими граждан в общей численности обратившихся в органы службы занятости. В настоящее время наблюдается рост доли трудоустроенных граждан среди обратившихся в поисках работы в центры занятости, особенно среди учащихся (табл. 3). Наибольший удельный вес среди трудоустроенных составляют не занятые трудовой деятельностью граждане как наиболее нуждающиеся в поддержке лица. Высок процент трудоустройства лодежи: в 1995 г. среди трудоустроенных не занятые трудовой деятельностью составляли 61,4%, а учащиеся - 36,4%. Информация о нуждающихся в работе предусматривается в разрезе отраслей и секторов экономики. Это позволяет изучать предложения рабочей силы: межотраслевое и межсекторное. Для анализа дифференциации трудоустроенных по секторам экономики составляется таблица следующего вида (пример табл. 4).
Удельный вес трудоустроенных граждан в общей численности обратившихся в органы службы занятости (по данным федеральной службы занятости, %) (Таблица 9.3)
Источник: Россия в цифрах: 1995 год. Краткий статистический
сборник/Госкомстат России. - М.: Финансы и статистика, 1996. - С. 43. Таблица №4
Не трудоуст-роено | Количество обратив- шихся в службы занятости | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1 | 2 | 3 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Секторы 1 экономики 2 3 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Среди секторов экономики выделяются: государственные и муниципальные предприятия и организации, общественные организации и фонды, совместные предприятия, частные предприятия, предприятия смешанной формы собственности.
В настоящее время среди обращающихся в центры занятости чаще преобладают граждане, работавшие ранее в государственном секторе экономики, что обусловлено доминированием государственных предприятий в национальной экономике. Абсолютное большинство из работавших ранее в государственном секторе трудоустраивается через службы занятости также в государственный сектор. Иными словами, структура трудоустроенных по секторам экономики мало дифференцирована по местам прежней трудовой деятельности граждан.
Анализ структуры предложения рабочей силы по отраслям экономики ведется по таблице аналогичного вида в которой секторы экономики заменены соответствующими отраслями. Распределения трудоустроенных и обратившихся за помощью по -(судоустройству по отраслям экономики позволяют видеть, в какой мере пополнение кадров идет за счет преимущественно внутриотраслевого притока рабочей силы и за счет межотраслевого движения кадров. Наибольшими возможностями для трудоустройства через службы занятости в 1992-1995 гг. обладали лица, работавшие ранее в торговле и общественном питании, на транспорте, в промышленности, строительстве, в сфере управления, а наименьшими - уволившиеся из науки и научного обслуживания. Пополнение кадров за счет преимущественно внутриотраслевого притока характерно в основном для промышленности. Межотраслевое движение кадров, трудоустроенных через центры занятости, зачастую имеет место в жилищно-коммунальном хозяйстве, бытовом обслуживании населении и в управлении.
|
|
Связанные с развитием рыночных отношений структурные преобразования в экономике приведут к изменению спроса и предложения на рабочую силу не только в отраслевом разрезе, но и по секторам экономики. Различные организационно-правовые формы предприятий (государственные, частные, акционерные и др.) предоставляют неодинаковые возможности решения проблемы занятости: они дифференцированы по уровню эффективности производства, резервам его роста, доходам работающих, а соответственно и по перспективам развития.
В отчете о трудоустройстве граждан фиксируется численность направленных на профессиональное обучение из числа не занятых трудовой деятельностью и еще не трудоустроенных, а также численность лиц, получивших консультации: по выбору профессии, по профессиональному обучению, по перемене места работы, по законодательству о труде и занятости и другим вопросам.
Статистика изучает продолжительность поиска работы. С этой целью по карточкам персонального учета обратившихся за помощью в трудоустройстве может быть определена общая продолжительность трудоустройства граждан (человеко-дней). Продолжительность трудоустройства рассчитывается по всем гражданам, трудоустроенным в отчетном году, исходя из данных о дате снятия с учета по причине трудоустройства и о дне регистрации обратившегося за трудоустройством. На основании данного показателя можно определить среднюю продолжительность трудоустройства граждан за год, используя формулу:
средняя общая продолжительность трудоустрой-
продолжитель- ства граждан за год (человеко-дней)
ность трудоуст- = ———————————————————
ройства граждан общее число трудоустроенных граждан
(дней) в отчетном году
Аналогично по всем безработным, трудоустроенным в отчетном году, рассчитывается общая продолжительность трудоустройства безработных (человеко-дней). При этом продолжительность поиска работы каждого считается со дня регистрации человека как "безработный" до снятия с учета по причине его трудоустройства. Далее этот показатель может использоваться для расчета средней продолжительности трудоустройства безработных в днях (путем деления его на общее число безработных, трудоустроенных в отчетном году). Для прогнозных расчетов численности безработных анализируется уровень обращаемости населения в органы службы занятости. Интенсивность спроса на рабочую силу может быть оценена через число обращений по вопросам трудоустройства на 1000 человек трудоспособного населения в трудоспособном возрасте, т. е.
|
|
уровень обращае- Численность обратившихся за
мости населения трудоустройством граждан за год
в органы службы = ————————————————
занятости среднегодовая численность трудоспособного
населения трудоспособном возрасте
Так, в 1993 г. в Санкт-Петербурге этот показатель оказался равным 26 (обратилось за трудоустройством 75 772 человека, численность трудоспособного населения в трудоспособном возрасте 2922,6 тыс. человек).
СОСТАВ БЕЗРАБОТНЫХ
Социальный портрет безработного средствами статистики получают при анализе данных от служб занятости по приложению к форме № 1-Т (трудоустройство) "Отчет о трудоустройстве и занятости населения" за год. В нем содержится информация о качественном составе безработных (распределение их по полу, возрасту, уровню образования, причинам увольнения, наличию детей, профессии, специальности). Изучение качественного состава безработных способствует разработке более эффективной политики занятости (субсидии на расширение рабочих мест, система подготовки и переподготовки рабочей силы, поощрение предпринимательской деятельности и др.).
Чтобы правильно оценить ситуацию на рынке труда, необходимо проанализировать причины, приведшие граждан к статусу безработных. В настоящее время в России острота проблемы безработицы во многом зависит от изменений в структуре экономики и конверсии военно-промышленного комплекса. В 1993 г. с оборонных производств было высвобождено в связи с конверсией 378 314 человек. Из них 56% были трудоустроены на предприятиях ВПК·, а 44% увеличили спрос на рабочую силу на рынке труда. Поэтому среди причин увольнений первое в 1993 г. и второе места в 1994 г. занимала причина - высвобождение работников (табл. 9.4). Ситуация не изменилась и в 1995 г.
Как видим, среди причин потери работы существенную роль играли такие причины, как высвобождение работников в связи с реорганизацией производства и их увольнение по собственному желанию, за которыми нередко скрываются не только неудовлетворенность содержанием и условиями труда, его оплатой, но и структурные •изменения в производстве. Среди безработных преобладают женщины (68% в 1993 г., 63% в 1995 г.) как в целом, так и по причинам увольнений. Высок их удельный вес и среди выпускников общеобразовательной и профессиональной школы. Острота проблемы занятости во многом зависит от структурных изменений в экономике. Высвобождение работников зачастую связано и с техническим прогрессом, и с падением объемов производства, и с его реорганизацией, и с конверсией военно-промышленного комплекса. Разные причины сокращения рабочих мест обусловливают соответствующую систему мер социальной защиты безработных. Вместе с тем неодинаковые реальные возможности помощи в трудоустройстве при существенных различиях ситуации на рынке труда приводят к сильной дифференциации регионов по уровню официально зарегистрированной безработицы.
Причина увольнения | Численность безработных на 1 января | |
1993г. | 1994г. | |
По собственному желанию | 37,7 | 47,7 |
За нарушение дисциплины | 3,6 | 4,6 |
Высвобождение в связи с техническим прогрессом и реорганизацией производства | 41,3 | 27,1 |
Выпускники средних специальных школ | 3,9 | 4,7 |
Выпускники средних специальных и высших учебных заведений | 4,0 | 3,8 |
Выпускники ПТУ | 3,7 | 3,7 |
Другие причины | 5,8 | 9,1 |
Итого: | 100 | 100 |
Источник: Народное хозяйство Российской Федерации в 1992 г.: Статистический сборник. - М.: Финансы и статистика, 1993. - С. 139; Социальное положение регионов Российской Федерации: Статистический сборник. - М.: Госкомстат России, 1994. - С. 63.
Распределение регионов России по уровню безработицы на июнь 1994 г. составляло:
уровень безработицы, % число регионов
до 0,5 7
0,51-1,0 18
1,01-1,5 14
1,51-2,0 12
2,01-2.5 9
2,51-3,0 7
3,01-^,0 6
4,01-5,0 5
5,01-7,0 1
Диапазон вариации регионов по уровню безработицы достаточно широк: коэффициент вариации составил 69,3%. Наиболее остро проблема безработицы стоит в Ивановской области (6,9% безработных). Образовательный уровень безработных в России самый высокий в мире на конец октября 1995 г.- 38% безработных имели высшее и среднее специальное образование, а в крупных городах этот показа гель еще выше. Безработные женщины, как правило, имеют более высокий уровень образования, чем мужчины: так, в Санкт-Петербурге на 1.03.1993 г. среди безработных женщин 75,8% имели высшее и среднее специальное образование, что на 10 пунктов выше, чем среди мужчин. Образовательный состав безработных можно сравнить с аналогичным составом занятых по данным выборочных обследований населения (табл. 5). Различия в доли лиц с высшим образованием в составе экономически активного населения - занятых и безработных - существенны: 11,1 процентного пункта. Это подтверждается и расчетом F-критерия Фишера:
F=
что значительно выше табличного при 5%-ном уровне значимости: F0.05<3.85
|
|