Словоизменение (формы согласования и управления).
3. Порядок слов в предложении. 1. Особенности словообразования: уменьшительно-ласкательных формы имен существительных (стул – стульчик, зеркало – зеркальце); название целого и его частей; животных и их детенышей (кошка – котенок, корова – теленок); образование от имен существительных относительных и притяжательных прилагательных (золото – золотой, пух – пуховый, ухо зайца – заячье ухо; хвост лисы – лисий хвост); новых слов с помощью префиксов, суффиксов (ход – выход – заходить - переходить и др.), а также и путем словосложения (пар – о – ход, тепл – о - воз). 2. Формы словоизменения. Согласование: имен существительных и прилагательных в роде числе и падеже (голубое небо, пушистый снег, красная машина и др.); имени существительного с глаголом прошедшего времени в роде и числе (море шумело, дети плавали); имени существительного и местоимения с глаголами настоящего времени в лице и числе (черемуха расцветает, цветы распускаются, дети играют, они радуются). Формы управления: глагол + прямое дополнение (поет песню, читает сказку); глагол + косвенное дополнение без предлогов и с предлогами: в, на, за, над, под, между, из-за, около, у (пишет ручкой, садится за парту, плавает под водой). 3. Порядок слов в предложении. Составление фраз по предметным картинкам и опорным словам. Структурное оформление предложения – расположение главных и второстепенных его членов и их соответствие раскрываемому содержанию (мальчик, гвоздик, молоток – мальчик забивает гвоздь молотком). Для определения уровня сформированности грамматического строя речи необходимо вспомнить классификацию типичных лексико-грамматических ошибок. Условно все ошибки следует разделить на грубые и менее грубые.
К грубым ошибкам относятся: 1. Отсутствие склонения, когда формы всех падежей заменяются формой одного, именительного падежа. 2. Отсутствие предлогов в падежном падеже и в других падежах, где они обязательны. 3. Отсутствие форм согласования в числе. 4. Нарушение согласования по роду при именах существительных мужского и женского рода. Особую группу ошибок составляют логико-грамматические ошибки, которые, с точки зрения речи, относятся также к грубым, а именно: 5. Пропуск дополнений при переходных глаголах, не восстанавливаемых из контекста. 6. Объединение в однородные члены слов с различными основаниями деления. 7. Нарушение порядка слов в предложении. К менее грубым ошибкам относятся следующие: 1. Ошибки в употреблении падежей при наличии склонения, то есть многообразная замена одной формы косвенного падежа другими падежами. 2. Неустойчивость в употреблении предлогов и их пропуск при именах существительных. 3. Нарушение согласования в роде при именах существительных среднего рода. 4. Нарушение залоговых форм. 5. Упрощение сложных союзов. Наличие грубых ошибок является показателем полной несформированности основ грамматики. Менее грубые ошибки свидетельствуют о частичном нарушении грамматического строя русского языка. В заключении следует указать: грамматический строй речи в норме; частично сформирован; не сформирован. Указать характер ошибок. ОБСЛЕДОВАНИЕ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ Определение уровня сформированности навыков чтения и письма. Скорость и способ чтения слов, слов предложений и текста: побуквенное, послоговое, словесно-фразовое чтение. Характер ошибок: замена, смешение, пропуск, добавление, перестановка звуков, слогов, слов; нарушение понимания прочитанного и др. Состояние различных видов письма: списывание, под диктовку, изложение и сочинение и др. Характер ошибок и степень сформированности языковых, семантических и сенсоматорных операций. Нарушение письма: пропуск, добавление, перестановка, смешение и замена букв, слогов, слов, префиксов, суффиксов и окончаний, слитное и раздельное написание слов. Искажение смысловых (логических) и языковых, грамматических связей между словами в предложении и др.
Кроме того, на всех стадиях исследования особенностей трех структурных компонентов речи: фонетики, лексики, грамматики, - следует учитывать: а) отношение ребенка к заданию: серьезное, отрицательное безразличное: (например, на веселой лесной полянке, давай, поиграем с тобой в «Эхо». Слушай меня внимательно. Я буду произносить звуки (слоги, слова), а ты точно так же повтори их и т.д.); б) характер выполнения задания: слушает (рассматривает, выполняет) внимательно, заинтересованно, осмысленно или рассеяно, безразлично и др; в) отношение ребенка к помощи логопеда и его оценке; г) результаты работы. Уровень помощи можно определить одним из пяти видов подсказки: 1.Подсказка – намек в виде красноречивого молчания или вопроса: «Разве?», «Ты хорошо слушал, подумал?». Данный вид подсказки диагностирует тонкость понимания ребенком допущенной ошибки. 2. Подсказка в виде ссылки на образец, без разъяснения: «Послушай (посмотри), как я это произношу. Постарайся произнести так же». 3. Частичное разъяснение задания: «Вот здесь на моей картинке изображен апельсин, а на твоей апельсины» ми др. 4. Разъяснение задания на примерах с использованием форм словообразования и словоизменения (согласования и управления), с конструированием предложения по опорным словам. 5. Подсказка в виде тренировки с помощью игровых упражнений, направленных на отработку простейших языковых моделей (например, это голубое (весеннее) небо; ручеек журчит (струится) и др.), Знание диагностических критериев позволяет вскрыть качественную сторону выполнения задания детьми, поставить им диагноз и определить и ведущие направления работы с каждым конкретным ребенком. Таким образом, в определении уровня речевого развития ребенка необходимо ориентироваться на ведущие критерии: качество и устойчивость грамматических ошибок (грубые – менее грубые ошибки или их отсутствие). На основе исследования особенностей всех сторон речи ребенка составляется его логопедическая характеристика. Результаты изучения речи фиксируются обычно в речевой карте ребенка. В ней выставляется предварительный речевой диагноз, а после проведенной коррекционно-логопедической работы – окончательный диагноз, иллюстрируемый речевыми профилями детей.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|