Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Ориентировочная схема психолого - педагогической и логопедической характеристики ребенка




 

1.Общие сведения о ребенке.

2.Данные анамнеза и медицинского обследования: краткие сведения из анамнеза; физический статус; неврологический статус; психический статус. Диагноз. Заключение медико–психолого-педагогической комиссии.

3.Условия семейного воспитания.

4. Особенности психического развития ребенка в разные возрастные периоды до поступления в школу: период новорожденности (до 1 месяца) и младенчество (до 1 года); ранний дошкольный возраст (до 3 лет); дошкольный возраст (до 6-7 лет); школьный возраст (до).

5.Особенности познавательной деятельности: внимания; восприятия; памяти; мышления; воображения, работоспособности и др.

6. Специфика эмоционально-волевой сферы и поведения: адекватность эмоциональных реакций, отношение к порицанию и поощрению, преобладающий тип поведения, наличие или отсутствие двигательной расторможенности, отношение к дефекту речи.   

7. Специфика речевого развития. Состояние импрессивной и экспрессивной речи.

Особенности формирования структурных компонентов речи:

ф онетического строя речи: звукопроизношения; фонематического слуха; звукослоговой структуры слова; звукового анализа слова; просодии (дыхания, голоса, темпа, ритма, интонации, ударения, смысловой паузы, выразительности речи);

словарного запаса: соотношения пассивного и активного словаря; понимания и употребления в речи имен существительных; глаголов; прилагательных; наречий; предлогов; слов обобщающего характера; синонимов; антонимов; омонимов. Отсутствие или наличие лексических ошибок, их качество и устойчивость;

грамматического стоя речи: словообразования; словоизменения (форм согласования и управления); порядка слов в предложении.

Специфика связной устной и письменной речи.

8. Логопедическое заключение. Речевой диагноз. Перспективный план работы с ребенком.

 

 

 

 

 

 

 

ПРИМЕРНАЯ СХЕМА СИСТЕМНОГО АНАЛИЗА                                          ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО УРОКА (ЗАНЯТИЯ)

1* Тема урока.

2* Цель урока (в цели должен быть выражен в тезисной форме относительно конечный его результат).

3* Оборудование урока (занятия).

4* Тип урока (занятия).

5* Ход урока и его анализ по этапам:

Деятельность логопеда и детей Анализ и самоанализ
I Организация начала занятия  
II Фронтальная проверка пройденного   материала  
III Индивидуальный учет знаний  
IV Итоги опроса  
V Динамическая пауза  
VI Подготовка к восприятию новых знаний  
VII Усвоение нового материала  
VIII Проверка понимания новых знаний  
IX Динамическая пауза  
X Закрепление нового материала  
XI Домашнее задание  
XII Итоги урока (занятия)  

 

Памятка для логопеда:

1. На уроке этапов столько, сколько задач поставит логопед;

2. При анализе урока необходимо оценить каждый этап в отдельности по  5 основным компонентам:

6* дидактическая (коррекционно-развивающая) задача;

7* программное содержание;

8* методы и приемы работы;

9* учет результатов работы;

10* анализ результатов творческого взаимодействия логопеда и детей.

3. Выделить наиболее сильные и слабые стороны на каждом этапе: в его организации, содержании, методах, в качестве использования наглядных пособий, стиле деятельности логопеда и детей, в их заинтересованности, активности и др.

4. Дать рекомендации по дальнейшему совершенствованию урока.

 

В период логопедической практики деятельность студентов контролируется и оценивается факультетским руководителем практики, методистами и преподавателями кафедры логопедии и психолингвистики

Итоговая оценка по логопедической практике выставляется факультетским руководителем практики на основании представленных отчетных документов.

1* Индивидуальный план работы, в котором обозначены: основные направления и виды деятельности практиканта; темы зачетных фронтальных и индивидуальных уроков, воспитательных занятий и др. (Приложение 1)

1*         Дневник, который содержит:

ежедневный индивидуальный план работы на период логопедической практики;

список детей логопедической группы (с диагнозом), в которой студент проводит занятия;

режим дня и расписание занятий группы;

расписание и планы-конспекты логопедических (фронтальных и индивидуальных) занятий студента;

график проведения открытых логопедических занятий практикантами, план, конспекты и анализ занятий;

график проведения воспитательных мероприятий в период логопедической практики;

замечания по организации и проведению логопедической практики, предложения по их усовершенствованию.

Дневник должен заполняться студентом – практикантом ежедневно и отражать всю педагогическую деятельность за время практики. Систематичность заполнения дневника в ходе практики контролируется методистами и логопедом учреждения.

1* Отчет по практике с кратким анализом результатов проведенной работы по плану:

1.Тип учреждения, в котором проходила практика, его специфика.

2.Выполнение индивидуального плана. Количество проведенных (и проанализированных) пробных и зачетных фронтальных (подгрупповых) и индивидуальных занятий и других видов учебной и внеучебной деятельности.

3.Что из основных направлений работы не выполнено и почему? Что сделано из заранее незапланированного?

4.Новизна и оригинальность приемов обследования детей и коррекции их речевых нарушений, а также в подготовке и применении наглядных пособий и др.

5.Плюсы и минусы практики. Предложения по ее улучшению.

К отчету студенты прилагают

1* Три речевые карты с речевыми профилями, оформленные студентом;

2* Психолого – педагогическую и логопедическую характеристику на трех детей;

3* Системный анализ (самоанализ) логопедического занятия.

4* Конспекты зачетных занятий (видеозаписей) с наглядным материалом: 3 фронтальных (подгрупповых) и 3 индивидуальных занятий.

Итоговая оценка по логопедической практике выставляется руководителем логопедической практике не позднее 10 календарных дней после её окончания.

Отчётная документация сдаётся факультетскому руководителю практики в ….. неделю 6 семестра. На основании отчётной документации и собеседования со студентом выставляется дифференцированный зачёт (экзаменационная оценка).

Общая оценка практики носит комплексный характер и складывается из оценок, полученных студентами за выполнение заданий по практике и каждого раздела практики (учебная работа, воспитательная работа, методическая и научно-исследовательская работа).

При выставлении оценки за логопедическую практику учитывается выполнение всех видов заданий по логопедическим методикам, педагогике и психологии, а также самооценка студентом уровня своей готовности к профессионально-педагогической деятельности в области специального образования.

Для объективной оценки результатов педпрактики используются следующие методы:

· наблюдение за логопедической деятельностью студентов и ее анализ;

· беседы с руководителями практики от образовательного учреждения (директором (заведующей) и его заместителями, учителями - логопедами, классными руководителями (воспитателями));

· изучение и анализ отзывов (анкет, диагностических карт и т.п.) о логопедической деятельности студентов;

· анализ документации по практике (дневника, индивидуального плана практики, конспектов уроков (занятий) и воспитательных мероприятий, отчета и др.);

· анализ выполнения и результатов творческих и учебно-исследовательских работ.

Критериями оценки практики являются:

· уровень теоретического осмысления студентами своей практической деятельности (её целей, задач, содержания, методов);

· уровень освоения общекультурных и профессиональных компетенций и опыта педагогической деятельности;

· уровень профессиональной направленности и активности, проявление профессионально-значимых качеств;

· отношение к практике, качество логопедической деятельности и выполнения программы практики;

· качество и своевременность сдачи отчетной документации.

 


[1]
           Данное направление следует конкретизировать: назвать темы зачетных уроков и даты их проведения. Логопед-методист должен поставить отметку и свою подпись за проведенные занятия (См. приложение №).

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...