Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Семинары и семинары-практикумы




Семинары и семинары-практикумы остаются самой эффективной формой методической работы в детском саду.

В годовом плане дошкольного учреждения определяется тема се­минара и в начале учебного года руководитель составляет подробный план его работы.

Развернутость плана с четким указанием времени работы, проду­манностью заданий привлечет внимание большего количества желаю­щих принять участие в его работе. На первом же занятии можно предложить дополнить этот план конкретными вопросами, на кото­рые воспитатели хотели бы получить ответ.

Руководителем семинара может быть заведующая или старший воспитатель, приглашенные специалисты. К проведению отдельных занятий можно привлекать воспитателей, специалистов, медицинских работников. Главной задачей семинаров-практикумов является совер­шенствование умений педагогов, поэтому обычно их ведут воспитате­ли, имеющие опыт работы по данной проблеме. Например, на семи­наре-практикуме по икебане педагоги под руководством специалиста учатся искусству составления букета. Данные умения впоследствии применяются и в украшении групповой комнаты, и в работе с детьми. А на занятиях семинара по изготовлению елочных украшений педаго­ги не только осваивают приемы работы с бумагой и другими матери­алами, но и разрабатывают систему организации разнообразной увле­кательной деятельности с детьми в групповой комнате на период но­вогодних праздников, где главным является елка, украшенная поделками детей, родителей, педагогов. Педагоги придумывают сюр­призные моменты, подбирают литературный материал для создания сказочной атмосферы в группе в эти дни.


12

Лекция №5

К семинару «Особенности организации и проведения наблюдений в природе в летний период» воспитателям заранее предлагаются воп­росы для обсуждения проблемы. Например: Как часто вы проводите наблюдения за объектами природы на занятиях (экскурсиях), про­гулках, в повседневной жизни? Что считаете главным в методике орга­низации и проведения наблюдения? С какими трудностями встречае­тесь? Какие приемы используете для развития интереса детей к при­роде и воспитания наблюдательности? Какие наблюдения в природе возникали по инициативе детей? Как вы поддерживаете, пробуждае­те, развиваете детскую пытливость, любознательность? Какое влия­ние на поведение детей оказывает их общение с природой? Использу­ете ли вы в работе с детьми элементы экологического воспитания? В ходе проведения занятий семинара-практикума предусматривается возможность обсуждения различных точек зрения, развертывания дискуссий, создания проблемных ситуаций, которые позволяют в итоге вырабатывать единые позиции в решении проблемы. Важно, чтобы итоги семинаров оформлялись в виде конкретных и реально выпол­нимых рекомендаций, а их реализация находилась под контролем.

Все чаще поднимается вопрос о необходимости обучения родите­лей, особенно молодых мам, методам личностно-ориентированного общения с ребенком-дошкольником. Поэтому организация семинара-практикума для родителей — важная форма работы. К проведению такого семинара могут привлекаться разные специалисты, которые расскажут, какую игрушку предпочтительнее купить своему малы­шу; они же научат, как организовать игру. Можно устроить вечер игр детей и взрослых, в котором руководитель семинара будет внима­тельным советчиком и наблюдателем. О своих наблюдениях, замет­ках он расскажет родителям на следующем занятии и даст конкрет­ные рекомендации относительно методов индивидуального общения с ребенком.

Думается, что такая работа будет полезна и родителям, и детям, и дошкольному учреждению, авторитет которого в глазах родителей только возрастет. Семинар как форма методической работы отличает­ся от семинара, практикуемого в высших учебных заведениях.

Первым отличительным признаком является его продолжитель­ность. Он может включать в себя как одно, так и несколько занятий. Иногда планируется постоянно действующий семинар на длительный период, например, несколько месяцев или даже учебный год. Второй важный признак — место его проведения. Это может быть методичес­кий кабинет детского сада, групповая комната или другие места (му­зей, выставочный зал, сквер и т.д.) в зависимости от тех целей и


Организационные основы эффективной методической деятельности

в дошкольном образовательном учреждении 13

задач, которые должен решать руководитель семинара. Третий при­знак — это характер дидактических задач, которые решаются на за­нятиях семинара. Это одновременно и учебная деятельность по систе­матизации и совершенствованию знаний, и работа по формированию умений. Кроме того, в ходе семинара решаются задачи распростране­ния педагогического опыта.

Четвертый признак — источник получения информации. Это и слово (доклады и содоклады участников), и действия (выполнение на семинаре различных практических заданий), и наглядный показ по теме семинара, и педагогический анализ.

Следовательно, семинар не ограничен определенными рамками времени и не связан с постоянным местом проведения.

Семинар можно считать эффективным, если он помогает быстро и своевременно вносить изменения в учебно-воспитательный процесс.

Большую роль в результативности семинара играет правильно организованная подготовка к нему и предварительная информация. Тематика семинара должна быть актуальна для конкретного дошколь­ного учреждения и учитывать новую научную информацию.

Если семинар длительный, то хорошо подготовить памятку участни­кам семинара, в которой указать тему, место и порядок проведения, перечень вопросов, над которыми необходимо подумать, обязательный перечень литературы, с которой полезно предварительно познакомить­ся. Важно продумать методы и формы включения всех участников семи­нара в активное обсуждение темы. Для этого используются и ситуатив­ные задачи, работа с перфокартами, обсуждение двух противополож­ных точек зрения, работа с нормативными документами, методы игрового моделирования и др. Руководитель семинара должен четко продумать задания по каждой теме занятия и оценку их выполнения. По окончании работы семинара можно оформить выставку работ педагогов.

Открытый показ

У каждого воспитателя свой педагогический опыт, педагогическое мастерство. Выделяют работу воспитателя, добивающегося наилуч­ших результатов, его опыт называют передовым, его изучают, на него «равняются».

«Передовой педагогический опыт — это средство целенаправлен­ного совершенствования учебно-воспитательного процесса, удовлетворяющее актуальные потребности практики обучения и вос­питания!» (Я.С. Турбовской).

Передовой педагогический опыт помогает воспитателю изучить но­вые подходы к работе с детьми, выделить их из массовой практики. В то


14

Лекция №5

же время он пробуждает инициативу, творчество, способствует совер­шенствованию профессионального мастерства. Передовой опыт зарож­дается в массовой практике и является в какой-то степени ее итогом.

Для любого педагога, изучающего передовой опыт, важен не толь­ко результат, но и методы, приемы, при помощи которых достигнут этот результат. Это позволяет соизмерить свои возможности и при­нять решение о внедрении опыта в свою работу.

Передовой опыт — самая быстрая, оперативная форма, разреше­ния назревших в практике противоречий, быстрого реагирования на общественные запросы, на изменяющуюся ситуацию воспитания. Рож­денный в гуще жизни передовой опыт очень инструментален и при соблюдении ряда условий успешно приживается в новых условиях, он наиболее убедителен, привлекателен для практики, ибо представ­лен в живой, конкретной форме.

В силу такой особой роли передового опыта ежегодно в рамках методической работы в детских садах проводятся открытые показы, на которых и представляется лучший опыт работы по одному из на­правлений дошкольной педагогики.

Открытый показ дает возможность установить непосредственный контакт с педагогом во время занятия, получить ответы на интересу­ющие вопросы. Показ помогает проникнуть в своего рода творческую лабораторию воспитателя, стать свидетелем процесса педагогическо­го творчества. Руководитель, организующий открытый показ, может ставить несколько целей:

— пропаганда опыта;

— обучение педагогов методам и приемам работы с детьми и т.д.

Формы организации открытого показа могут быть разные. Напри­мер, до начала просмотра руководитель может сам рассказать о сис­теме работы воспитателя, предложить вопросы, на которые следует обратить особое внимание. Иногда целесообразно распределить воп­росы, одному педагогу — просчитать активность детей, другому — сочетание разных методов и приемов, применяемых педагогом, раци­ональное использование пособий, оценить, комфортно ли детям.

Такая подготовка к открытому занятию поможет руководителю ин­тересно организовать обсуждение увиденного, выработать единое мне­ние коллектива. Необходимо помнить, что в обсуждении первое слово предоставляется воспитателю, демонстрирующему свою работу с деть­ми. По итогам открытого просмотра принимается решение: например, внедрить в свою работу этот опыт, конспекты представить в методичес­кий кабинет или продолжить обобщение опыта работы воспитателя с целью представления его на окружные педагогические чтения.


Организационные основы эффективной методической деятельности

в дошкольном образовательном учреждении 15

Таким образом, планируя методическую работу, необходимо ис­пользовать все виды обобщения педагогического опыта. Кроме того, имеются разнообразные формы распространения опыта: открытый показ, работа в паре, авторские семинары и практикумы, конферен­ции, педагогические чтения, недели педагогического мастерства, день открытых дверей, мастер-классы и т.д.

Практика показывает, что изучение, обобщение и внедрение педа­гогического опыта является важнейшей функцией методической ра­боты, пронизывающей содержание и все ее формы и методы. Значе­ние педагогического опыта трудно переоценить, он обучает, воспиты­вает, развивает педагогов. Будучи по существу теснейшим образом связан с прогрессивными идеями педагогики и психологии, основан­ный на достижениях и закономерностях науки, этот опыт служит наиболее надежным проводником передовых идей и технологий в практику ДОУ.

В методическом кабинете дошкольного образовательного учрежде­ния необходимо иметь адреса педагогического опыта.

Деловые игры

В настоящее время деловые игры нашли широкое применение в методической работе, в курсовой системе повышения квалификации, в тех формах работы с кадрами, где цель не может быть достигнута более простыми, привычными способами. Неоднократно отмечалось, что применение деловых игр имеет положительное значение. Поло­жительно то, что деловая игра является сильным инструментом фор­мирования личности профессионала, она помогает наиболее активи­зировать участников для достижения цели.

Но все чаще деловая игра используется в методической работе как внешняя эффектная форма. Другими словами: тот, кто проводит ее, не опирается на психолого-педагогические или научно-методические основы, и игра «не идет». Следовательно, дискредитируется сама идея применения деловой игры. Итак, что же такое деловая игра?

Деловая игра — это метод имитации (подражания, изображения, отражения) принятия управленческих решений в различных ситуа­циях, путем игры по заданным или вырабатываемым самими участ­никами игры правилам. Нередко деловые игры называют имитаци­онными управленческими играми. Сам термин «игра» на различных языках соответствует понятиям о шутке, смехе, легкости и указыва­ет на связь этого процесса с положительными эмоциями. Думается, что этим объясняется появление деловых игр в системе методичес­кой работы.


/6

Лекция №5

Деловая игра повышает интерес, вызывает высокую активность, совершенствует умение в разрешении реальных педагогических про­блем.

В целом игры, с их многосторонним анализом конкретных ситуа­ций, позволяют связывать теорию с практическим опытом.

Сущность деловых игр в том, что они имеют черты как учения, так и труда. При этом обучение и труд приобретают совместный, коллек­тивный характер и способствуют формированию профессионального творческого мышления.

Практики задают вопрос: «Как часто можно планировать и прово­дить деловую игру со всем коллективом?». Однозначно ответить на него будет неправильным. Здесь надо учитывать то обстоятельство, как деловая игра вписывается в целостную систему методических мероприятий на данный учебный год. И тогда она может использо­ваться 1—2 раза в год. Если вы никогда не проводили деловых игр, то лучше попробуйте использовать один из методов игрового модели­рования для активизации педагогов при проведении методического мероприятия. Хорошо, если вы сами примете участие в деловой игре и прочувствуете ее «изнутри». И только затем приступите к подготов­ке и проведению деловой игры в своем коллективе.

Подготовить и провести деловую игру — процесс творческий. По­этому конструирование деловой игры носит на себе отпечаток лично­сти автора. Зачастую, взяв модель уже разработанной деловой игры, можно изменить отдельные ее элементы или полностью подменить содержание без изменения модели.

Однако наблюдения позволяют сделать вывод, что часто «не идут» те игры, в которых слабо отработана игровая модель деятельности участников.

Существуют теоретически обоснованные методики конструирова­ния и проведения деловых игр. Знание их необходимо, чтобы избе­жать ошибок, способных свести на нет труд.

Если деловая игра используется с целью обучения, то необходимо помнить, что она не может предварять семинары и спецкурсы, прак­тические занятия. Она должна проводиться в конце обучения.

Непосредственная разработка материалов деловой игры включает в себя следующие этапы:

— создание проекта деловой игры;

— описание последовательности действий;

— описание организации проведения игры;

— составление задания для участников;

— подготовка оборудования.


Организационные основы эффективной методической деятельности

в дошкольном образовательном учреждении 17

«Круглый стол»

Это одна из форм общения педагогов. При обсуждении любых вопросов воспитания и обучения дошкольников круговые педагоги­ческие формы размещения участников позволяют сделать коллектив самоуправляемым, позволяет поставить всех участников в равное по­ложение, обеспечивает взаимодействие и открытость. Роль организа­тора «круглого стола» состоит в продумывании и подготовке вопро­сов к обсуждению, нацеленных на достижение конкретной цели.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...