Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Контрольная функция — неотъемлемая часть управленческой деятельности руководителя




Контрольная функция является неотъемлемой частью управленческой деятельности. Информация, полученная в ходе контроля, является основой для принятия управленческих решений.

В научной литературе разные авторы придают большое значение этой важной функции управленческой деятельности. Вот некоторые из них.

«Внутришкольный контроль — это процесс получения информа­ции об изменениях внешних и внутренних условий функционирова-


38

Лекция №7

ния и развития школы, несущих в себе угрозу для реализации спла­нированных действий или, наоборот, открывающих новые возможно­сти для этого, процесс оценки работы школы, а также выявления необходимости и организации осуществления ее коррекции»1.

Рассматривая контроль как вид управленческой деятельности, Т.И. Шамова отмечает, что «контроль позволяет накопить данные о результатах педагогического процесса, зафиксировать наметив­шиеся отклонения от запланированных задач, выявить наличие передового педагогического опыта. Иными словами, контроль яв­ляется основным источником информации для принятия управлен­ческого решения». Контроль предполагает выявление отклонений фактических результатов от намеченных целей.

М.М. Поташник и B.C. Лазарев утверждают, что благодаря конт­ролю управление приобретает принципиально важный компонент, без которого оно не может существовать, — обратную связь. Контроль делает управление «зрячим», чувствительным к изменениям.

П.И. Третьяков дает определение контролю «как технологическая профессиональная услуга в различных его формах и методах (спосо­бах, средствах и взаимодействиях) обеспечивает обратную связь и является важнейшим источником информации, необходимой для ус­пешного функционирования системы управления в целом».

М.М. Поташник в книге «Управление современной школой» пре­дупреждает о вреде не только гипертрофии контроля, что характерно было для периода господства командно-административной системы, но и о его недооценке. В результате недооценки функции контроля, а попросту говоря, бесконтрольности снижается эффективность рабо­ты учреждения.

В.П. Симонов называет контроль (самоконтроль) за ходом и ре­зультатами образовательного процесса третьим основным компонен­том педагогического менеджмента и приходит к выводу, что контроль может различаться по времени и содержанию.

По времени: предупредительный, текущий, итоговый, отсро­ченный.

По содержанию: фронтальный, тематический.

Чаще всего контроль носит персональный характер, так как про­веряется и анализируется деятельность конкретной личности (итоги деятельности).

В науке не существует единства мнений и подходов относительно классификации видов контроля. Однако в практике работы дошколь-

1 Моисеев A.M., Капт A.E., Лоресов А.В., Хомерин О.Г. Нововведение во внутришкольном управлении. М.: Педагогическое общество России, 1998.


Контроль, регулирование и коррекция качества дошкольного образования 39

ных учреждений сложились и используются такие формы контроля, как оперативный, тематический, итоговый.

Контроль всегда направлен на реализацию многих целей по разде­лам работы ДОУ. Практика показывает, что построение системной концепции внутрисадовского контроля, охватывающей все направле­ния деятельности ДОУ, вызывает трудности у многих руководителей.

При помощи контроля руководитель получает информацию. В свою очередь, информация, полученная в результате целенаправленных наблюдений и как итог продуманной системы контроля, должна быть реальной и объективной. Поэтому так важно остановиться еще раз на понятии «система».

Система — это целое, состоящее из связанных между собой ком­понентов и обладающее свойствами, которых нет ни у одного из этих компонентов.

Исходя из этого определения, мы можем говорить о системе конт­роля, где каждым отдельным ее компонентом являются: цели, зада­чи, содержание контроля, а также формы его проведения.

При реализации контроля от руководителя требуются следующие умения: собирать, обрабатывать и систематизировать поступающую информацию, затем анализировать и оценивать ее. Эти умения помо­гают применить наиболее правильные, наиболее обоснованные и оп­тимальные решения.

Можно говорить о системе, если все виды контроля дополняют друг друга и дают объективную оценку состояния дел в учреждении.

Построить систему внутрисадовского контроля — значит:

— определить цели, конкретизировать задачи, которые должна
реализовать эта система;

— отобрать содержание в соответствии с представленными задачами;

— выбрать формы, методы его проведения;

— определить группу инспектирующих участников, которые бу­дут осуществлять контроль, и их взаимодействие;

— распределить полномочия и ответственность каждого.

Качество и эффективность контроля зависит не только от пра­вильной постановки целей, отбора содержания, но и от того, какие эффективные и оптимально сочетаемые методы, средства, процеду­ры, формы избрал руководитель.

Следовательно, важно не только, что является предметом контро­ля, но и как он будет осуществляться.

Руководитель должен уметь выстроить определенную логическую структуру, четкую последовательность действий. Продумать их по­вторяемость, цикличность, воспроизводимость.


40

Лекция №7

Даже хорошо продуманный, спланированный механизм организа­ции контроля в процессе проведения может быть реализован с разной степенью успешности.

2. Качество и эффективность контроля

Для получения информации в ходе системного контроля важно на первое место ставить цели, задачи и содержание, а формы организации контроля (или его виды) — на второе. Руководителю иногда полезно как бы проинспектировать результаты своего контроля, поинтересо­ваться, была ли система контроля, как анализировалась деятельность педагогов, какие выводы, советы, рекомендации им давались, каковы результативность и эффективность осуществляемого контроля. Чтобы форма не стала преобладать над содержанием и смыслом контрольной деятельности, не всегда оправданно стремление отдельных руководи­телей педантично просчитывать и обозначать все виды контроля в пла­не. Отбирая содержание или изучаемый объект, нужно задуматься, какой вид контроля в данном случае будет более результативен.

Часто можно слышать различные формулировки типа «эффектив­ность проведенного контроля низкая, почти равна нулю». Попытаем­ся ответить на вопросы:

— Что мы вкладываем в понятие эффективности?

— Какие показатели эффективности можно выделить?

Чтобы быть эффективным, контроль должен быть своевременным.

Как правило, наиболее эффективный контроль — это простейший контроль с точки зрения тех целей, для которых он предназначен. Простейшие методы контроля требуют меньших усилий и более эко­номичны.

Итак, чтобы учреждение нормально функционировало и развива­лось, руководитель должен периодически получать информацию о фактическом положении дел и иметь возможность сравнивать ее с тем, что должно быть. Механизм контроля должен выявлять откло­нения от ожидаемых результатов, т.е. контроль должен быть чув­ствителен к сбоям.

А чтобы система контроля была эффективной, она должна обеспе­чивать:

— информированность;

— полноту охвата и выделения проблем, их актуальность;

— выбор целей;

— четкую спланированность;

— заинтересованность всех ее участников;

— повторность.


Контроль, регулирование и коррекция качества дошкольного образования 41

В очередной раз мы подчеркиваем, что информационные потоки, полученные в ходе контроля, должны быть приведены в систему. Сбор, анализ и систематизация информации необходимы для осуще­ствления коррекции и позволят проследить результативность и дина­мику управления педагогическим коллективом.

В ходе контроля оценивается деятельность педагога (сотрудника). Объективность оценки результатов зависит от того, чью деятельность оценивают, кто, где, когда, при каких обстоятельствах и в какой форме.

Важно установление между руководителем и педагогом отноше­ний взаимопонимания, взаимоуважения, взаимопомощи и сотрудни­чества.

Одна из задач, которую решает руководитель, — максимально раскрыть творческий потенциал воспитателя. Успешному решению этой задачи способствуют:

— отказ в ходе контроля от диктата и мелочной опеки;

— создание стимулов к активной творческой деятельности, совме­стный поиск оптимальных вариантов организации;

— моделирование педагогического процесса;

— предоставление педагогу возможности апробировать их на практике;

— создание в коллективе условий для постоянного самосовершен­ствования педагогов на основе изучения индивидуальных особеннос­тей каждого.

Увлеченность воспитателя может вывести его на самостоятельное оценивание результата работы с детьми. И тогда руководителю луч­ше использовать систему предупредительного, аудиторского контро­ля. В этом случае педагог воспринимает контроль как совет, помощь. Действительно, в данном случае подсказка, совместное обсуждение последовательности работы дает наибольший эффект и результат.

3. Нормативные документы об организации контроля

В 1998 году Минобразования РФ направило в территории Реко­мендации об инспектировании в системе общего и профессионально­го образования РФ (письмо от 11 июня 1998 г. № 33).

Органам управления образованием, образовательным учреждени­ям предложено руководствоваться этими рекомендациями при орга­низации инспектирования.

В документе подчеркивается следующее.

Инспекционный контроль — это:

проверка результатов деятельности органов управления образо­ванием, образовательных учреждений и их должностных лиц с целью


42

Лекция №7

установления исполнения законодательства и иных нормативных пра­вовых актов, в том числе приказов, указаний, распоряжений руково­дителей и других должностных лиц, а также с целью изучения по­следствий реализации этих актов;

• система проверок с использованием документального контроля,
обследования, наблюдения за фактическим состоянием проверяемого
объекта, экспертизы, анкетирования, опроса участников образователь­
ного процесса, контрольных срезов освоения обучающимися образо­
вательных программ и иных правомерных методов, способствующих
достижению целей контроля.

Внутренний контроль осуществляется руководителями органов управления образованием и образовательных учреждений в отноше­нии подчиненных им подразделений и должностных лиц.

Инспектирование осуществляется в виде плановых или оператив­ных проверок, мониторинга и аудита.

Мониторинг постоянное наблюдение за нормируемой деятель­ностью объектов инспектирования, сбор, системный учет, обработка и анализ, хранение, обновление и накопление информации для фор­мирования необходимых решений по объекту инспектирования.

Аудит инспектирование по запросам с целью консультирова­ния должностных лиц по вопросам применения законодательства и т.п., без принятия к ним мер административного воздействия, для установления правомерности их решений.

В рекомендациях раскрывается содержание инспектирования, про­водимого государственными органами управления образованием субъектов РФ, органов местного самоуправления и муниципальных органов управления образованием, руководителями образовательных учреждений, их учредителями.

Руководитель образовательного учреждения и (или) по его пору­чению заместители руководителя осуществляют инспекционный кон­троль деятельности подразделений в данном случае детского сада и должностных лиц по вопросам:

• использования финансовых и материальных средств в соответ­ствии с нормативами и по назначению, достоверности данных при составлении отчета учредителю (учредителям) и общественности о расходовании этих средств;

• организации методического обеспечения образовательного про­цесса;

• реализации утвержденных образовательных программ и учеб­ных планов, рабочих программ курсов, дисциплин;

• соблюдения утвержденных календарных учебных графиков;


Контроль, регулирование и коррекция качества дошкольного образования 43

• соблюдения устава, правил внутреннего трудового распорядка и иных локальных актов образовательного учреждения;

• промежуточной аттестации обучающихся и осуществления теку­щего контроля успеваемости в соответствии с уставом образовательно­го учреждения и Законом Российской Федерации «Об образовании»;

• своевременности предоставления отдельным категориям обучаю­щихся, воспитанников дополнительных льгот и видов материального обеспечения, предусмотренных законодательством Российской Феде­рации, законодательством субъектов Российской Федерации и право­выми актами органов местного самоуправления;

• обеспечения в образовательном учреждении интернатного типа условий содержания воспитанников не ниже нормативных;

• работы подразделений общественного питания и медицинских учреждений в целях охраны и укрепления здоровья обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения; в рамках компетенции образовательного учреждения и в соответствии с долж­ностными обязанностями.

* * *

В 1998 году утверждена Инструкция о порядке инспектирования (04.06.98). К инструкции прилагаются Правила этики поведения ин­спектирующего, которые предполагают:

• честность, ясность, последовательность и объективность при ана­лизе и изложении суждений, мнений по итогам оценки результатов деятельности;

• стремление к точности и уважение к очевидности;

• достоверность изложенных фактов;

• вежливость, открытость и непредвзятость при обсуждении вопро­сов с участниками образовательного процесса и должностными лицами;

• уважительное отношение к предложениям руководителей орга­нов управления образованием и образовательных учреждений по объек­там проверки и срокам работы;

• понимание особенностей образовательного учреждения и органа управления образованием, а также уважение интересов, обществен­ного авторитета и положения отдельных лиц и групп;

• оценку результатов деятельности осуществлять по набору пока­зателей с учетом приоритетных направлений и соотнесения их с госу­дарственной политикой в области образования;

• признание того, что интересы и благополучие обучающихся и воспитанников являются важнейшим приоритетом образовательной политики государства;


44

Лекция №7

• уважительное отношение и предположение в порядочности и че­стности руководителей, профессорско-преподавательских кадров, вос­питателей, обучающихся, родителей и представителей органов управ­ления;

• понимание того, насколько серьезно изложенное суждение (мне­ние) инспектирующего воздействует на всех, кого оно касается;

• действия инспектирующего определяются должностной инструк­цией, включающей его права и обязанности, в рамках баланса полно­мочий и ответственности и указанием на конкретную проверку.

* * *

Контроль в образовательном учреждении может осуществлять­ся в виде плановых или оперативных проверок, мониторинга и про­ведения административных работ.

Инспектирование в виде плановых проверок осуществляется в соответствии с утвержденным планом-графиком, который обеспечи­вает периодичность и исключает нерациональное дублирование в орга­низации проверок и доводится до членов педагогического коллектива перед началом учебного года.

Инспектирование в виде оперативных проверок осуществляется в целях установления фактов и проверки сведений о нарушениях, указанных в обращениях обучающихся, воспитанников и их родите­лей или других граждан, организаций, и регулирования конфликт­ных ситуаций в отношениях между участниками образовательного процесса.

Инспектирование в виде мониторинга предусматривает сбор, си­стемный учет, обработку и анализ информации об организации и ре­зультатах образовательного процесса (результаты образовательной деятельности, состояние здоровья обучающихся и воспитанников, организация питания, выполнения режимных моментов, исполнитель­ская дисциплина, учебно-методическое обеспечение, диагностика пе­дагогического мастерства и т.д.).

Инспектирование в виде административной работы осуществ­ляется руководителем образовательного учреждения с целью провер­ки успешности обучения в рамках текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся и воспитанников.

Минобразования России обращает внимание органов управле­ния образованием, что инспекционно-контрольная деятельность в дошкольных образовательных учреждениях должна быть направ­лена не на проведение непосредственных проверок деятельности педагогических работников, а на повышение качества образователь-


Контроль, регулирование и коррекция качества дошкольного образования 45

ной деятельности педагогов путем совершенствования внутреннего контроля, проводимого руководством дошкольного образователь­ного учреждения.

(Письмо Министерства образования Российской

Федерации от 4 августа 2000 № 236/23-16

«Об организации контроля за деятельностью

дошкольных образовательных учреждений»)

4. Как оценивать результативность труда

Вопрос о разграничении полномочий в инспектировании деятель­ности ДОУ между органами образования и руководителем ДОУ все­гда актуален.

Объектом инспектирования всегда является педагогический про­цесс. При этом объектом инспектирования (экспертизы) органами образования должна стать именно управленческая деятельность ру­ководителя, старшего воспитателя ДОУ, а не работа воспитателя.

Качество работы воспитателя, музыкального руководителя, любо­го специалиста, а также оценка знаний, умений, навыков детей, их воспитанность должны изучаться и оцениваться руководителями ДОУ.

Однако и внутри ДОУ можно выделить объекты оценивания.

Реальная оценка, как результат внутрисадовского контроля, скла­дывается из:

— самооценки воспитателя;

— оценки родителей;

— оценки руководителя (или экспертной группы);

— итоговой оценки.

Хорошо, если в учреждении разработана шкала оценок, которая имеет несколько вариантов оценок (словесная, цветовая, бальная, процентовая). Это позволит в разных случаях использовать ту или иную оценку. Так, при организации оперативного контроля лучше использовать цветовую оценку, а при анализе педпроцесса — словес­ные оценки результативности работы. Например: «Вы провели заня­тие на высоком уровне».

В практике чаще используется четырехступенчатая система оцен­ки, предложенная Б.И. Какаевым:

• Высокий уровень (отлично).

• Достаточный уровень (хорошо).

• Критический уровень (удовлетворительно).

• Недостаточный уровень (неудовлетворительно).

В практике организации контроля важно не только продумать цели и задачи, точно сформулировать вопросы, но и определить показате-


 

Лекция №7

Таблица 1. Примерная шкала оценок

 

Словесная Цветовая Балльная Значок Процентная
Высокий уровень Красный 3 балла «++» От 76 до100%
Достаточный уровень Желтый 2 балла «+» От 75 до 66%
Критический уровень Зеленый 1 балл «-» От 41 до 65%
Недопустимый уровень Синий 0 баллов «—» От 0 до 40%

ли результативности или критерии оценки. Критерии оценки должны
иметь определенную степень выраженности. Например, при оценке
профессиональных умений и качеств воспитателя используются зна­
ки «++», «+», «-», «------------» (табл. 1).

Оценка кадров — одна из важнейших функций в руководстве кол­лективом.

Оценка труда, в зависимости от того, как она осуществляется, бу­дет способствовать развитию, творчеству или, наоборот, пассивности.

Важно и то, какие методы использует руководитель при организа­ции контроля.

Так, для изучения состояния педагогического процесса наиболее эффективными являются следующие методы:

— наблюдение (исследование и изучение наблюдаемого объекта);

— анализ (разбор с выявлением причин и определение тенденции развития);

— беседа (обязательно с обменом мнениями);

— анкетирование (опрос по заранее составленным вопросам);

— хронометраж (измерение педагогического процесса во време­ни);

— изучение документации (с целью ознакомления или выявления системы планирования и организации педагогического процесса, или для получения иной информации);

— устная или письменная проверка знаний.

5. Оперативный контроль

Направлен на изучение ежедневной информации о ходе и резуль­татах педагогического процесса, выявление причин, нарушающих его. По итогам оперативного контроля вносятся изменения в педагогичес­кую деятельность. Оперативный контроль — это не констатация фак­тов, а их сравнение, обобщение, анализ, поиск причин, вызвавших ту или иную проблему. Оперативный контроль часто называют текущим или ежедневным.

По формам организации он может быть предупредительным или опережающим, сравнительным. Например, руководителю важно срав­нить методы и приемы работы двух воспитателей, работающих в од­ной возрастной группе детского сада, и подсказать им наиболее ре-


Контроль, регулирование и коррекция качества дошкольного образования 47

зультативные, чтобы помочь выработать единые требования к детям.

Одно из требований, которое необходимо учитывать руководите­лю, — это плановость и гласность контроля.

Многие руководители ежемесячно планируют 5 — 7 вопросов к опе­ративному контролю и знакомят с ними коллектив. План может быть представлен в такой форме (табл. 2).

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...