Конституционный контроль и его виды
Стр 1 из 3Следующая ⇒ Ответы по КП 33-64 Билет №33 Правовая охрана конституции. Конституционный контроль и его виды
Важность регулируемых конституцией общественных отноше- ний, необходимость обеспечения ее верховенства в системе пра- вовых актов, соответствия иных актов и их норм нормам консти- туции требует и ее особой правовой охраны. Под правовой охраной конституции следует понимать сово- купность средств и способов, с помощью которых должно дости- гаться строгое соблюдение режима конституционной законнос- ти, соответствие конституции всех других правовых актов, при- нимаемых государственными органами, соблюдение принципа непринятия или отмены уже принятых неконституционных пра- вовых актов, а также их отдельных норм. В период действия первых конституций буржуазных госу- дарств, принятых в XIX столетии, специальные способы их пра- вовой охраны, как правило, отсутствовали. Правовая теория и практика основывались на том, что парламент сам должен обес- печивать конституционность принимаемых им законов и следить за тем, чтобы другие государственные органы действовали в стро- гом соответствии с принципами и нормами конституции. Такой подход существует в некоторых государствах и до сих пор. Так, ст. 120 Конституции Нидерландов уста- навливает: "Конституционность актов парламента и договоров не подлежит контролю со стороны судов". В XIX столетии только в некоторых странах (например, в США) суды присвоили себе право неприменения при рассмотре- нии конкретных дел правового акта на основании его противоре- чия конституции. В США суды штатов первыми при рассмотре- нии уголовного или гражданского дела стали решать вопрос о
неприменении закона в случае признания его неконституцион- ным. Верховный суд США впервые воспринял эту практику в 1803 г. С 1848 г. конституционный надзор стал использоваться в Швейцарии. В дальнейшем, особенно на современном этапе, в различных странах были разработаны либо внедрены в практику самые раз- нообразные способы правовой охраны конституции. Некоторые из них закреплены в самих текстах основного закона. Во многих го- сударствах созданы специальные органы конституционного конт- роля. Органы конституционного контроля и его виды: 1) суды общей юрисдикции, которые решают вопрос о конституционности правовых актов в связи с рас- смотрением конкретного дела (Греция, Дания, Норвегия, Япония, США, Мексика, Индия и ряд других стран). Так, на основе ст. 93 Конституции Греции суды не обязаны применять закон, содержа- ние которого противоречит Конституции. 2)В ряде стран (Ирландия, Колумбия, Венесуэла) правом про- верки конституционности наделен только Верховный суд. В таком случае указанный вопрос рассматривается не в связи с конкрет- ным делом, а по представлению определенного государственного органа — президента, парламента, правительства. В Ирландии, например, согласно ст. 26 Конституции, президент может после консультации с Государственным-советом передать любой законо- проект (кроме финансовых и конституционных) в Верховный суд в целях получения его заключения о том, не противоречит ли он или отдельные его положения Конституции. 3)В некоторых конституциях содержатся нормы о создании и компетенции специальных судов по проверке конституционнос- ти нормативных актов (Австрия, Греция, Испания, Польша, Португалия, ФРГ и др.). Они образуются в особом порядке. Так, Конституционный суд Испании назначается Королем по представ- лению Конгресса, Сената, Правительства, Генерального совета
судебной власти. Конституционный суд Австрии образуется Пре- зидентом по представлению Федерального правительства, Наци- онального и Федерального советов. При этом для назначения су- дьей необходим довольно значительный стаж юридической рабо- ты. В отличие от членов судов общей юрисдикции они назначаются на определенный срок, а в некоторых странах состав такого суда обновляется по частям. Постановление такого суда о неконституционности право- вого акта или отдельной его нормы означает их отмену с мо- мента решения конституционного суда или установленного им срока. Как правило, специальные органы конституционного контро- ля рассматривают не только запросы о конституционности нор- мативных актов и международных договоров. В их компетенции находится и ряд других дел. Например, Федеральный конститу- ционный суд Германии правомочен также решать вопросы толко- вания конституции, соответствия права земли федеральному за- кону в сфере конкурирующего законодательства, рассматривает конституционные жалобы физических лиц в связи с нарушением их прав, жалобы органов местного самоуправления по поводу на- рушения законом прав на самоуправление, проверяет конститу- ционность деятельности политических партий. 4)В некоторых странах создаются несудебные органы консти- туционного надзора. Конституционный совет Франции состоит из 9 советников, назначаемых Президентом Республики и председа- телями обеих палат Парламента (по 3 члена). Кроме того, в его состав входят бывшие президенты Республики. Проверка консти- туционности органических законов в отличие от конституционных судов осуществляется здесь до их промульгации Президентом, а регламентов палат — до их применения. В случае признания акта неконституционным он не может быть подписан Президентом. Существуют два вида конституционного контроля: предвари- тельный и последующий. Предварительный осуществляется либо до принятия закона парламентом, либо после его принятия, но до подписания главой государств. В обоих случаях контроль явля- ется как бы одной из стадий законодательного процесса. Но если в первом — заключение органа, осуществляющего контроль, не но-
сит для парламента обязательного характера, во втором — при- знается обязательным (как во Франции). Последующий конституционный контроль представляет со- бой проверку уже вступивших в законную силу нормативных ак- тов на предмет их конституционности. Если он осуществляется судами общей юрисдикции, то формально нормативный акт, при- знанный неконституционным, не отменяется, но в судах при рас- смотрении конкретных дел он не применяется. Специальные же суды, на которые возложен такой контроль, обладают правом от- мены неконституционного акта. Различают также формальный и материальный виды контро- ля. Формальный заключается в проверке соблюдения установлен- ных процедурных правил рассмотрения и принятия нормативного акта, ставшего объектом конституционного контроля, а матери- альный — в проверке конституционности самого содержания со- ответствующего правового акта или отдельных его положений. На основании того, какими органами проверяется конститу- ционность нормативных актов, некоторые государствоведы выде- ляют децентрализованный и централизованный контроль. Если он осуществляется судами общей юрисдикции, то его называют де- централизованным, или американским. Если же контроль за кон- ституционностью входит в компетенцию специального суда либо только Верховного суда, то его относят к централизованному, или европейскому виду. Позитивное значение конституционного контроля заключа- ется в том, что он направлен на укрепление существующего в стране конституционного строя, конституционной законности, на защиту прав и законных интересов личности. В то же время нельзя не отметить, что в отдельных случаях и в определенные периоды в жизни тех или иных стран он играл негативную роль, например был использован для ограничения прав парламента. Его роль во многом зависит от состава осуществляющего его органа, от суще- ствующей в стране социально-политической обстановки. Билет №34
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|