Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Конституционный контроль и его виды




Ответы по КП 33-64

Билет №33

Правовая охрана конституции.

Конституционный контроль и его виды

 

Важность регулируемых конституцией общественных отноше-

ний, необходимость обеспечения ее верховенства в системе пра-

вовых актов, соответствия иных актов и их норм нормам консти-

туции требует и ее особой правовой охраны.

Под правовой охраной конституции следует понимать сово-

купность средств и способов, с помощью которых должно дости-

гаться строгое соблюдение режима конституционной законнос-

ти, соответствие конституции всех других правовых актов, при-

нимаемых государственными органами, соблюдение принципа

непринятия или отмены уже принятых неконституционных пра-

вовых актов, а также их отдельных норм.

В период действия первых конституций буржуазных госу-

дарств, принятых в XIX столетии, специальные способы их пра-

вовой охраны, как правило, отсутствовали. Правовая теория и

практика основывались на том, что парламент сам должен обес-

печивать конституционность принимаемых им законов и следить

за тем, чтобы другие государственные органы действовали в стро-

гом соответствии с принципами и нормами конституции.

Такой подход существует в некоторых государствах и до сих

пор.

Так, ст. 120 Конституции Нидерландов уста-

навливает: "Конституционность актов парламента и договоров не

подлежит контролю со стороны судов".

В XIX столетии только в некоторых странах (например, в

США) суды присвоили себе право неприменения при рассмотре-

нии конкретных дел правового акта на основании его противоре-

чия конституции. В США суды штатов первыми при рассмотре-

нии уголовного или гражданского дела стали решать вопрос о

неприменении закона в случае признания его неконституцион-

ным. Верховный суд США впервые воспринял эту практику в

1803 г. С 1848 г. конституционный надзор стал использоваться в

Швейцарии.

В дальнейшем, особенно на современном этапе, в различных

странах были разработаны либо внедрены в практику самые раз-

нообразные способы правовой охраны конституции. Некоторые из

них закреплены в самих текстах основного закона. Во многих го-

сударствах созданы специальные органы конституционного конт-

роля.

Органы конституционного контроля и его виды:

1) суды общей юрисдикции, которые

решают вопрос о конституционности правовых актов в связи с рас-

смотрением конкретного дела (Греция, Дания, Норвегия, Япония,

США, Мексика, Индия и ряд других стран). Так, на основе ст. 93

Конституции Греции суды не обязаны применять закон, содержа-

ние которого противоречит Конституции.

2)В ряде стран (Ирландия, Колумбия, Венесуэла) правом про-

верки конституционности наделен только Верховный суд. В таком

случае указанный вопрос рассматривается не в связи с конкрет-

ным делом, а по представлению определенного государственного

органа — президента, парламента, правительства. В Ирландии,

например, согласно ст. 26 Конституции, президент может после

консультации с Государственным-советом передать любой законо-

проект (кроме финансовых и конституционных) в Верховный суд в

целях получения его заключения о том, не противоречит ли он

или отдельные его положения Конституции.

3)В некоторых конституциях содержатся нормы о создании и

компетенции специальных судов по проверке конституционнос-

ти нормативных актов (Австрия, Греция, Испания, Польша,

Португалия, ФРГ и др.). Они образуются в особом порядке. Так,

Конституционный суд Испании назначается Королем по представ-

лению Конгресса, Сената, Правительства, Генерального совета

судебной власти. Конституционный суд Австрии образуется Пре-

зидентом по представлению Федерального правительства, Наци-

онального и Федерального советов. При этом для назначения су-

дьей необходим довольно значительный стаж юридической рабо-

ты. В отличие от членов судов общей юрисдикции они назначаются

на определенный срок, а в некоторых странах состав такого суда

обновляется по частям.

Постановление такого суда о неконституционности право-

вого акта или отдельной его нормы означает их отмену с мо-

мента решения конституционного суда или установленного им

срока.

Как правило, специальные органы конституционного контро-

ля рассматривают не только запросы о конституционности нор-

мативных актов и международных договоров. В их компетенции

находится и ряд других дел. Например, Федеральный конститу-

ционный суд Германии правомочен также решать вопросы толко-

вания конституции, соответствия права земли федеральному за-

кону в сфере конкурирующего законодательства, рассматривает

конституционные жалобы физических лиц в связи с нарушением

их прав, жалобы органов местного самоуправления по поводу на-

рушения законом прав на самоуправление, проверяет конститу-

ционность деятельности политических партий.

4)В некоторых странах создаются несудебные органы консти-

туционного надзора. Конституционный совет Франции состоит из

9 советников, назначаемых Президентом Республики и председа-

телями обеих палат Парламента (по 3 члена). Кроме того, в его

состав входят бывшие президенты Республики. Проверка консти-

туционности органических законов в отличие от конституционных

судов осуществляется здесь до их промульгации Президентом, а

регламентов палат — до их применения. В случае признания акта

неконституционным он не может быть подписан Президентом.

Существуют два вида конституционного контроля: предвари-

тельный и последующий. Предварительный осуществляется либо

до принятия закона парламентом, либо после его принятия, но

до подписания главой государств. В обоих случаях контроль явля-

ется как бы одной из стадий законодательного процесса. Но если в

первом — заключение органа, осуществляющего контроль, не но-

сит для парламента обязательного характера, во втором — при-

знается обязательным (как во Франции).

Последующий конституционный контроль представляет со-

бой проверку уже вступивших в законную силу нормативных ак-

тов на предмет их конституционности. Если он осуществляется

судами общей юрисдикции, то формально нормативный акт, при-

знанный неконституционным, не отменяется, но в судах при рас-

смотрении конкретных дел он не применяется. Специальные же

суды, на которые возложен такой контроль, обладают правом от-

мены неконституционного акта.

Различают также формальный и материальный виды контро-

ля. Формальный заключается в проверке соблюдения установлен-

ных процедурных правил рассмотрения и принятия нормативного

акта, ставшего объектом конституционного контроля, а матери-

альный — в проверке конституционности самого содержания со-

ответствующего правового акта или отдельных его положений.

На основании того, какими органами проверяется конститу-

ционность нормативных актов, некоторые государствоведы выде-

ляют децентрализованный и централизованный контроль. Если он

осуществляется судами общей юрисдикции, то его называют де-

централизованным, или американским. Если же контроль за кон-

ституционностью входит в компетенцию специального суда либо

только Верховного суда, то его относят к централизованному,

или европейскому виду.

Позитивное значение конституционного контроля заключа-

ется в том, что он направлен на укрепление существующего в

стране конституционного строя, конституционной законности, на

защиту прав и законных интересов личности. В то же время нельзя

не отметить, что в отдельных случаях и в определенные периоды

в жизни тех или иных стран он играл негативную роль, например

был использован для ограничения прав парламента. Его роль во

многом зависит от состава осуществляющего его органа, от суще-

ствующей в стране социально-политической обстановки.

Билет №34

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...