Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Понятие и принципы избирательного права в рф




Избирательное право (в субъективном, уз-

ком смысле слова) - конституционное право

граждан избирать и быть избранными в выборные

органы, государственные и муниципальные органы

власти и право участвовать в референдуме.

Избирательное право (в объективном, широ-

ком смысле слова) - совокупность правовых норм,

регулирующих весь комплекс избирательных процес-

сов в РФ, включая избирательные права граждан.

Избирательное право в узком смысле слова

включает в себя: 1) пассивное избирательное пра-

во граждан РФ (право быть избранными в органы

государственной и муниципальной власти); 2) ак-

тивное избирательное право граждан РФ (право

избирать в выборные органы власти).

Активное избирательное право принадлежит

каждому гражданину РФ, достигшему 18 лет, но

с учетом установленных федеральными законами

ограничений. Не могут избирать граждане РФ: 1) при-

знанные вступившим в законную силу решением суда

недееспособными (ограниченно дееспособными);

2) в отношении которых вступил в законную силу при-

говор суда за совершение преступления, наказанием

за которое назначено лишение свободы.

Пассивное избирательное право принадлежит

гражданам с момента достижения ими возраста,

установленного федеральными законами для заня-

тия определенной должности. Это право ограничи-

вается при наличии обстоятельств, при которых не

допускается занятие определенной должности. Эти

обстоятельства должны быть указаны в федераль-

Ч/ных законах.

Не может быть избран в органы государственной

и муниципальной власти гражданин РФ: 1) занимающий

на момент выборов государственную должность, обя-

занности по исполнению которой несовместимы с вы-

борной должностью; 2) осужденный к лишению свобо-

ды приговором суда, вынесенным в установленном

порядке; 3) признанный вступившим в законную силу

приговором суда недееспособным или ограниченно дее-

способным. Избирательное право как совокупность пра-

вовых норм имеет систему: 1) федеральное законода-

тельство о выборах и референдуме; 2) законодательство

о выборах и референдуме субъектов РФ.

Элементы системы избирательного права РФ выде-

ляются в зависимости от уровня принятия норматив-

ных актов. Нормативные акты, регулирующие изби-

рательное право: 1) Конституция РФ от 12 декабря

1993 г.; 2) федеральные законы (ФЗ от 12 июня 2002 г.

№7-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав

и права на участие в референдуме граждан Российской

Федерации» (с изменениями от 27 сентября, 24 декабря

2002 г., 23 июня, 4 июля, 23 декабря 2003 г.), ФЗ

от 20 декабря 2002 г. № 175-ФЗ «О выборах депутатов Го-

сударственной Думы Федерального Собрания Россий-

ской Федерации» (с изменениями от 20 декабря 2002 г.,

23 июня 2003 г.), ФЗ от 26 ноября 1996 г. №38-Ф3

«Об обеспечении конституционных прав граждан Россий-

ской Федерации избирать и быть избранными в органы

местного самоуправления» (с изменениями от 22 июня

1998 г.), ФЗ от 5 августа 2000 г. 1Ф13-ФЗ «О порядке

формирования Совета Федерации Федерального Собра-

ния Российской Федерации», ФЗ от 10 января 2003 г.

№9-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации»

и др.); 3) конституции (уставы) субъектов РФ; 4) зако-

ны субъектов РФ; 5) уставы муниципальных образова-

ний.

ПРИНЦИПЫ РОССИЙСКОГО

ИЗБИРАТЕЛЬНОГО ПРАВА

Принципы избирательного права России -

основополагающие начала российского законода-

тельства о порядке избрания высших органов власти

РФ и ее субъектов, установленные Конституцией РФ.

Принципы: 1) всеобщность; 2) равность; 3) пря-

мота; 4) тайность.

Всеобщность означает, что все граждане РФ

независимо от пола, расы, национальной принад-

лежности, вероисповедания и других качеств, если

они достигли определенного Конституцией РФ воз-

раста, могут принимать участие в выборах в качест-

ве избирателей либо кандидатов на ту или иную

выборную должность (ст. 32 Конституции РФ).

Ограничение в избирательных правах граждан не

допускается, за исключением случаев, предусмот-

ренных федеральными законами (например, граж-

дане, признанные судом недееспособными либо

содержащиеся в местах лишения свободы по при-

говору суда).

Избирательные права граждан РФ: 1) право

участвовать в выдвижении кандидатов, списков кан-

дидатов; 2) участвовать в предвыборной агитации;

3) участвовать в наблюдении за проведением вы-

боров, работой избирательных комиссий, включая

установление итогов голосования и определение ре-

зультатов выборов; 4) принимать участие в других

избирательных действиях в порядке, установленном

Конституцией РФ, федеральными законами, консти-

туциями (уставами), законами субъектов РФ.

Реализацию принципа всеобщего избирательного

права обеспечивает право граждан участвовать

в управлении делами государства. Благодаря этому

праву граждане РФ могут влиять на принятие и ис-

\/полнение государственных решений, государствен-

ен ную политику путем определения своих представи-

телей, лиц, в обязанности которых входит защита ин-

тересов'избирателей.

Граждане РФ осуществляют свое право участво-

вать в управлении делами государства непосред-

ственно, так как волеизъявление избирателей на

выборах, референдумах является прямым, кроме

того, граждане РФ могут лично участвовать в рабо-

те органов законодательной, исполнительной или

судебной власти.

Принцип равности избирательной системы РФ

содержит в себе элементы: 1) каждый избиратель

обладает только 1 голосом (реализацию однократ-

ного волеизъявления граждан на выборах обеспечи-

вает наличие списков избирателей по месту их жи-

тельства, где избиратели могут проголосовать только

1 раз на основании паспорта гражданина РФ); 2) участие

в выборах граждан РФ на равных основаниях (ни один

избиратель не может иметь привилегии по отноше-

нию к другим избирателям, в случае же ограничения

кого-либо в их правах либо предпочтении голосов

одних избирателей перед другими выборы могут быть

признаны недействительными).

Принцип прямоты означает, что избиратели го-

лосуют на выборах непосредственно за кандидатов,

а не за специальных представителей, которые в по-

следующем будут вправе избирать кандидатов на

выборную должность.

Выборы в РФ тайные, т. е. голосование на выбо-

рах всех уровней и во все органы власти осуществ-

ляется только тайно - избиратель голосует один

в специально отведенном для этого помещении, где

никто не может находиться, кроме лица, выражаю-

щего свое волеизъявление.

Этот принцип обеспечивает свободное выражение

воли граждан РФ и исключает возможность давле-

ния со стороны других лиц путем угроз.

 

Билет № 40

Билет № 41

Партии — это добровольные общественно-политические организации, созданные и действующие на идеологической основе, ориентированные на завоевание либо соучастие во власти на государственном уровне. Более конкретно сущность партии можно понять с помощью ее признаков. Выделяются следующие основные признаки партий:

• борьба за власть, стремление к осуществлению или соучастию во власти;

• организация (структурированность, устойчивость, управление);

• наличие программы и устава;

• наличие аппарата управления;

• носитель определенной идеологии;

• наличие социальной опоры в обществе, поиск общественной поддержки;

• постоянство, долговременность существования (по сравнению, например, с политическим движением).

 

Билет № 42

Конституционный строй (КС) — это определенная форма и способ организации государства, закрепленный в его Конституции; это форма (способ) организации государства, которая обеспечивает подчинение его праву и характеризует его как конституционное государство.

Ведущее место среди правовых норм, регулирующих КС — нормы Конституции РФ, особенно раздел 1 «Основы КС».

Основы конституционного строя РФ — устои государства, его основные принципы, которые призваны обеспечить России характер конституционного государства.

Согласно Конституции РФ основы и принципы КС включают:

демократизм, выражающийся в народном суверенитете, разделении властей, идеологическом и политическом многообразии, в признании и гарантировании МСУ;

признание человека, его прав и свобод высшей ценностью, социальное рыночное хозяйство;

социальное и светское государство (социальное равенство и духовное многообразие);

федерализм, суверенность РФ и республиканская форма правления.

Конституционные принципы конструируют государство в совокупности и поэтому должны рассматриваться только во взаимосвязи.

Совокупность правовых норм, регулирующих наиболее важные общественные отношения, образует конституционно-правовой институт «Основы КС».

Закрепление основ КС обеспечивает провозглашение этих основ от имени народов России их государственной волей. Закрепленные в Конституции основы КС образуют фундамент всего правового регулирования государственной и общественной жизни России, определяют в юридической форме те важнейшие качественные связи, которые свойственны ее организации.

Характерные черты КС:

имеют основополагающее, обобщающее, фундаментальное значение;

носят политико-правовой характер;

нормативность и общеобязательность;

юридическое верховенство по отношению к положениям Конституции и всем НПА государства;

определенность и категоричность;

сжатость и концентрированность положений;

постоянность действия;

свобода от идеологических установок;

целостность;

устойчивость и особый порядок принятия и изменения.

Основы КС (раздел 1) — закреплены с помощью норм-принципов, которые условно разделены на 4 группы:

— Гуманистические;

— Основные характеристика РФ;

— Экономические и политические;

— Основы организации государственной власти.

Статус РФ:

Статья 1 — РФ есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления.

Статья 7, 14 — РФ — социальное и светское государство.

Демократический характер — установление демократического политического режима: гражданам предоставлены и гарантируются политические права и свободы; допускается деятельность оппозиции, исключается произвол и анархия; представительная демократия осуществляется народом через выборные учреждения (статья 3).

Федеративное государство - состоит из нескольких равноправных субъектов, некоторые из которых (республики) называются в Конституции государствами, республики и другие субъекты равноправны (всего 83 субъектов).

Правовое государство — в своей деятельности подчиняется праву и главная цель — обеспечение прав и свобод человека. Признаки:

1. Высший приоритет правам и свободам человека и гражданина. Все что не запрещено, то дозволено.

2. Независимость суда; статья 120 — Судьи неприкосновенны и несменяемы.

3. Верховенство Конституции по отношению ко всем НПА (статья 15).

Приоритет международного права (статья 15 часть 4).

Социальное государство — государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (статья 7).

Светское государство статья 14.

Билет №43

Голосование, подсчет голосов, определение результатов выборов и их опубликование - заключительная стадия избирательного процесса.

1. Голосование - это процедура, обеспечивающая фиксацию воли избирателя по выбору того или иного кандидата (кандидатов, списка (списков) кандидатов).

Голосование проводится в календарный выходной день. Время голосования обычно определяется с 8 до 22 часов по местному времени. Голосование проводится в специальных помещениях, которые предоставляются в распоряжение участковых избирательных комиссий главами соответствующих муниципальных образований. О времени и месте голосования территориальные и участковые избирательные комиссии обязаны оповестить избирателей не позднее чем за 20 дней до дня голосования через СМИ.

В случае, если избиратель не будет иметь возможности прибыть в помещение для голосования того избирательного участка, где он включен в список избирателей, он вправе получить в участковой комиссии данного участка открепительное удостоверение для голосования на выборах и принять участие в голосовании на том избирательном участке, на котором он будет находиться в день голосования. Голосование по открепительным удостоверениям возможно только в пределах избирательного округа, где данный избиратель обладает активным избирательным правом.

Избиратель, который в день голосования будет отсутствовать по месту своего жительства и не сможет прийти в участковую избирательную комиссию на избирательном участке, на котором он включен в список избирателей, вправе проголосовать досрочно путем заполнения избирательного бюллетеня в помещении территориальной (окружной) комиссии за 15-4 дня до дня голосования или участковой избирательной комиссии - не ранее чем за 3 дня до дня голосования.

Институты открепительного удостоверения и досрочного голосования направлены на обеспечение возможности участия в выборах избирателей, которые по каким-либо причинам не могут прийти в день голосования на свой избирательный участок. Возможности института открепительного удостоверения по сравнению с досрочным голосованием ограничены - открепительные удостоверения действительны только в рамках избирательного округа, где проводятся выборы. Однако институт досрочного голосования таит в себе немалое количество опасностей, связанных с подкупом избирателей и иным воздействием на них для получения необходимого результата в условиях избирательного абсентизма (отсутствия у избирателей желания участвовать в выборах).

Для осуществления голосования избиратели получают избирательные бюллетени. Избирательные бюллетени выдаются избирателям, включенным в список избирателей, по предъявлении паспорта или заменяющего его документа либо открепительного удостоверения.

Голосование производится путем нанесения избирателем в избирательном бюллетене любого знака в квадрате (квадратах), относящемся (относящихся) к кандидату (кандидатам) или списку кандидатов, в пользу которого (которых) сделан выбор, либо к позиции «Против всех кандидатов» («Против всех списков кандидатов»). Избирательный бюллетень заполняется избирателем в специально оборудованной кабине, где не допускается присутствие других лиц. Избиратель голосует лично, голосование за других избирателей не допускается. Заполненный избирательный бюллетень опускается избирателем в опечатанный (опломбированный) ящик для голосования.

В случае, если избиратель по уважительным причинам (по состоянию здоровья, по инвалидности и другим причинам) не может самостоятельно прибыть в помещение для голосования, то по его письменному заявлению или устному обращению (в том числе переданному при содействии других лиц) участковая избирательная комиссия участка, на котором данный избиратель включен в список избирателей, обязана предоставить ему возможность проголосовать вне помещения. Заявление о голосовании вне помещения для голосования должно быть сделано не позже чем за 4 часа до истечения времени голосования.

Для голосования вне помещения для голосования участковая избирательная комиссия должна иметь переносные ящики для голосования, но не более трех. Данное ограничение направлено на исключение возможности нарушений избирательных прав граждан, когда число проголосовавших вне помещения для голосования окажется большим, чем число проголосовавших на самом избирательном участке.

2. Подсчет голосов избирателей осуществляется открыто и гласно членами участковой избирательной комиссии с правом решительного голоса. Подсчет голосов начинается сразу после окончания времени голосования и проводится без перерыва до установления итогов голосования, о которых должны быть извещены все члены участковой избирательной комиссии, а также наблюдатели.

По результатам подсчета голосов составляется протокол участковой избирательной комиссии об итогах голосования, первый экземпляр которого направляется в соответствующую территориальную избирательную комиссию, второй экземпляр остается в участковой комиссии, а третий экземпляр вывешивается для всеобщего ознакомления.

При использовании технических средств подсчета голосов (например, специальных избирательных ящиков со сканирующими устройствами) запрещается разглашение данных подсчета голосов до окончания голосования на избирательном участке, за исключением данных об общем числе проголосовавших избирателей.

3. Определение результатов выборов. На основании протоколов об итогах голосования, полученных из нижестоящих избирательных комиссий, окружная избирательная комиссия того округа, от которого избирается депутат, иное выборное лицо (депутаты, выборные лица), * определяет результаты выборов путем сложения содержащихся в протоколах данных. Определение результатов производится членами данной комиссии с правом решающего голоса лично. О результатах выборов составляется протокол.

Выборы признаются соответствующей избирательной комиссией не состоявшимися в случаях:

1) если в них приняло участие меньшее число избирателей, чем это предусмотрено соответствующими федеральными или региональными законам;

2) если число голосов, поданных за кандидата, набравшего наибольшее число голосов по отношению к другому кандидату (другим кандидатам), меньше, чем число голосов избирателей, поданных против всех кандидатов;

3) если менее чем два списка кандидатов при голосовании за списки кандидатов получали право принять участие в распределении депутатских мандатов;

4) если за списки кандидатов, получившие право принять участие в распределении депутатских мандатов, было подано в сумме 50 или менее процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании за списки кандидатов.

Итоги голосования и результаты выборов могут быть признаны соответствующей избирательной комиссией недействительными:

1) в случае, если допущенные при проведении голосования или установлении итогов голосования нарушения не позволяют с достоверностью установить результаты волеизъявления избирателей;

2) в случае, если итоги голосования были признаны недействительными не менее чем на одной четвертой избирательных участков;

3) по решению суда.

В случае признания выборов несостоявшимися или недействительными проводятся повторные выборы. Повторные выборы проводятся не позднее чем через шесть месяцев со дня первоначальных выборов или не позднее чем через шесть месяцев со дня признания выборов недействительными. При повтoрных выборах сроки избирательных действий по решению соответствующей избирательной комиссии могут быть сокращены на одну треть.

4. Заключительным актом конкретного избирательного процесса является официальное опубликование итогов голосования и результатов выборов. Оно осуществляется соответствующей избирательной комиссией в срок, определенный федеральными или региональными законами, но не позднее одного месяца со дня голосования.

Билет №44

В силу самой природы конституции ей присуще качество стабильности. Принятие новой конституции всегда вызывается весьма существенными переменами в жизни общества. Изменения в ней тоже должны требовать серьезного обоснования.

Поэтому в большинстве стран мира действует усложненный порядок изменения конституции.

Советские конституции закрепляли достаточно простой порядок их изменения, устанавливая для этого лишь квалифицированное большинство голосов депутатов высшего представительного органа.

Прежняя российская Конституция закрепляла, что для принятия ее изменений и дополнений требовалось согласие не менее 2/3 от общего числа избранных народных депутатов РФ.

Только при изменении и дополнении статей Конституции, касающихся федеративного устройства, требовалось согласование с субъектами Федерации в лице их Советов народных депутатов. Порядок принятия новой Конституции не устанавливался, и Конституция ограничивалась нормой о том, что это относится к исключительной компетенции Съезда народных депутатов Российской Федерации.

Такой упрощенный порядок изменения в совокупности с политическими факторами нарушал стабильность Конституции и привел к тому, что в прежнюю Конституцию Российской Федерации было внесено за короткий период около 350 поправок.

Учтя предшествующий отечественный опыт, нормативные установления конституций зарубежных демократических государств и укрепляя конституционную стабильность, действующая Конституция внесла в рассматриваемый процесс существенные изменения.

Прежде всего Конституция 1993 г. применяет новую терминологию - вводятся понятия "пересмотр" Конституции и "поправки" к ней. Посвященная этому гл. 9 носит название "Конституционные поправки и пересмотр Конституции". Она содержит четыре статьи - 134 - 137.

 

В ст. 134 впервые в конституционном акте введена новая норма, устанавливающая перечень субъектов, которые могут инициировать процесс пересмотра Конституции и внесения в нее поправок. В прежней Конституции вопрос о таких субъектах не регламентировался.

Теперь предложение о поправках и пересмотре положений Конституции могут вносить Президент РФ, Совет Федерации, Государственная Дума, Правительство РФ, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации, а также группа численностью не менее 1/5 членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы.

Круг субъектов, наделенных указанным правомочием, уже того, который в ст. 104 Конституции определен в качестве субъектов законодательной инициативы. Это вполне правомерное ограничение вытекает из различий конституционного и текущего законодательства.

Анализ гл. 9 показывает, что в Конституции предусмотрены три различных режима внесения новых положений в ее текст: пересмотр, поправки и изменения в ст. 65.

Пересмотр означает принятие новой Конституции. Его условия определены в ст. 135 Конституции. Пересмотр связан с изменением положений глав 1, 2 и 9: "Основы конституционного строя", "Права и свободы человека и гражданина", "Конституционные поправки и пересмотр Конституции". Положения этих глав не могут быть пересмотрены Федеральным Собранием. В этих главах содержатся положения, выражающие концептуальную сущность Конституции, а также обеспечивающие ее стабильность. Отсутствие у Федерального Собрания - представительного и законодательного органа Российской Федерации - права принимать новую Конституцию означает, что утверждена новая концепция установления конституции особой, учредительной властью, а не обычной законодательной властью. Однако законодательный орган не отстраняется от участия в процессе пересмотра Конституции. Статья 135 предусматривает, что предложение о пересмотре положений глав 1, 2 и 9 может получить дальнейшее движение только в случае его поддержки тремя пятыми от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы. Только при этом условии в соответствии с федеральным конституционным законом созывается Конституционное Собрание (к настоящему времени указанный закон не принят).

Конституционное Собрание в соответствии с Конституцией наделено учредительными полномочиями. Оно может подтвердить неизменность Конституции, т.е. не согласиться с решениями палат Федерального Собрания, поддержавших инициативу о пересмотре Конституции. В случае согласия с инициативой пересмотра Конституционное Собрание разрабатывает проект новой Конституции и принимает его двумя третями голосов от общего числа его членов или выносит на всенародное голосование. При проведении референдума Конституция считается принятой, если за нее проголосовало более половины избирателей, принявших участие в голосовании, при условии, что в нем приняло участие более половины избирателей.

Поправки в соответствии с действующей Конституцией (ст. 136) допускаются только к гл. 3 - 8. Они принимаются в порядке, предусмотренном для принятия федерального конституционного закона, т.е. требуют одобрения не менее 3/4 голосов от общего числа членов Совета Федерации и не менее 2/3 голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. Кроме того, Конституция закрепляет в качестве необходимого условия вступления поправок в силу их одобрение органами законодательной власти не менее чем 2/3 субъектов Федерации. Правовым актом, которым вносится поправка, является закон Российской Федерации о поправке к Конституции РФ. Такое толкование ст. 136 о форме правового акта дано, как отмечалось выше, в Постановлении Конституционного Суда от 31 октября 1995 г. В данном Постановлении отмечалось также, что Федеральное Собрание может определить в федеральном законе порядок принятия и внесения поправок в Конституцию. Такой федеральный закон был принят в 1998 г.

Федеральный закон "О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации" <*> детально урегулировал процедуры рассмотрения поправок палатами Федерального Собрания, принятия закона о поправке к Конституции РФ, одобрения последнего законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации, а также порядок опубликования закона и вступления его в силу, внесения поправки в текст Конституции. Процесс рассмотрения закона в субъектах Федерации должен завершиться не позднее одного года со дня его принятия. Результаты рассмотрения устанавливает Совет Федерации. Если закон не получит одобрения 2/3 субъектов Федерации, то внесение предложений о данной поправке допускается не ранее чем через один год. Федеральный закон предусматривает участие Верховного Суда РФ в проверке правильности результатов рассмотрения закона о поправке в субъектах Федерации, и в соответствующих случаях вопрос о результатах пересматривается по решению Верховного Суда в порядке, установленном законом.

 

Билет №45

Способы принятия конституций:

– принятие конституции специально избранным для этой цели учредительным собранием. Это обычно орган однопалатный (в Бразилии он был двухпалатным), и после принятия конституции он нередко распускается, уступая место парламенту, избранному на основе новой конституции. Учредительное собрание не всегда формируется только путем выборов, иногда избирается на корпоративной основе из представителей различных групп населения, а частично назначается военными властями (они играют роль консультативных).

– принятие конституций парламентами.

– принятие конституции надпарламентскими органами, составной частью которых иногда были, а иногда и не были парламенты (например, Великим народным хуралом в Монголии в 1992 г.).

– принятие путем референдума – общегосударственного голосования избирателей (Франция 1958 г., Швейцария 1999 г.). Проект конституции либо разрабатывается специально созданным для этого учредительным собранием (Конституция Франции 1946 г. – Четвертой республики), либо правительством (Конституция Франции 1958 г. – Пятой республики), после чего выносится на референдум.

– принятие военными властями, провозгласившими переход таким путем к гражданскому правлению.

– принятие высшими партийными органами – съездами или исполнительными комитетами партий.

– принятие на общенациональных конференциях представителей различных политических сил и групп населения.

– договорное принятие конституций в кризисных ситуациях, хотя добровольность таких соглашений нередко весьма своеобразна.

– октроирование конституций: они даровались «хорошим» монархом своему «верному народу».

– принятие основного закона в новой редакции.

Поправки в конституции вносятся по решению парламента или на основании итогов референдума, однако принятие таких решений связано со специальными требованиями:

1. Проект об изменении конституции вносится только главой государства, правительством, определенной группой депутатов, субъектами федерации.

2. Поправка должна быть принята не простым, а квалифицированным большинством в каждой палате парламента или на совместном заседании палат. Часто необходимо, чтобы оно было принято парламентом дважды с определенным интервалом. В некоторых странах второй вотум (голосование) должен иметь место только после избрания нового состава парламента.

3. После того как парламент принял поправку к конституции, в некоторых федерациях его решение должно быть утверждено (ратифицировано) определенным большинством субъектов федерации.

Конституционные поправки не подлежат вето главы государства и должны быть опубликованы.

При военных переворотах нередко используется чрезвычайный порядок изменения и отмены конституции: военные советы отменяют или приостанавливают ее некоторые главы или статьи, а порой и весь текст.

По способу изменения конституции делятся на гибкие и жесткие. Гибкие конституции могут быть изменены в том же порядке, что и обычный закон. Ими являются прежде всего неписаные конституции, а также конституции государств с монархической формой правления (Княжество Монако, Саудовская Аравия).

Жесткие конституции – конституции, для внесения изменений и дополнений в которые предусмотрен особый усложненный порядок. Жесткость конституций может обеспечиваться по-разному: требованием голосования квалифицированным большинством голосов в парламенте (Италия, Япония); принятием поправок на референдуме (Франция); повторным принятием поправок парламентом следующего созыва (Греция); утверждением поправок субъектами Федерации (Германия, США).

Билет №46

Реализация рассмотренных выше норм об основаниях приобретения, прекращения и изменения российского гражданства связана с необходимостью ее правового регулирования.

Этому посвящена значительная часть Закона о гражданстве и Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации. В последнем подробно определяется порядок рассмотрения и решения вопросов гражданства.

Закон о гражданстве предусматривает, какие государственные органы ведают делами о гражданстве и каковы полномочия этих органов, закрепляет порядок производства и обжалования решений по этим делам.

В системе органов, связанных с решением вопросов гражданства, основными полномочиями обладает Президент Российской Федерации как глава государства, олицетворяющий его.

Конституция устанавливает, что Президент решает вопросы гражданства Российской Федерации (п. "а" ст. 89). К их числу относятся: прием в гражданство; восстановление в гражданстве; выход из гражданства; отмена решения о приеме в гражданство.

По всем названным вопросам Президент издает указы. Другие государственные органы, связанные с решением этих вопросов, осуществляют лишь подготовительную работу.

К таким органам относится Комиссия по вопросам гражданства при Президенте Российской Федерации. В ее задачи входят подготовка предложений для Президента по делам о гражданстве, обеспечение проведения единой государственной политики в области гражданства, контроль за исполнением решений по вопросам гражданства.

Президент назначает председателя Комиссии и по предложению последнего утверждает состав Комиссии.

Члены Комиссии участвуют в ее работе на общественных началах. В Администрации Президента в качестве ее подразделения действует Управление Президента РФ по вопросам гражданства.

Остальные государственные органы, принимающие участие в решении вопросов гражданства или решающие их, входят в систему органов исполнительной власти. К ним относятся Министерство внутренних дел и его органы, а также Министерство иностранных дел, дипломатические представительства и консульские учреждения.

Полномочия, возложенные на эти органы по решению вопросов гражданства, аналогичны, с тем лишь различием, что первые принимают их в отношении лиц, проживающих на территории Российской Федерации, а вторые - за ее пределами. В число таких полномочий входят: прием заявлений и ходатайств по вопросам гражданства Российской Федерации; проверка фактов и представленных документов; направление ходатайства вместе с документами в Комиссию по вопросам гражданства при Президенте РФ; определение принадлежности лиц к гражданству РФ; осуществление регистрации приобретения или прекращения гражданства РФ в предусмотренных Законом случаях.

В процедуре оформления и решения вопросов о приобретении и прекращении гражданства в порядке регистрации (т.е. в упрощенном порядке) и во всех остальных случаях имеются существенные различия. Они касаются: установленной формы обращения; органов, принимающих решения; актов, которыми оформляются решения; порядка обжалования.

Для решения вопроса о регистрации гражданства подается заявление; решение по этому вопросу принимают соответствующие органы внутренних дел либо Министерство иностранных дел, дипломатические представительства и консульские учреждения; оформляются решения заключением (в необходимых случаях представлением); срок рассмотрения - не более шести месяцев; решения могут быть обжалованы в суд в месячный срок.

Во всех других случаях приобретения и прекращения гражданства, не подпадающих под регистрационный порядок, оформляется ходатайство на имя Президента, который и принимает решения по этим вопросам; оформляются они указом Президента; срок рассмотрения ходатайств - не более девяти месяцев; решения обжалованию не подлежат, что не исключает возможности повторного ходатайства.

Как заявление, так и ходатайство подаются в письменном виде по установленной форме в орган внутренних дел по месту жительства лица (за пределами Российской Федерации в соответствующее дипломатическое представительство или консульское учреждение).

Гражданство РФ считается приобретенным или прекращенным со дня принятия решения полномочным органом или издания указа Президента РФ.

Исполнение решений возлагается соответственно на Министерство внутренних дел и его органы или на Министерство иностранных дел, дипломатические представительства и консульские учреждения.

В соответствии со ст. 71 (п. "в") Конституции РФ регулирование вопросов гражданства отнесено к исключительному ведению Российской Федерации.

Билет №47

ПРАВОВОЙ СТАТУС БЕЖЕНЦЕВ

И ВЫНУЖДЕННЫХ ПЕРЕСЕЛЕНЦЕВ В РОССИИ

Вынужденный переселенец - это гражданин

РФ, который покинул место своего постоянного жи-

тельства вследствие совершенного в отношении

него или членов его семьи насилия или преследо-

вания в иных формах либо вследствие реальной

опасности подвергнуться преследованию по призна-

ку расовой или национальной принадлежности, ве-

роисповедания, языка, а также по признаку принад-

лежности к определенной социальной группе или

политических убеждений, ставших поводами для

проведения враждебных кампаний в отношении кон-

кретного лица или группы лиц, массовых наруше-

ний общественного порядка.

Беженец - это лицо, которые не является граж-

данином РФ и которое в силу вполне обоснован-

ных опасений стать жертвой преследований по при-

знаку расы, вероисповедания, гражданства,

национальности, при

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...