И освободившихся странах. Понятие гражданства
В ажнейшей предпосылкой приобретения человеком всех уста- новленных законами прав и обязанностей в государстве является гражданство. Под гражданством понимают устойчивую правовую связь лица с данным государством, т. е. признание государством этого лица в качестве полноправного субъекта всех прав и обя- занностей. Регулирование отношений, связанных с приобретением и утратой гражданства, относится к числу прерогатив государствен- ной власти, вытекает из принципа государственного суверенитета. Состояние гражданства создает права и обязанности для лица не только на территории данного государства, но и за рубежом. В некоторых монархических государствах употребляется тер- мин "подданство", который формально устанавливает личную верность монарху, но фактически уже давно равнозначен граж- данству. Для подавляющего большинства людей в каждой стране ус- тановление гражданства не представляет чего-то сложного, так как они являются гражданами данного государства с самого рож- дения и сохраняют это правовое состояние на протяжении всей жизни. Однако в современных условиях, и прежде всего вслед- ствие растущей интернационализации мирового хозяйства, воз- никают различные миграционные потоки, т. е. перемещения боль- ших групп людей из одной страны в другую. За счет притока им- мигрантов быстрыми темпами растет население стран с высоким уровнем жизни (США, Великобритания, ФРГ и др.)- Значительны передвижения людей между освободившимися странами; предпри- нимательские круги развитых государств систематически зани- маются переманиванием высококвалифицированных специалистов из этих стран (так называемая "утечка умов"). Такие передвиже-
ния — индивидуальные и групповые, а также браки, заключае- мые между гражданами различных государств, постоянно порож- дают проблемы приобретения и изменения гражданства. Законо- дательство об иммиграции и гражданстве, судебная практика по этим вопросам весьма развиты. Некоторая часть практических воп- росов, связанных с определением гражданства, разрешается с помощью норм международного права (по соглашениям, заклю- чаемым между государствами). Институт гражданства включает нормы, регулирующие пра- вовое положение иностранных граждан, лиц без гражданства (апат- риды), беженцев, с ним тесно связано предоставление полити- ческого убежища, выдача человека другому государству (экстра - диция), возможность высылки из страны. В государствах с унитарной формой правления существует единое гражданство, в то время как во многих федеративных государствах — двойное гражданство. Каждый человек считается гражданином союза и одновременно — субъекта федерации (шта- та, провинции, кантона и т. д.). Практическое значение такого по- ложения обусловлено тем, что в федеративных государствах су- ществует разделение компетенции между союзом и субъектами федерации, вследствие чего имеются некоторые различия в пра- вовых нормах между субъектами одной и той же федерации (на- пример, в определении подсудности, сферы действия налогового, уголовного, семейного законодательства и т. д.). Существенной новеллой последнего времени является учреж- дение гражданства Европейского Союза, которое распространя- ется на всех граждан государств — членов ЕС и способствует су- щественному расширению их прав и свобод. Это, однако, не отме- няет приоритет национального гражданства. Приобретение гражданства Гражданство приобретается двумя основными способами: в
силу факта рождения ("филиация") и путем натурализации ("уко- ренение"). Приобретение гражданства в силу рождения не связа- но с волеизъявлением лица, не требует совершения каких-либо действий, свидетельствующих о его желании приобрести граж- данство данного государства. Оно осуществляется автоматически на основе действующего законодательства. При этом в качестве основных принципов применяются "право крови" и "право почвы ". Так называемый принцип "права крови" признает граждани- ном любое лицо, родившееся от граждан данного государства (в некоторых странах считается достаточным, чтобы один из родите- лей имел соответствующее гражданство). На территории какого государства родилось это лицо, значения не имеет. Принцип "права почвы" признает гражданином любое лицо, родившееся на терри- тории данного государства, независимо от гражданства родите- лей. Для большинства современных государств характерно соче- тание этих двух принципов. Приобретение гражданства путем натурализации связано с обращением лица, фактически проживающего в стране, с просьбой о предоставлении ему гражданства. Как правило, этого добивают- ся лица, прибывшие в страну в соответствии с правилами иммиг- рационного законодательства, а также лица, усыновленные граж- данином данного государства, вступившие в брак и др. При этом в США, например, требуется давать клятву верности этой стране, т. е. лояльности ее государственному строю. Натурализация весь- ма распространена в странах с массовой иммиграцией (США, Ве- ликобритания), а также в тех государствах, которые поощряют иммиграцию вследствие малочисленности своего населения (Ав- стралия, некоторые страны Латинской Америки). Приобретение гражданства путем натурализации не являет- ся субъективным правом человека. Законодатель может по соб- ственному усмотрению предоставлять определенные преимуще- ства какой-то категории лиц и, наоборот, затруднять натурали- зацию. Обычно законодательство требует знания государственного языка данной страны, наличия средств к существованию, доказа- тельств отсутствия у лица тяжелых заболеваний и др. Процедура натурализации носит сложный и часто унизительный характер;
она предполагает широкие права иммиграционной службы и, в сущности, бесправное положение иммигрантов, заставляющее их беспрекословно следовать указаниям властей. Большое значение придается политическим взглядам иммигрантов. В США, напри- мер, исключена возможность натурализации для лиц, придержи- вающихся левых взглядов. Контроль за политическими убеждения- ми сохраняется и после предоставления иммигрантам гражданства США; в случае признания лица "политически неблагонадежным" оно может быть подвергнуто денатурализации и выслано из стра- ны. Тем не менее доля выходцев из стран Азии, Африки и Латин- ской Америки, а также Европы (России, Украины), натурализо- вавшихся в развитых странах, неуклонно растет. Лишение гражданства Демократические государства провозглашают право на эмиг- рацию из страны и смену гражданства, но требуют для этого со- блюдения определенных формальностей. Само по себе заявление об отказе от гражданства не признается достаточным. Во многих странах законы позволяют исполнительной власти лишать челове- ка гражданства, если он в течение определенного срока живет в другой стране, совершил преступление, перешел в гражданство другого государства, поступил на иностранную государственную службу и т. д. Лица, лишенные гражданства, подлежат высылке из страны {экспатриация). Сложность процедуры предоставления и лишения граждан- ства, обилие противоречивой судебной практики заставляют мно- гих иммигрантов, опасающихся быть высланными из страны, во- обще не обращаться за получением гражданства и жить без при- знания и защиты своих прав и свобод. В последние годы в ряде европейских стран произошло ужесточение иммиграционного за- конодательства, вызвавшего ухудшение правового статуса им- мигрантов. Вместе с тем у многих людей возникает состояние двой- ного гражданства, создающее трудности.
Билет № 38 Конституционно-правовой институт основных прав и свобод человека и гражданина - это упо-
рядоченная совокупность норм Конституции РФ и дру- гих федеральных законов, устанавливающих права и свободы личности в РФ, их соблюдение и защиту. Конституционные права и свободы лично- сти - неотъемлемые права и свободы, принадлежа- щие гражданину либо иному лицу от рождения (граж- данские права и свободы возникают с момента приобретения гражданства РФ в установленном по- рядке), гарантируемые государством и составляющие основу конституционно-правового статуса личности. Конституционные права и свободы человека и гражданина в РФ - это основа всего правового статуса личности в РФ. При этом правам всегда кор- респондируют обязанности, тогда как свободы пре- доставлены каждому независимо от исполнения им своих обязанностей перед РФ, если их ограничение не связано с исполнением приговора суда либо с иной установленной законодательством формой юридической ответственности (санкции). Признаки конституционных прав и свобод лично- сти: 1) они - это база статуса личности в РФ, поэто- му именно на их основе закрепляются иные права и обязанности человека и гражданина во всех иных отраслях права; 2) основные права и свободы чело- века и гражданина принадлежат каждому лицу, за- конно находящемуся на территории РФ, за исключе- нием гражданских прав и свобод; 3) конституционные права и свободы предоставлены всем в равном объе- ме и едином содержании, т. е. каждый вправе рас- считывать на гарантированность со стороны РФ его прав и свобод независимо от каких-либо признаков; 4) основные права и свободы человека и гражданина имеют особый механизм реализации - они выступа- ют не в процессе осуществления человеком своих правомочий, а являются предпосылкой к этому, его первоосновой; 5) эти права и свободы личности за- креплены конституционно; 6) основные права и сво- боды личности имеют особую повышенную государ- ственную охрану. Отличия основных прав и свобод человека от основных прав и свобод гражданина РФ: 1) права и свободы граждан РФ предоставляются им на ос- новании гражданства РФ, в то время как этим объе- мом прав не обладают иностранные граждане и лица без гражданства; 2) права и свободы человека при- надлежат каждому с момента рождения и гаранти- руются на территории РФ вне зависимости от его гражданства, в свою очередь гражданские права C\J и свободы возникают у лица только с момента при- ™ нятия гражданства РФ и гарантируются только по отношению к гражданам РФ. Понятия прав и свобод человека и прав и свобод гражданина РФ соотносятся как часть и целое, так
как они оба представляют собой совокупность мер должного и возможного поведения субъектов, но при этом обладают различным объемом: права и свобо- ды человека принадлежат всем без исключения, а у граждан РФ есть еще дополнительные граждан- ские права и обязанности (например, гражданские права - право избирать и быть избранным в органы власти страны, иные политические права; граждан- ские обязанности - обязательная военная служба), которые возникают с приобретением гражданства РФ, поэтому объем правомочий гражданина РФ все- гда несколько шире, чем объем прав человека. Классифицируют права и свободы человека и граж- данина следующим образом: 1)Личные, 2) Политические 3)Экономические 4) Соц-культурные
Билет №39
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|