Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

И освободившихся странах. Понятие гражданства




В ажнейшей предпосылкой приобретения человеком всех уста-

новленных законами прав и обязанностей в государстве является

гражданство. Под гражданством понимают устойчивую правовую

связь лица с данным государством, т. е. признание государством

этого лица в качестве полноправного субъекта всех прав и обя-

занностей. Регулирование отношений, связанных с приобретением

и утратой гражданства, относится к числу прерогатив государствен-

ной власти, вытекает из принципа государственного суверенитета.

Состояние гражданства создает права и обязанности для лица не

только на территории данного государства, но и за рубежом.

В некоторых монархических государствах употребляется тер-

мин "подданство", который формально устанавливает личную

верность монарху, но фактически уже давно равнозначен граж-

данству.

Для подавляющего большинства людей в каждой стране ус-

тановление гражданства не представляет чего-то сложного, так

как они являются гражданами данного государства с самого рож-

дения и сохраняют это правовое состояние на протяжении всей

жизни. Однако в современных условиях, и прежде всего вслед-

ствие растущей интернационализации мирового хозяйства, воз-

никают различные миграционные потоки, т. е. перемещения боль-

ших групп людей из одной страны в другую. За счет притока им-

мигрантов быстрыми темпами растет население стран с высоким

уровнем жизни (США, Великобритания, ФРГ и др.)- Значительны

передвижения людей между освободившимися странами; предпри-

нимательские круги развитых государств систематически зани-

маются переманиванием высококвалифицированных специалистов

из этих стран (так называемая "утечка умов"). Такие передвиже-

ния — индивидуальные и групповые, а также браки, заключае-

мые между гражданами различных государств, постоянно порож-

дают проблемы приобретения и изменения гражданства. Законо-

дательство об иммиграции и гражданстве, судебная практика по

этим вопросам весьма развиты. Некоторая часть практических воп-

росов, связанных с определением гражданства, разрешается с

помощью норм международного права (по соглашениям, заклю-

чаемым между государствами).

Институт гражданства включает нормы, регулирующие пра-

вовое положение иностранных граждан, лиц без гражданства (апат-

риды), беженцев, с ним тесно связано предоставление полити-

ческого убежища, выдача человека другому государству (экстра -

диция), возможность высылки из страны.

В государствах с унитарной формой правления существует

единое гражданство, в то время как во многих федеративных

государствах — двойное гражданство. Каждый человек считается

гражданином союза и одновременно — субъекта федерации (шта-

та, провинции, кантона и т. д.). Практическое значение такого по-

ложения обусловлено тем, что в федеративных государствах су-

ществует разделение компетенции между союзом и субъектами

федерации, вследствие чего имеются некоторые различия в пра-

вовых нормах между субъектами одной и той же федерации (на-

пример, в определении подсудности, сферы действия налогового,

уголовного, семейного законодательства и т. д.).

Существенной новеллой последнего времени является учреж-

дение гражданства Европейского Союза, которое распространя-

ется на всех граждан государств — членов ЕС и способствует су-

щественному расширению их прав и свобод. Это, однако, не отме-

няет приоритет национального гражданства.

Приобретение гражданства

Гражданство приобретается двумя основными способами: в

силу факта рождения ("филиация") и путем натурализации ("уко-

ренение"). Приобретение гражданства в силу рождения не связа-

но с волеизъявлением лица, не требует совершения каких-либо

действий, свидетельствующих о его желании приобрести граж-

данство данного государства. Оно осуществляется автоматически

на основе действующего законодательства. При этом в качестве

основных принципов применяются "право крови" и "право почвы ".

Так называемый принцип "права крови" признает граждани-

ном любое лицо, родившееся от граждан данного государства (в

некоторых странах считается достаточным, чтобы один из родите-

лей имел соответствующее гражданство). На территории какого

государства родилось это лицо, значения не имеет. Принцип "права

почвы" признает гражданином любое лицо, родившееся на терри-

тории данного государства, независимо от гражданства родите-

лей. Для большинства современных государств характерно соче-

тание этих двух принципов.

Приобретение гражданства путем натурализации связано с

обращением лица, фактически проживающего в стране, с просьбой

о предоставлении ему гражданства. Как правило, этого добивают-

ся лица, прибывшие в страну в соответствии с правилами иммиг-

рационного законодательства, а также лица, усыновленные граж-

данином данного государства, вступившие в брак и др. При этом в

США, например, требуется давать клятву верности этой стране,

т. е. лояльности ее государственному строю. Натурализация весь-

ма распространена в странах с массовой иммиграцией (США, Ве-

ликобритания), а также в тех государствах, которые поощряют

иммиграцию вследствие малочисленности своего населения (Ав-

стралия, некоторые страны Латинской Америки).

Приобретение гражданства путем натурализации не являет-

ся субъективным правом человека. Законодатель может по соб-

ственному усмотрению предоставлять определенные преимуще-

ства какой-то категории лиц и, наоборот, затруднять натурали-

зацию. Обычно законодательство требует знания государственного

языка данной страны, наличия средств к существованию, доказа-

тельств отсутствия у лица тяжелых заболеваний и др. Процедура

натурализации носит сложный и часто унизительный характер;

она предполагает широкие права иммиграционной службы и, в

сущности, бесправное положение иммигрантов, заставляющее их

беспрекословно следовать указаниям властей. Большое значение

придается политическим взглядам иммигрантов. В США, напри-

мер, исключена возможность натурализации для лиц, придержи-

вающихся левых взглядов. Контроль за политическими убеждения-

ми сохраняется и после предоставления иммигрантам гражданства

США; в случае признания лица "политически неблагонадежным"

оно может быть подвергнуто денатурализации и выслано из стра-

ны. Тем не менее доля выходцев из стран Азии, Африки и Латин-

ской Америки, а также Европы (России, Украины), натурализо-

вавшихся в развитых странах, неуклонно растет.

Лишение гражданства

Демократические государства провозглашают право на эмиг-

рацию из страны и смену гражданства, но требуют для этого со-

блюдения определенных формальностей. Само по себе заявление

об отказе от гражданства не признается достаточным. Во многих

странах законы позволяют исполнительной власти лишать челове-

ка гражданства, если он в течение определенного срока живет в

другой стране, совершил преступление, перешел в гражданство

другого государства, поступил на иностранную государственную

службу и т. д. Лица, лишенные гражданства, подлежат высылке

из страны {экспатриация).

Сложность процедуры предоставления и лишения граждан-

ства, обилие противоречивой судебной практики заставляют мно-

гих иммигрантов, опасающихся быть высланными из страны, во-

обще не обращаться за получением гражданства и жить без при-

знания и защиты своих прав и свобод. В последние годы в ряде

европейских стран произошло ужесточение иммиграционного за-

конодательства, вызвавшего ухудшение правового статуса им-

мигрантов. Вместе с тем у многих людей возникает состояние двой-

ного гражданства, создающее трудности.

 

Билет № 38

Конституционно-правовой институт основных

прав и свобод человека и гражданина - это упо-

рядоченная совокупность норм Конституции РФ и дру-

гих федеральных законов, устанавливающих права

и свободы личности в РФ, их соблюдение и защиту.

Конституционные права и свободы лично-

сти - неотъемлемые права и свободы, принадлежа-

щие гражданину либо иному лицу от рождения (граж-

данские права и свободы возникают с момента

приобретения гражданства РФ в установленном по-

рядке), гарантируемые государством и составляющие

основу конституционно-правового статуса личности.

Конституционные права и свободы человека

и гражданина в РФ - это основа всего правового

статуса личности в РФ. При этом правам всегда кор-

респондируют обязанности, тогда как свободы пре-

доставлены каждому независимо от исполнения им

своих обязанностей перед РФ, если их ограничение

не связано с исполнением приговора суда либо

с иной установленной законодательством формой

юридической ответственности (санкции).

Признаки конституционных прав и свобод лично-

сти: 1) они - это база статуса личности в РФ, поэто-

му именно на их основе закрепляются иные права

и обязанности человека и гражданина во всех иных

отраслях права; 2) основные права и свободы чело-

века и гражданина принадлежат каждому лицу, за-

конно находящемуся на территории РФ, за исключе-

нием гражданских прав и свобод; 3) конституционные

права и свободы предоставлены всем в равном объе-

ме и едином содержании, т. е. каждый вправе рас-

считывать на гарантированность со стороны РФ его

прав и свобод независимо от каких-либо признаков;

4) основные права и свободы человека и гражданина

имеют особый механизм реализации - они выступа-

ют не в процессе осуществления человеком своих

правомочий, а являются предпосылкой к этому, его

первоосновой; 5) эти права и свободы личности за-

креплены конституционно; 6) основные права и сво-

боды личности имеют особую повышенную государ-

ственную охрану.

Отличия основных прав и свобод человека от

основных прав и свобод гражданина РФ: 1) права

и свободы граждан РФ предоставляются им на ос-

новании гражданства РФ, в то время как этим объе-

мом прав не обладают иностранные граждане и лица

без гражданства; 2) права и свободы человека при-

надлежат каждому с момента рождения и гаранти-

руются на территории РФ вне зависимости от его

гражданства, в свою очередь гражданские права C\J

и свободы возникают у лица только с момента при- ™

нятия гражданства РФ и гарантируются только по

отношению к гражданам РФ.

Понятия прав и свобод человека и прав и свобод

гражданина РФ соотносятся как часть и целое, так

как они оба представляют собой совокупность мер

должного и возможного поведения субъектов, но при

этом обладают различным объемом: права и свобо-

ды человека принадлежат всем без исключения,

а у граждан РФ есть еще дополнительные граждан-

ские права и обязанности (например, гражданские

права - право избирать и быть избранным в органы

власти страны, иные политические права; граждан-

ские обязанности - обязательная военная служба),

которые возникают с приобретением гражданства

РФ, поэтому объем правомочий гражданина РФ все-

гда несколько шире, чем объем прав человека.

Классифицируют права и свободы человека и граж-

данина следующим образом: 1)Личные, 2) Политические

3)Экономические 4) Соц-культурные

 

Билет №39

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...