Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Основные подходы к сути социальной политики.

Тема 3. Социальная политика и развитие социальной сферы.

Концепции управления социальной сферой

Основные вопросы:

Социальная политика и развитие социальной сферы.

Концепции управления социальной сферой

Стандарты качества жизникак показатели эффективности управлениясоциальной сферой

Работа на занятии

Выступления на данном семинарском занятии предполагаются в виде докладов. Допускается как использование высланных текстов, так и составление собственных вариантов ответов с соответствующими указаниями на их источники и литературу, а также ответы на имеющиеся вопросы, обращение к указанным источникам (нормативные акты и проч.) и специальной литературе

Социальная политика и развитие социальной сферы.

Термин «социальная политика» - широко употребляется в англоязычных странах с середины ХХ века, в период развития концепции «государство всеобщего благоденствия». Тогда вводились системы страхования социальных рисков, в том числе с потерей доходов, что позволило компенсировать неопределенность перспектив. Государство брало на себя важнейшие функции по обеспечению высокого уровня всех граждан. Эта функция доминировала тогда над задачами политической и экономической

Социальнаяполитика (общественнаят.з.) – взаимоотношения социальных групп по поводу сохранения и изменения социального положения населения в целом и составляющих его классов, слоев, социальных, социально-демографических, социально-профессиональных групп, социальных общностей (семей, населения городов и проч.).

Социальнаяполитика (государственныйподход) –часть внутренней политики государства, воплощенная в его социальных программах и практике и регулирующая отношения в обществе в интересах и черезосновных групп населения.

В узком смысле - это социальная защита и поддержка населения, развитие на некоммерческой основе различных сфер деятельности, влияющих на уровень жизни людей.

В широком смысле. – мероприятия и решения, затрагивающие все стороны жизни населения (товары, жилье, рабочие места, необходимые жизненные доходы и проч).

Основные подходы к сути социальной политики.

1) технократический - отождествляет социальную политику и управление; направлен на поиск оптимальных механизмов в управлении обществом. На современном этапе позиция государства в вопросах социальной защиты и социальных гарантий остается ведущей (Р. Мертон, П.Д. Павленок, Н.В. Собчук и др.).

2) институциональный - исходит из расширенной трактовки социальной политики как института современного общества (Т. Маршалл, З.Т. Голенкова, Л.В. Константинова и др.).

Изучение социальной политики предполагает внимание к таким аспектам:

- субъекты;

- характеристики социального положения субъектов;

- анализ имеющихся проблем;

- цели, стратегии, программы основных субъектов;

- конкретно историческое и региональное положение.

Рассматривая суть социальной политики, надо исходить из того, что она - междисциплинарный объект внимания.

Государственная социальная политика - основной элемент внутренней политики государства. Основное предназначение - создание условий по максимальному удовлетворению интересов как можно большего числа населения. В основе государственной социальной политики процесс воздействия на общественные отношения со стороны государственных органов власти с целью преобразования материальных и духовных благ в доступную для граждан форму.

Цель социальной политики:

– регулирование демографических процессов (рождаемости, смертности, миграции, продолжительности жизни, естественного прироста населения и др.);

– обеспечение социальных стандартов уровня жизни и социальной защиты населения субъектов РФ;

– предотвращение обнищания населения, сдерживание процесса расслоения населения на наиболее бедных и богатых, поддержание достойного уровня жизни населения, особенно в слаборазвитых регионах;

– сокращение безработицы и минимизация ее последствий, сохранение стабильности в сфере занятости;

– развитие и совершенствование системы образования и подготовки кадров;

– сохранение уникального многообразия культур различных народов, художественно-эстетическое образование и обслуживание, развитие духовности населения.

Субъекты социальной политики. Ранее основным субъектом социальной политики выступало государство и его полномочные органы. Сейчас одни исследователи определяют, что это органы государственной власти и местного самоуправления. Другие определяют, что это граждане и социальные группы, организации и органы власти, реально активно взаимодействующие в социальной сфере. Другие включают в их число и социальные институты гражданского общества (организации третьего сектора), а также добавляют хозяйствующих субъектов. Однако существует проблема неразвитости структур гражданского общества в России. Наличие ряда относительно самостоятельных субъектов и носителей социальной политики обеспечивает большую гибкость и мобильность социальной политики, позволяет оперативно реагировать на изменение социально-экономической ситуации в стране.

Объект социальной политики. Указывается экономистами по-разному – социальная сфера, социально-трудовая сфера, социальный комплекс, третичный сектор экономики и проч.

Базовые ценности социальной политики:

1) повышение качества жизни и достижение благосостояния человека с учетом удовлетворения необходимых потребностей;

2) обеспечение равновесия, стабильности и динамизма политической системы,

3) создание условий достижения социальной безопасности в обществе, на основе использования имеющихся материальных и духовных ресурсов.

Основная задача социальной политики - обеспечение социальной безопасности общества и создание условий для реализации равенства социальных шансов у всех категорий граждан.

Социальная политика призвана обеспечивать удовлетворение потребностей индивидов и их коллективов на общественно установленном уровне, независимо от трудоспособности, устранять или минимизировать основополагающие формы неравенства, связанные с оплатой по результатам труда.

Главное содержание социальной политики - освоение правильно выстроенной системы приоритетов, механизмов эффективного использования ресурсов, выделяемых на социальные цели, поэтапное решение всего круга социальных проблем как унаследованных от командно-административной системы, так и возникающих в ходе рыночных преобразований.

При этом особое внимание к двум задачам:

1) защите от жесткого воздействия рынка социально уязвимых слоев населения, которым не обойтись без социальной поддержки государства;

2) активизациисредствами социальной политики экономической различных слоев населения, развитие их способности адаптироваться к рынку, а также реализовать те преимущества, которые формируются новыми социально-экономическими условиями и выражаются в возможности увеличения трудового вклада и, соответственно, дохода.

Деятельность федеральных, региональных и местных органов власти охватывает социальный институциональный и воспроизводственный аспект функционирования государства как социально-территориальной общности.

Социальная политика направлена на воспроизводство и взаимодействие ресурсов на территории и на институциональное обеспечение преимуществ в сфере предпринимательского климата.

Особое внимание в социальной политике отводится обеспечению жизнедеятельности российских регионов.

Региональное хозяйство (отрасли социального обслуживания населения) в отличие, например, от отдельного предприятия или отрасли производства не может быть механически ликвидировано. Особенностью его функционирования при неблагоприятных обстоятельств - нарушение пропорций социального воспроизводства, демографических процессов и т. п., что превращает регион в депрессивную социальную структуру. Поэтому региональная социальная политика направлена, прежде всего, на реализацию интересов и потребностей населения региона.

Все более отчетливо обозначается актуальность социальной политики, связанного с качеством жизни населения.

Усиливается внимание к необходимости отслеживать ситуацию по обеспечению безопасности жизнедеятельности населения в каждом регионе и местном сообществе. Это связано с возрастанием частоты природных катаклизмов и техногенных катастроф, усилением деятельности международных террористических организаций, обострением криминогенной обстановки, а также социальных конфликтов, приводящих к локальным нарушениям электро-, тепло-, водо- и газоснабжения, другим негативным явлениям, что создает угрозу жизни и здоровью людей, нарушает нормальное функционирование производственной, транспортной и бытовой инфраструктуры.

Выбор приоритетов социальной политики - сложная методологическая и практическая задача. Она связана с необходимостью разрешения постоянно возникающих противоречий, соблюдением определенных принципов, учетом мнений и настроений населения.

Для оптимизации ее решения важно:

1) выявить наиболее значимые и распространенные противоречия, возникающие в процессе выбора приоритетов социальной политики;

2) определить и сформулировать принципы эффективной социальной политики;

3) уточнить основания выбора приоритетов социальной политики, связанные с социальным состоянием и самочувствием городского сообщества.

Формирование эффективной и результативной государственной социальной политики должно строиться на реализации таких принципов:

- экономической свободы человека и признания права каждого человека на ведение свободной предпринимательской деятельности в рамках действующего законодательства;

- принципы свободного рынка как инструмент регулирования механизмов государственного воздействия;

- социальной ответственности государства, которое есть основной источник оказания социальной помощи и реализации социальных гарантий;

- участия каждого гражданина в системе управленияобщественной жизнью и социальной сферой страны

- индивидуальной социальной ответственности, предполагающий необходимость приложения усилий со стороны индивидов, семьи, малых групп для самопомощи и самообеспечения;

- принцип социальной солидарности, суть - перераспределение социальной состоятельности от более сильных, к менее;

- принцип социального партнерства, включающий равноправие, обязательную и равную ответственность сторон за выполнение принятых обязательств;

- принцип социальной компенсации, призванный обеспечить правовую и социальную защищенность граждан, необходимую для восполнения ограничений, обусловленных их социальным статусом;

- принцип социальных гарантий, предусматривающий предоставление гражданам гарантированного минимума социальных услуг по обучению, воспитанию, духовному и физическому развитию, профессиональной подготовке и трудоустройству;

- принцип социальной поддержки, обеспечивающий оказание предпочтения общественным инициативам, по сравнению с соответствующей деятельностью государственных органов и учреждений при финансировании мероприятий в области социальной политики.

Цели социальной политики:

- обеспечение прочного гражданского мира, на основе справедливости, свободе, равенстве возможностей и солидарности людей;

- сохранение и развитие «человеческого потенциала»: надежная охрана жизни, восстановление и улучшение здоровья, нравственности и быта людей, создание условий и стимулов для высокоэффективного творческого труда, совершенствования способностей и талантов, утверждения высокой духовности и культуры;

- обеспечение в настоящем и будущем устойчивого социально- экономического развития страны во имя общего блага народа и личности;

- соразмерное возможностям государства содействие улучшению глобальной социальной обстановки;

- участие в формировании мировой политики и строительстве международных структур, призванных преодолеть эксплуатацию, бедность, голод, массовые эпидемии и социальные болезни, эгоизм и паразитизм сверхбогатых

Социальная политика затрагивает жизненно важные проблемы для общества и человека – проблемы в здравоохранении, образовании, сфере труда, обеспечения жильём.

Социальная политика напрямую влияет на состояние и возможности развития одного из элементов государства как такового – на народонаселение, поэтому без эффективной и успешной социальной политики не может быть и успешного государства.

Социальная политика в узком смысле - система мер по поддержке людей, оказавшихся, в силу определенных обстоятельств, в трудной жизненной ситуации. Под влиянием либеральной парадигмы «невидимой руки рынка» российское государство минимизирует свое вмешательство в жизненно важные общественные процессы создания и поддержки условий, способствующих личностному формированию и успешной жизнедеятельности граждан. В настоящее время появились признаки недовольства значительной части российского общества тенденцией «вытеснения» государства из социальной сферы и замещения его рыночными институтами.

Есть много определений социальной политики. Часто ее отождествляют только с социальной защитой населения. Но социальная защита населения направлена на наиболее уязвимые группы людей, в то время как социальная политика охватывает намного больший круг проблем.

Социальная политика – система ценностей и целей, государственно-управленческих мер, решений, программ и действий, направленных и осуществляемых для достижения поставленных целей социального развития.

Категориальный аппарат социальной политики государства включает в систему понятий:

1) общей социологии (социальное, социум, социальная сфера, социальные отношения, социальные интересы, социальные ценности, социальная структура общества и др.);

2) специальных для данной отрасли знания категорий, определяющих ее сущность и содержание (социальная безопасность, социальная защита, социальная поддержка, социальная работа, социальная помощь, социальное страхование, социальный статус, социальное партнерство и др.).

Есть несколько моделей социальной политики. Поэтому в ходе формулирования понятия социальная политика можно выбирать из разных моделей, от неолиберальной идеологии (модель бевериджа /англо-саксонская) до идей преобладающего равенства и поддержания высокого уровня общественной солидарности (социал-демократическая/шведская модель).

Вольная трактовка научным сообществом объекта социальной политики открывает перед органами государственной власти широкие возможности для «сужения» сферы ответственности и отказа от вмешательства в некоторые жизненно-важные сферы и процессы общественной жизни, прикрываемого необходимостью оптимизации бюджетных расходов.

Серьезный недостаток теоретической базы социальной политики - отсутствие однозначных трактовок таких понятий, как «социальное обеспечение», «социальная защита», «социальная поддержка».

Понятие социальная защищенность закреплено в ст. 22 Всеобщей декларации прав человека. Она утверждает, что каждый человек, как член общества, для поддержания достоинства и свободного развития личности, имеет право на социальное обеспечение и на осуществление необходимых прав в экономической, социальной и культурной областях посредством национальных усилий и международного сотрудничества в соответствии со структурой и ресурсами каждого государства. Государства, подписавшие декларацию, согласились с тем, что общество, в котором живет индивидуум, должно помогать ему развиваться и предоставить все преимущества (культурное, социальное обеспечение), предлагаемые в данной стране.

Это понятие имеет другой смысл, чем российская «социальная защита», поскольку означает состояние защищенности, ощущение безопасности человека в обществе, а не деятельность государства и других общественных институтов.

Социальная защищенность в западных странах реализуется через государственные программы, нацеленные на поддержку благосостояния населения с помощью мер, гарантирующих доступ к ресурсам, необходимым для обеспечения жизни и здоровья наиболее уязвимых слоев населения, таких как дети, пожилые, больные и безработные.

Социальная поддержка, исходя из значения слова «поддерживать», представляет собой деятельность по кратковременному или эпизодическому предоставлению минимального объема особого обслуживания (ресурсов, средств к существованию) тем гражданам, которые оказались в трудной жизненной ситуации и не имеют возможности справиться с ее последствиями самостоятельно. От социального обеспечения эту деятельность отличает период времени, в течение которого предоставляются ресурсы, а также их объем.

Социальная помощь — самое частное понятие из рассматриваемых. Это ресурсы, непосредственно предоставляемые за счет государственного бюджета (в денежной, вещной форме, в форме услуги). Они призваны облегчить гражданам задачу выхода из трудной жизненной ситуации. В этом случае представляется возможным логически разделить два схожих термина — социальная поддержка и социальная помощь, которые часто используют как взаимозаменяемые либо определяют одно через другое (в любом сочетании).

Термин «социальная защита» широко использовали в советское время и государство брало на себя заботы о гражданах. В постсоветской России руководство страны отказалось от его использования и чаще использует менее обязывающий — «социальная поддержка».

Современное российское государство эволюционирует от советской (близкой к ней шведской) модели социальной политики к англо-саксонской либеральной модели, при этом имеет место ухудшение качества жизни населения вследствие снижения качества публичных (государственных) услуг в социальной сфере.

Социальные расходы в России растут практически синхронно с военными, за исключением 2014 г.

Стране стоит ориентировать социальную политику по образцу умеренно консервативной модели (бисмарковской/германской). В этом случае под социальной политикой предлагается понимать деятельность государства, которая направлена на поддержание общественно приемлемого качества и уровня жизни наименее защищенных слоев населения и на снижение социальной дифференциации в обществе.

Реформа важнейших сфер общественной жизни проводится так, что их состояние вызывает большую обеспокоенность не только у населения, и у контролирующих государственных органов. По результатам проверок Счетной палатой РФ программы реформирования социальной сферы установлено, что оптимизация медицинских учреждений в России привела к росту смертности пациентов городских и муниципальных больниц на 2,6 % в среднем по стране. Ожидаемого роста эффективности и доступности медицинской помощи также не произошло. В России 17,5 тыс. населенных пунктов, где сейчас нет никакой медицинской инфраструктуры.

Несмотря на такие выводы Счетной палаты, в 2016 г. из федерального бюджета на здравоохранение планировалось выделить 473,7 млрдруб, что меньше 2015 г. на 10,9 %.

Соотношение бесплатной и платной медицины в России, по данным ВОЗ составляет 1:1. Объемы государственных расходов на здравоохранение в развитых странах превышают аналогичные расходы России в 12-40 раз. В западных странах наблюдается рост подобных государственных расходов, разумеется, этому способствует увеличение стоимости медицинских услуг — появляется все более сложное и дорогостоящее оборудование, фармацевтические фирмы в разы увеличивают стоимость лекарственных препаратов.

В зарубежных странах в социальные расходы включают расходы на образование, здравоохранение, социальную защиту, вопросы труда и трудоустройства, социальные трансферты, помощь отдельным социальным группам, защиту материнства и детства.

В России ежегодно наибольшее количество средств бюджета тратится именно на статью «социальная политика».

В 2013 г. по данным Минфина расходы на социальную политику составили 5,7% к ВВП, доля расходов на социальную политику от общего составила 34,6%.

В России социальная политика не аналог расходной статьи бюджетов зарубежных стран, и сводится к пенсионному обеспечению, социальному обслуживанию и обеспечению населения, охране семьи и детства, прикладным научным исследованиям в области социальной политики.

По сути, статья расходов «социальная политика» это только часть социальной политики: социальную защиту и пенсионное обеспечение.

В развитых странах социальная политика не ограничивается социальной защитой. В рамках социальной политики финансируется и поддерживается образование, медицина, культура, спорт, жилищная политика, молодежная политика, политика в сфере трудоустройства, борьба с бедностью и социальным неравенством.

В России образование, здравоохранение, культура, спорт, ЖКХ - отдельные статьи расходов и разные министерства, отвечающие за исполнение программ по развитию этих направлений.

Итак, реализация государственной социальной политики должна быть направлена на повышение уровня благосостояния граждан, на рост степени социальной защиты в условиях возникающего социального неравенства. При этом, в рамках реализации государственной социальной политики важно не допустит образование такого явления как социальное иждивенчество. Решение данной проблемы достигается путем уровня социальной ответственности различных слоев населения страны.

Суть региональной социальной политики - обеспечение условий для повышения благосостояния населения, проживающего на определенной территории, воспроизводстве социальных гарантий в части формирования экономических стимулов с целью участия их в общественном производстве на этой же территории.

Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 г. определила приоритетные социально-экономические задачи:

· повышение человеческого потенциала, составление на их основе системы программ совершенствования социального обеспечения и социальной защиты населения;

· развития здравоохранения, образования, культуры, искусства, жилищно-коммунального хозяйства, физкультуры и спорта и т.д.

Это направления для реализации социальной политики, прежде всего, на региональном уровне.

В структурном отношении социальная политика проявляется через регулирование деятельности:

· социальных субъектов (индивиды, семьи, трудовые коллективы, территориальные общности, различные слои и группы населения);

· социальных организаций (учреждения, предприятия социальной инфраструктуры);

· социальных институтов (законодательные, нормативно-правовые механизмы регулирования социальных отношений).

Социальная политика государства ориентирована, главным образом, на социальную защиту населения, обеспечение удовлетворения и гармонизации первостепенных жизненных потребностей личности и социальных групп, поддержание необходимых условий жизни. В современной России социальная политика часто сужается до поддержки социально уязвимых слоев населения, ограничивается лишь их социальной защитой.

Генеральная цель региональной социальной политики в - обеспечение социального развития субъекта РФ с учетом современных тенденций функционирования экономики и социальной сферы и его специфики для достижения высокого уровня здоровья, качества жизни и благополучия населения.

Декомпозиция цели:

1) регулирование демографических процессов (рождаемости, смертности, миграции, продолжительности жизни, естественного прироста населения и др.);

2) обеспечение социальных стандартов уровня жизни и социальной защиты населения субъектов РФ;

3) предотвращение обнищания населения, сдерживание процесса расслоения населения (поляризации) на бедных и богатых, поддержание достойного уровня жизни населения, особенно в слаборазвитых регионах;

4) социальная защита малообеспеченных и нетрудоспособных граждан.

5) сокращение безработицы и минимизация ее последствий, сохранение стабильности в сфере занятости;

6) развитие и совершенствование системы образования и подготовки кадров;

7) художественно-эстетическое образование и обслуживание, развитие духовности населения;

8) обеспечение участия органов местного самоуправления в развитии муниципальной социальной сферы.

Эти целевые установки определяют систему задач региональной социальной политики:

• создание условий для роста благосостояния и повышения уровня жизни людей;

• повышение уровня занятости населения;

• обеспечение социальной защиты населения;

• формирование региональных социально-инфраструктурных комплексов;

• обеспечение общественной безопасности и правопорядка;

• совершенствование социального развития регионов.

Деятельность федеральных, региональных и местных органов власти охватывает социальный институциональный и воспроизводственный аспект функционирования государства как социально-территориальной общности. В решении крупномасштабных и острых социальных проблем требуется участие федеральных органов государственной власти, в том числе в проведении активной государственной политики, направленной на:

• регулирование демографической ситуации (увеличение продолжительности жизни и естественного прироста населения в регионах), противодействие острым проявлениям депопуляции населения;

• предотвращение безработицы и ликвидация её отрицательных последствий;

• противодействие имущественной дифференциации в регионах;

• регулирование миграционных процессов в соответствии с федеральной и региональными миграционными программами;

• развитие и совершенствование системы образования на региональном уровне во взаимодействии с федеральной системой высшего и послевузовского образования.

На федеральном уровне создана государственная система минимальных социальных гарантий - минимальная зарплата, пенсия, стипендия, пособия по социальному страхованию и т.д. Но большинство вопросов развития образования, здравоохранения и культуры решаются на уровне органов государственной власти субъектов РФ и органов МСУ. В регионах определяется прожиточный минимум, исходящий из среднедушевого дохода населения, по показателям которого определяется степень обеспеченности людей. Группе малообеспеченных людей должна быть оказана адресная социальная помощь, материальную часть которой индексируется с учётом инфляционных процессов.

Основные направления региональной социальной политики:

• в области доходов: обеспечение стабильных условий для выплаты заработных плат, пенсий, пособий и других денежных доходов граждан; повышение уровня жизни; создание благоприятных экономических условий для роста доходов населения;

• в сфере занятости: создание стабильных условий в трудовой сфере: обеспечение высвобождаемых работников рабочими местами, организация профессиональной подготовки и переподготовки кадров, защита трудовых прав;

• в сфере образования: реализация региональных программ развития образования и дополнительного образования; квалифицированная подготовка кадров с последующим трудоустройством; создание новых, высокотехнологичных, хорошо оплачиваемых рабочих мест;

• в сфере здравоохранения: формирование эффективной трехуровневой системы медицинской помощи, повышение её качества и доступности для населения регионов.

• в духовной и культурной сфере:

создание правовых, организационных и материальных основ учета и удовлетворения национально-культурных интересов народов; поддержка и развитие национально-культурной автономии; сохранение исторического наследия русской культуры.

Особенности региональной социальной политики обусловлены спецификой социальной сферы как объекта управления и спецификой прямых и обратных связей между субъектом и объектом управления в социальной сфере.

Социальная политика региона реализуется через механизм государственных программ социального обеспечения и систему социальных услуг.

Важнейшей частью региональной программы социального обеспечения - социальное страхование. Социальное страхование распространяется на лиц, имевших в течение какого-то времени постоянную работу и потерявших доход в связи с болезнью, безработицей, пенсионным возрастом. Система социального страхования компенсирует этой части населения потерю дохода из фонда социального страхования.

Региональная социальная политика обеспечения занятости людей включает обеспечение профессиональной мобильности трудящихся, улучшение структуры занятости во всех сферах жизнедеятельности людей, оказание помощи безработным и т.д. К мероприятиям по регулированию рынка труда относятся: диагностика спроса на рабочую силу, перераспределение трудовых ресурсов, переподготовка кадров.

Важное направление региональной социальной политики - развитие сферы социальных услуг. Основная задачей - обеспечение доступности бесплатных (образование, здравоохранение, культура и др.) и платных (жилищно-коммунальное хозяйство, торговля, питание и т.д.) услуг. Система социальных услуг (здравоохранение, образование, профессиональная подготовка, служба занятости) опирается на государственный сектор отраслей социальной инфраструктуры, но в каждой из них есть и частные предприятия, государство участвует в финансировании, производстве и распределении социальных услуг, увеличивая этим их доступность населению.

На территории региона функционируют объекты федеральной собственности и подчинения (полиция, пожарная охрана, ВУЗы и др.), региональной собственности и подчинения (музеи, библиотеки, театры и др.), муниципальной собственности и подчинения (школы, больницы и др.), а также частные. Специфика форм собственности должна быть учтена в региональной социальной политике и рационально сбалансирована в территориальном разрезе.

Основной элемент социальной политики – поэтапное повышение уровня минимальных государственных гарантий: минимальной заработной платы, минимальных пенсий и пособий, их регулярная индексация в соответствии с ростом потребительских цен.

Методы реализация направлений социальной политики региона:

1. Организационно-правовые – разработка нормативных документов, законодательных актов, положений. Законотворческий процесс в сфере региональной политики должен быть направлен на гармонизацию отношений между федеральным центром и субъектами РФ.

2. Экономические: системный, комплексный подходы, прогнозирование. Прогнозирование - тщательный анализ прошлого опыта, изучение данных экономической, социальной, медицинской статистики, учет общественного мнения, экспертных оценок, сопоставление альтернативных вариантов возможного общественного развития.

3. Социальные: изучение общественного мнения и интересов различных социально-демографических групп населения; экспертные оценки проводимых мероприятий в социальной сфере.

Формы реализации региональной политики. Особое место отведено разработке и осуществлению федеральных целевых программ социально-экономического развития регионов.

Прогнозирование и программирование позволяет определить количественные параметры социально-экономического развития, определить место в межрегиональном разделении труда, скорректировать в прогнозируемой динамике регулирующие воздействия на экономические и социальные процессы в регионах.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...