Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Современные концепции управления социальной сферой

Среди существующих концепций социального развития, возможно указать:

– теорию человеческого капитала;

– концепцию базовых нужд;

– концепцию качества жизни;

– концепцию развития человеческого потенциала.

Теория человеческого капитала. Из современных концепций социального развития региона она самая известная.Обоснованав работах Т.Шульца, Г. Беккера, Х. Джонсона, Э. Денисона и некоторых других исследователей.

Понятие «человеческий капитал» введено экономистами Чикагской школы еще в 70-х гг. ХХ в.

Человеческий капитал в широком смысле – специфическая форма капитала, воплощённого в самом человеке, имеющиеся у него запас здоровья, знаний, навыков, способностей, мотиваций, которые содействуют росту производительности труда и приносят доход в форме заработной платы или ренты. В его структуре: природные способности; общую культуру; знания общие и специальные; приобретённые способности, навыки, опыт; умение адекватно и своевременно применить этот потенциал.

Человеческий капитал в узком смысле -только общие и специальные знания; приобретённые способности, навыки и опыт, умение их применить в нужный момент и в нужном месте.

В целом, согласно теории человеческого капитала, формы его накопления различны. Это развитие способностей и навыков во время обучения, а также их приобретение в ходе профессиональной деятельности. Это забота о здоровье, получение информации и другие формы, обеспечивающие развитие интеллектуальных и физических способностей человека с целью повышения эффективности его труда.

«Человеческий капитал» видится,как мера воплощенной в человеке способности приносить доход. Фактор человеческого капитала стал важным источником экономического роста, он объясняет экономическую роль образования, науки, здравоохранения, которые ранее рассматривались как потребляющие и непроизводительные сферы.

Сообразно появляются планируемые «инвестиции в человека»: образование, здравоохранение; социальное обеспечение.

Осознание ценности человеческого капитала способствовало изменению отношения к образованию, здравоохранению, культуре и другим отраслям социальной сферы, в том числе с позиций их ресурсного обеспечения. Рост расходов на образование воспринимается властями многих государств как фактор экономического роста, а предпринимателями – как фактор повышения производительности труда. Во многих странах образование стало рассматриваться как экономически рациональная деятельность человека на протяжении всей его жизни. Ресурсное обеспечение образования возросло не только за счет государственных средств, но и путем диверсификации источников. В США благодаря этому доля расходов на образование в ВВП за треть века почти удвоилась.

В странах с развитой рыночной экономикой развитие человеческого капитала уже давно является общей тенденцией, основывающейся на необходимости конкурировать в высокотехнологичных сферах экономики. Развитие работника стало главным источником накопления богатства. По данным Всемирного банка (1995г.), в ФРГ, Японии, Швейцарии на долю человеческого капитала приходится 80% общего объема капитала. В странах с переходной экономикой уровень бюджетных расходов на эти цели явно недостаточен, для всех постсоветских стран характерно сокращение накопленного человеческого капитала в кризисный период.

Концепция человеческого капитала дополняется понятием качество населения. Термин заимствован из демографии, где используется для расширительной оценки репродуктивных характеристик, включая здоровье, но с опорой на физическое воспроизводство. В развитие этого подходаП. Л. Капицапредлогал понимать под качеством населения «целый комплексмедико-генетических и социально-психологических характеристик жизни людей – их физическое здоровье, уровень развития интеллектуальных способностей, механизмы воспроизводства интеллектуального потенциала и т. п.». Это понятие применяется и в социологии, где в него включается как мера способностей к производительному труду при достигнутом уровне здоровья иобразования населения, так и степеньинновативности и социальной мобильности людей.

В социологических исследованиях используется и понятие социальный капитал, трактуемаякак мера гражданской активности, социальной мотивации людейи эффективности социальных институтов.

Концепция базовых потребностей -исполнила наряду с теорией человеческого капитала значительную роль. Она стала базовой для Международной организации труда (далее - МОТ). В концепции предусматривается обязательное удовлетворение базовых минимальных потребностей и улучшение общественных услуг, соблюдение прав человека и «развитие через участие» людей в принятии решений и их реализации.

К базовым нуждам отнесено их ограниченное число:

- из индивидуальных нужд – минимальные потребности в пище, одежде, жилище и его оборудовании;

- из общественных услуг – обеспечение питьевой водой, санитарной очистки мест проживания, услугами общественного транспорта, здравоохранения и образования.

В основном это физиологические потребности беднейших групп населения. Тем не менее, увязывание этих потребностей (нужд) с правами человека и раскрепощением инициативы людей является базовым принципом в подходах международных организаций и в современных оценках развития.

Концепция качества жизни. Появилась позднее предыдущей в западной, затем и в отечественной науке.Здесь активно использовалось соответственно понятие «качество жизни». Принципиальное отличие данной концепции в расширении числа компонентов, обеспечивающих благосостояние не только в экономическом смысле, но и в широком социальном. Этоследующий шаг по сравнению с концепцией базовых нужд, в которой благосостояние рассматривалось более как удовлетворение первичных потребностей.

В концепции качества жизни благосостояние понимается, как способность индивида использовать различные ресурсы (денежные, здоровье, образование, семейные и социальные связи, гражданские права и др.) для управления собственной жизнью, то есть в терминах расширения возможностей выбора и действий.

Некоторое различие к восприятию положений концепции присутствует на национальном уровне трактовок концепции. Так в «ресурсной концепции», характерной для скандинавских исследований уровня жизни, подход к оценке благосостоянияоснован на объективных показателях благосостояния. В противовес ей англо-американская концепция определяет качество жизни исходя из субъективных оценок – степени удовлетворения потребностей, которая может быть оценена только самим индивидуумом. Для описания этих подходов часто используют такие термины как «благополучие», «удовлетворение» и «счастье», значение которых недостаточно конкретно возможно определить.

В то же времясейчас у западных исследователей более распространена точка зрения, что объективные и субъективные показатели следует рассматривать как равнозначные, а показатели качества жизни определяются как комбинация объективных условий жизни и субъективного восприятия благосостояния.

Качество жизни как социально-экономическая категория имеет два аспекта функционирования: систему показателей и определяющие факторы жизнеспособности социума.Принимая эти показатели за основу рассматриваемого определения, можно сформулировать их следующим образом (см. рис. 1):

Качество населения здоровьепродолжительностьжизни; интеллектуально-культурное развитие

Рис. 1. Показатели, характеризующие качество условий жизни населения

Как видно из рисунка, на качество жизни оказывает влияние и национальное богатство, поскольку является одним из основных условий развития социально-экономических отношений. Как определяет наука, его составляют природные ресурсы, аккумулированный капитал и накопленное имущество, трудовой потенциал, интеллектуальное могущество, искусство управления (человеческий потенциал).

Расширенная трактовка категории «качество жизни» населения отражается и в системе его показателей, которые возможно объединить в 6 групп:

1. Для оценки производства –национального дохода страны, валового внутреннего продукта, их использование.

2. Для обобщения оценки потребностей –доходов и расходов населения, состава и объема «продовольственной корзины».

3. Для оценки уровня потребления –потребления населения материальных благ и услуг, в том числе обеспеченности жильем.

4. Для оценки культурно-бытовых условий жизни –образования и культуры.

5. Для оценки социальных условий жизни –занятости и бюджета времени населения.

6. Для оценки демографических последствий роста уровня жизни –численности, состава и воспроизводства населения (рождаемость, смертность, продолжительность жизни).

В отечественной науке в последние годы стала применяться система обобщающих показателей, которые комбинируются из ряда элементов, отражающих различные сферы жизнедеятельности населения. Использование обобщающих показателей позволяет проводить сравнительно-типологическийанализ.

Основные вопросы

1. Назовите сущность социальной политики и ее правовое обоснование в Российской Федерации

2. Охарактеризуйте сущность понятия социальное государство, установите как оно соотносится с современной социальной политикой в Российской Федерации

3. Когда и в чьих трудах впервые появляется термин социальное государство?

4. Укажите известных Вам зарубежных и российских мыслителей, внесших большой вклад в разработку концепций социального государства.

5. Перечислите специфичные функции и принципы социального государства.

6. Назовите примеры государств, имеющих успехи в реализации концепции социального государства, и стран, ставших на путь построения социальных государств

7. Какие основные статьи Европейской социальной Хартии раскрывают сущность социального государства?

8. Какие статьи Европейской социальной Хартии ратифицированы Правительством Российской Федерации?

9. Укажите основные этапы разработки концепции социального государства и их сущность

10. Определите сущность каждой из концепций управления социальной сферой

11. Назовитеосновные различия концепций управления социальной сферой

12. Укажите возможные перспективы существования каждой из концепций управления социальной сферой

13. Раскройте причины появления вышерассмотренных концепций в контексте развития социального государства

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...