Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Стандарты качества жизни как показатели эффективности управления социальной сферой

Реализация концепций управления социальной сферойна практике требуетсоздания соответствующих индикаторов.

Социальные индикаторы – это инструменты диагноза благополучия (благосостояния) или неблагополучия части социума и социума в целом. К социальным индикаторам относятся:

1) показатели состояния населения и его группового состава (половозрастные, профессиональные, территориальные, образовательные, социально-статусные и другие группы);

2) характеристики материальной инфраструктуры социальной сферы (жилье, оборудование сферы здравоохранения, школьные здания и т.п.);

3) большое количество сложных и простых демографических показателей;

4) показатели здоровья населения;

5) характеристики медицинских услуг;

6) мнение населения в целом и отдельных групп о различных сторонах своей жизни;

7) показатели удовлетворенности населения и его отдельных слоев по группам потребностей и др.

Долгое время исследователями обращалось внимание, прежде всего к такому социальному явлению, проблеме (и ее характеристикам), экономической категории как бедность. Данные о доходах, бедности и социальной защите можно узнать в Ежегодном издании «Социальное положение и уровень жизни населения России», Ежемесячном издании «Социально-экономическое положение России», Ежеквартальном и ежегодном издании «Доходы, расходы и потребление домашних хозяйств».

При статистическом изучении бедности, ее уровня и границ, прежде всего, устанавливается граница дохода, обеспечивающего потребление на минимально допустимом уровне. То есть определяется стоимостная величина прожиточного минимума (далее - ПМ), с которой и сравниваются фактические доходы отдельных слоев населения.

Правительство России, исходя из своих возможностей, пытается обеспечить гражданам и другим лицам, постоянно проживающим на его территории, достойные условия. Для этого оно использует стандарты, позволяющие определить реальные потребности людей, рассчитываемые по установленной методике и закрепленные нормативно. Понятие, виды, принципы урегулирования, порядок и основания расчета прожиточного минимума для жителей России разных групп установил закон от 24.10.1997 №134. По его положениям, прожиточный минимум – это стоимость (ценовой эквивалент) потребительской корзины и обязательных к уплате сборов и платежей.

Потребительская корзина (далее - ПК) – комплекс пищевых продуктов, совокупность услуг и других товаров, необходимых и достаточных для сохранения нормального здоровья индивида и обеспечения его жизнедеятельности, обеспечивающих комфортное и полноценное проживание человека на протяжении года и удовлетворяющих его минимальные потребности. От его состава зависит величина прожиточного минимума, который пересматривается каждый год в зависимости от уровня цен. C 1 января 2013 г. вступила в силу новая потребительская корзина, она действует до 2018 г.

ПК устанавливается на 2-х базовых уровнях:

1) по РФ разрабатывается правительством с участием трехсторонней комиссии по урегулированию социальных и трудовых отношений. Закрепляется на уровне ФЗ.

2) для каждого субъекта РФ устанавливается представительными (законодательными) органами ее субъектов с учетом климата, потребностей местного населения в еде и товарах непродовольственной группы.

В потребительскую корзину в первую очередь включены продукты питания, которые составляют около 50% ее стоимости. В странах Западной Европы, не превышает 20%. Большинство российских семей тратят на продукты питания больше половины семейного бюджета.

Стоимость минимальной продовольственной «корзины» определяется как произведение норматива потребления по каждому продукту на его среднюю цену. Для определения минимально необходимого объема потребления непродовольственных товаров и услуг, а также расходов на уплату налогов и других обязательных платежей используются данные выборочных бюджетных обследований о расходах на эти цели 10% наименее обеспеченного населения.

В США для анализа уровня бедности и равномерности распределения доходов применяется метод - «шкалы эквивалентности». В его основе оценка расходов различных групп домашних хозяйств на минимальный набор продовольственных товаров. Еще в начале 1960-х гг. в США было проведено обследование, в итоге которого установлено, что медианная семья тратит 30% своего дохода на покупки продовольствия. Исходя из этого стоимость минимального набора продовольственных товаров для различных групп домашних хозяйств умножается на 3, чтобы получить оценку дохода бедной семьи. Этот метод широко используется для оценки бедности в правительственных документах. Аналогичный метод применяется в ФРГ.

Прожиточный минимум включает набор продуктов питания, обеспечивающий минимально необходимую для жизни их калорийность и питательную ценность, расходы на непродовольственные товары и услуги, налоги и другие обязательные платежи, соответствующие затратам на эти цели семей, имеющих наиболее низкие доходы.

Минимальная продовольственная корзина в России разработана как длявсего населения, так и для его отдельных половозрастных групп. С учетом территориальных различий в структуре потребления населения, структура минимальной потребительской корзины дифференцирована по восьми природно-климатическим зонам РФ.

См. также:

- Федеральный закон «О государственной социальной помощи» от 17.07.1999 N 178-ФЗ (действующую редакцию).

- Федеральный закон «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» от 28.12.2013 N 442-ФЗ (действующую редакцию).

Одним из тех показателей,к которому достаточно часто обращаются исследователи при рассмотрении положения дел в социальной жизни это статистический показатель неравенства- коэффициент Джини. Данный макроэкономический показатель, характеризует дифференциацию денежных доходов населения в виде степени отклонения фактического распределения доходов от абсолютно равного их распределения между жителями страны.

Уровень жизни населения как категория. В экономической литературе нет ее однозначного определения. Отсюда дискуссионным является и вопрос о перечне показателей, необходимых для адекватной ее статистической характеристики. Так, весьма распространенным является метод, в соответствии с которым уровень жизни определяется, прежде всего, как совокупность товаров и услуг, которыми располагает отдельный человек (семья или социальная группа населения).

При этом одним из наиболее важных индикаторов уровня жизни, как правило, считается показатель доходов домашних хозяйств, определяющий их возможность приобретать товары, услуги и различные активы. Доходы используются на финансирование, потребительских расходов и сбережение, которое может быть источником будущих расходов на потребление или использоваться для финансирования приобретения населением финансовых активов и имущества (дома, земля и др.), владение которыми также влияет на уровень жизни.

Ввиду отсутствия единого обобщающего показателя, характеризующего уровень жизни населения, для его анализа рассчитывается целый ряд статистических показателей, отражающих различные стороны данной категории и сгруппированных в следующие основные блоки:

1) показатели доходов населения;

2) показатели расходов и потребления населением материальных благ и услуг;

3) сбережение;

4) показатели накопленного имущества и обеспеченности населения жильем;

5) показатели дифференциации доходов населения, уровня и границ бедности;

6) социально-демографические характеристики;

7) обобщающие оценки уровня жизни населения.

Приведенная подсистема показателей уровня жизни занимает особое место в общей системе показателей социально-экономической статистики. Многие из этих показателей используются для общей характеристики состояния экономики: при проведении международных сопоставлений уровней экономического развития различных стран, для разработки социальной политики государства и определения первоочередных направлений социальной поддержки отдельных групп населения. Данная подсистема показателей отражает больше количественную сторону изучаемой категории.

Обобщающие показатели уровня жизни населения. Анализ основных показателей уровня жизни показывает, что каждый из включенных в них показателей отражает количественную или качественную характеристику одного из аспектов благосостояния общества. Определяющим фактором благосостояния общества является уровень экономического развития страны, поэтому основные индикаторы состояния экономики часто используются в качестве обобщающих показателей уровня жизни. К ним относятся объем валового внутреннего продукта (далее - ВВП), национальный доход и чистый национальный располагаемый доход. В статистической практике наиболее широко применяется показатель объема ВВП, являющегося конечным результатом производственной деятельности. Для анализа уровня жизни, его динамики и проведения сравнительной характеристики по регионам объем ВВП рассчитывается в реальном выражении (в постоянных ценах) на душу населения. При проведении международных сопоставлений данный показатель оценивается в долларах на основе паритета покупательной способности (далее - ППС) валюты.

Одним из существенных недостатков указанных стоимостных обобщающих показателей, используемых для анализа уровня жизни, является то, что они содержат элементы, прямо не связанные с уровнем жизни. Так, ВВП включает расходы на содержание армии, государственного аппарата и т.д. ВВП как показатель используется в течение долгого времени при обсуждении вопросов экономического роста, но его адекватность в качестве критерия экономического прогресса часто ставится под сомнение. Применение альтернативных показателей может дать совсем иную оценку сближения или расхождения национальных экономик.

Поэтому для оценки уровня благосостояния населения предлагается использовать натуральные показатели, тесно коррелирующие с указанными макроэкономическими показателями, к примеру, коэффициент младенческой смертности и ожидаемая продолжительность жизни при рождении. Преимущество демографических показателей в том, что они отражают не только количественную характеристику уровня жизни, но и качественную.

Временные, межрегиональные и межгрупповые сопоставления уровня жизни населения. Категория уровня жизни имеет сопоставительныйхарактер, поскольку предусматривает сравнение значений соответствующихпоказателей во временном или пространственном аспектах. Во временномразрезе такие сопоставления необходимы для оценки влияния проводимыхсоциально-экономических преобразований на жизнь населения, поразличным регионам страны – для учета различий в уровне и условиях жизнинаселения, по отдельным доходно-имущественным группам – дляопределения степени экономической дифференциации общества. Важностьпроведения расчетов по оценке уровня жизни определяется, прежде всегоинтересами рациональной организации социальной помощи населению.

Сопоставление уровня жизни между регионами также может осуществляться с помощью показателя отношения «среднедушевой денежный доход – прожиточный минимум», а также с использованием индексов-дефляторов, рассчитываемых по фиксированной потребительской корзине с выделением региона-эталона. Можно проводить количественные межрегиональные сопоставления по целому множеству показателей. Для этого предлагается шкально-балльный метод построения композиционных индексов уровня жизни регионов. Этот метод предполагает выведение балльных оценок региона по значениям каждого из показателей, характеризующих различные аспекты социально-экономического положения населения.

Межгрупповые сопоставления. Большое значение в качестве характеристики экономического и социального состояния и развития общества, равномерности и справедливости распределения национального дохода имеют не только показатели степени общей экономической дифференциации населения (фондовое соотношение, децильные коэффициенты, индекс концентрации фондов), но и соотношение уровня жизни его различных доходно-имущественных и социально - демографических слоев и групп.

Социально-экономическая дифференциация населения во многом объясняется различной общественной значимостью труда, его технологическими особенностями, статусными различиями, уровнем образования и квалификации работающих, их талантами, профессиональной пригодностью, предпринимательскими возможностями и др. Это в значительной степени определяет и доходно-имущественное положение отдельных слоев.

К сущности понятия уровня жизни в социально-сопоставительном аспекте можно подойти, исходя не только из наличия у людей возможностей приобретения и использования различных потребительских благ, а, наоборот, отталкиваясь от противоположного принципа – невозможности приобретения тех или иных благ. Перечень таких благ весьма широк. Часть из них доступна всем или почти всем доходно-имущественным группам и слоям населения, другая часть – всем группам, кроме бедных, третья – только высокодоходным и богатым группам.

Итак, установив, какая часть из перечня потребительских благ оказывается доступной той или иной семье или используется ею, можем отнести эту семью к определенной социально-экономической группе. Этот принцип в форме выделения «набора лишений» (депривационный подход) широко используется для отделения бедных от более обеспеченных слоев населения. Однако этот же подход «лишения – возможности» используется в скрытой или явной форме во многих сопоставлениях, особенно касающихся близких, смежных социально-экономических групп. Элементы подхода «от лишений и возможностей» применяются и здесь при рассмотрении бедных слоев населения, среднего класса, а также обеспеченных и богатых.

Индекс стоимости жизни (далее - ИСЖ) также использовался для обобщающей характеристики благосостояния общества в статистической практике. Его расчеты в России начали проводиться еще в 1920-е гг. Стоимость жизни меняется в зависимости от динамики потребительских цен и структуры потребления, на которую влияют изменение потребительского спроса, состояние рыночной конъюнктуры и др.

ИСЖ должен был отражать влияние цен на уровень благосостояния населения. С этой целью сопоставлялись расходы, необходимые для поддержания фиксированного уровня жизни, при изменении цен на потребительские товары и услуги. При исчислении данного показателя определялся набор потребительских благ (потребительская корзина), типичный для структуры расходов определенной группы населения. Стоимость этого набора рассчитывалась в текущих и базисных ценах, а затем проводилось сопоставление полученных величин.Однако при такой методологии расчета фактически отражается не изменение стоимости жизни, а влияние на нее потребительских цен. Поэтому в конце 1950-х - начале 1960-х гг. в большинстве зарубежных стран, в которых регулярно публиковался индекс стоимости жизни, изменили его название: он стал именоваться «индексом потребительских цен». Данный индекс рассчитывается и в РФ. Он характеризует изменение стоимости жизни в зависимости от одного фактора - динамики цен на товары и услуги, входящие в состав потребительской корзины.

К обобщающим показателям специалисты стали относить среди прочих вариантов - Индекс человеческого развития (HumanDevelopmentIndex). Его цель - более широкое исследование уровня развития, чем основанное, например, лишь на одном показателе бедности (бедной считается страна, для которой ИЧР ниже 0.5). Полагается, что по мере повышения дохода сверх насущного уровня круг интересов человека расширяется, не замыкаясь на одном лишь материальном благосостоянии.

Этот агрегированный показатель разработан в рамках Программы развития Организации Объединенных Наций (далее – ООН) в 1990 г., характеризующий развитие человека в странах и регионах мира. Онсоставляется и используется в рамках специальной серии докладов данной организации о развитии человека.

Отражает достижения каждой данной страны в обеспечении 3-х важнейших аспектов человеческого благополучия:

1) здоровья и долголетия (ожидаемая продолжительность жизни); средняя ожидаемая продолжительность жизни людей;

2) уровень образованности, из комбинации 2-х показателей –доля грамотности взрослого населения старше 15 лет (в %)и охвата населения тремя ступенями образования (начальным, средним и высшим); [средняя продолжительность обучения (количество лет)];

3) материального уровня жизни, исходя из величины реального ВВП на душу населения (переведенной в доллары с помощью паритета покупательной способности). Это - реальная величина средних доходов жителей. Шкала ИЧР от 0 до 1.

Достижения в каждой из этих областей сначала оцениваются в процентах от некой идеальной, ни в одной стране еще не достигнутой ситуации:

1) Ожидаемой продолжительности жизни, равной 85 годам;

2) Грамотности и охвата населения образованием всех трех ступеней на уровне 100%;

3) Реального ВВП на душу населения на уровне 40000 долл.

Исходя из рангов стран по ИЧР, эксперты ООН делят страны мира на тригруппы:

1) страны с высоким уровнем развития человеческого потенциала;

2) страны со средним уровнем развития человеческого потенциала;

3) страны с низким уровнем развития человеческого потенциала.

ИЧР 2015 г. отражал прогресс в области развития, достигнутый за последние годы, и позволяет увидеть актуальные тенденции в некоторых государствах. Он показывает, что уровень человеческого развития растет, но темпы его повышения снизились во всех регионах мира и прогресс весьма нестабилен. В странах Северной Африки, Ближнего Востока, Азиатско-Тихоокеанского региона, в Латинской Америк, Карибском бассейне его среднегодовые темпы снизились почти в два раза. Самый резкий спад ИЧР произошел в регионе Северной Африки и Ближнего Востокапо причине вооружённых конфликтов. Вцелом, темп прогресса в отношении ИЧР заметно выше в группе стран с низким и средним уровнем человеческого развития, что указывает на постепенное сужение разрыва между странами с более высоким и более низким уровнем человеческого развития. Рейтинг национальных достижений возглавляет Норвегия.Она занимала 1-е место в 2001-2006 гг., затем уступила его Исландии, но в 2008 г. вернулась наверх списка и всё это время лидирует. ИЧР Норвегии - 0,944. В десятке лидеров Австралия, Швейцария, Дания, Нидерланды, ФРГ, Ирландия, США, Канада и Новая Зеландия.

РФ в 2015 г. на семь позиций по сравнению с 2014 г. и заняла 50-е место с ИЧР - 0.798, открывая список стран с высоким уровнем человеческого развития (как и Беларусь). Основные показатели России: средняя ожидаемая продолжительность жизни при рождении — 70,1 лет; средняя продолжительность получения образования — 14,7 лет; валовой национальный доход на душу населения — $ 22352 в год (по ППС, в долларах США в ценах 2011 г.). В стране проживают около 142 500 000 человек. На показатели России негативно влияют - социально-экономическое неравенство среди населения, экологические проблемы, относительно низкая продолжительность жизни (особенно мужчин). Эти показатели России рассчитаны по итогам относительно благополучных 2013–2014 гг. В2015г. к негативным факторам прибавились значительные экономические проблемы, которые сейчас оказывают существенное отрицательное влияние на развитие государства и благополучие его населения. Тем неменее, Россия пока опережает в рейтинге своих соседей погруппе крупнейших государств с быстрорастущей экономикой (БРИКС), где Бразилия занимает в рейтинге 75 место, Китай — 90, Южная Африка — 116, Индия — 130.

Индекс интеллектуального потенциала человечества. Сейчас как образование, так и наука это непосредственные участники процесса производства. Поэтому для оценки влияния, которое оказывают знания на уровень материального благосостояния, был разработан специальный индекс, строящийся на 5 показателях, характеризующих основные аспекты интеллектуального потенциала:

1) средняя продолжительность обучения занятого населения (показатель достигнутой образованности);

2) полнота охвата начальным, средним и высшим образованием (текущий показатель образования, связанный с расходами на образование);

3) число аспирантов в расчете на 100 000 занятых (показатель целенаправленной подготовки научных кадров);

4) число занятых разработками и исследованиями в расчете на 100 000 занятых (показатель масштабов занятости научными исследованиями);

5) доля внутренних затрат на разработки и исследования в процентах от ВРП (показатель интенсивности научных исследований).

Настоящий индекс рассчитывается как среднеарифметическое перечисленных индикаторов по формуле. Индекс является интегральным, он отражает взаимосвязь науки и образования.

Индексчеловеческий капитал на душу населения. Это уровень затрат государства, предприятий и граждан на образование, здравоохранение и другие отрасли социальной сферы в расчете на душу населения

Коэффициент жизнеспособности населения. Он характеризует возможности сохранения генофонда, интеллектуального развития населения в условиях проведения социально-экономической политики, осуществляемой в момент обследования в стране. Этот коэффициент измеряется по пяти­балльной шкале. По результатам исследования ЮНЕСКО и ВОЗ (Всемирной организации здравоохранения) в1995 г. коэффициент жизнеспособности населения России был определен в 1,4 балла. Балл ниже 1,5 означает кризисное положение, падение уровня и качества жизни до той черты, за которой начинается вымирание населения.

Коэффициент жизнеспособности населения по разным группам стран имел следующее значение:

5 баллов — не имеет ни одна страна в мире;

4 балла — Швеция, Голландия, Бельгия, Дания;

3 балла — США, Япония, Германия, о. Тайвань, Сингапур, Юж­ная Корея и др.;

2 балла — Китай, Иран, Бразилия, Аргентина, Монголия, Турция, Вьетнам и др.;

1,6 балла — Сомали, Гаити, Бирма (с 1989 г. Мьянма);

1,5 балла — Босния, Западная Сахара.

Эта формула комбинированного подхода к определению социально-индивидуального человеческого и общественного потенциала их развития явилась наиболее объективной и продуманной, поэтому ООН приняла ее в качестве основного методологического инструмента. Диапазон расчета индекса человеческого развития широк и охватывает пространство от ожидаемой продолжительности жизни до уровня образования и ВВП на душу населения.

Итак, индекс это относительная величина сравнения, которая характеризует изменение социально-экономических явлений и процессов во времени, в пространстве или по сравнению с планом (нормой, стандартом). Форма выражения индексов – коэффициенты/проценты. Особенностью индексов является то, что в отличие от других относительных величин индексы характеризуют такие сложение явления, элементы которых не подлежат суммированию, они имеют синтетическое свойство. Учет их состояния, мониторинг и диагностика помогают не только стабилизировать положение в управлении социальной сферой, но и обуславливают возможность реализации сбалансированной стратегии развития страны в целом.

Основные вопросы

1. Определите сущность основных социальных стандартов качества жизни для развития социальной сферы и их социальное-экономическое и правовое обоснование

2. Назовите основные причины появления стран-лидеров и отстающих стран в контексте представления их в рамках существующих соответствующих индексовкачестважизникак показателей эффективности управления

3. Укажите факторы способствующие развитию стандартов качества жизни в современных странах

4. Обоснуйте свое мнение применительно к перспективам существования вышеуказанных стандартов качества жизнив управлении социальной сферой

 

Основные источники и литература

1. Всеобщая декларация прав человека [Электронный ресурс]: принята Генеральной Ассамблеей ООН от 10.12.1948 // СПС Консультант Плюс.

2. Европейская социальная хартия (пересмотренная), Страсбург, 3 мая 1996 года

3. Конституция Российской Федерации [Текст]. - М.: Приор,2016. - 32с.

4. Анисимова С.А. Социальная политика в системе социального обслуживания: Учебное пособие. – М.: АПКиППРО, 2016. – 188 с.

5. http://soc-education.ru/institute/libraries/Elektronnaya-Biblioteka/SocPolit/SocPolitSystSocObsl-2016.pdf

6. ВакаревС.И. Правовые аспекты отражения концепции социального государства в Конституции России.

7. Величенко Е.А. Теоретические основы формирования и развития региональной социально-экономической политики: системный подход //Вестник Северо-Кавказского гуманитарного института. 2016. Вып. №1 (17). – с. 35-42. http://www.skgi.ru/userfiles/file/1(17).pdf

8. Государственная и муниципальная социальная политика. Курс лекций: учебное пособие /коллектив авторов; под общ. Ред. Н.А Волгина. М.: КНОРУС, 2016. 1012 с. Раздел 1. http://www.knorus.ru/upload/knorus_new/pdf/10144.pdf

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...