Общие сведения о внешней политике ЕС. Приоритетные регионы
Несмотря на высокую степень интеграции между странами ЕС внешняя политика все еще имеет межгосударственный характер, так как международные отношения в значительной степени контролируются 28 государствами Евросоюза. ЕС, тем не менее проявляет все большую солидарность и постоянно стремится единогласно выступать по различным политическим вопросам, особенно в сфере торговли и энергетики. Была даже введена специальная должность верховного представителя союза по иностранным делам и политике безопасности[8]. В 2010 году бывшие делегации Еврокомиссии были переименованы в делегации ЕС и 54 из них до конца месяца были преобразованы в дипломатические представительства, имеющие более высокие полномочия чем обычные делегации. Функции, за которые раньше отвечало посольство Государства-председателя Совета ЕС взяли на себя обновленные делегации. Таким образом делегации ЕС представляли теперь не только интересы Еврокомиссии, но и интересы ЕС в целом, а также взяли на себя функцию координации национальных посольств. Приоритетных регионов для ЕС в настоящее время достаточно много. Это и Средняя и Центральная Азия, и Африка и страны Карибского Бассейна и Тихоокеанского региона и страны Восточной Европы. Все эти страны рассматриваются не только как рынки сбыта европейской продукции, там также проводится множество проектов в области агропромышленности, энергетики и т.д. Помощь этим регионам осуществляется в рамках Европейского консенсуса по содействию развитию, согласно которому страны ЕС обязались выполнять Цели развития тысячелетия. Суть консенсуса сводится к желанию стран ЕС искоренить бедность, безработицу, социальное неравенство, голод, отсталость и так далее в развивающихся странах.[9]
К примеру страны Африки, Карибского бассейна и Тихого океана, большинство из которых раньше были европейскими колониями, в основном британскими и французскими, (всего 79 государств) объединены в одноименную международную организацию целью которой является экономическое развитие стран участников и их интеграция в мировую экономику, а также создания пояса дружественных стран вокруг ЕС. Стимулом к формированию этой организации послужило то, что во время создания ЕС те европейские страны, которые имели бывшие колонии за пределами Европы хотели сохранить с ними свои особые отношения. Это желание привело к возникновению идеи “ассоциации” с зависимыми территориями, подразумевающей предоставление бывшим колониям торговых концессий а также оказания содействия их развитию. В 1963 и 1969 годах эта идея была формализована в 2 конвенциях, подписанных в столице Камеруна - Яунде - между Ассоциацией Африканских государств и ЕС. Далее последовали Ломейские конвенции, которые действовали с 1975 по 2000 год и имели цель установления особых торгово-экономических отношений с этими странами. Первая Ломейская конвенция была подписана в Того в 1975 году. В соответствии с данной конвенцией странам АКТ предоставлялась возможность беспошлинного экспорта тропической сельскохозяйственной и промышленной продукции. Также в виде субсидий и льготных кредитов Европейского фонда развития и Европейского инвестиционного банка, о котором уже упоминалось выше, предусматривалась финансовая и техническая помощь подписавшим конвенцию странам. Подписанная в 1979 году вторая Ломейская конвенция расширяло область сотрудничества, которое теперь касалось и миграции рабочей силы, защиты инвестиций, энергетической политики и других вопросов[10]. В 1985 году была заключена Третья Ломейская конвенция, которая еще больше углубила коммерческое сотрудничество а также были предприняты меры по усовершенствованию систем стабилизации экспортной выручки (СТАБЕКС – с помощью этой системы стабилизации ЕС гарантирует АКТ определенный уровень экспорта сырьевых товаров, также присутствует механизм компенсации потерь, вследствие изменения цен на мировых рынках тем государствам, чья экономика зависит от экспорта малой номенклатуры сырьевых ресурсов). Четвертая Ламейска конвенция регулировала вопросы торговли и была подписана в 1989 году.
Если подвести итог, то первые две Ломейские конвенции должны были содействовать промышленному развитию стран АКТ, третья была направлена на обеспечение продовольственной безопасности, а в четвертой основное внимание уделялось долгосрочному развитию, развитию островных государств, наращиванию частных инвестиций, развитию малого бизнеса и т.д. Все средства на помощь АКТ идут через ЕФР. К примеру с 2008 по 2013 год таким образом было выделено более 20 миллиардов Евро. Эти деньги идут также на развитие торговли, содействие более эффективному управлению природными ресурсами, развитие энергетики, обеспечение продовольственной безопасности, сельское хозяйство, развитие коммуникаций, транспорта и инфраструктуры, повышение эффективности государственного управления и др.[11] Также Европейский союз поддерживает мир и безопасность не только в странах АКТ, но и в странах Восточной Европы. Здесь финансы выделяются не только по линии ЕФР, Инструмента сотрудничества в области развития и Инструментов Европейского соседства и партнерства. Также деньги выделяются по линии механизма “Атена”, позволяющего государствам ЕС совместно управлять своими расходами для обеспечения военных или оборонительно-политических операций. Данное финансирование осуществляется всеми странами ЕС в зависимости от размера их национальных ВВП. Подобным образом финансируются операции в Боснии и Герцеговине, Сомали, Ливии. Также первостепенную роль играет Директорат по развитию и сотрудничеству Europe Aid, который объединил существовавшие ранее Директорат по содействию развитию в отношениях со странами Африки, Карибского и Тихоокеанского региона и агентство Europe Aid. Данный директорат состоит из 45 отделов и 9 департаментов. Главной задачей Директората является разработка политики международной помощи ЕС и координация ее реализации в различных регионах мира для обеспечения стабильности, устойчивого развития, продвижения мира безопасности, демократии и безопасности.
В рамках осуществления своей деятельности директорат сотрудничает с: Европейской службой внешних связей, офисом ЕС по предоставлению гуманитарной помощи, Директоратом по расширению, Директоратом по торговле. Финансируется помощь в развитии из средств общего бюджета ЕС, и формируется из традиционных собственных ресурсов, доходов от НДС и доходов, которые складываются из предоставляемой доли ВНП стран ЕС и ЕФР[12]. Страны АКТ были и остаются одним из основных внешнеполитических направлений ЕС. Об этом свидетельствует также и заключенный в 2000 году в городе Котону (Бенин) договор о партнерстве (Договор Котону) между странами ЕС а АКТ, который определил принципы сотрудничества на ближайшие 20 лет. Основная цель договора, как и раньше состояла в постепенной и гармоничной интеграции стран АКТ в мировую экономику, на базе консолидации процессов региональной интеграции внутри самой группы АКТ. Помимо базовых принципов сотрудничества (уважение прав человека и демократических норм, верховенство закона, режим справедливого правления) туда был добавлен принцип обязательного политического диалога между партнерами. Этот принцип теперь является обязательным для предоставления финансовой помощи ЕС. По прежнему к участию в проектах привлекается гражданское общество, поощряется частный сектор и поддерживаются проекты, связанные с защитой окружающей среды и добычей полезных ископаемых. Поэтапный переход к торговому режиму, базирующемуся на принципах взаимности а не односторонних преференций также предусмотрен в договоре Котона. Также будет поддерживаться региональные процессы интеграции в рамках которых ЕС будет продолжать сотрудничество с Западноафриканским экономическим и валютным союзом, Сообществом развития стран Южной Африки, Экономическим сообществом стран Западной Африки, Восточноафриканским сообществом. Благодаря соглашениям о региональном экономическом сотрудничестве к 2020 году появится возможность создать свободные экономические зоны в Африке[13].
Также политика ЕС по отношению к развивающимся странам претерпевает следующие изменения: 1. Программы помощи ЕС уделяют теперь большое внимание политическому диалогу, управлению и стабильному развитию, то есть становятся похожи на программы помощи Всемирного банка и Международного валютного фонда. 2. При администрировании внешней помощи особое внимание теперь должно уделяться эффективному использованию этой помощи, а также усилению координации. В 2001 году для этих целей был даже учрежден специальный орган – Центр сотрудничества по оказанию европейской помощи. 3. Политика Евросоюза все больше соответствует правилам ВТО 4. Также самым бедным странам был предложен беспошлинный выход их товаров на европейский рынок в течении определенного периода времени. Управляются государства АКТ генеральным секретариатом со штаб-квартирой в Брюсселе. Также в Женеве есть еще одно представительство. Основные органы АКТ это: Совет министров, комитет послов, парламентская ассамблея, совместная ассамблея АКТ-ЕС (собирается два раза в год, консультативный орган), Совет министров (входят министры стран АКТ и ЕС а также представитель Еврокомиссии), комитет послов АКТ-ЕС, центр развития предпринимательства, технический центр сельского хозяйства и земледелия[14]. В 1991 году для поддержки рыночной экономики и демократии в более чем 34 странах от Центральной Европы до Центральной Азии 61 страной и двумя международными организациями был создан Европейский банк реконструкции и развития, который является своего рода инвестиционным механизмом, возникшим в период смены политического строя в странах бывшего Восточного блока, нуждающихся в поддержке для создания частного сектора в условиях перехода к рыночной экономике. Помимо своих собственных средств, ЕБРР способен привлечь также большие объемы прямых иностранных инвестиций. Вкладывается капитал в основном в частные предприятия, зачастую совместно с коммерческими партнерами ЕБРР. Данный банк работает как с государственными компаниями с целью поддерживать процессы приватизации и структурной реорганизации этих компаний, так и осуществляет проектное финансирование предприятий, компаний, банков, причем вкладывается как в действующие фирмы, так и в новые производства. Для реализации курса на создание приемлемых условий для предпринимательской деятельности банк поддерживает тесные связи с правительствами стран региона.
В отличие от МБРР, ЕБРР широко привлекает средства в национальных валютах стран Восточной Европы (привлекается также российский рубль). Средства же привлекаются за счет выпуска облигаций[15]. Высшим органом управления ЕБРР является Совет управляющих, куда каждое правительство делегирует своего управляющего (как правило это министр финансов), Совет управляющих же передает большинство полномочий Совету директоров, который ответственен за стратегическое направление банка, руководство общей деятельностью и политику банка. Совет директоров осуществляет также полномочия, которые на него возложены Соглашением. Совет директоров банка состоит из 23 директоров, возглавляемых Президентом, причем каждый директор представляет одного или более акционеров. Должность президента является выборной, его избирает Совет управляющих на 4 года путем простого большинства голосов. Президент может быть переизбран на второй срок. Вице-президент также назначается на 4 года по рекомендации Президента и осуществляет его полномочия в случае недееспособности своего руководителя. Также в структуре банке присутствует Исполнительный комитет, контролирующий все ключевые моменты стратегии, финансовой устойчивости банка и эффективности и состоит также из Президента, вице-президентов и других членов, относящихся к высшему руководству банка. По другим направлениям деятельности банк также создан ряд комитетов и управлений, подчиняющихся непосредственно Президенту. Исполнительный комитет и президента консультирует Старшее оперативное руководство, регулирующее все аспекты деятельности ЕБРР[16]. Согласно своему уставу ЕБРР может работать только в странах, приверженных принципам демократии. Также во все инвестиционных операциях ЕБРР фигурирует забота об окружающей среде, так как она есть составной элемент эффективно работающей системы корпоративного управления. Помимо этого во всех своих инвестиционных операциях европейский банк реконструкции и развития способствует становлению в стране полноценной рыночной экономики (обеспечивает эффект воздействия на процесс перехода), берет на себя риски для оказания содействия частным инвесторам, не вытесняя их при этом с рынка, применяет рациональные принципы ведения банковской деятельности[17]. Инвестиции банка содействуют развитию конкуренции, предпринимательства и приватизации, проведению отраслевых и структурных реформ, укреплению правовых и финансовых систем, развитию и поддержанию необходимой инфраструктуры с целью поддержки частного сектора, внедрению эффективно и надежно работающей системы корпоративного управления в том числе и с целью решения проблем природоохраны. ЕБРР также является катализатором перемен в экономике, так как его действия приводят к стимулированию софинансирования и привлечению прямых иностранных инвестиций, привлечению отечественного капитала, оказанию технического содействия. Если говорить более детально, то ЕБРР вкладывает деньги в следующие сектора экономики: агропромышленный комплекс, ядерная безопасность, энергетика, фонды прямых инвестиций, финансовые учреждения, устойчивое ресурсопользование и изменение климата, транспорт, промышленное производство и услуги, природные ресурсы, муниципальная инфраструктура, правовые реформы, информационные и коммуникационные технологии. ЕБРР осуществляет деятельность в Азербайджане, Албании, Армении, Беларуси, Болгарии, Боснии и Герцеговине, Македонии, Венгрии, Грузии, Египте, Иордании, Казахстане, Кипре, Киргизской республике, Косово, Латвии, Литве, Марокко, Молдове, Монголии, Польше, России, Румынии, Сербии, Словакии, Словении, Таджикистане, Тунисе, Туркмении, Турции, Узбекистане, Украине, Хорватии, Черногории, Эстонии. Выводом из всего вышеперечисленного является то, что ЕС имеет экономические интересы практически по всему миру а его программы помощи в развитии существенно помогают развивающимся странам улучшить свои жизненные условия. Главным выводом из вышесказанного является то, что ЕС является интеграционным объединением мирового уровня с давней историей региональной интеграции. Интеграционные объединения, такие как объединение стран АКТ служат как достижению ЦРТ, так и для продвижения влияния ЕС на мировой арене. Одним из ключевых органов при проведении политики содействия развитию является ЕБРР[18].
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|