Характеристика приемов введения понятий
Возможны следующие приёмы при введении понятий: 1) можно составить такие упражнения, которые позволяют учащимся быстро сформулировать определение нового понятия. Например: а) Выписать несколько первых членов последовательности (), у которой =2, . Такая последовательность называется геометрической прогрессией. Попытайтесь сформулировать её определение. Можно ограничиться подготовкой к восприятию нового понятия. б) Выписать несколько первых членов последовательности (), у которой =4, Далее учитель сообщает, что такая последовательность называется арифметической прогрессией и сам сообщает её определение. 2) при изучении геометрических понятий упражнения формулируются таким образом, чтобы учащиеся построили сами необходимую фигуру и смогли выделить признаки нового понятия, необходимые для формулировки определения. Например: постройте произвольный треугольник, соедините отрезком его вершину с серединой противоположной стороны. Такой отрезок называется медианой. Сформулируйте определение медианы. Иногда предлагается составить модель либо, рассматривая готовые модели и чертежи, выделить признаки нового понятия и сформулировать его определение. Например: введено в 10 классе определение параллелепипеда. По предложенным моделям наклонного, прямого и прямоугольного параллелепипедов выделить признаки, по которым эти понятия различаются. Сформулировать соответствующие определения прямого и прямоугольного параллелепипедов. 3) Многие алгебраические понятия вводятся на основании рассмотрения частных примеров. Например: графиком линейной функции является прямая. 4) Метод целесообразных задач, (разработан С.И. Шохором-Троцким) С помощью специально подобранной задачи учащиеся приходят к выводу о необходимости введения нового понятия и целесообразности придания ему именно такого смысла, который оно уже имеет в математике.
В 5-6 классах таким методом вводятся понятия: уравнение, корень уравнения, решение неравенств, понятие действий сложения, вычитания, умножения, деления над натуральными числами, десятичными и обыкновенными дробями и т.д. Конкретно-индуктивный метод Сущность: а) рассматриваются конкретные примеры; б) выделяются существенные свойства; в) формулируется определение; г) выполняются упражнения: на распознавание; на конструирование; д) работа над свойствами, не включёнными в определение; е) применение свойств. Например: тема – параллелограммы:
1, 3, 5 – параллелограммы.
б) существенные признаки: четырёхугольник, попарная параллельность сторон. в) распознавание, построение: г) найти (построить) четвёртую вершину параллелограмма (* - задача №3, ст.96, Геометрия 7-11 класс: Сколько можно построить параллелограммов с вершинами в трёх заданных точках, не лежащих на одной прямой? Постройте их.). д) другие свойства: AC и BD пересекаются в точке О и АО=ОС, ВО=ОD; АВ=СD, AD=BC. е) А= С, В= D.
B
AD
Закрепление: решение задач №4-23, стр.96-97, Геометрия 7-11, Погорелов. Перспективное значение: а) используется при изучении и определении прямоугольника и ромба; б) принцип параллельности и равенства отрезков, заключённых между параллельными прямыми в теореме Фалеса; в) понятие параллельного переноса (вектора); г) свойство параллелограмма используется при выводе площади треугольника; д) параллельность и перпендикулярность в пространстве; параллелепипед; призма.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|