Абстрактно-дедуктивный метод
Сущность: а) определение понятия: - квадратное уравнение; б) выделение существенных свойств: х – переменная; a, b, c – числа; а≠0 при в) конкретизация понятия: - приведенное; примеры уравнений г) упражнения: на распознавание, на конструирование; д) изучение свойств, не включённых в определение: корни уравнения и их свойства; е) решение задач. В школе абстрактно-дедуктивный способ применяется тогда, когда новое понятие полностью подготовлено изучением предыдущих понятий, в том числе изучением ближайшего родового понятия, а видовое отличие нового понятия весьма простое и понятное учащимся. Например: определение ромба после изучения параллелограмма. Кроме того, указанный метод используется: 1) при составлении “родословной” определения понятия: Квадрат – это прямоугольник, у которого все стороны равны. Прямоугольник – это параллелограмм, у которого все углы прямые. Параллелограмм – это четырёхугольник, у которого противолежащие стороны параллельны. Четырёхугольник – фигура, которая состоит из четырёх точек и четырёх последовательно соединяющих их отрезков. Иначе говоря, родословная представляет собой цепочку понятий, построенных через обобщения предыдущего понятия, финалом которой является неопределяемое понятие (напомним, что в курсе школьной геометрии к таковым относятся точка, фигура, плоскость, расстояние (лежать между)); 2) классификация; 3) применяется к доказательствам теорем и решению задач; 4) широко используется в процессе актуализации знаний. Рассмотрим этот процесс, представленный системой задач: а) Дан прямоугольный треугольник со сторонами 3см и 4см. Найти длину медианы, проведённой к гипотенузе.
б) Доказать, что медиана, проведённая из вершины прямого угла треугольника, равна половине гипотенузы. в) Доказать, что в прямоугольном треугольнике биссектриса прямого угла делит пополам угол между медианой и высотой, проведёнными к гипотенузе. г) На продолжении наибольшей стороны АС треугольника АВС отложен отрезок СМ, равный стороне ВС. Доказать, что АВМ тупой. В большинстве случаев в школьном преподавании применяется конкретно-индуктивный способ. В частности, таким методом вводятся понятия в пропедевтических циклах начал алгебры и геометрии в 1-6 классах, причём многие определяющие понятия вводятся описательно, без строгих формулировок. Незнание учителем различных методов введения определений приводит к формализму, который проявляется следующим образом: а) учащиеся затрудняются применить определения в непривычной ситуации, хотя и помнят его формулировку. Например: 1) считают функцию - чётной, т.к. “cos” – чётная; 2) - не понимают связь между монотонностью функции и решением неравенства, т.е. не могут применять соответствующие определения, в которых основной приём исследования состоит в оценке знака разности значений функции, т.е. в решении неравенства. б) учащиеся обладают навыками решения задач какого-либо типа, но не могут объяснить, на основании каких определений, аксиом, теорем они выполняют те или иные преобразования. Например: 1) - преобразовать согласно этой формуле и 2) представьте, что на столе – модель четырёхугольной пирамиды. Какой многоугольник будет основанием этой пирамиды, если модель положить на стол боковой гранью? (четырёхугольник). Процесс формирования знаний, умений и навыков не ограничивается сообщением новых знаний. Эти знания должны быть усвоены и закреплены.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|