Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Лекция 3. Психологические особенности природы коррупционного поведения




Цель занятия: раскрыть особенности уголовного закона в системе нормативно-правовых актов РК, уяснить порядок действия уголовного закона, рассмотреть вопросы сотрудничества с зарубежными странами и проблему выбора уголовной нормы для применения.

План лекции:

3.1 Психологические механизмы коррупционного поведения

3.2 Личностные детерминанты коррупционного поведения

3.2.1 Профилизация субъект-субъектных отношений в различных поведенческих моделях

3.2.2 Особенности формирования свойств личности под влиянием коррупциогенных факторов

Ключевые слова: уголовный закон, экстрадиция, действие закона.

Коррупция на политическом уровне представляется реальной угрозой суверенитету нашей страны наряду с такими явлениями, как экономическая дезинтеграция, истощение природных ресурсов и международный терроризм. Несмотря на такую значимость данной проблемы в науке до сих пор рассматривались преимущественно юридические, экономические и социальные аспекты коррупции, в то время как психологические аспекты коррупционного поведения оставались за рамками внимания ученых.

Целью монографии являлось обоснование психологической природы коррупционного поведения государственных служащих как нового научного направления психологии. В данной работе показано, что это новое научное направление характеризуется собственным предметом, категориально-понятийным аппаратом, методологическими подходами и методами исследования, прикладными областями и практическими применениями.

В качестве предмета исследования коррупция может быть выделена в рамках не только права, социологии, экономики и политологии, но и философии, истории, педагогики и психологии. В рамках психологии речь идет о выделении предметных областей исследования психологии коррупции в рамках различных отраслей психологической науки.Предмет исследования коррупции в рамках психологической науки можно определить как особенности коррупционного поведения субъекта государственной власти. В работе показано, что анализ проблемы коррупции может проводиться в рамках различных отраслей психологической науки: юридической психологии, социальной психологии, психодиагностики, психологии развития и др.

Одним из ведущих источников деструктивного поведения, коррупции и взяточничества выступает конфликт интересов личности госслужащего. Рассогласование мотивационной структуры личности актуализирует механизмы принятия решения и прогнозирование возможных последствий личностного выбора. Конфликт интересов в деятельности государственных служащих обусловливается их личностными особенностями, особенностями трудовой мотивации и должностным статусом.

Во главу концепции коррупционного поведения становится теория отчуждения, которая является одним из объяснительных механизмов данного явления. В работе выведен Закон коррупционной нормы: коррупция является нормой в системе государственной службы в условиях тотального отчуждения госслужащих от нормосообразного поведения. Следствием этого закона является тезис: система с высоким коррупционным давлением вытесняет из своих рядов лиц с высокой антикоррупционной устойчивостью.

В настоящем исследовании введены и определены новые операциональные понятия: коррупционное поведение, коррупционное давление, антикоррупционная устойчивость, склонность к коррупции.

В работе вводится понятие «Коррупциогенная личность» - это определенный социальный тип, обладающий высокой склонностью к коррупции и низкой антикоррупционной устойчивостью. В ситуации коррупционного давления такая личность с большей вероятностью выберет коррупционное поведение и с очень низкой вероятностью откажется от него.

Основным препятствием на пути реализации противокоррупционных мер, а в психологической плоскости - основным препятствием нравственного выбора в профессиональном поведении государственного служащего - является процесс маргинализации государственных служащих, поскольку он противоречит таким психологическим категориям, как ответственность, нравственная позиция, и совесть.

В работе приведен сравнительный анализ идеального и коррупционного поведения госслужащих, который показал существенные различия в их ценностно-смысловой сфере, в частности для идеального госслужащего свойственна нормосообразность, а для коррупционера – отчуждение от норм.

В данной монографии приводятся примеры эмпирического исследования коррупционного поведения госслужащих, а также описывается опыт проведения противокоррупционного тренинга по авторской программе. Предлагаемая система профилактики коррупционного поведения в виде «Антикоррупционного тренинга» способствует формированию антикоррупционной устойчивости у молодежи.

В завершении работы дается обоснование диагностической методики «АКорД» - антикоррупционной диагностики, основанной на трех измерительных шкалах: самодостаточность, субъективная семантика и саморегуляция. Чтобы диагностировать уровень антикорррупционной устойчивости необходимо учитывать индивидуальную систему субъективных значений. Это возможно в случае использования методов психосемантики.

Данная методика может стать серьезным и эффективным диагностическим инструментарием для выявления такой сложной, скрытой и комплексной характеристики, как антикоррупционная устойчивость. Методика апробирована, произведена ее проверка на надежность и валидность. Сравнение данных, полученных с помощью этой методики, на выборке осужденных по статьям 290-295 Уголовного кодекса РФ и выборке действующих государственных служащих показали статистически значимые различия по уровню антикоррупционной устойчивости (у осужденных он ниже на уровне р0,05).

Результаты исследования целесообразно использовать: в дальнейших теоретических исследованиях проблемы коррупционного поведения, в диагностике и прогнозировании коррупционного поведения, социально-психологических тренингах антикоррупционной устойчивости, преподавании юридической психологии и смежных с ней дисциплин.

Монография предназначена для психологов, социологов, юристов и других специалистов, занимающихся исследованием коррупции и коррупционного поведения.

Рекомендуемая к изучению литература:

Закон Республики Казахстан от 16 июля 1997 г. "О введении в дейст­вие Уголовного кодекса Республики Казахстан". Алматы: Санат, 1997.

Закон Республики Казахстан в редакции закона от 15 июня 1991 г. "О порядке опубликования и вступления в силу законов Казахской ССР и других актов, принятых Верховным Советом Казахской ССР и его органами, Президентом Казахской ССР"// Ведомости Верховного Совета Казахской ССР, 1990. №19; 1992. №5.

Закон Республики Казахстан "О гражданстве "//Ведомости Верховно­го Совета РК. 1991. № 52. 28 декабря.

Барков А.В. Уголовный закон и раскрытие преступления. М., 1980.

Благов Е.В. Норма уголовного права: структурный аспект. М., 1961. С.91-99.

Бойцов А.И. Действие уголовного закона во времени и простран­стве. СПб: Изд. СПбГУ, 1995. С.257.

Бойцов А.И. Толкование уголовного закона// Вестник ЛГУ. Сер. 6. 1991.Вып.З.С.97-Ю9.

Брайнин Я.М. Уголовный закон и его применение. М., 1967.

Брайнин Я.М., Тилле А.А. Обратная сила закона. М., 1969.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...