Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Лекция 9. Религиозные нормы и ценности как принципы антикоррупционные культуры общества




Цель: Усвоение знаний об освобождении от уголовной ответственности и наказания

План лекции:

Ответственность за коррупцию в различных религиозных вероисповеданиях

Ключевые слова: Деятельное раскаяние, амнистия, необходимая оборона, условно-досрочное освобождение

Проблема коррупции чрезвычайно актуальна в современном российском обществе, о чем свидетельствуют многочисленные публикации в научной литературе и периодической печати, выступления представителей общественности, обсуждения в СМИ и т.д. Социально-экономические преобразования 90-х годов прошлого столетия, которые привели к крупным социальным потрясениям, способствовали тому, что в современной российской действительности коррупция стала одной из ключевых характеристик социальных отношений. В мировом рейтинге коррупции Россия занимает 154 позицию из 178 возможных, соседствуя с такими государствами, как Кения, Конго, Новая Гвинея и Папуа, причем в этом рейтинге еще в 2000 г. она находилась на 82 месте, за истекшее десятилетие вдвое ухудшив свои позиции. Негативная динамика наблюдается и по другим параметрам [61, с. 8]. Данная проблема не обошла стороной и сотрудников правоохранительных органов России. По исследованиям ученых на одну тысячу сотрудников милиции приходится один преступивший закон, из-за противоправной деятельности которого положительный образ сотрудников милиции в глазах населения России снижается [42, с. 64]. Многообразие причин возникновения и распространения коррупции в правоохранительных органах, а также необходимость разработки эффективных мер ее профилактики, актуализирует вопрос о профессиональной воспитательной работе с сотрудниками полиции. В соответствии с приказами МВД России от 11 февраля 2010 г. № 80, от 01 февраля 2007 г. № 120, первостепенной задачей Министерства внутренних дел Российской Федерации является комплексное реформирование системы воспитательной работы в органах внутренних дел. Соответствующая задача ставилась Правительством России перед Министерством внутренних дел и ранее. Но только в настоящее время наблюдается кардинальное изменение самой организации работы с личным составом в целях повышения эффективности воспитательного процесса в правоохранительных органах. Антикоррупционное воспитание в данном контексте предполагает формирование у сотрудника правоохранительных органов антикоррупционных знаний, а также соответствующих моральных потребностей, убеждений, качеств и чувств, выражающихся в устойчивых нормах поведения, отвечающих антикоррупционному идеалу, которые в целом можно обозначить термином антикоррупционная позиция. Воспитание антикоррупционной позиции сотрудника полиции представляет собой длительный и непрерывной процесс, осуществление которого ведется в ходе профессиональной деятельности полицейского. Однако гораздо продуктивнее начинать антикоррупционное воспитание еще на ступени профессиональной подготовки будущих полицейских непосредственно в стенах образовательных учреждений МВД России, неразрывно связывая ценности антикоррупционного поведения личности с профессиональными компетенциями сотрудников правоохранительных органов. Не случайно ситуация именно в сфере профессионального образования вызывает серьезную озабоченность Совета при Президенте РФ по противодействию коррупции в РФ. Результатом этого стало директивное письмо «О подготовке образовательных программ с использованием зарубежного опыта по формированию антикоррупционного мировоззрения у школьников и студентов» № ИБ-16412, в котором нашли отражение обязательные требования: о внедрении в учебный процесс антикоррупционных форм обучения; о формировании профессорско-преподавательского состава для участия в преподавании дисциплин, развивающих указанные компетенции; о подготовке учебно-методического обеспечения данного процесса. Проведенный анализ научных работ по проблеме отражает общую обеспокоенность общества в необходимости формирования антикоррупционной позиции личности. Однако в педагогических исследованиях не нашли достаточного отражения вопросы, связанные с рассмотрением социально-педагогических условий формирования антикоррупционной позиции курсантов вузов МВД России. Следует также констатировать, что образовательные учреждения МВД России в целом слабо отреагировали на постоянно увеличивающийся уровень коррупции и в известной мере продолжают индифферентно относиться к проблеме антикоррупционного воспитания. Кроме того, при решении проблемы воспитания антикоррупционной позиции курсантов и слушателей образовательных учреждений МВД России практически невостребованными остаются ресурсы досуговой деятельности, обладающей безграничным воспитанным потенциалом. Анализ планов и программ воспитательной работы ряда образовательных учреждений МВД России позволяет сделать вывод о том, что, как правило, воспитание курсантов и слушателей в ходе досуга сводится лишь к культурно-массовой работе, связанной с организацией и проведением праздников различной направленности. Безусловно, и такая форма работы имеет определенную эффективность, однако необходимо четко понимать ее дискретный характер, связанный с календарной периодичностью государственных и ведомственных праздников. В тоже время практически не используются, в том числе в целях формирования антикоррупционной позиции личности, значительные ресурсы ежедневного свободного времени курсантов, большая часть которого затрачивается на самообразование и дополнительную физическую подготовку. Необходимость изучения проблемы формирования антикоррупционной позиции курсантов образовательных учреждений МВД России подтверждают следующие противоречия: - между современным социальным заказом системы образования МВД России на подготовку полицейских с выраженной антикоррупционной позицией, соответствующей реалиям жизни, и недостаточной адаптированностью самих образовательных учреждений к произошедшим изменениям в современном мире; -между высокой социально-правовой значимостью формирования антикоррупционной позиции курсантов вузов МВД России и слабой теоретико-методологической и практической разработанностью этой проблемы; - между необходимостью осуществления педагогами образовательных учреждений МВД России работы по формированию антикоррупционной позиции курсантов средствами социально-культурной деятельности и недостаточным использованием основных форм и методов воспитательной работы в ходе досуга для развития антикоррупционных личностных качеств будущих полицейских в современных условиях. На основании выявленных противоречий была определена проблема исследования: каковы социально-педагогические условия, способствующие эффективному формированию антикоррупционной позиции курсантов вузов МВД России средствами социально-культурной деятельности? Цель исследования: выявить и обосновать социально-педагогические условия, способствующие эффективному формированию антикоррупционной позиции курсантов вузов МВД России средствами социально-культурной деятельности. Объект исследования: процесс формирования антикоррупционной позиции курсантов вузов МВД России средствами социально-культурной деятельности. Предмет исследования: социально-педагогические условия формирования антикоррупционной позиции курсантов вузов МВД России средствами социально-культурной деятельности. Предварительное изучение проблемы позволило сформулировать гипотезу исследования: формирование антикоррупционной позиции курсантов вузов МВД России средствами социально-культурной деятельности будет эффективным при реализации следующих социально-педагогических условий: - организации социокультурной среды образовательных учреждений МВД России, способствующей формированию нравственных качеств будущих полицейских; - использовании технологии социокультурного проектирования антикоррупционной позиции курсантов образовательных учреждений МВД России; - разработке и реализации авторских программ антикоррупционного воспитания курсантов образовательных учреждений МВД России в процессе социально-культурной деятельности. В соответствии с целью, объектом, предметом и гипотезой исследования были поставлены следующие задачи: 1.Определить состояние изученности проблемы формирования антикоррупционной позиции личности в научной литературе. 2.Выявить содержание и структуру антикоррупционной позиции личности. 3.Определить особенности формирования антикоррупционной позиции курсантов образовательных учреждений МВД России. 4.Разработать педагогическую модель формирования антикоррупционной позиции курсантов и слушателей образовательных учреждений МВД России. 5.Выявить, теоретически обосновать и экспериментально проверить социально-педагогические условия формирования антикоррупционной позиции курсантов вузов МВД России в досуговой деятельности. Методологическую основу исследования составили работы по теории деятельностного (В.И. Андреев, П.Я. Гальперин, А.Н. Леонтьев, С.Я. Рубинштейн и др.), компетентностного (В.И. Байденко, Ф.Э. Зеер, И.А. Зимняя, В.Ш. Масленникова, П.П. Терехов и др.), личностно-ориентированного (Н.А. Алексеев, В.А. Белков, В.А. Петряско и др.) подходов, а также совокупность идей системно-целостного (Ю.А. Конаржевский, В.В. Краевский, Т.А. Ильин и др.), ценностного (В.П. Бездухов, A.B. Бездухов, Л.В. Вершинина, A.B. Милеев и др.), контекстного (A.A. Вербицкий и др.) подходов к проектированию учебно-воспитательного процесса. Кроме того, исследование базируется на идеях классической педагогики о значимости воспитания человека (Я.А. Коменский, Д. Локк, Ж.-Ж. Руссо, К.Д. Ушинский); философских и психолого-педагогических концепциях личности (А. Адлер, Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, А.Н. Леонтьев, К.К. Платонов, В.Н.Мясищев и др.). Теоретическую основу диссертационного исследования составляют: - концепции диалогической природы и многообразия культурных практик (М.М. Бахтин, В.В. Ильин, И.К. Кучинский, Д.А. Леонтьев, Ю.М. Лотман, М.С. Каган и др.); - научные исследования особенностей социализации современной российской молодежи (О.И. Карпухин, В.Т. Лисовский, А.Л. Маршак, К.Г. Мяло, В.Н. Орлов, Б.А. Ручкин, В.В. Скороходов, Б.А. Трегубов, А.П. Файн и др.); организации воспитательной работы с молодежью (Н.Ф. Басов, А.В. Волохов, Б.З. Вульфов, С.Н. Иконникова, В.Т. Лисовский, А.Н. Лутошкин, М.И. Рожков, И.И Фришман, С.Е. Хозе, Л.И. Уманский, М.М. Ященко и др.) и специфики молодежной культуры (А.С. Запесоцкий, В.Я. Суртаев и др.); - концепция личностно-ориентированного подхода в воспитании личности молодого человека (Е.В. Бондаревская, И.А. Зимняя, А.К. Колеченко, Н.В. Кузьмина, А.К. Маркова, А.А. Реан, Н.Ф. Талызина, А.П. Тряпицына, И.С. Якиманская, В.А. Якунин и др.). - научные исследования по взаимосвязи профессионально-трудовой и культурно-досуговой деятельности (А.Д. Жарков, Н.Ф. Максютин, В.Ш. Масленникова, П.П. Терехов, Д.В. Шамсутдинова и др.); обоснование путей и средств духовно-нравственного и эстетического обогащения свободного времяпрепровождения людей (Л.А. Волович, А.М. Новиков и др.). Решение поставленных задач осуществлялось с использованием следующих методов исследования: - теоретические: сравнительно-сопоставительный анализ психолого-педагогической и социокультурной литературы по проблеме исследования, конкретизация и обобщение, универсализация и унификация, методы аналогии, моделирования, проектирования и др. - эмпирические: психолого-педагогические методы сбора информации (педагогическое наблюдение, метод экспертных оценок, интервьюирование, анкетирование, изучение опыта реализации воспитательного потенциала социально-культурной деятельности в учреждениях дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности, диагностические методики), констатирующий и формирующий эксперименты; - статистические: статистический анализ и содержательная интерпретация результатов исследования, их математическая обработка, группировка и др. Организация исследования. Исследование проводилось в три этапа. На первом этапе (2009-2010 гг.) - подготовительный этап - проводилось изучение проблемы в теории и практике, осуществлялось ее теоретическое осмысление; определялся выбор методов теоретико-методологического анализа научной литературы, конкретизировались научные идеи исследуемой проблемы, формировалась гипотеза исследования, определились цель, задачи, предмет, объект исследования; разрабатывались теоретические основания воспитания антикоррупционной позиции курсантов и слушателей образовательных учреждений МВД России. На втором этапе (2010-2013 гг.) - основной этап - проводилась опытно-экспериментальная работа по апробации социально-педагогических условий формирования антикоррупционной позиции курсантов образовательных учреждений МВД России средствами социально-культурно деятельности. На третьем этапе (2013-2014 гг.) - заключительный этап - осуществлялись систематизация, обобщение и педагогическая интерпретация эмпирических результатов исследования; разрабатывались соответствующие методические рекомендации; осуществлялось оформление диссертации, подготовка и издание статей, определялись перспективы дальнейшего изучения исследуемой проблемы. Экспериментальная база исследования: основная научно-исследовательская и опытно-экспериментальная работа осуществлялась на базе Казанского юридического института МВД России и Учебного центра профессиональной подготовки сотрудников полиции МВД России по Республике Татарстан. На разных этапах экспериментальной работы в исследовании участвовало 349 курсантов и 17 преподавателей Казанского юридического института МВД России. Научная новизна исследования заключается в следующем: впервые в теории, методике и организации социально-культурной деятельности поставлена проблема формирования антикоррупционной позиции курсантов вузов МВД России средствами социально-культурной деятельности. При этом: Уточнено и конкретизировано содержание понятия «антикоррупционная позиция личности», представляющее собой интеграцию доминирующих избирательных опосредованных отношений человека, возникающих в ходе антикоррупционной деятельности, в виде психологической связи с различными сторонами коррупции, выражающейся в его действиях, реакциях и переживаниях. Раскрыты основные особенности формирования антикоррупционной позиции курсантов образовательных учреждений МВД России, среди которых выделяем: жесткую регламентацию воспитательного процесса, установление субъект-объектных отношений между педагогами и курсантами, а также преобладание учебных компонентов в антикоррупционном образовательном процессе. Разработана педагогическая модель формирования антикоррупционной позиции курсантов образовательных учреждений МВД России, состоящая из концептуальной, организационно-методической, эмпирической подсистем, каждая из которых соответствует подготовительному, формирующему и оценочному этапам процесса формирования антикоррупционной позиции курсантов вузов МВД России. Обоснованы и экспериментально апробированы социально-педагогические условия формирования антикоррупционной позиции курсантов вузов МВД России средствами социально-культурной деятельности: организация социокультурной среды образовательных учреждений МВД России, способствующей формированию нравственных качеств будущих полицейских, использование технологии социокультурного проектирования антикоррупционной позиции курсантов образовательных учреждений МВД России, разработка и реализация авторских программ антикоррупционного воспитания курсантов вузов МВД России в процессе культурно-досуговой деятельности. Теоретическая значимость исследования состоит в том, что представленные в диссертации материалы дополняют теорию социально-культурной деятельности путем осуществления систематизации и расширения исследовательских подходов к проблеме формирования антикоррупционной позиции курсантов вузов МВД России средствами социально-культурной деятельности. В работе уточнена сущность понятия «антикоррупционная позиция курсантов образовательных учреждений МВД России» в контексте исследуемой проблемы и определены основные особенности формирования антикоррупционной позиции курсантов вузов МВД России. Теоретически обоснована и экспериментально доказана эффективность социально-педагогических условий формирования антикоррупционной позиции курсантов вузов МВД России средствами социально-культурной деятельности. Практическая значимость исследования заключается в том, что основные результаты исследования могут использоваться при разработке программ воспитательной работы в образовательных учреждениях МВД России. Материалы исследования могут быть использованы при разработке спецкурсов по формированию антикоррупционной позиции студентов российских вузов средствами социально-культурной деятельности. Выводы и основные научные положения диссертации, экспериментальный материал, педагогическая модель формирования антикоррупционной позиции курсантов внедрены в образовательный процесс образовательных учреждений МВД России. Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечены методологической обоснованностью исходных теоретических положений, использованием адекватных методов исследования; корректной реализаций исходных теоретических положений и понятийно-терминологического аппарата исследования; проведением научного исследования в единстве с практической деятельностью автора; корректным применением аппарата математической статистики для обработки экспериментальных данных; тщательной проверкой гипотезы исследования. Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись на всех этапах работы над диссертацией, в ходе процесса опытно-экспериментальной работы в Казанском юридическом институте МВД России, докладывались и обсуждались на рабочих совещаниях, круглых столах, семинарах Казанского юридического института МВД России и Учебного центра профессиональной подготовки сотрудников полиции по Республике Татарстан, заседаниях кафедры социально-культурной деятельности Казанского государственного университета культуры и искусств. Были опубликованы статьи и материалы исследования в сборниках международных, республиканских и городских научно-практических конференций: XI Международной научно-практической конференции «В мире научных открытий» (г. Москва), Международной научно-практической конференции «Тенденции формирования науки нового времени» (г. Уфа), материалах круглого стола «Совершенствование деятельности правоохранительных органов по противодействию коррупции, (г. Казань), Международной научно-практической конференции «Психология и педагогика: теоретический и практический взгляд» (г. Уфа), Международной научно-практической конференции «Модернизация российского общества и подготовка кадров для отрасли культуры и искусств» (г.Казань) и др., в выступлениях перед воспитанниками учреждений дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности. На защиту выносятся положения: Антикоррупционная позиция личности представляет собой интеграцию доминирующих избирательных опосредованных отношений человека, возникающих в ходе антикоррупционной деятельности, в виде психологической связи с различными сторонами коррупции, выражающейся в его действиях, реакциях и переживаниях. Основными особенностями формирования антикоррупционной позиции курсантов образовательных учреждений МВД России являются жесткая регламентация воспитательного процесса, решение задачи формирования антикоррупционной позиции курсантов на всех этапах учебно-воспитательного процесса, установление субъект-объектных отношений между педагогами и курсантами, а также преобладание учебных компонентов в антикоррупционном образовательном процессе. Педагогическая модель формирования антикоррупционной позиции курсантов вузов МВД России содержит следующие взаимосвязанные и взаимодействующие подсистемы: концептуальную, организационно-методическую и эмпирическую, каждая из которых соответствует подготовительному, формирующему и оценочному этапам процесса воспитания антикоррупционной позиции курсантов образовательных учреждений МВД России. Социально-педагогическими условиями формирования антикоррупционной позиции курсантов вузов МВД России средствами социально-культурной деятельности являются: организация социокультурной среды образовательных учреждений МВД России, способствующей формированию нравственных качеств будущих полицейских; использование технологии социокультурного проектирования антикоррупционной позиции курсантов образовательных учреждений МВД России; разработка и реализация авторских программ антикоррупционного воспитания курсантов в процессе социально-культурной деятельности. Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии, приложений. Во введении раскрывается актуальность темы, определяются цель, объект, предмет, гипотеза и задачи исследования, определяются методологические основы и методы исследования, представлена научная новизна и практическая значимость диссертации, а также сформулированы основные положения, выносимые на защиту. В первой главе «Формирование антикоррупционной позиции курсантов вузов МВД России как педагогическая проблема» обосновываются теоретические положения, составляющие исходные позиции автора; раскрываются сущностные характеристики процесса формирования антикоррупционной позиции личности, его содержание и особенности; анализируется опыт решения проблемы в практике отечественных и зарубежных систем образования. Во второй главе «Социально-педагогические условия формирования антикоррупционной позиции курсантов вузов МВД России средствами социально-культурной деятельности» содержится обоснование разработанных условий, описание организации и проведения педагогического эксперимента по проверке их эффективности, а также представлена математическая обработка и интерпретация результатов исследования. В заключении излагаются основные выводы работы и перспективные направления дальнейших исследований проблемы формирования антикоррупционной позиции курсантов вузов МВД России средствами социально-культурной деятельности. В приложениях представлены образцы анкет, исследовательские методики и другие практические материалы. Глава I. Формирование антикоррупционной позиции курсантов вузов МВД России как педагогическая проблема 1.1 Состояние разработанности проблемы формирования антикоррупционной позиции личности в психолого-педагогической литературе Коррупция – одна из серьезных проблем государства, затрагивающая все стороны жизни общества, которая может поражать даже правоохранительную систему, сотрудники которой призваны противостоять и бороться с этим явлением. Коррупционное поведение сотрудников полиции дискредитирует органы внутренних дел, подрывает авторитет всей службы в целом. Коррупционные преступления, которые совершают сотрудники органов внутренних дел в связи со своей служебной деятельностью, довольно распространены и представляют повышенную общественную опасность, так как не только нарушают нормальную работу правоохранительных органов, подрывают авторитет государственной власти, но и существенно нарушают права, свободы и законные интересы граждан страны. Как отмечает Н.А. Сторчилова, преступник, наделенный знаниями закона, в том числе уголовного, обладающий властными полномочиями и имеющий в силу этого возможности применения различных средств принуждения к рядовым гражданам, вдвойне опасен [158, с. 5]. Предупреждение проблемы всегда предпочтительнее ее решения. Комплекс мер по профилактике коррупции во многих странах включает в себя педагогическую составляющую и, прежде всего, воспитательные меры по формированию высокой морали в полицейской и милицейской среде [117, с. 143-146]. Одна из главных причин сложившегося положения - это недостаточная профессиональная подготовка сотрудников. Рассмотрение коррупции как одного из самых серьезных препятствий для экономического и политического развития России, осознание того факта, что она представляет собой угрозу национальной безопасности, порождает необходимость в создании системы антикоррупционного воспитания как отдельного компонента системы воспитания [10, с. 5]. Именно поэтому антикоррупционное воспитание является важной частью как антикоррупционной политики России в целом, так и системы морально-психологического обеспечения органов внутренних дел. В широком педагогическом смысле антикоррупционное воспитание – это специально организованное, целенаправленное и управляемое воздействие с целью формирования в обществе неприятия коррупции, в том числе и при осуществлении учебно-воспитательного процесса. В узком педагогическом смысле – это процесс и результат специализированной учебно-воспитательной работы, направленной на организацию противодействия коррупции [114, с. 159-162]. Антикоррупционное воспитание является составной частью нравственного воспитания. Это целенаправленный процесс формирования у человека антикоррупционных знаний, соответствующих моральных потребностей, убеждений, качеств и чувств, устойчивых норм поведения. Тесную связь коррупции и нравственности личности можно проследить уже в переводе слова «коррупция». Так, латинско-русский словарь наряду с указанными значениями приводит и такие, как «совращение, упадок, превратность (мнения или взглядов), а также губить, разрушать, обольщать, искажать, фальсифицировать». В этой связи существует мнение, что латинский термин «corruptio» происходит от двух корневых слов «cor» (сердце, душа, дух, рассудок) и «ruptum» (портить, разрушать). Поэтому суть коррупции не в подкупе, продажности публичных и иных служащих, а в нарушении единства (разложении, распаде) той или иной социальной системы, в том числе системы государственной власти [78, с. 68-70]. В современный период общепринятым является понимание коррупции как использования должностным лицом своих властных полномочий и доверенных ему прав в целях личной выгоды, противоречащих уставленным правилам [85, с. 6–10.]. Федеральный закон определяет коррупцию как «противоправную деятельность (действие или бездействие), заключающуюся в использовании должностным лицом предоставленных полномочий с целью незаконного достижения личных и (или) имущественных интересов» [118]. По своей направленности и механизмам реализации коррупционное поведение – это разновидность социального поведения, оно представляет собой совокупность поступков и действий должностного лица, которые по своим результатам затрагивают интересы отдельных людей, социальных групп, социальных общностей или общества в целом. Именно в таком поведении проявляются индивидуально-психологические и социальные качества человека. С точки зрения социальной нормы коррупционное поведение можно рассматривать как один из видов девиантного поведения, которое определяется соответствием или несоответствием тех или иных поступков профессиональным нормам и социальным ожиданиям. Граница между нормой и отклонением от нее может быть размытой в зависимости от позиции того, кто дает оценку тому или иному поведенческому акту, а также от того, в контексте каких общественных норм производится эта оценка. Кроме того, существует постоянное расхождение между декларируемыми моральными нормами и принципами, с одной стороны, и реальной мотивацией поступков индивида, с другой [61, с. 154-160]. По мнению большинства юристов и юридических психологов, «никакие внешние обстоятельства не могут являться определяющими причинами противоправного деяния, если они не положены одновременно на внутренние детерминанты человеческой активности» [48, с. 42-46]. Здесь возникает вполне закономерные вопросы о том, что есть норма и отклонение в социальном развитии человека, каким образом институты социализации могут влиять на освоение социально одобряемых способов поведения и отношений личности? Норма – это то, что типично, что общепринято, что соответствует доминирующим общественным представлениям о должном в социальном поведении индивида и его отношениях с людьми. Норма – и есть стандарт одобряемого поведения человека. Если этот стандарт подвергается деформации, искажению, если он расплывчат, тогда возникает дезориентация личности в социальном пространстве, тогда исчезают внятные границы долженствования, определяющие нравственную и гражданскую позицию человека в системе социальных связей. Логика воспитания социальности, гражданственности, высокой нравственности в растущем человеке предстает вполне понятной: от чувств – к образам, к эталонам, образцам, к идеальным представлениям, а от них – уже к практической деятельности, к поступкам, к повседневному поведению, проявляющему и закрепляющему формирующееся отношение личности к важным социальным феноменам – гражданственности и нравственности. В конечном счете, как считает А.В.Репринцев, преимущественно эти качества определяют всю социальность взрослеющего человека, его гражданскую, его жизненную позицию, всю систему смысложизненных координат [140, с. 36-41]. Следовательно, антикоррупционное просвещение общества должно быть неотъемлемой частью нравственного и гражданского воспитания молодежи, формирования антикоррупционной культуры, осознания своих прав и обязанностей перед обществом [67, с. 219]. В настоящее время перед вузами ставится задача по целенаправленному антикоррупционному воспитанию, что способствует на начальной стадии образовательного процесса формировать у студентов антикоррупционное мировоззрение [ ]. Необходимо отметить, что научный поиск предпосылок коррупционного поведения и личностных качеств, препятствующих осуществлению коррупции, ведется очень давно, причем в рамках определенного научного знания исследуются свои специфические аспекты коррупции. В юриспруденции изучаются правовые последствия коррупции, в психологии – детерминанты коррупционного поведения и факторы, препятствующие его осуществлению, в социологии исследуются отношение людей к этому социальному явлению и т.д. Использование результатов данных исследований в педагогике позволяет осуществлять педагогическую деятельность, направленную на формирование личности чуждой к коррупции. Однако в настоящее время решение большинства как методологических, так и организационных, а также методических вопросов педагогического процесса, направленного по профилактику коррупционного поведения, далеко от своего завершения. Более того, до конца пока не ясно, как охарактеризовать личность, для которой деятельность по предложению и получению взятки была бы неприемлемой. Так, например, в научной литературе при исследовании данной проблемы встречаются формулировки, связанные с использованием терминов нетерпимость, неприемлемость, резистентность, устойчивость личности к коррупции и т.п., которые сами по себе не имеют однозначного толкования и не всегда предполагают четкий и однозначный отказ личности от возможных коррупционных действий. При этом необходимо понимать, что даже безразличное отношение человека к взяточничеству является стимулирующим фактором развития коррупции. Поэтому здесь целесообразнее использовать термины, ясно указывающие на невозможность осуществления личностью коррупционного поведения. Такой характеристикой личности может явиться ее антикоррупционность, предполагающая однозначно негативное отношение к коррупции, поскольку приставка «анти-» толкуется, например, в словаре С.И. Ожегова как образующая существительные и прилагательные со значением противоположности, враждебности, направленности против кого-нибудь или чего-нибудь [121-, с. 968]. Однако использование выражения «антикоррупционная личность» также сопряжено с рядом трудностей. Личность любого человека настолько сложное и многостороннее образование, что многие психические процессы и состояния, в которых она находится, не имеют прямого отношения к коррупции. В противном случае вполне приемлемыми бы оказались выражения антикоррупционные ощущения или антикоррупционная память личности, что представляется пока достаточно абсурдным. Очевидно, что антикоррупционной может явиться лишь какая-то часть, элемент целостной личности, обусловливающий деятельность антикоррупционного характера. При этом можно заметить значительную вариативность в понимании различными авторами основных результатов воспитательного процесса, направленного на противодействие коррупции (см. Табл. 1). Как и многие другие понятия, связанные с антикоррупционным воспитанием, его результаты на сегодняшний день не имеют однозначно закрепленного определения и рассматриваются учеными с разных точек зрения, согласуясь с темой исследования и личной приверженностью авторов. Однако каждая интерпретация вносит вклад в определение сущности этого понятия и потому нуждается в сравнительном анализе.

Рекомендуемая к изучению литература:

1. Антикоррупционная стратегия Республики Казахстан на 2015-2025 годы, утвержденная Указом Президента Республики Казахстан от 26 декабря 2014 года № 986

2. Антикоррупционная правовая политика: учеб. пособие / Е. Алауханов. - Алматы: Заң әдебиетi, 2009. - 256 с.

3. Нравственность как основа становления новой генерации государственных служащих. / Кабыкенова Б.С., Шаханов Е.А., Джусупова Р.С./. 2011.

4. Бюрократия, коррупция и эффективность государственного управления / В. Д. Андрианов. - М.: Волтерс Клувер, 2009. - 248 с. - Библиогр.: 234 с.

5. Коррупция и государство: Причины, следствия, реформы: Пер. с англ. О.А.Алякринского / С. Роуз-Аккерман. - М.: Логос, 2003. - 356 с.

 


Методические рекомендации по изучению дисциплины

 

Изучение учебной дисциплины «Основы антикоррупционной культуры» может быть успешным лишь при условии систематической работы студентов в течение всего учебного года. Несистематичность изучения учебных материалов, невыполнение рекомендованных заданий снизит возможность изучения данной дисциплины, приведет к пробелам в знаниях.

Все задания по данному курсу должны быть завершены до начала зачетной недели. Задания, сданные позднее установленного срока, получают оценку ниже установленной, не смотря на отлично выполненное задание, и это, в свою очередь, влияет на окончательную оценку по курсу.

Изучение курса должно быть активным, а не пассивным. Выполнение домашних заданий должно занимать не менее 2-3 часов в неделю. Вы должны постоянно консультироваться с преподавателем согласно графика консультаций. Учебник необходимо читать в течение всего периода изучения курса, а не только при выполнении заданий. Необходимо готовиться к каждому занятию. Успех изучения курса во многом зависит от Вашего участия в работе как в аудитории, так и вне ее. Экзамен будет направлен на проверку Ваших теоретических знаний и на оценку Ваших возможностей применять их на практике. На экзамене Вы будете отвечать на вопросы в виде тестов. Все задания на экзамене будут основаны на домашних работах, работе в аудитории и т.д. Промежуточные аттестации будут проводиться по пройденному предварительному материалу. Итоговый экзамен обязателен для всех и будет основан на пройденном материале.

До начала каждой лекции будет роздан материал, где будут отражены основные моменты темы. Пожалуйста, прочтите данный материал до начала занятий. После лекций обязательно прочтение всего заданного материала из основного учебника, указанного в конспекте лекций, и устный ответ на контрольные вопросы. Такая Ваша подготовка будет проверяться тестами, которые преподаватель будет проводить без предварительного предупреждения; оценка за такие тесты будет включена в итоговую оценку.

При выполнении заданий Вы не должны:

- заниматься плагиатом;

- позволять другим делать за Вас работу;

- пытаться сдать работу в не установленные сроки;

- не участвовать в работе группы при выполнении групповых заданий и требовать за это баллы и т.д.

Мы ожидаем, что Ваше отношение к курсу и поведение будут соответствовать К

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...