Классификация методов дидактики: основные подходы
Подласый: Впервые термин «дидактика» упомянул в своих сочинениях нем. педагог В. Ратке (1571-1635) для обозначения искусства обучения. Как «универсальное искусство обучения всех всему» трактовал дидактику и Я.А. Коменский. В начале 19 в. нем. педагог И.Ф. Гербарт придал дидактике статус целостной и непротиверочивой теории воспитывающего обучения. Неизменными с тех пор остаются и основные задачи дидактики: разработка проблем чему учить и как учить, а также когда, где, кого и зачем учить. Дидактика — часть общей педагогики, которая изучает сам процесс обучения как средство воспитания и развития и то, как обучение влияет на воспитание, развитие и образование ребенка. Обучение состоит из двух взаимосвязанных явлений – преподавания (профессиональной деятельности взрослых) и учения (специально организованной детской деятельности). Дидактика разрабатывает ЦЕЛИ, содержание, принципы, методы и средства обучения. Определяет направление частных методик и потому тесно связана с различными науками. На основе дидактики разрабатываются методы обучения, пособия, учебники и программы различных типов учебных заведений. Метод обучения - система целенаправленных действий учителя, организующих учебную деятельность учащихся, ведущую, в свою очередь, к достижению целей обучения (И.Я. Лернер). Некоторые дидакты считают, что методам учителя соответствуют методы ученика, то есть методы существуют не по одному а в паре (М.И.Махмутов (1926 – 2008, Педагог и филолог). Большинство дидактов, однако, описывают метод как систему единых действий учителя и ученика. Знание и выбор методов обучения определяет дидактические действия, операции, ведущие к достижению цели.
1. Традиционная классификация методов обучения, берущая начало в древних философских и педагогических системах и уточненная для нынешних условий. В качестве общего признака выделяемых в ней методов берется источник знаний. Таких источников издавна известно три: п рактика, наглядность, слово. В ходе культурного прогресса к ним присоединился еще один — книга, а в последние десятилетия все сильнее заявляет о себе мощный безбумажный источник информации — видео в сочетании с новейшими компьютерными системами. В данной классификации выделяется пять методов: практический, наглядный, словесный, работа с книгой, видеометод. Каждый из этих общих методов имеет модификации (способы выражения). По источнику знаний (Коменский Я.А., Ушинский К.Д.) - словесные методы (речь учителя, печатное пособие) Рассказ (младшие классе), Лекция, беседа, дискуссия. Достоинства: в сжатые сроки большой объем информации; формируют речь, словесно-логическое мышление Недостатки: вербализм - засилие слова, опасность отрыва учения от жизни, практики. - наглядные методы (представление объекта изучения в виде схем, таблиц, рисунков, моделей, приборов) Наглядность через восприятие и представление должна вести к формированию понятий, законов, теорий. Если этого не происходит, наглядность тормозит формирование знаний и развитие мышления. - практические методы (Упражнение для отработки умений, лабораторные, практическая работа) Практические методы применяются в сочетании с наглядными и словесными. 2. По характеру познавательной деятельности (И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин)
- частично-поисковый (эвристический) включение учеников в решение проблемы, поставленной учителем, на отдельных этапах - исследовательский: ученики под руководством учителя решают проблемы, организуют эксперимент и используют другие средства учебного поиска. 3. Классификация методов по назначению (М.А.Данилов, Б.П. Есипов). В качестве общего признака классификации выступают последовательные этапы, через которые проходит процесс обучения на уроке. Выделяются следующие методы: • приобретение знаний; • формирование умений и навыков; • применение знаний; • творческая деятельность; • закрепление; • проверка знаний, умений, навыков. По дидактической цели По дидактическим целям выделяется две группы методов обучения: 1) методы, способствующие первичному усвоению учебного материала; 2) методы, способствующие закреплению и совершенствованию приобретенных знаний (Г.И. Щукина, И.Т. Огородников и др.). К первой группе относятся: информационно-развивающие методы (устное изложение учителя, беседа, работа с книгой); эвристические (поисковые) методы обучения (эвристическая беседа, диспут, лабораторные работы); исследовательский метод. Ко второй группе относятся: упражнения (по образцу, комментированные упражнения, вариативные упражнения и др.); практические работы. 5. Бинарная классификация методов обучения М.И. Махмутова построена на сочетании: 1) методов преподавания: Информационно-сообщающий, Объяснительный, Инструктивно-практический Объяснительно-побуждающий, Побуждающий 2) методов учения: Исполнительный, Репродуктивный, Продуктивно-практический, Частично-поисковый, Поисковый 6. Полинарная классификация. Л. Клингберг выделяет методы в сочетании с формами сотрудничества в обучении. Монологические методы: Лекция, Рассказ, Демонстрация Формы сотрудничества: Индивидуальные, Групповые, Фронтальные, Коллективные Диалогические методы6 беседы
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|